• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Борьба с СМС рекламой

Борьба с СМС рекламой.

Часть 1. Что делать до обращения в антимонопольную службу

В связи с массовыми обращениями граждан после введением программы «Росспам» и необходимостью установления фактического распространителя рекламы, Вологодское УФАС России считает необходимым  сообщить следующее.

 Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.

Установить фактического распространителя рекламы по реквизитам, указанным в сообщениях, часто не представляется возможным, в связи с отсутствием у антимонопольных органов полномочий на ведение оперативно-розыскной деятельности и получение персональных данных о владельцах телефонных номеров отправителей.

 Для решения данного вопроса Вологодское УФАС России настоятельно рекомендует получателям СМС рекламы до обращения в антимонопольную службу:

  • обратиться к своему оператору мобильной связи, направив письменный отказ от СМС рекламы по почте с уведомлением о вручении (отправка письма по электронной почте не является доказательством его получения надлежащим лицом);
  • более надежный вариант - составить письменный отказ от получения СМС рекламы в двух экземплярах на имя руководителя компании-оператора  мобильной связи. Первый экземпляр передать лично представителю в офисе компании, на Вашем втором экземпляре - поставить вх. № и /или подпись должностного лица.

Направление абонентом отказа от получения СМС рекламы предусмотрено «Условиями оказания услуг связи», разработанными каждым оператором и размещенными в качестве публичной оферты на официальных сайтах компаний в сети Интернет. В соответствии с данными условиями, абонент соглашается на весь срок действия договора об оказании услуг связи, подписанного сторонами, на получение рекламы при использовании услуг связи, при этом абонент вправе в любое время выразить свой отказ от получения рекламы.

Законодательством  РФ установлен месячный срок для ответов на обращения граждан.

 В случае отсутствия ответа в установленный срок и продолжения поступления СМС рекламы, Вы можете обратиться с заявлением в Вологодское УФАС России.   

При обращении в Вологодское УФАС России обязательно соблюдение определенных требований.

Борьба с СМС рекламой. Часть 2. Обращение в антимонопольную службу

Для рассмотрения обращений заявителей  по вопросу несанкционированной рассылки СМС рекламы, поступающей на зарегистрированные на их имена номера мобильных телефонов, необходимо  представить в Управление следующую информацию:

1. Фотографические снимки рекламы, полученные с Вашего мобильного телефона с указанием даты и времени получения СМС сообщения.

2. Детализированную выписку от оператора связи на время и дату получения СМС рекламы, представленной на фотографическом снимке.

В соответствии с положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23 ноября 2012 г.№711/12 (далее - Административный регламент) гражданин при подаче заявления в антимонопольный орган вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены доказательства, свидетельствующие о признаках нарушения законодательства о рекламе в случае невозможности предоставления доказательств. Возможность предоставить фотографические снимки с экрана мобильного телефона (заявления направляются по электронной почте), а также получения от оператора связи детализации входящих сообщений у заявителя имеется. В  соответствии с пунктом 28 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 №328, абонент вправе получить детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и номера.

В силу специфики нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение.

При этом сведения, подтверждающие факт поступления рекламы абоненту (детализацию услуг связи от оператора, содержащую указание на факт соответствующего соединения), а также сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу, антимонопольный орган вправе установить самостоятельно, запросив сведения у соответствующих лиц.

Вместе с тем, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания:

"Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.".

 3. Копию договора, заключенного с оператором мобильной связи по номеру телефона, на который поступает СМС  реклама.

Согласно практике, жалобы поступают от одного лица, тогда как номер мобильной связи  зарегистрирован на другое, которое не заявляло претензий к оператору связи по поводу СМС рекламы. Предоставление копии договора  также необходимо для передачи  информации оператору.

 4. Согласие на передачу Ваших персональных данных (ФИО, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, копии договора) не только оператору связи, но и третьим лицам - потенциальным рекламодателям и рекламораспространителям.

Данное согласие должно быть представлено в письменной форме с указанием ФИО, паспортных данных (серия, номер), почтового адреса и подписано Вами собственноручно  в соответствии с пунктом 3.7. Административного регламента. Форма согласия.

Получение такого рода согласия необходимо, поскольку детализация входящих соединений не позволяет решить проблему установления фактического распространителя рекламы, который несет ответственность за несанкционированную рассылку рекламы. Как показала практика, операторы предоставляют каналы подвижной связи в пользование хозяйствующими субъектами для передачи СМС сообщений с правом привлечения третьих лиц. Последние также получают такое право по цепочке. Поступление конкретного СМС сообщения на номер телефона абонента является результатом последовательных договоренностей со стороны не менее 5-ти юридических и физических лиц. При этом оператор не имеет правовых оснований контролировать содержание СМС сообщений, носят ли они информационный или рекламный характер. Кроме того, СМС реклама может поступать на номер телефона абонента с использование канала связи другого оператора.

 Сложная ситуация, связанная с применением антимонопольными органами части 1 статьи 18 Федерального закона о рекламе:

При получении рекламы посредством СМС или электронной почты, где в качестве отправителя указан буквенный или буквенно-цифровой адрес отправителя (на латинице), установить фактического распространителя сообщения чрезвычайно сложно, даже посредством привлечения операторами к поиску собственных служб безопасности и правоохранительных органов. Данные отправители работают вне правового поля, не имея договорных отношений с операторами мобильной связи. В настоящее время у операторов связи отсутствуют полномочия на блокировку спама. Для исправления сложившейся ситуации на сегодняшний день планируется внесение изменений в законодательство РФ. В настоящее время в стадии разработки находится  Проект закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О связи», в котором планируется  предоставить операторам связи правовые механизмы противодействия массовой рассылке, введя понятие «спам».

Борьба с СМС рекламой. Часть 3. Способы предупреждения поступления СМС рекламы

Гражданам при заполнении анкет в предприятиях торговли или работающих в сфере услуг, необходимо  внимательно ознакомиться с информацией, содержащейся в анкете. Если в анкете содержится пункт, согласно которому  потребитель соглашается на получение СМС рекламы и передачу его персональных данных организациям партнерам или иным 3-им  лицам для получения информации об акциях, скидках и др.,  следует дополнительно указать о своем отказе или поставить соответствующий знак, в случае наличия выбора.

При оплате услуг мобильной связи в терминалах (например, НОВОПЛАТ, QIWI) абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенных в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки СМС рекламы. Во избежание получения СМС рекламы использовать другие способы осуществления платежа.