Кассация поддержала Вологодское УФАС и отменила решение и постановление судов двух инстанций

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Арбитражный суд Северо-Западного округа разъяснил порядок исчисления сроков нахождения информации в РНП

Разногласия сторон возникли по определению даты включения информации об участнике закупки в РНП  и, как следствие, даты исключения такой информации.

Вологодское УФАС России 08.02.2023 исключило информацию об исполнителе из РНП  в связи с истечением предельного срока нахождения информации об исполнителе в РНП.

Не согласившись с досрочным исключением информации из РНП, заказчик обратился в Арбитражный суд Вологодской области  с исковым заявлением о признании незаконными действий управления.

Суды первой и второй инстанций удовлетворили требования заказчика и признали досрочное исключение информации из РНП несоответствующим Закону о контрактной системе*.

Суды посчитали, что датой начала исчисления сроков нахождения информации  об исполнителе в РНП является  07.12.2021 – дата вступления в законную силу судебного акта, которым установлено недобросовестное поведение исполнителя. Следовательно, информация об исполнителе должна быть включена управлением в РНП не позднее 10.12.2021 и исключена из РНП не позднее 10.12.2023 (но не ранее 07.12.2023).

Не согласившись с судебными актами, Вологодское УФАС обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Суд кассационной инстанции вынес постановление , удовлетворил кассационную жалобу службы, отменил судебные решения первой и второй инстанции и принял новый судебный акт.

Проанализировав Правила ведения РНП** и положения Закона о контрактной системе***, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что предельный срок включения в РНП информации не должен превышать 8 рабочих дней с даты поступления  обращения заказчика о включении в РНП информации об исполнителе.

Как следует из материалов дела, обязанность контрольного органа рассмотреть дело и включить информацию об участнике закупки возникла 14.09.2020г.

В этой  связи  суд кассационной инстанции принял во внимание, что в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ**** высказана позиция, согласно которой,  если заказчиком и контрольным органом  нарушены сроки подачи заявления  или включения информации в РНП, срок для исключения информации об исполнителе из этого реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган в сфере закупок должен был разместить эту информацию в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Таким образом, срок исключения информации о недобросовестном поставщике из РНП исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить эту информацию.

В рассматриваемом случае такой  датой являлось 14.09.2020 – день, когда УФАС должно было изначально включить информацию об исполнителе в РНП, следовательно, датой исключения информации из РНП является 14.09.2022г.

Таким образом, управление, исключив 08.02.2023 информацию об исполнителе  из РНП, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, не нарушило положения части 9 статьи 104 Закона № 44-ФЗ*****.

Арбитражный суд Северо-Западного округа посчитал выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочным,  сделанным на основании неправильного применения норм материального права.

Указанное постановление является прецедентным в практике антимонопольных органов ввиду того, что суд кассационной инстанции лишь в  исключительных случаях  отменяет решение двух судебных инстанций и принимает новый судебный акт по делу.

 

Справочно:

* Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

** пункт 11 Правил ведения РНП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, действующих на дату обращения заказчика в УФАС; пункт 13 Правил ведения РНП, утвержденных постановлением Правительства РФ от30.06.2021 №1078, действующих с 01.07.2021.

***части 2, 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ

****Пункт 24 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.

*****В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения заказчика в УФАС), предельный срок включения в РНП информации не должен превышать 8 рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ. Аналогичный предельный срок включения в РНП информации предусмотрен в части 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ, действующей с 30.12.2020.

Файлы для скачивания

Постановление А13-5717/2023
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.31 МБ