• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ № 246-14АМЗ/14

Номер дела: 246-14АМЗ/14
Дата публикации: 2 июня 2014, 10:17


  

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел.: (8172) 72-46-64,факс: (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                   

                                                            

ЗАО «ЖК Металлург -5»

162624, г. Череповец,

ул. Командарма Белова, д. 35 В

«29» мая 2014 г.  №  2677                                  

МУП «Водоканал»

    162600, г. Череповец,

         пр. Луначарского, д. 26

 

 

                              РЕШЕНИЕ № 246-14АМЗ/14

    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Щепелин Валентин Петрович –  заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт Управления,

Есина Екатерина Михайловна – специалист 1 разряда.

рассмотрев дело № 246-14АМЗ/14 в отношении закрытого акционерного общества «ЖК Металлург – 5»  по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

  УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Вологодского УФАС России 06.03.2014 г. поступило заявление от муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – Заявитель, Предприятие) о осуществлении со стороны закрытого акционерного общества «ЖК Металлург – 5» (далее – Ответчик, Общество) недобросовестной конкуренции.

Из заявления и представленных материалов следует, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 32 по пр. Луначарского в г. Череповце Вологодской области был расторгнут договор управления домом с Обществом и выбрано в качестве новой управляющей организации Предприятие. В связи со сменой управляющей компании в адрес Общества были направлены копия протокола общего собрания собственников, а также уведомление о необходимости передачи технической и иной документации на дом Предприятию. В соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации передача указанных документов должна состояться в течение 30 дней. Вместе с тем, Общество уклоняется от передачи указанных документов и тем самым создает препятствия Предприятию в полном объеме осуществлять деятельность по оказанию услуг управления многоквартирным жилым домом.

В соответствии с приказом Управления № 151 от 14.03.2014 г. в отношении Ответчика возбуждено дело № 246-14АМЗ/14 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия считает Ответчика нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции (статья 1 Закона).

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (статьи 4 Закона).

При этом под самой конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно установленным Законом нормам конкурентами могут являться участники гражданского оборота, обладающие статусом хозяйствующих субъектов и реализующие на одном товарном рынке определенный товар.

Управлением проведен анализ деятельности Общества и Предприятия в целях выявления между ними конкурентных отношений. По результатам данного анализа согласно данным  аналитического отчета № 14 от 11.03.2014 г. установлено, что указанные хозяйствующие субъекты осуществляют в границах г. Череповца Вологодской области один вид деятельности – управление многоквартирными жилыми домами, а потому являются конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами в городе Череповце.

Одним из способов управления многоквартирным жилым домом (далее – МКД) является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации – далее ЖК РФ).

Часть 3 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.

Как следует из части 9 статьи 161 ЖК РФ, МКД может управляться только одной управляющей организацией.

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещений в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством. Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.

Части 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусматривают случаи, когда собственники вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом. Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу от 14 декабря 2013 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: город Череповец, улица Ленина, дом 60, проведенного в форме заочного голосования, собственниками приняты решения о расторжении заключенного 01.11.2009 г. с Обществом договора управления МКД в связи с некачественным оказанием услуг и выборе в качестве управляющей организации Предприятие с 01.01.2014 г. На основании указанного решения собственников с Предприятием заключен договор управления МКД от 01.01.2014 г.

Таким образом, собственники МКД реализовали, предоставленное им законом право на отказ от договора управления МКД и избрания новой управляющей организации.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416).

Согласно пункту 18 данных Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес.

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая подобное уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ (пункт 19 Правил № 416).

Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в том числе вновь выбранной управляющей организации.

Пунктом 20 Правил № 416 установлено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491(далее – Правила № 491).

Пунктом 10 Правил № 491 определены общие требования к управлению многоквартирным домом, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Управление многоквартирным домом невозможно без технической документации на данный дом.

Согласно пункту 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Пунктом  26  Правил  № 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
         Пункт 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее –  Правила № 170) различает техническую документацию долговременного хранения и документацию, заменяемую с истечением срока ее действия.
         Так, в пункте 1.5.1 Правил № 170 установлено, что в состав технической документации длительного хранения входит:

план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций;

акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

паспорта лифтового хозяйства;

паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
         Согласно пункту 1.5.3 Правил № 170 в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:

сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;

акты технических осмотров;

журналы заявок жителей;

протоколы измерения сопротивления электросетей;

протоколы измерения вентиляции.

          В соответствии с пунктом 27 Правил № 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Предприятие в целях реализации установленного порядка для осуществления в полном объеме возложенных на него функций по управлению МКД письмом от 31.12.2013 г. № 12-03/5192 уведомило Общество о принятых собственниками решениях с направлением копии протокола общего собрания от 14.12.2013 г., а также попросило Общество   передать техническую и иной документацию на дом. Данное письмо получено Ответчиком 09.01.2014 г. вх. № 05/06.

В ответ на указанное обращение Общество сообщило, что протокол от 14.12.2013 г. направлен в Государственную жилищную инспекцию с целью проверки соблюдения процедуры проведения общего собрания собственников и установления правомочности принятых решений. В связи с этим вопрос о назначении даты и времени передачи технической документации может быть решен после проведения соответствующей проверки надзорным органом (письмо от 16.01.2014 № 15/06).

К материалам настоящего дела приобщен акт проверки отделом муниципального жилищного контроля контрольно-правового управления мэрии г. Череповца от 04.02.2014 г. из которого следует, что общее собрание собственников помещений МКД № 32 по пр. Луначарского по вопросу расторжения договора управления с Обществом и  выбора новой управляющей организации проведено без существенных нарушений требований Жилищного кодекса РФ.

Материалами дела подтверждается, что на момент обращения Предприятия с рассматриваемой жалобой и возбуждения настоящего дела техническая и иная документация на МКД Обществом Предприятию не передана.

Довод Ответчика о том, что документация на МКД не передавалась Предприятию ввиду того, что надзорными органами осуществлялась проверка соблюдения процедуры проведения общего собрания собственников и установления правомочности принятых решений, Комиссией не принимается, поскольку действующие жилищное законодательство ставит в обязанность организации, ранее управлявшей МКД, передать документацию на дом не позднее тридцатидневного срока с момента получения уведомления о принятом собранием собственников решении о досрочного расторжении договора управления домом и выборе организации для управления этим домом.

Таким образом, Ответчик более двух месяцев уклоняется от передачи необходимой документации на дом.

Закон о защите конкуренции, формулируя требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, устанавливает, запрет на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона). При этом перечень, указанных в Законе о защите конкуренции форм недобросовестной конкуренции, не является исчерпывающим. Актом недобросовестной конкуренцией могут быть признаны иные действия хозяйствующих субъектов, прямо не названные Законом, но отвечающие общему определению понятия «недобросовестная конкуренция».

Действия Общества по уклонению от передачи технической и иной документации на МКД Предприятию направлены на получение конкурентных преимуществ, сохранение и укрепление своего положения на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, противоречат законодательству и причиняют убытки конкуренту.

Ответчик, уклоняясь от передачи технической и иной документации на МКД, создавал тем самым препятствия для осуществления в полном объеме новой выбранной управляющей организации функций по управлению МКД. Невозможность организации в полной мере обеспечить выполнение всех мероприятий, связанных с управлением домом, может послужить основанием, в том числе, к расторжению с ней договора управления МКД, то есть потере потребителей, которые могут перейти к конкуренту.

Кроме того, в связи с отсутствием необходимой информации (регистрационные карточки с указанием количества зарегистрированных граждан, конечные показания  индивидуальных приборов учета и так далее) Предприятие не имеет возможность осуществить начисление платы за жилые помещения и коммунальные услуги и потому несет убытки в виде недополученной прибыли.

Комиссия расценивает действия Ответчика как акт недобросовестной конкуренции, не допустимый частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела Сторонами представлен акт приема-передачи технической документации МКД № 32 по пр. Луначарского от 01.05.2014 г. Согласно данному акту Предприятию передана не вся необходимая документация на дом, в частности не переданы: технический паспорт на МКД; документа (акты) о приеме результатов работ, акты осмотра состояния инженерных коммуникаций, приборов учета, инженерного оборудования, конструктивных частей МКД (пп. а, б, в п. 24 Правил № 491, п. 1.5.1, 1.5.3 Правил № 170); проектно-сметная документация и исполнительные чертежи схем внутренних сетей (п. 1.5.1 Правил № 170); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт (п. 1.5.3 Правил № 170). На заседании Комиссии Ответчик данный факт не оспаривал, причин не передачи Заявителю указанных документов пояснить не смог.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства и его последствия Обществом устранены не полностью.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 50, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать закрытое акционерное общество «ЖК Металлург – 5»  нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Закрытому акционерному обществу «ЖК Металлург – 5» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    В.П. Щепелин

 

Члены Комиссии:                                                                                                  А.А. Власов 

            И.А. Смышляева

                                                                                                                                   И.С. Лукова

                                                                                                                                   Е.М. Есина

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8764 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 246-14АМЗ/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8764 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401776393 [changed] => 1401776393 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401776393 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


  

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел.: (8172) 72-46-64,факс: (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                   

                                                            

ЗАО «ЖК Металлург -5»

162624, г. Череповец,

ул. Командарма Белова, д. 35 В

«29» мая 2014 г.  №  2677                                  

МУП «Водоканал»

    162600, г. Череповец,

         пр. Луначарского, д. 26

 

 

                              РЕШЕНИЕ № 246-14АМЗ/14

    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Щепелин Валентин Петрович –  заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт Управления,

Есина Екатерина Михайловна – специалист 1 разряда.

рассмотрев дело № 246-14АМЗ/14 в отношении закрытого акционерного общества «ЖК Металлург – 5»  по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

  УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Вологодского УФАС России 06.03.2014 г. поступило заявление от муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – Заявитель, Предприятие) о осуществлении со стороны закрытого акционерного общества «ЖК Металлург – 5» (далее – Ответчик, Общество) недобросовестной конкуренции.

Из заявления и представленных материалов следует, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 32 по пр. Луначарского в г. Череповце Вологодской области был расторгнут договор управления домом с Обществом и выбрано в качестве новой управляющей организации Предприятие. В связи со сменой управляющей компании в адрес Общества были направлены копия протокола общего собрания собственников, а также уведомление о необходимости передачи технической и иной документации на дом Предприятию. В соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации передача указанных документов должна состояться в течение 30 дней. Вместе с тем, Общество уклоняется от передачи указанных документов и тем самым создает препятствия Предприятию в полном объеме осуществлять деятельность по оказанию услуг управления многоквартирным жилым домом.

В соответствии с приказом Управления № 151 от 14.03.2014 г. в отношении Ответчика возбуждено дело № 246-14АМЗ/14 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия считает Ответчика нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции (статья 1 Закона).

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (статьи 4 Закона).

При этом под самой конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно установленным Законом нормам конкурентами могут являться участники гражданского оборота, обладающие статусом хозяйствующих субъектов и реализующие на одном товарном рынке определенный товар.

Управлением проведен анализ деятельности Общества и Предприятия в целях выявления между ними конкурентных отношений. По результатам данного анализа согласно данным  аналитического отчета № 14 от 11.03.2014 г. установлено, что указанные хозяйствующие субъекты осуществляют в границах г. Череповца Вологодской области один вид деятельности – управление многоквартирными жилыми домами, а потому являются конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами в городе Череповце.

Одним из способов управления многоквартирным жилым домом (далее – МКД) является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации – далее ЖК РФ).

Часть 3 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.

Как следует из части 9 статьи 161 ЖК РФ, МКД может управляться только одной управляющей организацией.

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещений в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством. Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.

Части 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусматривают случаи, когда собственники вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом. Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу от 14 декабря 2013 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: город Череповец, улица Ленина, дом 60, проведенного в форме заочного голосования, собственниками приняты решения о расторжении заключенного 01.11.2009 г. с Обществом договора управления МКД в связи с некачественным оказанием услуг и выборе в качестве управляющей организации Предприятие с 01.01.2014 г. На основании указанного решения собственников с Предприятием заключен договор управления МКД от 01.01.2014 г.

Таким образом, собственники МКД реализовали, предоставленное им законом право на отказ от договора управления МКД и избрания новой управляющей организации.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416).

Согласно пункту 18 данных Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес.

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая подобное уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ (пункт 19 Правил № 416).

Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в том числе вновь выбранной управляющей организации.

Пунктом 20 Правил № 416 установлено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491(далее – Правила № 491).

Пунктом 10 Правил № 491 определены общие требования к управлению многоквартирным домом, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Управление многоквартирным домом невозможно без технической документации на данный дом.

Согласно пункту 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Пунктом  26  Правил  № 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
         Пункт 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее –  Правила № 170) различает техническую документацию долговременного хранения и документацию, заменяемую с истечением срока ее действия.
         Так, в пункте 1.5.1 Правил № 170 установлено, что в состав технической документации длительного хранения входит:

план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций;

акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

паспорта лифтового хозяйства;

паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
         Согласно пункту 1.5.3 Правил № 170 в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:

сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;

акты технических осмотров;

журналы заявок жителей;

протоколы измерения сопротивления электросетей;

протоколы измерения вентиляции.

          В соответствии с пунктом 27 Правил № 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Предприятие в целях реализации установленного порядка для осуществления в полном объеме возложенных на него функций по управлению МКД письмом от 31.12.2013 г. № 12-03/5192 уведомило Общество о принятых собственниками решениях с направлением копии протокола общего собрания от 14.12.2013 г., а также попросило Общество   передать техническую и иной документацию на дом. Данное письмо получено Ответчиком 09.01.2014 г. вх. № 05/06.

В ответ на указанное обращение Общество сообщило, что протокол от 14.12.2013 г. направлен в Государственную жилищную инспекцию с целью проверки соблюдения процедуры проведения общего собрания собственников и установления правомочности принятых решений. В связи с этим вопрос о назначении даты и времени передачи технической документации может быть решен после проведения соответствующей проверки надзорным органом (письмо от 16.01.2014 № 15/06).

К материалам настоящего дела приобщен акт проверки отделом муниципального жилищного контроля контрольно-правового управления мэрии г. Череповца от 04.02.2014 г. из которого следует, что общее собрание собственников помещений МКД № 32 по пр. Луначарского по вопросу расторжения договора управления с Обществом и  выбора новой управляющей организации проведено без существенных нарушений требований Жилищного кодекса РФ.

Материалами дела подтверждается, что на момент обращения Предприятия с рассматриваемой жалобой и возбуждения настоящего дела техническая и иная документация на МКД Обществом Предприятию не передана.

Довод Ответчика о том, что документация на МКД не передавалась Предприятию ввиду того, что надзорными органами осуществлялась проверка соблюдения процедуры проведения общего собрания собственников и установления правомочности принятых решений, Комиссией не принимается, поскольку действующие жилищное законодательство ставит в обязанность организации, ранее управлявшей МКД, передать документацию на дом не позднее тридцатидневного срока с момента получения уведомления о принятом собранием собственников решении о досрочного расторжении договора управления домом и выборе организации для управления этим домом.

Таким образом, Ответчик более двух месяцев уклоняется от передачи необходимой документации на дом.

Закон о защите конкуренции, формулируя требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, устанавливает, запрет на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона). При этом перечень, указанных в Законе о защите конкуренции форм недобросовестной конкуренции, не является исчерпывающим. Актом недобросовестной конкуренцией могут быть признаны иные действия хозяйствующих субъектов, прямо не названные Законом, но отвечающие общему определению понятия «недобросовестная конкуренция».

Действия Общества по уклонению от передачи технической и иной документации на МКД Предприятию направлены на получение конкурентных преимуществ, сохранение и укрепление своего положения на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, противоречат законодательству и причиняют убытки конкуренту.

Ответчик, уклоняясь от передачи технической и иной документации на МКД, создавал тем самым препятствия для осуществления в полном объеме новой выбранной управляющей организации функций по управлению МКД. Невозможность организации в полной мере обеспечить выполнение всех мероприятий, связанных с управлением домом, может послужить основанием, в том числе, к расторжению с ней договора управления МКД, то есть потере потребителей, которые могут перейти к конкуренту.

Кроме того, в связи с отсутствием необходимой информации (регистрационные карточки с указанием количества зарегистрированных граждан, конечные показания  индивидуальных приборов учета и так далее) Предприятие не имеет возможность осуществить начисление платы за жилые помещения и коммунальные услуги и потому несет убытки в виде недополученной прибыли.

Комиссия расценивает действия Ответчика как акт недобросовестной конкуренции, не допустимый частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела Сторонами представлен акт приема-передачи технической документации МКД № 32 по пр. Луначарского от 01.05.2014 г. Согласно данному акту Предприятию передана не вся необходимая документация на дом, в частности не переданы: технический паспорт на МКД; документа (акты) о приеме результатов работ, акты осмотра состояния инженерных коммуникаций, приборов учета, инженерного оборудования, конструктивных частей МКД (пп. а, б, в п. 24 Правил № 491, п. 1.5.1, 1.5.3 Правил № 170); проектно-сметная документация и исполнительные чертежи схем внутренних сетей (п. 1.5.1 Правил № 170); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт (п. 1.5.3 Правил № 170). На заседании Комиссии Ответчик данный факт не оспаривал, причин не передачи Заявителю указанных документов пояснить не смог.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства и его последствия Обществом устранены не полностью.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 50, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать закрытое акционерное общество «ЖК Металлург – 5»  нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Закрытому акционерному обществу «ЖК Металлург – 5» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    В.П. Щепелин

 

Члены Комиссии:                                                                                                  А.А. Власов 

            И.А. Смышляева

                                                                                                                                   И.С. Лукова

                                                                                                                                   Е.М. Есина

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


  

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел.: (8172) 72-46-64,факс: (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                   

                                                            

ЗАО «ЖК Металлург -5»

162624, г. Череповец,

ул. Командарма Белова, д. 35 В

«29» мая 2014 г.  №  2677                                  

МУП «Водоканал»

    162600, г. Череповец,

         пр. Луначарского, д. 26

 

 

                              РЕШЕНИЕ № 246-14АМЗ/14

    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Щепелин Валентин Петрович –  заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт Управления,

Есина Екатерина Михайловна – специалист 1 разряда.

рассмотрев дело № 246-14АМЗ/14 в отношении закрытого акционерного общества «ЖК Металлург – 5»  по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

  УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Вологодского УФАС России 06.03.2014 г. поступило заявление от муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – Заявитель, Предприятие) о осуществлении со стороны закрытого акционерного общества «ЖК Металлург – 5» (далее – Ответчик, Общество) недобросовестной конкуренции.

Из заявления и представленных материалов следует, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 32 по пр. Луначарского в г. Череповце Вологодской области был расторгнут договор управления домом с Обществом и выбрано в качестве новой управляющей организации Предприятие. В связи со сменой управляющей компании в адрес Общества были направлены копия протокола общего собрания собственников, а также уведомление о необходимости передачи технической и иной документации на дом Предприятию. В соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации передача указанных документов должна состояться в течение 30 дней. Вместе с тем, Общество уклоняется от передачи указанных документов и тем самым создает препятствия Предприятию в полном объеме осуществлять деятельность по оказанию услуг управления многоквартирным жилым домом.

В соответствии с приказом Управления № 151 от 14.03.2014 г. в отношении Ответчика возбуждено дело № 246-14АМЗ/14 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия считает Ответчика нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции (статья 1 Закона).

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (статьи 4 Закона).

При этом под самой конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно установленным Законом нормам конкурентами могут являться участники гражданского оборота, обладающие статусом хозяйствующих субъектов и реализующие на одном товарном рынке определенный товар.

Управлением проведен анализ деятельности Общества и Предприятия в целях выявления между ними конкурентных отношений. По результатам данного анализа согласно данным  аналитического отчета № 14 от 11.03.2014 г. установлено, что указанные хозяйствующие субъекты осуществляют в границах г. Череповца Вологодской области один вид деятельности – управление многоквартирными жилыми домами, а потому являются конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами в городе Череповце.

Одним из способов управления многоквартирным жилым домом (далее – МКД) является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации – далее ЖК РФ).

Часть 3 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.

Как следует из части 9 статьи 161 ЖК РФ, МКД может управляться только одной управляющей организацией.

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещений в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством. Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.

Части 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусматривают случаи, когда собственники вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом. Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу от 14 декабря 2013 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: город Череповец, улица Ленина, дом 60, проведенного в форме заочного голосования, собственниками приняты решения о расторжении заключенного 01.11.2009 г. с Обществом договора управления МКД в связи с некачественным оказанием услуг и выборе в качестве управляющей организации Предприятие с 01.01.2014 г. На основании указанного решения собственников с Предприятием заключен договор управления МКД от 01.01.2014 г.

Таким образом, собственники МКД реализовали, предоставленное им законом право на отказ от договора управления МКД и избрания новой управляющей организации.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416).

Согласно пункту 18 данных Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес.

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая подобное уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ (пункт 19 Правил № 416).

Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в том числе вновь выбранной управляющей организации.

Пунктом 20 Правил № 416 установлено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491(далее – Правила № 491).

Пунктом 10 Правил № 491 определены общие требования к управлению многоквартирным домом, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Управление многоквартирным домом невозможно без технической документации на данный дом.

Согласно пункту 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Пунктом  26  Правил  № 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
         Пункт 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее –  Правила № 170) различает техническую документацию долговременного хранения и документацию, заменяемую с истечением срока ее действия.
         Так, в пункте 1.5.1 Правил № 170 установлено, что в состав технической документации длительного хранения входит:

план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций;

акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

паспорта лифтового хозяйства;

паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
         Согласно пункту 1.5.3 Правил № 170 в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:

сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;

акты технических осмотров;

журналы заявок жителей;

протоколы измерения сопротивления электросетей;

протоколы измерения вентиляции.

          В соответствии с пунктом 27 Правил № 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Предприятие в целях реализации установленного порядка для осуществления в полном объеме возложенных на него функций по управлению МКД письмом от 31.12.2013 г. № 12-03/5192 уведомило Общество о принятых собственниками решениях с направлением копии протокола общего собрания от 14.12.2013 г., а также попросило Общество   передать техническую и иной документацию на дом. Данное письмо получено Ответчиком 09.01.2014 г. вх. № 05/06.

В ответ на указанное обращение Общество сообщило, что протокол от 14.12.2013 г. направлен в Государственную жилищную инспекцию с целью проверки соблюдения процедуры проведения общего собрания собственников и установления правомочности принятых решений. В связи с этим вопрос о назначении даты и времени передачи технической документации может быть решен после проведения соответствующей проверки надзорным органом (письмо от 16.01.2014 № 15/06).

К материалам настоящего дела приобщен акт проверки отделом муниципального жилищного контроля контрольно-правового управления мэрии г. Череповца от 04.02.2014 г. из которого следует, что общее собрание собственников помещений МКД № 32 по пр. Луначарского по вопросу расторжения договора управления с Обществом и  выбора новой управляющей организации проведено без существенных нарушений требований Жилищного кодекса РФ.

Материалами дела подтверждается, что на момент обращения Предприятия с рассматриваемой жалобой и возбуждения настоящего дела техническая и иная документация на МКД Обществом Предприятию не передана.

Довод Ответчика о том, что документация на МКД не передавалась Предприятию ввиду того, что надзорными органами осуществлялась проверка соблюдения процедуры проведения общего собрания собственников и установления правомочности принятых решений, Комиссией не принимается, поскольку действующие жилищное законодательство ставит в обязанность организации, ранее управлявшей МКД, передать документацию на дом не позднее тридцатидневного срока с момента получения уведомления о принятом собранием собственников решении о досрочного расторжении договора управления домом и выборе организации для управления этим домом.

Таким образом, Ответчик более двух месяцев уклоняется от передачи необходимой документации на дом.

Закон о защите конкуренции, формулируя требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, устанавливает, запрет на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона). При этом перечень, указанных в Законе о защите конкуренции форм недобросовестной конкуренции, не является исчерпывающим. Актом недобросовестной конкуренцией могут быть признаны иные действия хозяйствующих субъектов, прямо не названные Законом, но отвечающие общему определению понятия «недобросовестная конкуренция».

Действия Общества по уклонению от передачи технической и иной документации на МКД Предприятию направлены на получение конкурентных преимуществ, сохранение и укрепление своего положения на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, противоречат законодательству и причиняют убытки конкуренту.

Ответчик, уклоняясь от передачи технической и иной документации на МКД, создавал тем самым препятствия для осуществления в полном объеме новой выбранной управляющей организации функций по управлению МКД. Невозможность организации в полной мере обеспечить выполнение всех мероприятий, связанных с управлением домом, может послужить основанием, в том числе, к расторжению с ней договора управления МКД, то есть потере потребителей, которые могут перейти к конкуренту.

Кроме того, в связи с отсутствием необходимой информации (регистрационные карточки с указанием количества зарегистрированных граждан, конечные показания  индивидуальных приборов учета и так далее) Предприятие не имеет возможность осуществить начисление платы за жилые помещения и коммунальные услуги и потому несет убытки в виде недополученной прибыли.

Комиссия расценивает действия Ответчика как акт недобросовестной конкуренции, не допустимый частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела Сторонами представлен акт приема-передачи технической документации МКД № 32 по пр. Луначарского от 01.05.2014 г. Согласно данному акту Предприятию передана не вся необходимая документация на дом, в частности не переданы: технический паспорт на МКД; документа (акты) о приеме результатов работ, акты осмотра состояния инженерных коммуникаций, приборов учета, инженерного оборудования, конструктивных частей МКД (пп. а, б, в п. 24 Правил № 491, п. 1.5.1, 1.5.3 Правил № 170); проектно-сметная документация и исполнительные чертежи схем внутренних сетей (п. 1.5.1 Правил № 170); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт (п. 1.5.3 Правил № 170). На заседании Комиссии Ответчик данный факт не оспаривал, причин не передачи Заявителю указанных документов пояснить не смог.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства и его последствия Обществом устранены не полностью.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 50, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать закрытое акционерное общество «ЖК Металлург – 5»  нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Закрытому акционерному обществу «ЖК Металлург – 5» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    В.П. Щепелин

 

Члены Комиссии:                                                                                                  А.А. Власов 

            И.А. Смышляева

                                                                                                                                   И.С. Лукова

                                                                                                                                   Е.М. Есина

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 246-14АМЗ/14 [format] => [safe_value] => 246-14АМЗ/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-02 06:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-29 12:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401776393 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )