РЕШЕНИЕ № 23/2014

Номер дела: 23/2014
Дата публикации: 22 апреля 2014, 23:11

 

 

 

 
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Вологодской области

 

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел/факс: (8172) 72-99-70/72-46-64

 

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

«21» апреля 2014г. №_______

 

Заявители:

Администрация г.Вологды

Каменный мост, 4

г. Вологда, 160000

тел/факс 72-25-29

 

Администрация детского сада № 1 «Карамель» г.Вологды

ул.Можайского, д.58а,

г. Вологда, 160000

 

г. Вологда, 160000

 

г. Вологда, 160000

 

Рекламодатель:

ИП Попов Виктор Викторович

ул. Можайского,  60,

г. Вологда,160000

                        тел/факс 74-41-11

 

Рекламопроизводитель:

ООО ПФ «Полиграф – Периодика»

ул. Челюскинцев,3

г. Вологда,160000

тел/факс 72-15-65,72-61-75

 

 

 

 

 

Рекламораспространитель:

ИП Тихомиров

Михаил Станиславович

ул. Прядильщиков,9-9

г. Вологда,160000

тел/факс 56-02-02,72-59-18

 

 

Резолютивная часть оглашена 09 апреля 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.

г. Вологда

 

РЕШЕНИЕ № 23/2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

   Власов А.А. – член комиссии, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля;

   Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;

 Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

 Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев 09.04.2014 года дело № 23/2014 по признакам нарушения ИП Попова В.В. (далее - Предприниматель) Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),

в присутствии заявителей:

 - Заведующей МДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 1 «Карамель» г.Вологды – …;

 - …;

представителей:

лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе: 

 - Предприниматель Попов Виктор Викторович;

- представитель ИП Попова В.В. … по доверенности № 08-04/2014-1 от 08.04.14г. (далее – представитель Предприниматель);

 - представитель ИП Тихомирова  М.С.-  … (далее – представитель Распространителя),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступили жалобы: от   граждан г.Вологды, переданные  Департаментом градостроительства и инфраструктуры г.Вологды, Управлением Роскомнадзора  г.Вологды, УМВД России по г.Вологде, а так же обращения  Администрации г.Вологды, администрации детского сада № 1  «Карамель», центра материнства «Я - мама»  о   признаках нарушения законодательства о рекламе, а именно о распространении  в марте  2014 г. по почтовым ящикам жителей  г.Вологды  рекламной информации  с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей  г.Вологды распространялась рекламная информация в виде календарика, с  изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ», на оборотной стороне которого  размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб  г.Вологды. Спорная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение   пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Рекламодателем  данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим  объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ИП Попов Виктор Викторович.

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Тихомиров Михаил Станиславович.

Рекламопроизводителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО ПФ « Полиграф-Периодика».

На заседании Комиссии Представитель Предпринимателя  пояснил, что в спорной рекламе на календарике изобразительные признаки  демонстрации процесса курения отсутствуют. Во рту мальчика предмет похожий на сигарету (может быть «чупа-чупс» или жвачка), который  является незажженным при  отсутствии дыма и тления. По мнению самого Предпринимателя, нахождение предмета, похожего на сигарету во рту несовершеннолетнего, причем незажженного и не тлеющего, никак не побуждает иных детей к курению, которое приведет к причинению вреда здоровья. Смысловая нагрузка данной рекламы – это все-таки стремление ребенка побыстрее стать взрослым, «реальны пацаном», который всегда платит сполна, в том числе за услуги такси и не просит никаких скидок. С нарушением  рекламного  законодательства Предприниматель не согласен.

Заявитель – Заведующая детского сада  №1 пояснила, что в  конце марта 2014 г. в детский сад детьми были принесены календарики с изображением ребенка с сигаретой во рту. Данная рекламная продукция побудила детей 4-7 лет включить в сюжетно-ролевую игру имитацию процесса курения. Состоялись беседы с родителями, по поводу возмущения тем, что дети принесли из сада подобные календарики. Педагогами приняты меры по нейтрализации последствий данных инцидентов. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам, достаточно увидеть атрибут и придумать ему заменитель будь то палочка или карандаш, демонстрируя процесс курения, считая что это правильно.

Заявитель - пенсионерка …  пояснила, что распространением календариков с изображением курящего мальчика возмущены многие жители дома, в котором она проживает  (115 квартир). Подобная реклама подрастающему поколению показывает отрицательный пример.

Представитель Распространителя пояснил, что на основании договора от 27.02.2014 г. заключенного с ИП Поповым В.В. на распространение рекламно- информационного материала (календариков) в почтовые ящики физических лиц г.Вологды тиражом 100 000 экземпляров,  периодом  распространения с 17.03.2014 г. по 27.03.2014г.,  распространение завершено 27.03.2014 г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав Представителей, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Реклама должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы (товар, услуга и др.). Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь  внимание к товару (услуге), юридическому или физическому лицу, идее, начинанию, сформировать положительное представление о них. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В  рекламе используется образ  несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ …». Первичное восприятие рекламы   создает впечатление  демонстрации процессов курения, предмет находящийся у мальчика во рту ассоциируется с продукцией табачной промышленности. Данный вывод подтверждается многочисленными обращениями граждан и организаций в  Управление ФАС по Вологодской области  по факту распространения вышеуказанной рекламы.

Комиссия Управления установила  наличие в рекламе услуг такси демонстрацию процессов  курения малолетним ребенком, поскольку действия, совершаемые на рекламном календарике - сигарета во рту мальчика, непосредственно направлены на фактическое употребление табака пусть даже незажженного и нетлеющего. Спорная реклама демонстрирует процесс курения.

Довод о том, что в рекламе не изображены ни дым, ни огонь, и реклама не демонстрирует процесс курения отклонен Комиссией, так как восприятие содержания рекламы вызывает ассоциацию с  процессом курения.

В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Ввиду недостатка опыта несовершеннолетних, спорная реклама  побудила  детей  включиться  в сюжетно-ролевую игру имитируя процесс курения. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам. Увидев атрибут, придумали ему заменитель -  палочку или карандаш, демонстрируя процесс курения среди сверстников. Распространяя рекламно – информационный  материал (календарики)  с изображением малолетнего мальчика с сигаретой во рту, рекламодатель  злоупотребил доверием  и недостатком опыта несовершеннолетних, тем самым побуждающая их  к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Пунктом 3 Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее -Закона N 323-ФЗ) закреплены основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе разработкой и реализацией органами государственной и муниципальной власти программ формирования здорового образа жизни, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака, а также защиту от пассивного курения.

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией (вступившей в силу для СССР 15.09.1990), устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Из Конституции Российской Федерации следует, что одной из основных задач государства является защита интересов и нравственного развития детей.

При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.

В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О рекламе", включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.

Программой "Развитие здравоохранения", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р, предусмотрено снижение в 2020 г. распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков - до 15%. Данная Программа включает Подпрограмму  "Профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", так как эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Поэтому комплекс профилактических мер выделен в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду формирования здорового образа жизни населения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.

Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.

Формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. С момента начала осознанного поведения ребенка культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и негативного отношения к потреблению табака и алкоголя должны осуществляться в семье, дошкольных учреждениях и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих негативное поведение, а также грамотно способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля  2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма  и последствий потребления табака" просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

Часть 4 статьи  20 вышеуказанного Закона не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем.

Чрезвычайно высокий уровень распространенности курения как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков в настоящее время является одним из ведущих факторов риска непосредственно острых сердечно-сосудистых осложнений, а также фактором провокации и ускорения развития атеросклероза и артериальной гипертонии.

В связи с вышеизложенным необходимо формировать у населения наркологическую грамотность за счет информирования о всех возможных негативных медицинских и социальных последствиях потребления табака, а также злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, реклама Предпринимателя не соответствует требованиям  пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6  Закона «О рекламе», при размещении и распространении которой должны соблюдаться требования законодательства о  рекламе, которые являются обязательными.

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодатель – ИП Попов В.В., что подтверждается заявкой на  изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г.,  счетом № 762от 27.02.2014 г., договором  об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространитель – ИП Тихомиров М.С., что подтверждается договором  об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.

   В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламопроизводитель – ООО ПФ «Полиграф-Периодика», что подтверждается заявкой на  изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г.,  счетом № 762от 27.02.2014 г., товарными накладными  № 876 от 13.03.2014 г и № 902 от 17.03.2014 г.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6   названного Федерального закона.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6   названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом  37  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Попова В.В., распространяемую по почтовым ящикам жителей  г.Вологды в марте  2014 г., в виде календариков с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ », на оборотной стороне которых  размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб  г.Вологды,  поскольку она не соответствует требованиям  пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6  Закона «О рекламе».

           2.Выдать ИП Попову В.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

           3.Выдать ООО ПФ «Полиграф-Периодика» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

Председатель Комиссии:

_________________

 

В.П. Щепелин

Члены Комиссии:

_________________

 

 А.А.Власов

 

_________________

_________________

_________________

 

 

 И.С. Лукова

 О.В. Галанина

 Ю.В.Турчина        

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8608 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 23/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8608 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398194221 [changed] => 1398194221 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398194221 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

 
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Вологодской области

 

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел/факс: (8172) 72-99-70/72-46-64

 

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

«21» апреля 2014г. №_______

 

Заявители:

Администрация г.Вологды

Каменный мост, 4

г. Вологда, 160000

тел/факс 72-25-29

 

Администрация детского сада № 1 «Карамель» г.Вологды

ул.Можайского, д.58а,

г. Вологда, 160000

 

г. Вологда, 160000

 

г. Вологда, 160000

 

Рекламодатель:

ИП Попов Виктор Викторович

ул. Можайского,  60,

г. Вологда,160000

                        тел/факс 74-41-11

 

Рекламопроизводитель:

ООО ПФ «Полиграф – Периодика»

ул. Челюскинцев,3

г. Вологда,160000

тел/факс 72-15-65,72-61-75

 

 

 

 

 

Рекламораспространитель:

ИП Тихомиров

Михаил Станиславович

ул. Прядильщиков,9-9

г. Вологда,160000

тел/факс 56-02-02,72-59-18

 

 

Резолютивная часть оглашена 09 апреля 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.

г. Вологда

 

РЕШЕНИЕ № 23/2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

   Власов А.А. – член комиссии, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля;

   Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;

 Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

 Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев 09.04.2014 года дело № 23/2014 по признакам нарушения ИП Попова В.В. (далее - Предприниматель) Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),

в присутствии заявителей:

 - Заведующей МДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 1 «Карамель» г.Вологды – …;

 - …;

представителей:

лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе: 

 - Предприниматель Попов Виктор Викторович;

- представитель ИП Попова В.В. … по доверенности № 08-04/2014-1 от 08.04.14г. (далее – представитель Предприниматель);

 - представитель ИП Тихомирова  М.С.-  … (далее – представитель Распространителя),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступили жалобы: от   граждан г.Вологды, переданные  Департаментом градостроительства и инфраструктуры г.Вологды, Управлением Роскомнадзора  г.Вологды, УМВД России по г.Вологде, а так же обращения  Администрации г.Вологды, администрации детского сада № 1  «Карамель», центра материнства «Я - мама»  о   признаках нарушения законодательства о рекламе, а именно о распространении  в марте  2014 г. по почтовым ящикам жителей  г.Вологды  рекламной информации  с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей  г.Вологды распространялась рекламная информация в виде календарика, с  изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ», на оборотной стороне которого  размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб  г.Вологды. Спорная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение   пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Рекламодателем  данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим  объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ИП Попов Виктор Викторович.

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Тихомиров Михаил Станиславович.

Рекламопроизводителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО ПФ « Полиграф-Периодика».

На заседании Комиссии Представитель Предпринимателя  пояснил, что в спорной рекламе на календарике изобразительные признаки  демонстрации процесса курения отсутствуют. Во рту мальчика предмет похожий на сигарету (может быть «чупа-чупс» или жвачка), который  является незажженным при  отсутствии дыма и тления. По мнению самого Предпринимателя, нахождение предмета, похожего на сигарету во рту несовершеннолетнего, причем незажженного и не тлеющего, никак не побуждает иных детей к курению, которое приведет к причинению вреда здоровья. Смысловая нагрузка данной рекламы – это все-таки стремление ребенка побыстрее стать взрослым, «реальны пацаном», который всегда платит сполна, в том числе за услуги такси и не просит никаких скидок. С нарушением  рекламного  законодательства Предприниматель не согласен.

Заявитель – Заведующая детского сада  №1 пояснила, что в  конце марта 2014 г. в детский сад детьми были принесены календарики с изображением ребенка с сигаретой во рту. Данная рекламная продукция побудила детей 4-7 лет включить в сюжетно-ролевую игру имитацию процесса курения. Состоялись беседы с родителями, по поводу возмущения тем, что дети принесли из сада подобные календарики. Педагогами приняты меры по нейтрализации последствий данных инцидентов. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам, достаточно увидеть атрибут и придумать ему заменитель будь то палочка или карандаш, демонстрируя процесс курения, считая что это правильно.

Заявитель - пенсионерка …  пояснила, что распространением календариков с изображением курящего мальчика возмущены многие жители дома, в котором она проживает  (115 квартир). Подобная реклама подрастающему поколению показывает отрицательный пример.

Представитель Распространителя пояснил, что на основании договора от 27.02.2014 г. заключенного с ИП Поповым В.В. на распространение рекламно- информационного материала (календариков) в почтовые ящики физических лиц г.Вологды тиражом 100 000 экземпляров,  периодом  распространения с 17.03.2014 г. по 27.03.2014г.,  распространение завершено 27.03.2014 г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав Представителей, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Реклама должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы (товар, услуга и др.). Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь  внимание к товару (услуге), юридическому или физическому лицу, идее, начинанию, сформировать положительное представление о них. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В  рекламе используется образ  несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ …». Первичное восприятие рекламы   создает впечатление  демонстрации процессов курения, предмет находящийся у мальчика во рту ассоциируется с продукцией табачной промышленности. Данный вывод подтверждается многочисленными обращениями граждан и организаций в  Управление ФАС по Вологодской области  по факту распространения вышеуказанной рекламы.

Комиссия Управления установила  наличие в рекламе услуг такси демонстрацию процессов  курения малолетним ребенком, поскольку действия, совершаемые на рекламном календарике - сигарета во рту мальчика, непосредственно направлены на фактическое употребление табака пусть даже незажженного и нетлеющего. Спорная реклама демонстрирует процесс курения.

Довод о том, что в рекламе не изображены ни дым, ни огонь, и реклама не демонстрирует процесс курения отклонен Комиссией, так как восприятие содержания рекламы вызывает ассоциацию с  процессом курения.

В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Ввиду недостатка опыта несовершеннолетних, спорная реклама  побудила  детей  включиться  в сюжетно-ролевую игру имитируя процесс курения. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам. Увидев атрибут, придумали ему заменитель -  палочку или карандаш, демонстрируя процесс курения среди сверстников. Распространяя рекламно – информационный  материал (календарики)  с изображением малолетнего мальчика с сигаретой во рту, рекламодатель  злоупотребил доверием  и недостатком опыта несовершеннолетних, тем самым побуждающая их  к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Пунктом 3 Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее -Закона N 323-ФЗ) закреплены основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе разработкой и реализацией органами государственной и муниципальной власти программ формирования здорового образа жизни, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака, а также защиту от пассивного курения.

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией (вступившей в силу для СССР 15.09.1990), устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Из Конституции Российской Федерации следует, что одной из основных задач государства является защита интересов и нравственного развития детей.

При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.

В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О рекламе", включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.

Программой "Развитие здравоохранения", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р, предусмотрено снижение в 2020 г. распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков - до 15%. Данная Программа включает Подпрограмму  "Профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", так как эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Поэтому комплекс профилактических мер выделен в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду формирования здорового образа жизни населения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.

Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.

Формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. С момента начала осознанного поведения ребенка культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и негативного отношения к потреблению табака и алкоголя должны осуществляться в семье, дошкольных учреждениях и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих негативное поведение, а также грамотно способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля  2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма  и последствий потребления табака" просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

Часть 4 статьи  20 вышеуказанного Закона не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем.

Чрезвычайно высокий уровень распространенности курения как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков в настоящее время является одним из ведущих факторов риска непосредственно острых сердечно-сосудистых осложнений, а также фактором провокации и ускорения развития атеросклероза и артериальной гипертонии.

В связи с вышеизложенным необходимо формировать у населения наркологическую грамотность за счет информирования о всех возможных негативных медицинских и социальных последствиях потребления табака, а также злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, реклама Предпринимателя не соответствует требованиям  пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6  Закона «О рекламе», при размещении и распространении которой должны соблюдаться требования законодательства о  рекламе, которые являются обязательными.

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодатель – ИП Попов В.В., что подтверждается заявкой на  изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г.,  счетом № 762от 27.02.2014 г., договором  об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространитель – ИП Тихомиров М.С., что подтверждается договором  об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.

   В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламопроизводитель – ООО ПФ «Полиграф-Периодика», что подтверждается заявкой на  изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г.,  счетом № 762от 27.02.2014 г., товарными накладными  № 876 от 13.03.2014 г и № 902 от 17.03.2014 г.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6   названного Федерального закона.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6   названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом  37  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Попова В.В., распространяемую по почтовым ящикам жителей  г.Вологды в марте  2014 г., в виде календариков с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ », на оборотной стороне которых  размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб  г.Вологды,  поскольку она не соответствует требованиям  пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6  Закона «О рекламе».

           2.Выдать ИП Попову В.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

           3.Выдать ООО ПФ «Полиграф-Периодика» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

Председатель Комиссии:

_________________

 

В.П. Щепелин

Члены Комиссии:

_________________

 

 А.А.Власов

 

_________________

_________________

_________________

 

 

 И.С. Лукова

 О.В. Галанина

 Ю.В.Турчина        

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

 
 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Вологодской области

 

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел/факс: (8172) 72-99-70/72-46-64

 

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

«21» апреля 2014г. №_______

 

Заявители:

Администрация г.Вологды

Каменный мост, 4

г. Вологда, 160000

тел/факс 72-25-29

 

Администрация детского сада № 1 «Карамель» г.Вологды

ул.Можайского, д.58а,

г. Вологда, 160000

 

г. Вологда, 160000

 

г. Вологда, 160000

 

Рекламодатель:

ИП Попов Виктор Викторович

ул. Можайского,  60,

г. Вологда,160000

                        тел/факс 74-41-11

 

Рекламопроизводитель:

ООО ПФ «Полиграф – Периодика»

ул. Челюскинцев,3

г. Вологда,160000

тел/факс 72-15-65,72-61-75

 

 

 

 

 

Рекламораспространитель:

ИП Тихомиров

Михаил Станиславович

ул. Прядильщиков,9-9

г. Вологда,160000

тел/факс 56-02-02,72-59-18

 

 

Резолютивная часть оглашена 09 апреля 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.

г. Вологда

 

РЕШЕНИЕ № 23/2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

   Власов А.А. – член комиссии, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля;

   Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;

 Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

 Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев 09.04.2014 года дело № 23/2014 по признакам нарушения ИП Попова В.В. (далее - Предприниматель) Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),

в присутствии заявителей:

 - Заведующей МДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 1 «Карамель» г.Вологды – …;

 - …;

представителей:

лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе: 

 - Предприниматель Попов Виктор Викторович;

- представитель ИП Попова В.В. … по доверенности № 08-04/2014-1 от 08.04.14г. (далее – представитель Предприниматель);

 - представитель ИП Тихомирова  М.С.-  … (далее – представитель Распространителя),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступили жалобы: от   граждан г.Вологды, переданные  Департаментом градостроительства и инфраструктуры г.Вологды, Управлением Роскомнадзора  г.Вологды, УМВД России по г.Вологде, а так же обращения  Администрации г.Вологды, администрации детского сада № 1  «Карамель», центра материнства «Я - мама»  о   признаках нарушения законодательства о рекламе, а именно о распространении  в марте  2014 г. по почтовым ящикам жителей  г.Вологды  рекламной информации  с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей  г.Вологды распространялась рекламная информация в виде календарика, с  изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ», на оборотной стороне которого  размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб  г.Вологды. Спорная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение   пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Рекламодателем  данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим  объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ИП Попов Виктор Викторович.

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Тихомиров Михаил Станиславович.

Рекламопроизводителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО ПФ « Полиграф-Периодика».

На заседании Комиссии Представитель Предпринимателя  пояснил, что в спорной рекламе на календарике изобразительные признаки  демонстрации процесса курения отсутствуют. Во рту мальчика предмет похожий на сигарету (может быть «чупа-чупс» или жвачка), который  является незажженным при  отсутствии дыма и тления. По мнению самого Предпринимателя, нахождение предмета, похожего на сигарету во рту несовершеннолетнего, причем незажженного и не тлеющего, никак не побуждает иных детей к курению, которое приведет к причинению вреда здоровья. Смысловая нагрузка данной рекламы – это все-таки стремление ребенка побыстрее стать взрослым, «реальны пацаном», который всегда платит сполна, в том числе за услуги такси и не просит никаких скидок. С нарушением  рекламного  законодательства Предприниматель не согласен.

Заявитель – Заведующая детского сада  №1 пояснила, что в  конце марта 2014 г. в детский сад детьми были принесены календарики с изображением ребенка с сигаретой во рту. Данная рекламная продукция побудила детей 4-7 лет включить в сюжетно-ролевую игру имитацию процесса курения. Состоялись беседы с родителями, по поводу возмущения тем, что дети принесли из сада подобные календарики. Педагогами приняты меры по нейтрализации последствий данных инцидентов. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам, достаточно увидеть атрибут и придумать ему заменитель будь то палочка или карандаш, демонстрируя процесс курения, считая что это правильно.

Заявитель - пенсионерка …  пояснила, что распространением календариков с изображением курящего мальчика возмущены многие жители дома, в котором она проживает  (115 квартир). Подобная реклама подрастающему поколению показывает отрицательный пример.

Представитель Распространителя пояснил, что на основании договора от 27.02.2014 г. заключенного с ИП Поповым В.В. на распространение рекламно- информационного материала (календариков) в почтовые ящики физических лиц г.Вологды тиражом 100 000 экземпляров,  периодом  распространения с 17.03.2014 г. по 27.03.2014г.,  распространение завершено 27.03.2014 г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав Представителей, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Реклама должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы (товар, услуга и др.). Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь  внимание к товару (услуге), юридическому или физическому лицу, идее, начинанию, сформировать положительное представление о них. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В  рекламе используется образ  несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ …». Первичное восприятие рекламы   создает впечатление  демонстрации процессов курения, предмет находящийся у мальчика во рту ассоциируется с продукцией табачной промышленности. Данный вывод подтверждается многочисленными обращениями граждан и организаций в  Управление ФАС по Вологодской области  по факту распространения вышеуказанной рекламы.

Комиссия Управления установила  наличие в рекламе услуг такси демонстрацию процессов  курения малолетним ребенком, поскольку действия, совершаемые на рекламном календарике - сигарета во рту мальчика, непосредственно направлены на фактическое употребление табака пусть даже незажженного и нетлеющего. Спорная реклама демонстрирует процесс курения.

Довод о том, что в рекламе не изображены ни дым, ни огонь, и реклама не демонстрирует процесс курения отклонен Комиссией, так как восприятие содержания рекламы вызывает ассоциацию с  процессом курения.

В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Ввиду недостатка опыта несовершеннолетних, спорная реклама  побудила  детей  включиться  в сюжетно-ролевую игру имитируя процесс курения. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам. Увидев атрибут, придумали ему заменитель -  палочку или карандаш, демонстрируя процесс курения среди сверстников. Распространяя рекламно – информационный  материал (календарики)  с изображением малолетнего мальчика с сигаретой во рту, рекламодатель  злоупотребил доверием  и недостатком опыта несовершеннолетних, тем самым побуждающая их  к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Пунктом 3 Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее -Закона N 323-ФЗ) закреплены основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе разработкой и реализацией органами государственной и муниципальной власти программ формирования здорового образа жизни, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака, а также защиту от пассивного курения.

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией (вступившей в силу для СССР 15.09.1990), устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Из Конституции Российской Федерации следует, что одной из основных задач государства является защита интересов и нравственного развития детей.

При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.

В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О рекламе", включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.

Программой "Развитие здравоохранения", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р, предусмотрено снижение в 2020 г. распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков - до 15%. Данная Программа включает Подпрограмму  "Профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", так как эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Поэтому комплекс профилактических мер выделен в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду формирования здорового образа жизни населения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.

Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.

Формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. С момента начала осознанного поведения ребенка культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и негативного отношения к потреблению табака и алкоголя должны осуществляться в семье, дошкольных учреждениях и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих негативное поведение, а также грамотно способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля  2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма  и последствий потребления табака" просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

Часть 4 статьи  20 вышеуказанного Закона не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем.

Чрезвычайно высокий уровень распространенности курения как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков в настоящее время является одним из ведущих факторов риска непосредственно острых сердечно-сосудистых осложнений, а также фактором провокации и ускорения развития атеросклероза и артериальной гипертонии.

В связи с вышеизложенным необходимо формировать у населения наркологическую грамотность за счет информирования о всех возможных негативных медицинских и социальных последствиях потребления табака, а также злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, реклама Предпринимателя не соответствует требованиям  пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6  Закона «О рекламе», при размещении и распространении которой должны соблюдаться требования законодательства о  рекламе, которые являются обязательными.

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодатель – ИП Попов В.В., что подтверждается заявкой на  изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г.,  счетом № 762от 27.02.2014 г., договором  об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространитель – ИП Тихомиров М.С., что подтверждается договором  об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.

   В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламопроизводитель – ООО ПФ «Полиграф-Периодика», что подтверждается заявкой на  изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г.,  счетом № 762от 27.02.2014 г., товарными накладными  № 876 от 13.03.2014 г и № 902 от 17.03.2014 г.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6   названного Федерального закона.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6   названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом  37  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Попова В.В., распространяемую по почтовым ящикам жителей  г.Вологды в марте  2014 г., в виде календариков с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика)  с сигаретой во рту с текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ », на оборотной стороне которых  размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб  г.Вологды,  поскольку она не соответствует требованиям  пункта 3 части 5 статьи 5  и пункта 6 статьи 6  Закона «О рекламе».

           2.Выдать ИП Попову В.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

           3.Выдать ООО ПФ «Полиграф-Периодика» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

Председатель Комиссии:

_________________

 

В.П. Щепелин

Члены Комиссии:

_________________

 

 А.А.Власов

 

_________________

_________________

_________________

 

 

 И.С. Лукова

 О.В. Галанина

 Ю.В.Турчина        

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 23/2014 [format] => [safe_value] => 23/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-22 19:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-21 06:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398194221 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )