РЕШЕНИЕ № 10-15/12

Номер дела: 10-15/12
Дата публикации: 21 мая 2012, 17:49

 

РЕШЕНИЕ № 10-15/12

                                                                   г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2012 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Хлевчук Вячеслав Тихонович – зам. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Гасымова Виктория Имрановна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Лукичева Виктория Андреевна – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Виноградова Наталья Олеговна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 10-15/12 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Грязовецкое, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Грязовец, ул. Ленина, 45, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление  Федеральной антимонопольной службы  по  Вологодской  области  (далее –Управление) поступила жалоба ООО «Ремонт и строительство» на действия администрации муниципального образования Грязовецкое (далее – администрация) на ограничение конкуренции на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов постановлением администрации от 25.10.2011г. № 279 «Об утверждении мест расположения контейнерных площадок и закрепления их за эксплуатирующими организациями» (далее - постановление № 279).

Заявитель считает, что нормы данного постановления администрации муниципального образования Грязовецкое влекут за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Т.к. закрепление за одной организацией (ООО «Служба заказчика») большинства контейнерных площадок города предоставляет ей возможность оказывать давление на контрагентов под угрозой запрета пользования контейнерной площадкой и требовать заключения договоров на транспортирование отходов только с ней. Данные действия администрации влекут ограничение конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке отходов.

Администрация указала, что целью принятия постановления № 279 являлось наведение порядка в содержании контейнерных площадок города и обеспечения их соответствия санитарным нормам. Для чего контейнерные площадки были закреплены за эксплуатирующими организациями, которые несли ответственность за их надлежащее содержание. Цели, каким-либо образом ограничить конкуренцию, у администрации не было. Кроме того, данное постановление принято во исполнение решения Грязовецкого районного суда от 13.06.2011г. по иску прокурора района о признании незаконным бездействия администрации в сфере организации обращения с отходами. Решением суда на администрацию возложена обязанность, определить места расположения контейнерных площадок и оборудовать их в соответствии с санитарными нормами.

Представитель ООО «Служба заказчика», поддержал позицию администрации, указав, что за обществом закреплены контейнерные площадки, обслуживающие многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Администрацией муниципального образования Грязовецкое 25 октября 2011 года принято постановление № 279 «Об утверждении мест расположения контейнерных площадок и закрепления их за эксплуатирующими организациями». Постановлением утверждены места расположения контейнерных площадок и закреплены за эксплуатирующими организациями в целях надлежащего содержания площадок. На эксплуатирующие организации возложены обязанность по содержанию закрепленных контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами. Пунктом 2 постановления  хозяйствующим субъектам, не имеющим собственных мест накопления отходов, предписано заключить договоры об использовании контейнерных площадок с указанными выше эксплуатирующими организациями.

10 января 2012 года между администрацией и заявителем заключено соглашение о сотрудничестве по вопросу организации сбора и временного накопления бытовых отходов и мусора, согласно которому заявитель принимает на себя обязательства по содержанию указанных в приложении контейнерных площадок (9 площадок – 13 контейнеров). Аналогичное соглашение 1 февраля 2012 года заключается с управляющей компанией «Новый дом» (2 площадки – 10 контейнеров).

С ООО «Служба заказчика» администрация 29 февраля 2012 года заключает соглашение  о сотрудничестве по вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Предметом соглашения является сбор и временное накопление отходов, а также их вывоз с контейнерных площадок (55 площадок – 153 контейнера). Пунктом 3.3.1 соглашения на ООО «Служба заказчика» возложена обязанность кроме содержания контейнерных площадок осуществлять вывоз бытовых отходов, а пунктом 3.3.6 – заключать договоры на сбор и вывоз отходов с потребителями, использующими контейнерные площадки.

Администрацией 2 марта 2012 года постановлением № 59 внесены изменения в постановление № 279. Пункт 3 постановления № 279 изложен в новой редакции. В соответствии с ним эксплуатирующие организации, указанные в приложении 1 к постановлению № 279 обязаны обеспечить своевременный вывоз бытовых отходов и мусора с установленной периодичностью, а также заключение договоров на сбор и вывоз мусора с потребителями, использующими закрепленные за эксплуатирующими организациями контейнерные площадки.

Тем самым администрация закрепила за ООО «Службой заказчика» половину контейнерных площадок города, обязав при этом лиц, использующих данные контейнерные площадки заключить с обществом договор на сбор и вывоз мусора. Тем самым администрация в императивном порядка фактически передала соответствующую долю рынка услуг по сбору и транспортировке отходов на территории муниципального образования Грязовецкое ООО «Служба заказчика», предоставив ему преимущественные условия осуществления деятельности на данном рынке.

Необходимо отметить, что самовольная установка контейнеров вне утвержденных контейнерных площадок запрещена. Контейнеры можно устанавливать только на согласованных администрацией контейнерных площадках (пункты 7.7, 7.9 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Грязовецкое, утвержденных решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 26.12.2011г. № 53). Таким образом, хозяйствующие субъекты, не имеющие собственных контейнерных площадок, вынуждены использовать контейнерные площадки, закрепленные за определенными организациями и заключать с ними договоры на вывоз отходов, тем самым не имея возможности выбора контрагента для оказания услуг по сбору и вывозу отходов.

До 2012 года на территории г. Грязовца сбором и транспортировкой отходов занимался только заявитель, он же оказывал услуги по размещению отходов. После принятия постановления № 279 с 2012 года услуги по сбору и транспортированию отходов оказывают фактически кроме заявителя и ООО «Служба заказчика», имея договор на размещение отходов с заявителем. При этом необходимо отметить, что непосредственно транспортировку отходов осуществляет ООО «Управляющая компания «Вохтога» по договору с ООО «Служба заказчика» от 1 января 2012 года.

Объемы оказанных услуг за первый квартал 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у заявителя значительно снизились (с 7741,44 куб.м до 4366,38 куб.м) в связи с перераспределением администрацией рынка услуг сбора и транспортировки отходов и, соответственно, уменьшением количества клиентов.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

- установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Администрация постановлением № 279 фактически закрепила за эксплуатирующими организациями, к которым относится также ООО «Служба заказчика», право исключительного пользования закрепленными за ним контейнерными площадками, предоставив им исключительное право на заключение договоров на вывоз бытовых отходов и мусора. При этом за ООО «Служба заказчика» закреплена половина контейнерных площадок города со 153 контейнерами, а за заявителем  закреплено в несколько раз меньшее количество контейнерных площадок (всего 13 контейнеров). Тем самым, администрация ограничила выбор контрагента, оказывающего услуги по вывозу отходов, для лиц, использующих закрепленные за указанными в постановлении эксплуатирующими организациями контейнерные площадки, и предоставила ООО «Служба заказчика» преимущество, передав и закрепив за ним без конкурентной борьбы значительную долю рынка услуг по сбору и транспортировке отходов на территории муниципального образования Грязовецкое, что дает обществу возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Указанные действия администрации создают возможность наступления негативных последствий для конкуренции, что нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением администрации муниципального образования Грязовецкое от 11 мая 2012 года № 181 внесены изменения в постановление № 279, согласно которым пункты 2 и 3 постановления изложены в новой редакции, исключающей требование о заключении договоров на вывоз отходов только с организациями эксплуатирующими контейнерные площадки. Само по себе закрепление контейнерных площадок за конкретным лицом в целях обеспечения их надлежащего содержания без предоставления этим лицам исключительного права на заключения договоров на вывоз отходов с хозяйствующими субъектами, использующими эти контейнерные площадки, ограничение конкуренции не влечет. Таким образом, нарушения антимонопольного законодательства администрацией устранены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Грязовецкое, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и устранением его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

Председатель Комиссии

_________________

 

В.Т. Хлевчук

Члены Комиссии:

_________________

 

Д.С. Анпилов

 

_________________

 

В.И. Гасымова

 

_________________

 

В.А. Лукичева

 

_________________

 

Н.О. Виноградова

 

stdClass Object ( [vid] => 6471 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 10-15/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6471 [type] => solution [language] => ru [created] => 1339768264 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 10-15/12

                                                                   г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2012 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Хлевчук Вячеслав Тихонович – зам. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Гасымова Виктория Имрановна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Лукичева Виктория Андреевна – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Виноградова Наталья Олеговна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 10-15/12 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Грязовецкое, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Грязовец, ул. Ленина, 45, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление  Федеральной антимонопольной службы  по  Вологодской  области  (далее –Управление) поступила жалоба ООО «Ремонт и строительство» на действия администрации муниципального образования Грязовецкое (далее – администрация) на ограничение конкуренции на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов постановлением администрации от 25.10.2011г. № 279 «Об утверждении мест расположения контейнерных площадок и закрепления их за эксплуатирующими организациями» (далее - постановление № 279).

Заявитель считает, что нормы данного постановления администрации муниципального образования Грязовецкое влекут за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Т.к. закрепление за одной организацией (ООО «Служба заказчика») большинства контейнерных площадок города предоставляет ей возможность оказывать давление на контрагентов под угрозой запрета пользования контейнерной площадкой и требовать заключения договоров на транспортирование отходов только с ней. Данные действия администрации влекут ограничение конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке отходов.

Администрация указала, что целью принятия постановления № 279 являлось наведение порядка в содержании контейнерных площадок города и обеспечения их соответствия санитарным нормам. Для чего контейнерные площадки были закреплены за эксплуатирующими организациями, которые несли ответственность за их надлежащее содержание. Цели, каким-либо образом ограничить конкуренцию, у администрации не было. Кроме того, данное постановление принято во исполнение решения Грязовецкого районного суда от 13.06.2011г. по иску прокурора района о признании незаконным бездействия администрации в сфере организации обращения с отходами. Решением суда на администрацию возложена обязанность, определить места расположения контейнерных площадок и оборудовать их в соответствии с санитарными нормами.

Представитель ООО «Служба заказчика», поддержал позицию администрации, указав, что за обществом закреплены контейнерные площадки, обслуживающие многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Администрацией муниципального образования Грязовецкое 25 октября 2011 года принято постановление № 279 «Об утверждении мест расположения контейнерных площадок и закрепления их за эксплуатирующими организациями». Постановлением утверждены места расположения контейнерных площадок и закреплены за эксплуатирующими организациями в целях надлежащего содержания площадок. На эксплуатирующие организации возложены обязанность по содержанию закрепленных контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами. Пунктом 2 постановления  хозяйствующим субъектам, не имеющим собственных мест накопления отходов, предписано заключить договоры об использовании контейнерных площадок с указанными выше эксплуатирующими организациями.

10 января 2012 года между администрацией и заявителем заключено соглашение о сотрудничестве по вопросу организации сбора и временного накопления бытовых отходов и мусора, согласно которому заявитель принимает на себя обязательства по содержанию указанных в приложении контейнерных площадок (9 площадок – 13 контейнеров). Аналогичное соглашение 1 февраля 2012 года заключается с управляющей компанией «Новый дом» (2 площадки – 10 контейнеров).

С ООО «Служба заказчика» администрация 29 февраля 2012 года заключает соглашение  о сотрудничестве по вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Предметом соглашения является сбор и временное накопление отходов, а также их вывоз с контейнерных площадок (55 площадок – 153 контейнера). Пунктом 3.3.1 соглашения на ООО «Служба заказчика» возложена обязанность кроме содержания контейнерных площадок осуществлять вывоз бытовых отходов, а пунктом 3.3.6 – заключать договоры на сбор и вывоз отходов с потребителями, использующими контейнерные площадки.

Администрацией 2 марта 2012 года постановлением № 59 внесены изменения в постановление № 279. Пункт 3 постановления № 279 изложен в новой редакции. В соответствии с ним эксплуатирующие организации, указанные в приложении 1 к постановлению № 279 обязаны обеспечить своевременный вывоз бытовых отходов и мусора с установленной периодичностью, а также заключение договоров на сбор и вывоз мусора с потребителями, использующими закрепленные за эксплуатирующими организациями контейнерные площадки.

Тем самым администрация закрепила за ООО «Службой заказчика» половину контейнерных площадок города, обязав при этом лиц, использующих данные контейнерные площадки заключить с обществом договор на сбор и вывоз мусора. Тем самым администрация в императивном порядка фактически передала соответствующую долю рынка услуг по сбору и транспортировке отходов на территории муниципального образования Грязовецкое ООО «Служба заказчика», предоставив ему преимущественные условия осуществления деятельности на данном рынке.

Необходимо отметить, что самовольная установка контейнеров вне утвержденных контейнерных площадок запрещена. Контейнеры можно устанавливать только на согласованных администрацией контейнерных площадках (пункты 7.7, 7.9 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Грязовецкое, утвержденных решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 26.12.2011г. № 53). Таким образом, хозяйствующие субъекты, не имеющие собственных контейнерных площадок, вынуждены использовать контейнерные площадки, закрепленные за определенными организациями и заключать с ними договоры на вывоз отходов, тем самым не имея возможности выбора контрагента для оказания услуг по сбору и вывозу отходов.

До 2012 года на территории г. Грязовца сбором и транспортировкой отходов занимался только заявитель, он же оказывал услуги по размещению отходов. После принятия постановления № 279 с 2012 года услуги по сбору и транспортированию отходов оказывают фактически кроме заявителя и ООО «Служба заказчика», имея договор на размещение отходов с заявителем. При этом необходимо отметить, что непосредственно транспортировку отходов осуществляет ООО «Управляющая компания «Вохтога» по договору с ООО «Служба заказчика» от 1 января 2012 года.

Объемы оказанных услуг за первый квартал 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у заявителя значительно снизились (с 7741,44 куб.м до 4366,38 куб.м) в связи с перераспределением администрацией рынка услуг сбора и транспортировки отходов и, соответственно, уменьшением количества клиентов.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

- установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Администрация постановлением № 279 фактически закрепила за эксплуатирующими организациями, к которым относится также ООО «Служба заказчика», право исключительного пользования закрепленными за ним контейнерными площадками, предоставив им исключительное право на заключение договоров на вывоз бытовых отходов и мусора. При этом за ООО «Служба заказчика» закреплена половина контейнерных площадок города со 153 контейнерами, а за заявителем  закреплено в несколько раз меньшее количество контейнерных площадок (всего 13 контейнеров). Тем самым, администрация ограничила выбор контрагента, оказывающего услуги по вывозу отходов, для лиц, использующих закрепленные за указанными в постановлении эксплуатирующими организациями контейнерные площадки, и предоставила ООО «Служба заказчика» преимущество, передав и закрепив за ним без конкурентной борьбы значительную долю рынка услуг по сбору и транспортировке отходов на территории муниципального образования Грязовецкое, что дает обществу возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Указанные действия администрации создают возможность наступления негативных последствий для конкуренции, что нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением администрации муниципального образования Грязовецкое от 11 мая 2012 года № 181 внесены изменения в постановление № 279, согласно которым пункты 2 и 3 постановления изложены в новой редакции, исключающей требование о заключении договоров на вывоз отходов только с организациями эксплуатирующими контейнерные площадки. Само по себе закрепление контейнерных площадок за конкретным лицом в целях обеспечения их надлежащего содержания без предоставления этим лицам исключительного права на заключения договоров на вывоз отходов с хозяйствующими субъектами, использующими эти контейнерные площадки, ограничение конкуренции не влечет. Таким образом, нарушения антимонопольного законодательства администрацией устранены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Грязовецкое, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и устранением его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

Председатель Комиссии

_________________

 

В.Т. Хлевчук

Члены Комиссии:

_________________

 

Д.С. Анпилов

 

_________________

 

В.И. Гасымова

 

_________________

 

В.А. Лукичева

 

_________________

 

Н.О. Виноградова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 10-15/12

                                                                   г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2012 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Хлевчук Вячеслав Тихонович – зам. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Гасымова Виктория Имрановна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Лукичева Виктория Андреевна – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Виноградова Наталья Олеговна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 10-15/12 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Грязовецкое, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Грязовец, ул. Ленина, 45, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление  Федеральной антимонопольной службы  по  Вологодской  области  (далее –Управление) поступила жалоба ООО «Ремонт и строительство» на действия администрации муниципального образования Грязовецкое (далее – администрация) на ограничение конкуренции на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов постановлением администрации от 25.10.2011г. № 279 «Об утверждении мест расположения контейнерных площадок и закрепления их за эксплуатирующими организациями» (далее - постановление № 279).

Заявитель считает, что нормы данного постановления администрации муниципального образования Грязовецкое влекут за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Т.к. закрепление за одной организацией (ООО «Служба заказчика») большинства контейнерных площадок города предоставляет ей возможность оказывать давление на контрагентов под угрозой запрета пользования контейнерной площадкой и требовать заключения договоров на транспортирование отходов только с ней. Данные действия администрации влекут ограничение конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке отходов.

Администрация указала, что целью принятия постановления № 279 являлось наведение порядка в содержании контейнерных площадок города и обеспечения их соответствия санитарным нормам. Для чего контейнерные площадки были закреплены за эксплуатирующими организациями, которые несли ответственность за их надлежащее содержание. Цели, каким-либо образом ограничить конкуренцию, у администрации не было. Кроме того, данное постановление принято во исполнение решения Грязовецкого районного суда от 13.06.2011г. по иску прокурора района о признании незаконным бездействия администрации в сфере организации обращения с отходами. Решением суда на администрацию возложена обязанность, определить места расположения контейнерных площадок и оборудовать их в соответствии с санитарными нормами.

Представитель ООО «Служба заказчика», поддержал позицию администрации, указав, что за обществом закреплены контейнерные площадки, обслуживающие многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Администрацией муниципального образования Грязовецкое 25 октября 2011 года принято постановление № 279 «Об утверждении мест расположения контейнерных площадок и закрепления их за эксплуатирующими организациями». Постановлением утверждены места расположения контейнерных площадок и закреплены за эксплуатирующими организациями в целях надлежащего содержания площадок. На эксплуатирующие организации возложены обязанность по содержанию закрепленных контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами. Пунктом 2 постановления  хозяйствующим субъектам, не имеющим собственных мест накопления отходов, предписано заключить договоры об использовании контейнерных площадок с указанными выше эксплуатирующими организациями.

10 января 2012 года между администрацией и заявителем заключено соглашение о сотрудничестве по вопросу организации сбора и временного накопления бытовых отходов и мусора, согласно которому заявитель принимает на себя обязательства по содержанию указанных в приложении контейнерных площадок (9 площадок – 13 контейнеров). Аналогичное соглашение 1 февраля 2012 года заключается с управляющей компанией «Новый дом» (2 площадки – 10 контейнеров).

С ООО «Служба заказчика» администрация 29 февраля 2012 года заключает соглашение  о сотрудничестве по вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Предметом соглашения является сбор и временное накопление отходов, а также их вывоз с контейнерных площадок (55 площадок – 153 контейнера). Пунктом 3.3.1 соглашения на ООО «Служба заказчика» возложена обязанность кроме содержания контейнерных площадок осуществлять вывоз бытовых отходов, а пунктом 3.3.6 – заключать договоры на сбор и вывоз отходов с потребителями, использующими контейнерные площадки.

Администрацией 2 марта 2012 года постановлением № 59 внесены изменения в постановление № 279. Пункт 3 постановления № 279 изложен в новой редакции. В соответствии с ним эксплуатирующие организации, указанные в приложении 1 к постановлению № 279 обязаны обеспечить своевременный вывоз бытовых отходов и мусора с установленной периодичностью, а также заключение договоров на сбор и вывоз мусора с потребителями, использующими закрепленные за эксплуатирующими организациями контейнерные площадки.

Тем самым администрация закрепила за ООО «Службой заказчика» половину контейнерных площадок города, обязав при этом лиц, использующих данные контейнерные площадки заключить с обществом договор на сбор и вывоз мусора. Тем самым администрация в императивном порядка фактически передала соответствующую долю рынка услуг по сбору и транспортировке отходов на территории муниципального образования Грязовецкое ООО «Служба заказчика», предоставив ему преимущественные условия осуществления деятельности на данном рынке.

Необходимо отметить, что самовольная установка контейнеров вне утвержденных контейнерных площадок запрещена. Контейнеры можно устанавливать только на согласованных администрацией контейнерных площадках (пункты 7.7, 7.9 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Грязовецкое, утвержденных решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 26.12.2011г. № 53). Таким образом, хозяйствующие субъекты, не имеющие собственных контейнерных площадок, вынуждены использовать контейнерные площадки, закрепленные за определенными организациями и заключать с ними договоры на вывоз отходов, тем самым не имея возможности выбора контрагента для оказания услуг по сбору и вывозу отходов.

До 2012 года на территории г. Грязовца сбором и транспортировкой отходов занимался только заявитель, он же оказывал услуги по размещению отходов. После принятия постановления № 279 с 2012 года услуги по сбору и транспортированию отходов оказывают фактически кроме заявителя и ООО «Служба заказчика», имея договор на размещение отходов с заявителем. При этом необходимо отметить, что непосредственно транспортировку отходов осуществляет ООО «Управляющая компания «Вохтога» по договору с ООО «Служба заказчика» от 1 января 2012 года.

Объемы оказанных услуг за первый квартал 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у заявителя значительно снизились (с 7741,44 куб.м до 4366,38 куб.м) в связи с перераспределением администрацией рынка услуг сбора и транспортировки отходов и, соответственно, уменьшением количества клиентов.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

- установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Администрация постановлением № 279 фактически закрепила за эксплуатирующими организациями, к которым относится также ООО «Служба заказчика», право исключительного пользования закрепленными за ним контейнерными площадками, предоставив им исключительное право на заключение договоров на вывоз бытовых отходов и мусора. При этом за ООО «Служба заказчика» закреплена половина контейнерных площадок города со 153 контейнерами, а за заявителем  закреплено в несколько раз меньшее количество контейнерных площадок (всего 13 контейнеров). Тем самым, администрация ограничила выбор контрагента, оказывающего услуги по вывозу отходов, для лиц, использующих закрепленные за указанными в постановлении эксплуатирующими организациями контейнерные площадки, и предоставила ООО «Служба заказчика» преимущество, передав и закрепив за ним без конкурентной борьбы значительную долю рынка услуг по сбору и транспортировке отходов на территории муниципального образования Грязовецкое, что дает обществу возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Указанные действия администрации создают возможность наступления негативных последствий для конкуренции, что нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением администрации муниципального образования Грязовецкое от 11 мая 2012 года № 181 внесены изменения в постановление № 279, согласно которым пункты 2 и 3 постановления изложены в новой редакции, исключающей требование о заключении договоров на вывоз отходов только с организациями эксплуатирующими контейнерные площадки. Само по себе закрепление контейнерных площадок за конкретным лицом в целях обеспечения их надлежащего содержания без предоставления этим лицам исключительного права на заключения договоров на вывоз отходов с хозяйствующими субъектами, использующими эти контейнерные площадки, ограничение конкуренции не влечет. Таким образом, нарушения антимонопольного законодательства администрацией устранены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Грязовецкое, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и устранением его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

Председатель Комиссии

_________________

 

В.Т. Хлевчук

Члены Комиссии:

_________________

 

Д.С. Анпилов

 

_________________

 

В.И. Гасымова

 

_________________

 

В.А. Лукичева

 

_________________

 

Н.О. Виноградова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 10-15/12 [format] => [safe_value] => 10-15/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Администрация муниципального образования Грязовецкое

ООО «Ремонт и строительство»

БОУ ДОД «Центр дополнительного образова-ния детей»

БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14»

ООО «Служба заказчика»

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Администрация муниципального образования Грязовецкое

ООО «Ремонт и строительство»

БОУ ДОД «Центр дополнительного образова-ния детей»

БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14»

ООО «Служба заказчика»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-21 13:49:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-21 13:49:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1339768264 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )