ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Вологодской области
160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел/факс: (8172) 72-99-70/72-46-64
e-mail: to35@fas.gov.ru
http://vologda.fas.gov.ru
«21» апреля 2014г. №_______ | Заявители: Администрация г.Вологды Каменный мост, 4 г. Вологда, 160000 тел/факс 72-25-29 Администрация детского сада № 1 «Карамель» г.Вологды ул.Можайского, д.58а, г. Вологда, 160000 … г. Вологда, 160000 … г. Вологда, 160000 Рекламодатель: ИП Попов Виктор Викторович ул. Можайского, 60, г. Вологда,160000 тел/факс 74-41-11 Рекламопроизводитель: ООО ПФ «Полиграф – Периодика» ул. Челюскинцев,3 г. Вологда,160000 тел/факс 72-15-65,72-61-75 |
| Рекламораспространитель: ИП Тихомиров Михаил Станиславович ул. Прядильщиков,9-9 г. Вологда,160000 тел/факс 56-02-02,72-59-18 |
Резолютивная часть оглашена 09 апреля 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.
г. Вологда
РЕШЕНИЕ № 23/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Власов А.А. – член комиссии, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,
Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,
рассмотрев 09.04.2014 года дело № 23/2014 по признакам нарушения ИП Попова В.В. (далее - Предприниматель) Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),
в присутствии заявителей:
- Заведующей МДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 1 «Карамель» г.Вологды – …;
- …;
представителей:
лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе:
- Предприниматель Попов Виктор Викторович;
- представитель ИП Попова В.В. … по доверенности № 08-04/2014-1 от 08.04.14г. (далее – представитель Предприниматель);
- представитель ИП Тихомирова М.С.- … (далее – представитель Распространителя),
УСТАНОВИЛА:
В Управление ФАС по Вологодской области поступили жалобы: от граждан г.Вологды, переданные Департаментом градостроительства и инфраструктуры г.Вологды, Управлением Роскомнадзора г.Вологды, УМВД России по г.Вологде, а так же обращения Администрации г.Вологды, администрации детского сада № 1 «Карамель», центра материнства «Я - мама» о признаках нарушения законодательства о рекламе, а именно о распространении в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей г.Вологды рекламной информации с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей г.Вологды распространялась рекламная информация в виде календарика, с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ», на оборотной стороне которого размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб г.Вологды. Спорная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Рекламодателем данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ИП Попов Виктор Викторович.
Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Тихомиров Михаил Станиславович.
Рекламопроизводителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО ПФ « Полиграф-Периодика».
На заседании Комиссии Представитель Предпринимателя пояснил, что в спорной рекламе на календарике изобразительные признаки демонстрации процесса курения отсутствуют. Во рту мальчика предмет похожий на сигарету (может быть «чупа-чупс» или жвачка), который является незажженным при отсутствии дыма и тления. По мнению самого Предпринимателя, нахождение предмета, похожего на сигарету во рту несовершеннолетнего, причем незажженного и не тлеющего, никак не побуждает иных детей к курению, которое приведет к причинению вреда здоровья. Смысловая нагрузка данной рекламы – это все-таки стремление ребенка побыстрее стать взрослым, «реальны пацаном», который всегда платит сполна, в том числе за услуги такси и не просит никаких скидок. С нарушением рекламного законодательства Предприниматель не согласен.
Заявитель – Заведующая детского сада №1 пояснила, что в конце марта 2014 г. в детский сад детьми были принесены календарики с изображением ребенка с сигаретой во рту. Данная рекламная продукция побудила детей 4-7 лет включить в сюжетно-ролевую игру имитацию процесса курения. Состоялись беседы с родителями, по поводу возмущения тем, что дети принесли из сада подобные календарики. Педагогами приняты меры по нейтрализации последствий данных инцидентов. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам, достаточно увидеть атрибут и придумать ему заменитель будь то палочка или карандаш, демонстрируя процесс курения, считая что это правильно.
Заявитель - пенсионерка … пояснила, что распространением календариков с изображением курящего мальчика возмущены многие жители дома, в котором она проживает (115 квартир). Подобная реклама подрастающему поколению показывает отрицательный пример.
Представитель Распространителя пояснил, что на основании договора от 27.02.2014 г. заключенного с ИП Поповым В.В. на распространение рекламно- информационного материала (календариков) в почтовые ящики физических лиц г.Вологды тиражом 100 000 экземпляров, периодом распространения с 17.03.2014 г. по 27.03.2014г., распространение завершено 27.03.2014 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав Представителей, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения. Такая способность является отличительной чертой рекламы.
Реклама должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы (товар, услуга и др.). Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание к товару (услуге), юридическому или физическому лицу, идее, начинанию, сформировать положительное представление о них. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В рекламе используется образ несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ …». Первичное восприятие рекламы создает впечатление демонстрации процессов курения, предмет находящийся у мальчика во рту ассоциируется с продукцией табачной промышленности. Данный вывод подтверждается многочисленными обращениями граждан и организаций в Управление ФАС по Вологодской области по факту распространения вышеуказанной рекламы.
Комиссия Управления установила наличие в рекламе услуг такси демонстрацию процессов курения малолетним ребенком, поскольку действия, совершаемые на рекламном календарике - сигарета во рту мальчика, непосредственно направлены на фактическое употребление табака пусть даже незажженного и нетлеющего. Спорная реклама демонстрирует процесс курения.
Довод о том, что в рекламе не изображены ни дым, ни огонь, и реклама не демонстрирует процесс курения отклонен Комиссией, так как восприятие содержания рекламы вызывает ассоциацию с процессом курения.
В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Ввиду недостатка опыта несовершеннолетних, спорная реклама побудила детей включиться в сюжетно-ролевую игру имитируя процесс курения. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам. Увидев атрибут, придумали ему заменитель - палочку или карандаш, демонстрируя процесс курения среди сверстников. Распространяя рекламно – информационный материал (календарики) с изображением малолетнего мальчика с сигаретой во рту, рекламодатель злоупотребил доверием и недостатком опыта несовершеннолетних, тем самым побуждающая их к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Пунктом 3 Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее -Закона N 323-ФЗ) закреплены основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей.
В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе разработкой и реализацией органами государственной и муниципальной власти программ формирования здорового образа жизни, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака, а также защиту от пассивного курения.
Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией (вступившей в силу для СССР 15.09.1990), устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
Из Конституции Российской Федерации следует, что одной из основных задач государства является защита интересов и нравственного развития детей.
При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.
В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О рекламе", включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.
Программой "Развитие здравоохранения", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р, предусмотрено снижение в 2020 г. распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков - до 15%. Данная Программа включает Подпрограмму "Профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", так как эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Поэтому комплекс профилактических мер выделен в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду формирования здорового образа жизни населения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.
Формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. С момента начала осознанного поведения ребенка культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и негативного отношения к потреблению табака и алкоголя должны осуществляться в семье, дошкольных учреждениях и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих негативное поведение, а также грамотно способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака" просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.
Часть 4 статьи 20 вышеуказанного Закона не допускается потребление табака несовершеннолетними.
Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем.
Чрезвычайно высокий уровень распространенности курения как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков в настоящее время является одним из ведущих факторов риска непосредственно острых сердечно-сосудистых осложнений, а также фактором провокации и ускорения развития атеросклероза и артериальной гипертонии.
В связи с вышеизложенным необходимо формировать у населения наркологическую грамотность за счет информирования о всех возможных негативных медицинских и социальных последствиях потребления табака, а также злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, реклама Предпринимателя не соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Закона «О рекламе», при размещении и распространении которой должны соблюдаться требования законодательства о рекламе, которые являются обязательными.
В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодатель – ИП Попов В.В., что подтверждается заявкой на изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г., счетом № 762от 27.02.2014 г., договором об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространитель – ИП Тихомиров М.С., что подтверждается договором об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламопроизводитель – ООО ПФ «Полиграф-Периодика», что подтверждается заявкой на изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г., счетом № 762от 27.02.2014 г., товарными накладными № 876 от 13.03.2014 г и № 902 от 17.03.2014 г.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 названного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Попова В.В., распространяемую по почтовым ящикам жителей г.Вологды в марте 2014 г., в виде календариков с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ », на оборотной стороне которых размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб г.Вологды, поскольку она не соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Закона «О рекламе».
2.Выдать ИП Попову В.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Выдать ООО ПФ «Полиграф-Периодика» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель Комиссии: | _________________ | | В.П. Щепелин |
Члены Комиссии: | _________________ | | А.А.Власов |
| _________________ _________________ _________________ | | И.С. Лукова О.В. Галанина Ю.В.Турчина |
stdClass Object
(
[vid] => 8608
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ № 23/2014
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8608
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1398194221
[changed] => 1398194221
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1398194221
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Вологодской области
160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел/факс: (8172) 72-99-70/72-46-64
e-mail: to35@fas.gov.ru
http://vologda.fas.gov.ru
«21» апреля 2014г. №_______ | Заявители: Администрация г.Вологды Каменный мост, 4 г. Вологда, 160000 тел/факс 72-25-29 Администрация детского сада № 1 «Карамель» г.Вологды ул.Можайского, д.58а, г. Вологда, 160000 … г. Вологда, 160000 … г. Вологда, 160000 Рекламодатель: ИП Попов Виктор Викторович ул. Можайского, 60, г. Вологда,160000 тел/факс 74-41-11 Рекламопроизводитель: ООО ПФ «Полиграф – Периодика» ул. Челюскинцев,3 г. Вологда,160000 тел/факс 72-15-65,72-61-75 |
| Рекламораспространитель: ИП Тихомиров Михаил Станиславович ул. Прядильщиков,9-9 г. Вологда,160000 тел/факс 56-02-02,72-59-18 |
Резолютивная часть оглашена 09 апреля 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.
г. Вологда
РЕШЕНИЕ № 23/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Власов А.А. – член комиссии, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,
Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,
рассмотрев 09.04.2014 года дело № 23/2014 по признакам нарушения ИП Попова В.В. (далее - Предприниматель) Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),
в присутствии заявителей:
- Заведующей МДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 1 «Карамель» г.Вологды – …;
- …;
представителей:
лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе:
- Предприниматель Попов Виктор Викторович;
- представитель ИП Попова В.В. … по доверенности № 08-04/2014-1 от 08.04.14г. (далее – представитель Предприниматель);
- представитель ИП Тихомирова М.С.- … (далее – представитель Распространителя),
УСТАНОВИЛА:
В Управление ФАС по Вологодской области поступили жалобы: от граждан г.Вологды, переданные Департаментом градостроительства и инфраструктуры г.Вологды, Управлением Роскомнадзора г.Вологды, УМВД России по г.Вологде, а так же обращения Администрации г.Вологды, администрации детского сада № 1 «Карамель», центра материнства «Я - мама» о признаках нарушения законодательства о рекламе, а именно о распространении в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей г.Вологды рекламной информации с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей г.Вологды распространялась рекламная информация в виде календарика, с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ», на оборотной стороне которого размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб г.Вологды. Спорная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Рекламодателем данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ИП Попов Виктор Викторович.
Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Тихомиров Михаил Станиславович.
Рекламопроизводителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО ПФ « Полиграф-Периодика».
На заседании Комиссии Представитель Предпринимателя пояснил, что в спорной рекламе на календарике изобразительные признаки демонстрации процесса курения отсутствуют. Во рту мальчика предмет похожий на сигарету (может быть «чупа-чупс» или жвачка), который является незажженным при отсутствии дыма и тления. По мнению самого Предпринимателя, нахождение предмета, похожего на сигарету во рту несовершеннолетнего, причем незажженного и не тлеющего, никак не побуждает иных детей к курению, которое приведет к причинению вреда здоровья. Смысловая нагрузка данной рекламы – это все-таки стремление ребенка побыстрее стать взрослым, «реальны пацаном», который всегда платит сполна, в том числе за услуги такси и не просит никаких скидок. С нарушением рекламного законодательства Предприниматель не согласен.
Заявитель – Заведующая детского сада №1 пояснила, что в конце марта 2014 г. в детский сад детьми были принесены календарики с изображением ребенка с сигаретой во рту. Данная рекламная продукция побудила детей 4-7 лет включить в сюжетно-ролевую игру имитацию процесса курения. Состоялись беседы с родителями, по поводу возмущения тем, что дети принесли из сада подобные календарики. Педагогами приняты меры по нейтрализации последствий данных инцидентов. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам, достаточно увидеть атрибут и придумать ему заменитель будь то палочка или карандаш, демонстрируя процесс курения, считая что это правильно.
Заявитель - пенсионерка … пояснила, что распространением календариков с изображением курящего мальчика возмущены многие жители дома, в котором она проживает (115 квартир). Подобная реклама подрастающему поколению показывает отрицательный пример.
Представитель Распространителя пояснил, что на основании договора от 27.02.2014 г. заключенного с ИП Поповым В.В. на распространение рекламно- информационного материала (календариков) в почтовые ящики физических лиц г.Вологды тиражом 100 000 экземпляров, периодом распространения с 17.03.2014 г. по 27.03.2014г., распространение завершено 27.03.2014 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав Представителей, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения. Такая способность является отличительной чертой рекламы.
Реклама должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы (товар, услуга и др.). Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание к товару (услуге), юридическому или физическому лицу, идее, начинанию, сформировать положительное представление о них. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В рекламе используется образ несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ …». Первичное восприятие рекламы создает впечатление демонстрации процессов курения, предмет находящийся у мальчика во рту ассоциируется с продукцией табачной промышленности. Данный вывод подтверждается многочисленными обращениями граждан и организаций в Управление ФАС по Вологодской области по факту распространения вышеуказанной рекламы.
Комиссия Управления установила наличие в рекламе услуг такси демонстрацию процессов курения малолетним ребенком, поскольку действия, совершаемые на рекламном календарике - сигарета во рту мальчика, непосредственно направлены на фактическое употребление табака пусть даже незажженного и нетлеющего. Спорная реклама демонстрирует процесс курения.
Довод о том, что в рекламе не изображены ни дым, ни огонь, и реклама не демонстрирует процесс курения отклонен Комиссией, так как восприятие содержания рекламы вызывает ассоциацию с процессом курения.
В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Ввиду недостатка опыта несовершеннолетних, спорная реклама побудила детей включиться в сюжетно-ролевую игру имитируя процесс курения. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам. Увидев атрибут, придумали ему заменитель - палочку или карандаш, демонстрируя процесс курения среди сверстников. Распространяя рекламно – информационный материал (календарики) с изображением малолетнего мальчика с сигаретой во рту, рекламодатель злоупотребил доверием и недостатком опыта несовершеннолетних, тем самым побуждающая их к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Пунктом 3 Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее -Закона N 323-ФЗ) закреплены основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей.
В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе разработкой и реализацией органами государственной и муниципальной власти программ формирования здорового образа жизни, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака, а также защиту от пассивного курения.
Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией (вступившей в силу для СССР 15.09.1990), устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
Из Конституции Российской Федерации следует, что одной из основных задач государства является защита интересов и нравственного развития детей.
При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.
В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О рекламе", включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.
Программой "Развитие здравоохранения", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р, предусмотрено снижение в 2020 г. распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков - до 15%. Данная Программа включает Подпрограмму "Профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", так как эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Поэтому комплекс профилактических мер выделен в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду формирования здорового образа жизни населения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.
Формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. С момента начала осознанного поведения ребенка культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и негативного отношения к потреблению табака и алкоголя должны осуществляться в семье, дошкольных учреждениях и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих негативное поведение, а также грамотно способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака" просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.
Часть 4 статьи 20 вышеуказанного Закона не допускается потребление табака несовершеннолетними.
Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем.
Чрезвычайно высокий уровень распространенности курения как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков в настоящее время является одним из ведущих факторов риска непосредственно острых сердечно-сосудистых осложнений, а также фактором провокации и ускорения развития атеросклероза и артериальной гипертонии.
В связи с вышеизложенным необходимо формировать у населения наркологическую грамотность за счет информирования о всех возможных негативных медицинских и социальных последствиях потребления табака, а также злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, реклама Предпринимателя не соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Закона «О рекламе», при размещении и распространении которой должны соблюдаться требования законодательства о рекламе, которые являются обязательными.
В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодатель – ИП Попов В.В., что подтверждается заявкой на изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г., счетом № 762от 27.02.2014 г., договором об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространитель – ИП Тихомиров М.С., что подтверждается договором об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламопроизводитель – ООО ПФ «Полиграф-Периодика», что подтверждается заявкой на изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г., счетом № 762от 27.02.2014 г., товарными накладными № 876 от 13.03.2014 г и № 902 от 17.03.2014 г.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 названного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Попова В.В., распространяемую по почтовым ящикам жителей г.Вологды в марте 2014 г., в виде календариков с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ », на оборотной стороне которых размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб г.Вологды, поскольку она не соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Закона «О рекламе».
2.Выдать ИП Попову В.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Выдать ООО ПФ «Полиграф-Периодика» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель Комиссии: | _________________ | | В.П. Щепелин |
Члены Комиссии: | _________________ | | А.А.Власов |
| _________________ _________________ _________________ | | И.С. Лукова О.В. Галанина Ю.В.Турчина |
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Вологодской области
160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел/факс: (8172) 72-99-70/72-46-64
e-mail: to35@fas.gov.ru
http://vologda.fas.gov.ru
«21» апреля 2014г. №_______
|
Заявители:
Администрация г.Вологды
Каменный мост, 4
г. Вологда, 160000
тел/факс 72-25-29
Администрация детского сада № 1 «Карамель» г.Вологды
ул.Можайского, д.58а,
г. Вологда, 160000
…
г. Вологда, 160000
…
г. Вологда, 160000
Рекламодатель:
ИП Попов Виктор Викторович
ул. Можайского, 60,
г. Вологда,160000
тел/факс 74-41-11
Рекламопроизводитель:
ООО ПФ «Полиграф – Периодика»
ул. Челюскинцев,3
г. Вологда,160000
тел/факс 72-15-65,72-61-75
|
|
Рекламораспространитель:
ИП Тихомиров
Михаил Станиславович
ул. Прядильщиков,9-9
г. Вологда,160000
тел/факс 56-02-02,72-59-18
|
Резолютивная часть оглашена 09 апреля 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.
г. Вологда
РЕШЕНИЕ № 23/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Власов А.А. – член комиссии, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,
Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,
рассмотрев 09.04.2014 года дело № 23/2014 по признакам нарушения ИП Попова В.В. (далее - Предприниматель) Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),
в присутствии заявителей:
- Заведующей МДОУ Детского сада общеразвивающего вида № 1 «Карамель» г.Вологды – …;
- …;
представителей:
лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе:
- Предприниматель Попов Виктор Викторович;
- представитель ИП Попова В.В. … по доверенности № 08-04/2014-1 от 08.04.14г. (далее – представитель Предприниматель);
- представитель ИП Тихомирова М.С.- … (далее – представитель Распространителя),
УСТАНОВИЛА:
В Управление ФАС по Вологодской области поступили жалобы: от граждан г.Вологды, переданные Департаментом градостроительства и инфраструктуры г.Вологды, Управлением Роскомнадзора г.Вологды, УМВД России по г.Вологде, а так же обращения Администрации г.Вологды, администрации детского сада № 1 «Карамель», центра материнства «Я - мама» о признаках нарушения законодательства о рекламе, а именно о распространении в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей г.Вологды рекламной информации с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в марте 2014 г. по почтовым ящикам жителей г.Вологды распространялась рекламная информация в виде календарика, с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ», на оборотной стороне которого размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб г.Вологды. Спорная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Рекламодателем данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ИП Попов Виктор Викторович.
Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Тихомиров Михаил Станиславович.
Рекламопроизводителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО ПФ « Полиграф-Периодика».
На заседании Комиссии Представитель Предпринимателя пояснил, что в спорной рекламе на календарике изобразительные признаки демонстрации процесса курения отсутствуют. Во рту мальчика предмет похожий на сигарету (может быть «чупа-чупс» или жвачка), который является незажженным при отсутствии дыма и тления. По мнению самого Предпринимателя, нахождение предмета, похожего на сигарету во рту несовершеннолетнего, причем незажженного и не тлеющего, никак не побуждает иных детей к курению, которое приведет к причинению вреда здоровья. Смысловая нагрузка данной рекламы – это все-таки стремление ребенка побыстрее стать взрослым, «реальны пацаном», который всегда платит сполна, в том числе за услуги такси и не просит никаких скидок. С нарушением рекламного законодательства Предприниматель не согласен.
Заявитель – Заведующая детского сада №1 пояснила, что в конце марта 2014 г. в детский сад детьми были принесены календарики с изображением ребенка с сигаретой во рту. Данная рекламная продукция побудила детей 4-7 лет включить в сюжетно-ролевую игру имитацию процесса курения. Состоялись беседы с родителями, по поводу возмущения тем, что дети принесли из сада подобные календарики. Педагогами приняты меры по нейтрализации последствий данных инцидентов. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам, достаточно увидеть атрибут и придумать ему заменитель будь то палочка или карандаш, демонстрируя процесс курения, считая что это правильно.
Заявитель - пенсионерка … пояснила, что распространением календариков с изображением курящего мальчика возмущены многие жители дома, в котором она проживает (115 квартир). Подобная реклама подрастающему поколению показывает отрицательный пример.
Представитель Распространителя пояснил, что на основании договора от 27.02.2014 г. заключенного с ИП Поповым В.В. на распространение рекламно- информационного материала (календариков) в почтовые ящики физических лиц г.Вологды тиражом 100 000 экземпляров, периодом распространения с 17.03.2014 г. по 27.03.2014г., распространение завершено 27.03.2014 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав Представителей, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения. Такая способность является отличительной чертой рекламы.
Реклама должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы (товар, услуга и др.). Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание к товару (услуге), юридическому или физическому лицу, идее, начинанию, сформировать положительное представление о них. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В рекламе используется образ несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с рекламным текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ …». Первичное восприятие рекламы создает впечатление демонстрации процессов курения, предмет находящийся у мальчика во рту ассоциируется с продукцией табачной промышленности. Данный вывод подтверждается многочисленными обращениями граждан и организаций в Управление ФАС по Вологодской области по факту распространения вышеуказанной рекламы.
Комиссия Управления установила наличие в рекламе услуг такси демонстрацию процессов курения малолетним ребенком, поскольку действия, совершаемые на рекламном календарике - сигарета во рту мальчика, непосредственно направлены на фактическое употребление табака пусть даже незажженного и нетлеющего. Спорная реклама демонстрирует процесс курения.
Довод о том, что в рекламе не изображены ни дым, ни огонь, и реклама не демонстрирует процесс курения отклонен Комиссией, так как восприятие содержания рекламы вызывает ассоциацию с процессом курения.
В силу части пункта 6 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Ввиду недостатка опыта несовершеннолетних, спорная реклама побудила детей включиться в сюжетно-ролевую игру имитируя процесс курения. Дети очень восприимчивы к отрицательным примерам. Увидев атрибут, придумали ему заменитель - палочку или карандаш, демонстрируя процесс курения среди сверстников. Распространяя рекламно – информационный материал (календарики) с изображением малолетнего мальчика с сигаретой во рту, рекламодатель злоупотребил доверием и недостатком опыта несовершеннолетних, тем самым побуждающая их к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
Пунктом 3 Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее -Закона N 323-ФЗ) закреплены основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей.
В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе разработкой и реализацией органами государственной и муниципальной власти программ формирования здорового образа жизни, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака, а также защиту от пассивного курения.
Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией (вступившей в силу для СССР 15.09.1990), устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
Из Конституции Российской Федерации следует, что одной из основных задач государства является защита интересов и нравственного развития детей.
При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.
В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О рекламе", включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.
Программой "Развитие здравоохранения", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р, предусмотрено снижение в 2020 г. распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков - до 15%. Данная Программа включает Подпрограмму "Профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", так как эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Поэтому комплекс профилактических мер выделен в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду формирования здорового образа жизни населения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.
Формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. С момента начала осознанного поведения ребенка культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и негативного отношения к потреблению табака и алкоголя должны осуществляться в семье, дошкольных учреждениях и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих негативное поведение, а также грамотно способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака" просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.
Часть 4 статьи 20 вышеуказанного Закона не допускается потребление табака несовершеннолетними.
Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем.
Чрезвычайно высокий уровень распространенности курения как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков в настоящее время является одним из ведущих факторов риска непосредственно острых сердечно-сосудистых осложнений, а также фактором провокации и ускорения развития атеросклероза и артериальной гипертонии.
В связи с вышеизложенным необходимо формировать у населения наркологическую грамотность за счет информирования о всех возможных негативных медицинских и социальных последствиях потребления табака, а также злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, реклама Предпринимателя не соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Закона «О рекламе», при размещении и распространении которой должны соблюдаться требования законодательства о рекламе, которые являются обязательными.
В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодатель – ИП Попов В.В., что подтверждается заявкой на изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г., счетом № 762от 27.02.2014 г., договором об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространитель – ИП Тихомиров М.С., что подтверждается договором об оказании услуг по распространению рекламно информационного материала по ящикам г.Вологды № 23-2014/ДМ от 27.02.2014 г., счетом №141 от 27.02.2014г.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламопроизводитель – ООО ПФ «Полиграф-Периодика», что подтверждается заявкой на изготовление от 27.02.2014 г., согласованным рекламным макетом от 27.02.14 г., счетом № 762от 27.02.2014 г., товарными накладными № 876 от 13.03.2014 г и № 902 от 17.03.2014 г.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 названного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Попова В.В., распространяемую по почтовым ящикам жителей г.Вологды в марте 2014 г., в виде календариков с изображением несовершеннолетнего (малолетнего мальчика) с сигаретой во рту с текстом следующего содержания: «…www.taxi35.ru…058 РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ СКИДОК НЕ ПРОСЯТ », на оборотной стороне которых размещена информация услуг служб заказа такси Ассоциации таксомоторного транспорта Вологодской области, а так же телефонная информация различных служб г.Вологды, поскольку она не соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 6 Закона «О рекламе».
2.Выдать ИП Попову В.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Выдать ООО ПФ «Полиграф-Периодика» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель Комиссии:
|
_________________
|
|
В.П. Щепелин
|
Члены Комиссии:
|
_________________
|
|
А.А.Власов
|
|
_________________
_________________
_________________
|
|
И.С. Лукова
О.В. Галанина
Ю.В.Турчина
|
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 23/2014
[format] =>
[safe_value] => 23/2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-04-22 19:11:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-04-21 06:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1398194221
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Вологодское УФАС России
)