• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О результатах проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

 

I. Общие положения

Анализ рынков услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов проводится в соответствии с пунктом 2.4 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России 07.02.2011 № 66 (далее – План работы).

Цель Анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

Настоящая методика проведения анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов (далее - методика) составлена в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

При анализе состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в качестве источников информации использовались данные органов власти, статистики, хозяйствующих субъектов, нормативно - правовые акты.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

II. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования рынка – 2010 – 2011 годы.

III. Продуктовые границы товарных рынков

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынков являются:

-  услуга по техническому обслуживанию лифтов;

-  услуга по техническому освидетельствованию лифтов.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) к опасным производственным объектам  относятся объекты, при функционировании которых при сложившихся обстоятельствах могут возникнуть аварии и (или) инциденты.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Техническим регламентом о безопасности лифтов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 782 (далее – Регламент о безопасности лифтов), установлены минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила, формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, а также требования по энергетической эффективности лифтов.

Согласно подпункту 1 пункта 12 Регламента о безопасности лифтов при эксплуатации лифта выполняются следующие требования:

1) проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки его соответствия в порядке, установленном пунктом 17 Регламента о безопасности лифтов;

2) осуществление осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта специализированной лифтовой организацией;

3) допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 Регламента о безопасности лифтов.

5) подтверждение соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенного срока службы, в порядке, установленном пунктом 19 Регламента о безопасности лифтов.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2001, услуга по техническому обслуживанию лифтов  принадлежит к подгруппе 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу,  ремонту и техническому обслуживанию подъемно - транспортного оборудования» группы 29.22 «Производство подъемно - транспортного оборудования»  класса 29 «Производство машин и оборудования».  

В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов техническое обслуживание лифта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации.

Согласно пункту 17 Регламента о безопасности лифтов оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в следующем порядке:

1) оценка соответствия лифта при эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации;

2) лифт при эксплуатации подвергается частичному техническому освидетельствованию органом по сертификации при замене узлов и механизмов лифта. Сведения о замененных узлах и механизмах указываются в паспорте лифта специалистом организации, осуществившей их замену;

 

IV. Географические границы товарных рынков

Анализ проводился в городах с населением более 100 тысяч жителей и административных центрах субъектов Российской Федерации.

Предварительно географические границы рынка определяются в административных границах муниципальных образований Вологда и Череповец.

Определение географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

Фактическими районами продаж действующих продавцов на рассматриваемых рынках (местоположение приобретателей) в городе Вологда является только территория данного города. Фактическими районами продаж действующих продавцов на рассматриваемых рынках (местоположение приобретателей) в городе Череповец является только территория данного города.

Следовательно, приобретатель (приобретатели) Вологды или Череповца приобретают или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемые товары только в границах указанных фактических районов продаж и не имеют такой возможности за их пределами.

Учитывая вышеприведенные критерии, в качестве географических границ рассматриваемых товарных рынков определены территории города Вологды и Череповца раздельно.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

1. Деятельность по техническому обслуживанию лифтов к лицензируемым видам деятельности не относится.

В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов специализированная лифтовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов.

2. Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 № 31, установлено, что деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Госгортехнадзором России.

Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 № 389, под деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности понимается проведение экспертизы:

- проектной документации на разработку, строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

- технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

- зданий и сооружений, расположенных на территории опасного производственного объекта;

- деклараций промышленной безопасности;

- документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 №342 «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов» установлено, что полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов, переданы Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.

При этом указанное постановление утратило силу с 1 ноября 2011 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845.

В ходе анализа рынка были выявлены хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в границах города Вологда:

- по техническому обслуживанию лифтов – 7 продавцов (таблица 1);

- по техническому освидетельствованию лифтов - 1 продавец (таблица 3)

Соответственно в границах города Череповец:

- по техническому обслуживанию лифтов – 8 продавцов (таблица 1);

- по техническому освидетельствованию лифтов - 2 продавца (таблица 3)

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках

Оценка объема товарных рынков осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в натуральном (количество обслуживаемых и освидетельствованных лифтов) и в стоимостном выражении (объем продаж).

Доля хозяйствующего субъекта на данном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке к общему объему продаж рассматриваемого рынка в натуральном и стоимостном выражении.

Значения общего объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках за определенный период времени в продуктовых и географических границах и долей хозяйствующих субъектов, представлены по форме согласно таблицам 2,4.

Доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

VII. Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков производится в соответствии с разделом VII Порядка.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

                        n

(СR) = SUM D,

           i=1          i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

              N         2

HHI = SUM D,

           i=1          i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Гирфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<=CR3<=100% или 2000<=HHI<=10000;

- умеренный – при 45%<= CR3<=70% или 1000<= HHI<=2000;

- низкий – при CR3<45% или HHI <1000.

Коэффициент рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов в границах города Вологда за исследуемый период составил от 81% до 95%.

Соответственно индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составил от 3344 до 3522.

Коэффициент рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов в границах города Череповец за исследуемый период составил от 64% до 83%. Соответственно индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составил от 2162 до 2565.

Таким образом, уровни концентрации товарных рынков услуг по техническому обслуживанию лифтов в границах города Вологда и Череповец являются в анализируемом периоде  – высокими.

Аналогичный вывод о высоком уровне концентрации товарных рынков услуг по техническому освидетельствованию лифтов в границах города Вологда и Череповец следует вследствие деятельности на данных товарных рынках, практически, по одному хозяйствующему субъекту.

VIII. Барьеры входа на товарные рынки

Процедура определения барьеров входа на товарные рынки включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарные рынки;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемые товарные рынки.

Полученная информация от хозяйствующих субъектов, позволила выявить следующие барьеры входа на рассматриваемые товарные рынки.

На рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов некоторые владельцы лифтов (УК и ТСЖ) применяют импортные лифты, в частности, фирм ОТИС и КОНЕ. Указанные фирмы отказывают в обучении специалистов местных предприятий по обслуживанию лифтов, что ограничивает их сферу деятельности. Данный барьер не может рассматриваться в качестве непреодолимого барьера, при входе на товарный рынок.

На рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов, в качестве непреодолимого барьера для некоторых хозяйствующих субъектов, были сообщены следующие обстоятельства.

Согласно Техническому регламенту «О безопасности лифтов» техническое освидетельствование лифтов должен выполнять аккредитованный орган по сертификации и аккредитованная испытательная лаборатория, т.е. две разные организации или разные структуры в рамках одной организации. В настоящее время все функции по аккредитации переданы Росаккредитации, которые пользуются услугами ФГУП «ВНИИНМАШ», входящего в структуру Росстандарта. Заявленная ответственными лицами ФГУП «ВНИИНМАШ» стоимость аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. Успешная аккредитация подразумевает последующее проведение ежегодного инспекционного контроля. Стоимость контроля составляет около 30% от стоимости аккредитации. При отсутствии контроля, действие аттестата аккредитации может быть приостановлено.

Вышеприведенные барьеры привели к приостановлению деятельности в 2011 году, а с 2012 года ее прекращению, одного из хозяйствующих субъектов на рынке по техническому освидетельствованию лифтов в границах города Череповец (ОАО «Системэнерго).

Проведенный анализ не выявил действующих соглашений между организациями, осуществляющими техническое обслуживание и техническое освидетельствование лифтов, и производителями лифтов.

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках

Оценка состояния конкурентной среды на исследуемых рынках, при проведении данного анализа, включает заключение о том, к какому виду рынков относятся рассматриваемые товарные рынки.

Заключение о виде рассматриваемых рынков дается на основании показателей уровня концентрации товарных рынков, наличия и преодолимости барьеров входа на товарные рынки (разделы VII и VIII настоящего анализа).

В соответствии с полученными показателями уровней концентрации, которые определяют уровни концентраций рассматриваемых товарных рынков за весь анализируемый период высокими, товарные рынки услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов относятся к виду рынка с неразвитой конкуренцией. Данное заключение подтверждается наличием вышеперечисленных барьеров входа на рассматриваемые рынки, особенно на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов.

X. Анализ состояния конкуренции на товарном рынке (Выводы).

В результате проведенного анализа дана оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов. Конкурентная среда характеризуется как неразвитая.

Выявлены хозяйствующие субъекты, которые на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в границах города Вологда имеют долю более 35%. Данное обстоятельство является основанием для их включения в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр).