Доклад Вологодского УФАС России по соблюдению обязательных требований. Анализ и обобщение практики применения антимонопольного законодательства на территории Вологодской области

Постоянным субъектами контроля  Вологодского УФАС являются:
 - Федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления;
 - Предприятия-монополисты, чья доля на рынке составляет выше 50%; 
- Государственные и муниципальные заказчики, заказчики федерального уровня (контроль 44-ФЗ); - Рекламодатели и рекламораспространители (контроль Закона о рекламе);
- Организаторы торгов, в том числе по продаже государственного и муниципального имущества, а также иных обязательных торгов согласно законодательству;
- Сетевые ресурсоснабжающие  компании (энергетические, газовые, теплосети и пр.).
 

Новый Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации
на 2022 - 2025 годы 
утвержден Постановлением Правительства РФ
от 2 сентября 2021 года № 2424-р
.

В Вологодской области утвержден План мероприятий («дорожная карта»)
 по содействию развитию конкуренции в регионе на 2022-2025 годы.

В «дорожной карте» представлены  мероприятия по развитию конкуренции  на 34 товарных рынках, а также ключевые показатели развития конкуренции  на товарных рынках в Вологодской области.
По итогам рейтинга регионов по уровню содействия развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции, в 2021 году Вологодская области заняла 27 место,
улучшив свои позиции на 27 пунктов (поднявшись с 54 места в 2019 году).
Работа  по реализации Указа Президента РФ № 618  «Об основных направлениях  государственной политики по развитию конкуренции» и по реализации мероприятий Национального плана  («дорожной карты») развития  конкуренции на 2022-2025годы остается важнейшей стратегической задачей органов власти на ближайший период.

Контроль органов власти

Нарушения требований антимонопольного законодательства со стороны органов власти сводятся к следующим нарушениям: издание нормативных актов, ограничивающих конкуренцию, наделение хозяйствующих субъектов полномочиями и правами органов власти, создание дискриминационных условий иным хозяйствующим субъектам.

Управлением рассмотрено 14 жалоб на проведение имущественных торгов органами власти, 6 из которых признаны обоснованными.

Обоснованными признаны следующие претензии заявителей:

- Жалоба на передачу прав владения или пользования (аренда, безвозмездное пользование) в отношении муниципального имущества;
- Две жалобы на аренду и продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Одна жалоба на продажу государственного или муниципального имущества;
- Две жалобы на привлечение специализированной некоммерческой организации для осуществления капитального ремонта многоквартирного дома.

            Рассмотрено 12 заявлений о даче согласия на предоставление преференций. В 10 случаях согласия антимонопольного органа не требуется, в 2 случаях в выдаче преференции отказано.

Контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №  44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2021 году поступило 504 жалобы в рамках Федерального закона 44-ФЗ.
Из них:  385 жалоб рассмотрено, 16 жалоб отозвано, 79 жалоб возвращено, 24 – переданы по подведомственности.

Из рассмотренных жалоб:
- 179 жалобы поступили на заказчиков субъекта;
- 151 жалоба поступила на муниципальных заказчиков;
- 55 жалоб   поступили на федеральных заказчиков.

Признано обоснованными и частично обоснованными 99 жалоб. Из них - 9 жалоб по закупкам, состоявшимся в рамках национальных проектов «Здравоохранение», «Экология», «Комфортная среда».
            По результатам рассмотрения жалоб выявлено 107 закупок с нарушениями (в том числе 9 закупок в рамках нацпроектов)  выдано 72 предписания.
            В течение года в рамках внеплановых проверок проверено 111 закупок, выявлено 23 нарушения, выдано 6 предписаний.
            Возбуждено 92 административных дела за нарушения законодательства о контрактной системе.  Общая сумма наложенных штрафов: 1 млн. 85 тысяч рублей. К административной ответственности привлечено 59 должностных лиц.

Наибольшее количество поступивших жалоб  и выявленных нарушений:

В сфере здравоохранения (рассмотрено 87 жалоб, из них признаны обоснованными и частично обоснованными 19), в строительной сфере (рассмотрено 118 жалоб, из них признаны обоснованными и частично обоснованными 46).

            Наиболее распространенные нарушения заказчиков: установление  избыточных требований в конкурсной документации, влекущее за собой ограничение количества
участников закупок.
            Кроме того, при установлении требований к участникам закупок заказчики не учитывают изменения в законодательстве. Например, с 01.07.2021 не устанавливается требование об отсутствии в РНП информации об учредителях, а заказчики до сих пор данное требование указывают. Либо неверно устанавливают дополнительные требования  к участникам (до 01.01.2022г. такие требования устанавливались в соответствии с Постановлением Правительства РФ №99).

Контроль недобросовестной конкуренции

Рассмотрено  41 заявление  о действиях недобросовестной конкуренции. Из них в 27 случаях отказано в возбуждении дела. Возбуждено 5 дел:
2 дела по нарушению статьи 14.6 (недобросовестная конкуренция ),
3 дела по нарушению статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции).

В результате рассмотрения дел выявлено 5 нарушений, выдано 17 предупреждений.

Предупреждения выданы:
12 – газовым компаниям, оказывающим услуги по техобслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования;
3 –  охранным предприятиям;
2 – индивидуальным предпринимателям.
            Возбуждено 2 дела по ст.14.33 КоАП (действия недобросовестной конкуренции), общая сумма штрафов составила 121 тысячу рублей.

Наиболее часто действия недобросовестной конкуренции допускали газовые компании, занимающиеся обслуживанием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Нарушение заключалось в проведении работ по замене  и ремонту внутриквартирного газового оборудования (газового крана, плиты) в квартирах вологжан без заключения  обязательного договора о техническом обслуживании.
            Это нарушение квалифицировано как иные форме недобросовестной конкуренции  (статья 14.8 Закона о защите конкуренции).
            Договор, который, согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, обязана заключать  каждая работающая специализированная газовая компания с гражданами, предусматривает не только ремонт и замену газового оборудования, но и аварийно-диспетчерское обслуживание.
            В рассмотренных делах на  газовые компании, заменявшие газовое оборудование  без договора, в УФАС поступили обращения от АО «Газпром газораспределение Вологда».
            В данных случаях только у АО «Газпром газораспределение Вологда» имелся заключенный договор и только эта компания имела право заменять и ремонтировать газовое оборудование в квартирах граждан.

            Пример: предупреждения выданы ООО «ГорГаз» и ООО «Устюггазсервис».
            Обе компании пытались опротестовать предупреждение в Арбитражном суде Вологодской области, а ООО «Устюггазсервис» –  еще и в суде апелляционной инстанции - Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде, а также в суде кассационной инстанции -  Арбитражном суде Северо-Западного округа,  но безрезультатно.
            Дела в отношении газовых компаний являются социально значимыми, поскольку они непосредственно связаны с безопасностью людей: в ряде случаев после замены газового оборудования из-за утечки газа жители многоквартирных домов вызывали  аварийную  газовую службу.


Пример исполненного предписания в рамках контроля недобросовестной конкуренции: Охранное предприятие ООО СКБ «Флагман» исполнило предписание Вологодского УФАС России.

            В УФАС поступило заявление ООО «Служба Безопасности Конвой»  о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ООО «СКБ «Флагман».
            «Флагман» стал победителем электронного аукциона на оказание услуг по охране Вологодского индустриально-транспортного техникума, между заказчиком и исполнителем был заключен договор  на оказание охранных услуг.

Участие и победа «Флагмана» в аукционе оказалось возможным из-за недостоверной информации, предоставленной предприятием в рамках проводимого аукциона.
            В условиях данной  закупки предусмотрена круглосуточная охрана объектов, имущества, обеспечение внутриобъектового пропускного режима на объектах Вологодского индустриально-транспортного техникума, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, заявлено требование о наличии мобильной группы и оружия у сотрудников мобильной группы. 

            Было установлено, что у «Флагмана» отсутствуют мобильные группы и служебное оружие на территории г. Вологды. Охранное предприятие,  подавая заявку на электронный аукцион,  исказило данные относительно  параметров объекта закупки.
Не имея комнаты хранения оружия и боеприпасов, мобильной группы и служебного оружия
на территории города Вологды, предприятие охраны не может надлежащим образом оказывать охранные услуги техникуму  и исполнить условия контракта.
            В отношении «Флагмана» было возбуждено антимонопольное производство, по результутам которого было выдано предписание.
            Охранное предприятие «Флагман» оспорило решение и предписание УФАС в Арбитражном суде, но суд не удовлетворил требования заявителя.

 

Контроль за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

Принято  124 заявления  о нарушении Закона «О рекламе».
Отказано в возбуждении дела в 120 случаях, из них большая  часть заявлений направлена в другие органы власти по компетенции;  на часть заявлений даны разъяснения; по остальным  заявлениям данные о нарушении не подтвердились.

Возбуждено  4 дела. По результатам рассмотренных дел выявлено 4 нарушения, выдано 2 предписания.
 Возбуждено  7 административных дел по ст. 14.3 КоАП РФ. 
Возбуждено 1 административное дело по ст.14.3.1 КоАП (распространение рекламы табака), штраф составил 3 тысячи рублей.

Вынесено 2   постановления  о наложении штрафа на сумму 14 000 рублей. По 5 делам в отношении субъектов малого  и среднего предпринимательства  штраф  заменен на предупреждение.

Выявленные нарушения:
1 – недобросовестная реклама
1 – нарушение в сообщении о трансляции рекламы
в радиопрограмме;
1 – sms- реклама
1 – нарушение в рекламе финансовых услуг

Контроль доминирующего положения (статья 10 Закона о защите конкуренции).

Поступило и рассмотрено 161  заявление по ст.10. Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением).  Из них в 160 случаях отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков  нарушения антимонопольного законодательства, выдано 1 предупреждение.

Из 161 заявления 17 поступили на субъекты естественных монополий, 144 заявления – на прочие хозяйствующие субъекты.

В заявлениях указаны следующие нарушения:
68  – установление и поддержание  монопольно высокой цены товара;
31 – навязывание невыгодных условий договора;
4 – необоснованное прекращение  производства товара;
7 – необоснованный отказ от заключения договора;
15 – нарушение порядка ценообразования;
2 – создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка.
34 – прочие нарушения.

 

Контроль  порядка подключения  к электрическим, газораспределительным сетям,  сетям теплоснабжения, водоснабжения (Ст. 9.21 КоАП РФ)

Возбуждено 32 дела  по статье 9.21 КоАП. Из них 28 дел возбуждены на субъекты естественных монополий, в том числе одно  дело на должностное лицо газораспределительной компании.
27 дел возбуждено в отношении сетевых компаний.
В отношении компаний электроэнергетики вынесено 17 постановлений  о наложении административного штрафа на общую сумму 1 млн. 50 тысяч рублей.

Основная масса возбужденных по ст.9.21 дел касается нарушения  Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Основные нарушения: нарушение сроков технологического присоединения,  необоснованный отказ в выдаче договора.

Общая сумма наложенных штрафов  в 2021 году составляет  2 млн. 958 тысяч  руб.