Анализ состояния конкуренции на рынках услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области за 2020 г.

Согласно положениям статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в МКД обязаны выбрать способ управления домом. Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения.

        Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления МКД, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

       Следует учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.      

       В силу статьи 193 ЖК РФ правом на получение государственной услуги (получение лицензии) обладают заявители, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие лицензионным требованиям.

         Хозяйствующими субъектами рынка управления МКД (продавцами услуг управления МКД) в соответствии с ЖК РФ  являются: управляющие организации (любой формы собственности) с лицензиями, ТСЖ, ЖК, ЖСК.

        Потребителями услуг управления МКД являются собственники помещений в МКД, т.е. те лица, которым ЖК РФ предоставлено право выбора способа управления МКД и управляющей организации. Это физические и юридические лица – собственники частного жилищного фонда, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация – как собственники государственного жилищного фонда, муниципальные образования – как собственники муниципального жилищного фонда. Конечными потребителями услуг управления МКД являются граждане, проживающие в МКД.

      На территории МО "Вологда" зарегистрировано:

- всего лиц, управляющих МКД:      324 единицы,

в т.ч. управляющих компаний

в т.ч. ТСЖ, ЖСК и иных специализированных кооперативов: 246 единиц,

 Они обслуживают:     2 103  дома,  общей площадью   8 054 548,00  кв.м

       На территории  МО "Череповец" зарегистрировано:

- всего лиц, управляющих МКД:     353 единицы,

в т.ч. управляющих компаний

в т.ч. ТСЖ, ЖСК и иных специализированных кооперативов:  273 единицы,

Они обслуживают:    1 551  дом,  общей площадью   8 022 852,00  кв.м

      На рынке услуг по управлению МКД на территории г. Вологды и на территории г. Череповца отсутствуют хозсубъекты с долей более 50%.

      Уровни концентрации на  вышеназванных рынках низкие.

      Барьерами входа на рынок услуг по управлению МКД являются, в частности, административно-правовые ограничения (условия лицензирования отдельных видов деятельности; экологические ограничения; проведение конкурсного отбора управляющей организации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»; затягивание органами государственного жилищного надзора сроков при осуществлении деятельности по вопросам внесения сведений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД; отсутствие четкого срока заключения договоров после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации; необоснованное затягивание сроков передачи технической документации на многоквартирный дом от прежней