Решение № 270-10АМЗ/14

Номер дела: № 270-10АМЗ/14
Дата публикации: 3 октября 2014, 09:43

ОАО «Вологодская сбытовая компания»

160000, Вологодская обл.,

г.  Вологда,

Пречистенская набережная, д. 68

 

ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс»

160004, Вологодская обл.,

 г.  Вологда, ул. Гончарная, 8 - 108

 

 «12» сентября 2014 г.  № _________                                                     г. Вологда

Решение № 270-10АМЗ/14

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 сентября 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смышляевой И.А. - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Власова А.А. – начальника   отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Луковой И.С. - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 270-10АМЗ/14 по признакам нарушения ОАО «Вологодская сбытовая компания» (ОГРН 1053500117450, юридический адрес: 369000, г.  Черкесск, пр. Ленина, д. 147, далее ОАО «ВСК»)  части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции»,

  УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс» (далее Заявитель) на действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее Ответчик, ОАО «ВСК»). Нарушение антимонопольного законодательства, по мнению Заявителя заключается в злоупотреблении ОАО «ВСК»  доминирующим положением путем затягивания процесса заключения договора энергоснабжения с ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс», что может привести к ущемлению интересов Заявителя и нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал заявленные требования и пояснил, что собственниками помещений в многоквартирном доме № 8 по ул. Гончарной г. Вологды выбран прямой способ оплаты за потребленную электроэнергию ресурсоснабжающей организации, в связи с чем Заявитель считает возможным заключить договор энергоснабжения мест общего пользования многоквартирного дома.

 Представители Ответчика пояснили, что действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения с ТСЖ договоров  энергоснабжения  только мест общего пользования. Данное требование необходимо отразить в условиях договора  энергоснабжения многоквартирного дома.

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС считает, что в действиях Ответчика отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 стать 10 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Приказом Вологодского УФАС России № 130 от 06.05.2011 внесены изменения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%. Данным приказом установлена доля ОАО «ВСК» более 50% по товару – электрическая энергия в географических границах административных границ Вологодской области. Таким образом, ОАО «ВСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии  в отношении покупателей Вологодской области, в том числе г. Вологды.

Из материалов дела следует, что письмом № 60-06/3231 от 29.11.2013 ОАО «ВСК» направило в адрес Заявителя предложение о заключении договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг с приложением такого договора. Предметом данного договора является  энергоснабжение многоквартирного дома, включая жилые помещения и места общего пользования. Данное письмо получено Заявителем ранее 17.01.2014, поскольку в ответ на письмо № 60-06/3231 ТСЖ направило в адрес ОАО «ВСК» заявление о заключении договора энергоснабжения с учетом прямой оплаты собственников помещений за потребленную электроэнергию № 1 от 17.01.2014.

Далее, 04.02.2014 Заявителем дополнительно направлено письмо № 4 о заключении договора  энергоснабжения именно мест общего пользования в многоквартирном доме, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об оплате коммунального ресурса (электрической энергии) за жилые помещения непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Затем, 09.04.2014 ОАО «ВСК» в адрес Заявителя направлен на согласование договор энергоснабжения (включая жилые помещения и места общего пользования)  с приложениями письмом № 60-06/2558. Письмом № 8 от 16.04.2014  Заявителем в адрес ОАО «ВСК» направлена претензия с требованием заключения договора энергоснабжения мест общего пользования в многоквартирном доме.

21.08.2014 ОАО «ВСК» повторно направило в адрес Заявителя договор энергоснабжения № 6596/2 с приложениями письмом № 10-07/17023.

На заседании Комиссии 01.09.2014 стороны пояснили, что между ними вновь началась процедура согласования условий договора, идет преддоговорной процесс. Заявитель согласился с позицией Ответчика о правомерности заключения общего договора энергоснабжения на многоквартирный дом с учетом возможности оплаты потребляемой электроэнергии, необходимой для освещения мест общего пользования.

В соответствии с пунктом 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее Правила № 124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета.

Согласно пункту 25 Правил № 124, при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты:

в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации;

в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 27 Правил № 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:

а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;

в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;

г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;

д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Анализ вышеуказанных норм показывает, что заключение отдельных договоров энергоснабжения на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме законодательно не предусмотрено. Порядок оплаты коммунального ресурса с учетом оплаты за жилые помещения и места общего пользования должен предусматриваться условиями общего договора энергоснабжения на многоквартирный дом.

Таким образом, изучив обстоятельства дела, пояснения сторон, оценив представленные доказательства, учитывая неоднократное направление Ответчиком  договора энергоснабжения в адрес Заявителя комиссия приходит к выводу об отсутствии  в действиях ОАО «ВСК»  нарушения части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия:

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 270-10АМЗ/14 в отношении ОАО «ВСК»  в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

stdClass Object ( [vid] => 9387 [uid] => 5 [title] => Решение № 270-10АМЗ/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9387 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412315199 [changed] => 1412315473 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412315473 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ОАО «Вологодская сбытовая компания»

160000, Вологодская обл.,

г.  Вологда,

Пречистенская набережная, д. 68

 

ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс»

160004, Вологодская обл.,

 г.  Вологда, ул. Гончарная, 8 - 108

 

 «12» сентября 2014 г.  № _________                                                     г. Вологда

Решение № 270-10АМЗ/14

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 сентября 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смышляевой И.А. - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Власова А.А. – начальника   отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Луковой И.С. - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 270-10АМЗ/14 по признакам нарушения ОАО «Вологодская сбытовая компания» (ОГРН 1053500117450, юридический адрес: 369000, г.  Черкесск, пр. Ленина, д. 147, далее ОАО «ВСК»)  части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции»,

  УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс» (далее Заявитель) на действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее Ответчик, ОАО «ВСК»). Нарушение антимонопольного законодательства, по мнению Заявителя заключается в злоупотреблении ОАО «ВСК»  доминирующим положением путем затягивания процесса заключения договора энергоснабжения с ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс», что может привести к ущемлению интересов Заявителя и нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал заявленные требования и пояснил, что собственниками помещений в многоквартирном доме № 8 по ул. Гончарной г. Вологды выбран прямой способ оплаты за потребленную электроэнергию ресурсоснабжающей организации, в связи с чем Заявитель считает возможным заключить договор энергоснабжения мест общего пользования многоквартирного дома.

 Представители Ответчика пояснили, что действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения с ТСЖ договоров  энергоснабжения  только мест общего пользования. Данное требование необходимо отразить в условиях договора  энергоснабжения многоквартирного дома.

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС считает, что в действиях Ответчика отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 стать 10 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Приказом Вологодского УФАС России № 130 от 06.05.2011 внесены изменения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%. Данным приказом установлена доля ОАО «ВСК» более 50% по товару – электрическая энергия в географических границах административных границ Вологодской области. Таким образом, ОАО «ВСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии  в отношении покупателей Вологодской области, в том числе г. Вологды.

Из материалов дела следует, что письмом № 60-06/3231 от 29.11.2013 ОАО «ВСК» направило в адрес Заявителя предложение о заключении договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг с приложением такого договора. Предметом данного договора является  энергоснабжение многоквартирного дома, включая жилые помещения и места общего пользования. Данное письмо получено Заявителем ранее 17.01.2014, поскольку в ответ на письмо № 60-06/3231 ТСЖ направило в адрес ОАО «ВСК» заявление о заключении договора энергоснабжения с учетом прямой оплаты собственников помещений за потребленную электроэнергию № 1 от 17.01.2014.

Далее, 04.02.2014 Заявителем дополнительно направлено письмо № 4 о заключении договора  энергоснабжения именно мест общего пользования в многоквартирном доме, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об оплате коммунального ресурса (электрической энергии) за жилые помещения непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Затем, 09.04.2014 ОАО «ВСК» в адрес Заявителя направлен на согласование договор энергоснабжения (включая жилые помещения и места общего пользования)  с приложениями письмом № 60-06/2558. Письмом № 8 от 16.04.2014  Заявителем в адрес ОАО «ВСК» направлена претензия с требованием заключения договора энергоснабжения мест общего пользования в многоквартирном доме.

21.08.2014 ОАО «ВСК» повторно направило в адрес Заявителя договор энергоснабжения № 6596/2 с приложениями письмом № 10-07/17023.

На заседании Комиссии 01.09.2014 стороны пояснили, что между ними вновь началась процедура согласования условий договора, идет преддоговорной процесс. Заявитель согласился с позицией Ответчика о правомерности заключения общего договора энергоснабжения на многоквартирный дом с учетом возможности оплаты потребляемой электроэнергии, необходимой для освещения мест общего пользования.

В соответствии с пунктом 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее Правила № 124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета.

Согласно пункту 25 Правил № 124, при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты:

в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации;

в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 27 Правил № 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:

а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;

в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;

г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;

д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Анализ вышеуказанных норм показывает, что заключение отдельных договоров энергоснабжения на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме законодательно не предусмотрено. Порядок оплаты коммунального ресурса с учетом оплаты за жилые помещения и места общего пользования должен предусматриваться условиями общего договора энергоснабжения на многоквартирный дом.

Таким образом, изучив обстоятельства дела, пояснения сторон, оценив представленные доказательства, учитывая неоднократное направление Ответчиком  договора энергоснабжения в адрес Заявителя комиссия приходит к выводу об отсутствии  в действиях ОАО «ВСК»  нарушения части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия:

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 270-10АМЗ/14 в отношении ОАО «ВСК»  в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ОАО «Вологодская сбытовая компания»

160000, Вологодская обл.,

г.  Вологда,

Пречистенская набережная, д. 68

 

ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс»

160004, Вологодская обл.,

 г.  Вологда, ул. Гончарная, 8 - 108

 

 «12» сентября 2014 г.  № _________                                                     г. Вологда

Решение № 270-10АМЗ/14

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 сентября 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смышляевой И.А. - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Власова А.А. – начальника   отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Луковой И.С. - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 270-10АМЗ/14 по признакам нарушения ОАО «Вологодская сбытовая компания» (ОГРН 1053500117450, юридический адрес: 369000, г.  Черкесск, пр. Ленина, д. 147, далее ОАО «ВСК»)  части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции»,

  УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс» (далее Заявитель) на действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее Ответчик, ОАО «ВСК»). Нарушение антимонопольного законодательства, по мнению Заявителя заключается в злоупотреблении ОАО «ВСК»  доминирующим положением путем затягивания процесса заключения договора энергоснабжения с ТСЖ «Молодежно-жилищный комплекс», что может привести к ущемлению интересов Заявителя и нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал заявленные требования и пояснил, что собственниками помещений в многоквартирном доме № 8 по ул. Гончарной г. Вологды выбран прямой способ оплаты за потребленную электроэнергию ресурсоснабжающей организации, в связи с чем Заявитель считает возможным заключить договор энергоснабжения мест общего пользования многоквартирного дома.

 Представители Ответчика пояснили, что действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения с ТСЖ договоров  энергоснабжения  только мест общего пользования. Данное требование необходимо отразить в условиях договора  энергоснабжения многоквартирного дома.

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС считает, что в действиях Ответчика отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 стать 10 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Приказом Вологодского УФАС России № 130 от 06.05.2011 внесены изменения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%. Данным приказом установлена доля ОАО «ВСК» более 50% по товару – электрическая энергия в географических границах административных границ Вологодской области. Таким образом, ОАО «ВСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии  в отношении покупателей Вологодской области, в том числе г. Вологды.

Из материалов дела следует, что письмом № 60-06/3231 от 29.11.2013 ОАО «ВСК» направило в адрес Заявителя предложение о заключении договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг с приложением такого договора. Предметом данного договора является  энергоснабжение многоквартирного дома, включая жилые помещения и места общего пользования. Данное письмо получено Заявителем ранее 17.01.2014, поскольку в ответ на письмо № 60-06/3231 ТСЖ направило в адрес ОАО «ВСК» заявление о заключении договора энергоснабжения с учетом прямой оплаты собственников помещений за потребленную электроэнергию № 1 от 17.01.2014.

Далее, 04.02.2014 Заявителем дополнительно направлено письмо № 4 о заключении договора  энергоснабжения именно мест общего пользования в многоквартирном доме, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об оплате коммунального ресурса (электрической энергии) за жилые помещения непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Затем, 09.04.2014 ОАО «ВСК» в адрес Заявителя направлен на согласование договор энергоснабжения (включая жилые помещения и места общего пользования)  с приложениями письмом № 60-06/2558. Письмом № 8 от 16.04.2014  Заявителем в адрес ОАО «ВСК» направлена претензия с требованием заключения договора энергоснабжения мест общего пользования в многоквартирном доме.

21.08.2014 ОАО «ВСК» повторно направило в адрес Заявителя договор энергоснабжения № 6596/2 с приложениями письмом № 10-07/17023.

На заседании Комиссии 01.09.2014 стороны пояснили, что между ними вновь началась процедура согласования условий договора, идет преддоговорной процесс. Заявитель согласился с позицией Ответчика о правомерности заключения общего договора энергоснабжения на многоквартирный дом с учетом возможности оплаты потребляемой электроэнергии, необходимой для освещения мест общего пользования.

В соответствии с пунктом 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее Правила № 124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета.

Согласно пункту 25 Правил № 124, при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты:

в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации;

в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 27 Правил № 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:

а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;

в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;

г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;

д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Анализ вышеуказанных норм показывает, что заключение отдельных договоров энергоснабжения на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме законодательно не предусмотрено. Порядок оплаты коммунального ресурса с учетом оплаты за жилые помещения и места общего пользования должен предусматриваться условиями общего договора энергоснабжения на многоквартирный дом.

Таким образом, изучив обстоятельства дела, пояснения сторон, оценив представленные доказательства, учитывая неоднократное направление Ответчиком  договора энергоснабжения в адрес Заявителя комиссия приходит к выводу об отсутствии  в действиях ОАО «ВСК»  нарушения части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия:

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 270-10АМЗ/14 в отношении ОАО «ВСК»  в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 270-10АМЗ/14 [format] => [safe_value] => № 270-10АМЗ/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-03 05:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-12 07:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412315199 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )