ООО «Турбюро «Сильвер»
160019, г. Вологда,
Ул. Энгельса, 58 - 14
Сеть туристических агентств
«БЕЛКА-ТУР»
160001, г. Вологда,
ул. Батюшкова, 7, оф. 12
Туристические агентства (по списку)
|
РЕШЕНИЕ № 06/2009
27 марта 2009 г. г. Вологда
Комиссия Управления ФАС по Вологодской области по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер» законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления, председатель комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
Шишелова С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело: Малахова Николая Валентиновича (по доверенности от 11.02.2009г.), Денисовой Татьяны Сергеевны (по доверенности от 06.02.2009г.);
от заявителя: Алексеева Сергея Александровича (по доверенности от 11.02.2009г.), Сизовой Екатерины Николаевны (по доверенности от 11.02.2009г.), Шубиной Анны Сергеевны (по доверенности от 11.02.2009г.);
от заинтересованных лиц: Скобелицина Вячеслава Александровича (генерального директора ООО «Формула отпуска»), Сергеевой Татьяны Ивановны (директора ООО «Бэст-Травел», Коваленко Лилии Аркадьевны (директора ООО «Восьмое небо-тур»),
рассмотрев дело № 06/2009 по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер»п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛА:
В Вологодское УФАС России поступили заявления Сети туристических агентств «Белка-тур» о факте распространения на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+» рекламы, привлекающей внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер», в которой содержатся фразы: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!» не соответствующие действительности и вводящие потребителей в заблуждение.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03. 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодателем указанной рекламной информации, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, согласно договору № 452/Г+ от 9 января 2008 г., является ООО «Турбюро «Сильвер», зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043500050120.
Правоотношения в области туризма имеют определенную специфику.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператорской деятельностью является деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
Турагентской деятельностью является деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туагентом).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Турбюро «Сильвер» требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей к туроператорам ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер», ООО «Вологодская туристическая компания».
По мнению комиссии, реклама содержанием слогана «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» привлекает потребителей рекламы обратиться за приобретением туристского продукта напрямую к туроператорам ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР» и ООО «ПЕГАС ТУРС», однако этого сделать невозможно, поскольку, по указанным в рассматриваемой рекламе адресам осуществляют свою деятельность не туроператоры, а туристические агентства ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания». Следовательно сведения, данные в рекламе, о туроператорах не соответствуют действительности.
Выражение «Международные операторы теперь в Вологде!» говорит о том, что перечисленные в рекламе юридические лица (туроператоры) осуществляют свою деятельность в г. Вологде, однако это не подтверждается материалами дела.
На заседании комиссии, представители заявителя поддержали свои требования об устранении нарушения требований рекламного законодательства, пояснили, что потребители туристских услуг вводятся в заблуждение рассматриваемой рекламой, а именно выражениями: «Международные операторы теперь в Вологде!» и «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!», т. к. считают, что представительства перечисленных туроператоров находятся по указанным в рекламе адресам.
В доказательство чего, на одном из заседаний комиссии Управления, представлен отзыв туриста о поездке, из которого следует, что турист воспринимал офис, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, 100, как офис туроператора «НАТАЛИ ТУРС», и только после посещения данного офиса понял, что по данному адресу находится туристическое агентство.
Представители ООО «Сильвер» пояснили, что общество «Сильвер» не является изготовителем и продавцом рекламируемого товара (услуги). ООО «Турбюро «Сильвер»и указанное в рекламе ООО «ВТК» (ООО «Вологодская туристическая компания») выступают в данных правоотношениях с ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР» в роли посредника, а не продавца и не изготовителя товара, в связи с чем, по мнению Денисовой Т.С., к Обществу «Сильвер» не может быть применен п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Однако, в соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Данные о продавцах и изготовителях туристского продукта – ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР»,ООО «ПЕГАС ТУРС» в рекламе содержатся и являются недостоверными, поскольку указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды. Следовательно, выражение «Международные туроператоры теперь в Вологде!» не соответствует действительности. Данный факт подтвержден материалами дела, а именно ответами ООО «НАТАЛИ ТУРС» и ООО «ПЕГАС ТУРС» на запрос Управления № 642 от 24.02.2009г., где указано, что данные общества не имеют представительств и филиалов на территории г. Вологды.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Представители ООО «Сильвер» признали, что в спорном рекламном объявлении не имеется достаточных сведений о продавце туристского продукта, однако пояснили, что при этом не искажается смысл информации и потребители рекламы в заблуждение не вводятся, т. к. с каждым потребителем туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер» либо ООО «Вологодская туристическая компания» заключает договор, в котором содержится весь объем сведений о туроператоре и самом туристском продукте.
Однако, в силу статьи 3 ФЗ «О рекламе», потребителями рекламы являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Следовательно, круг потребителей рекламы гораздо шире, нежели круг потребителей туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер».
ФЗ «О рекламе» распространяет свои требования на рекламу, а не на гражданско- правовые отношения, связанные с условиями договора, а значит именно реклама должна соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. Следовательно, объяснения представителей Общества «Сильвер» о том, что отсутствующие сведения о туроператорах, посредниках – ООО «Турбюро «Сильвер», о ООО «Вологодская туристическая компания» и об условиях приобретения туристского продукта указаны в договорах, заключаемых между ООО «Турбюро «Сильвер» и туристом, комиссией отклоняются.
По мнению комиссии, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника – ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания».
Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение частей 2 – 8 статьи 5 названного Федерального закона несет рекламодатель.
Таким образом, ООО «Турбюро «Сильвер» в нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», разместило на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+» рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания», с содержанием фраз: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!», которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителях и продавцах туристских услуг, т. к. указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды, кроме того, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника или агента.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания», с содержанием фраз: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!», размесщенную на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+», поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», а рекламодателя - ООО «Туристическое бюро «Сильвер» нарушившим п. 20 ч. 3 ст. 5и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Туристическое бюро «Сильвер» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель комиссии В.П. Щепелин
Члены комиссии: М.И. Докшин
И.С.Лукова
С.А. Шишелова
stdClass Object
(
[vid] => 5623
[uid] => 1
[title] => Решение № 06/2009
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 5623
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1320748616
[changed] => 1368703304
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368703304
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ООО «Турбюро «Сильвер»
160019, г. Вологда,
Ул. Энгельса, 58 - 14
Сеть туристических агентств
«БЕЛКА-ТУР»
160001, г. Вологда,
ул. Батюшкова, 7, оф. 12
Туристические агентства (по списку)
|
РЕШЕНИЕ № 06/2009
27 марта 2009 г. г. Вологда
Комиссия Управления ФАС по Вологодской области по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер» законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления, председатель комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
Шишелова С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело: Малахова Николая Валентиновича (по доверенности от 11.02.2009г.), Денисовой Татьяны Сергеевны (по доверенности от 06.02.2009г.);
от заявителя: Алексеева Сергея Александровича (по доверенности от 11.02.2009г.), Сизовой Екатерины Николаевны (по доверенности от 11.02.2009г.), Шубиной Анны Сергеевны (по доверенности от 11.02.2009г.);
от заинтересованных лиц: Скобелицина Вячеслава Александровича (генерального директора ООО «Формула отпуска»), Сергеевой Татьяны Ивановны (директора ООО «Бэст-Травел», Коваленко Лилии Аркадьевны (директора ООО «Восьмое небо-тур»),
рассмотрев дело № 06/2009 по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер»п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛА:
В Вологодское УФАС России поступили заявления Сети туристических агентств «Белка-тур» о факте распространения на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+» рекламы, привлекающей внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер», в которой содержатся фразы: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!» не соответствующие действительности и вводящие потребителей в заблуждение.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03. 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодателем указанной рекламной информации, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, согласно договору № 452/Г+ от 9 января 2008 г., является ООО «Турбюро «Сильвер», зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043500050120.
Правоотношения в области туризма имеют определенную специфику.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператорской деятельностью является деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
Турагентской деятельностью является деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туагентом).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Турбюро «Сильвер» требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей к туроператорам ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер», ООО «Вологодская туристическая компания».
По мнению комиссии, реклама содержанием слогана «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» привлекает потребителей рекламы обратиться за приобретением туристского продукта напрямую к туроператорам ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР» и ООО «ПЕГАС ТУРС», однако этого сделать невозможно, поскольку, по указанным в рассматриваемой рекламе адресам осуществляют свою деятельность не туроператоры, а туристические агентства ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания». Следовательно сведения, данные в рекламе, о туроператорах не соответствуют действительности.
Выражение «Международные операторы теперь в Вологде!» говорит о том, что перечисленные в рекламе юридические лица (туроператоры) осуществляют свою деятельность в г. Вологде, однако это не подтверждается материалами дела.
На заседании комиссии, представители заявителя поддержали свои требования об устранении нарушения требований рекламного законодательства, пояснили, что потребители туристских услуг вводятся в заблуждение рассматриваемой рекламой, а именно выражениями: «Международные операторы теперь в Вологде!» и «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!», т. к. считают, что представительства перечисленных туроператоров находятся по указанным в рекламе адресам.
В доказательство чего, на одном из заседаний комиссии Управления, представлен отзыв туриста о поездке, из которого следует, что турист воспринимал офис, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, 100, как офис туроператора «НАТАЛИ ТУРС», и только после посещения данного офиса понял, что по данному адресу находится туристическое агентство.
Представители ООО «Сильвер» пояснили, что общество «Сильвер» не является изготовителем и продавцом рекламируемого товара (услуги). ООО «Турбюро «Сильвер»и указанное в рекламе ООО «ВТК» (ООО «Вологодская туристическая компания») выступают в данных правоотношениях с ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР» в роли посредника, а не продавца и не изготовителя товара, в связи с чем, по мнению Денисовой Т.С., к Обществу «Сильвер» не может быть применен п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Однако, в соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Данные о продавцах и изготовителях туристского продукта – ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР»,ООО «ПЕГАС ТУРС» в рекламе содержатся и являются недостоверными, поскольку указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды. Следовательно, выражение «Международные туроператоры теперь в Вологде!» не соответствует действительности. Данный факт подтвержден материалами дела, а именно ответами ООО «НАТАЛИ ТУРС» и ООО «ПЕГАС ТУРС» на запрос Управления № 642 от 24.02.2009г., где указано, что данные общества не имеют представительств и филиалов на территории г. Вологды.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Представители ООО «Сильвер» признали, что в спорном рекламном объявлении не имеется достаточных сведений о продавце туристского продукта, однако пояснили, что при этом не искажается смысл информации и потребители рекламы в заблуждение не вводятся, т. к. с каждым потребителем туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер» либо ООО «Вологодская туристическая компания» заключает договор, в котором содержится весь объем сведений о туроператоре и самом туристском продукте.
Однако, в силу статьи 3 ФЗ «О рекламе», потребителями рекламы являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Следовательно, круг потребителей рекламы гораздо шире, нежели круг потребителей туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер».
ФЗ «О рекламе» распространяет свои требования на рекламу, а не на гражданско- правовые отношения, связанные с условиями договора, а значит именно реклама должна соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. Следовательно, объяснения представителей Общества «Сильвер» о том, что отсутствующие сведения о туроператорах, посредниках – ООО «Турбюро «Сильвер», о ООО «Вологодская туристическая компания» и об условиях приобретения туристского продукта указаны в договорах, заключаемых между ООО «Турбюро «Сильвер» и туристом, комиссией отклоняются.
По мнению комиссии, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника – ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания».
Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение частей 2 – 8 статьи 5 названного Федерального закона несет рекламодатель.
Таким образом, ООО «Турбюро «Сильвер» в нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», разместило на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+» рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания», с содержанием фраз: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!», которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителях и продавцах туристских услуг, т. к. указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды, кроме того, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника или агента.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания», с содержанием фраз: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!», размесщенную на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+», поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», а рекламодателя - ООО «Туристическое бюро «Сильвер» нарушившим п. 20 ч. 3 ст. 5и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Туристическое бюро «Сильвер» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель комиссии В.П. Щепелин
Члены комиссии: М.И. Докшин
И.С.Лукова
С.А. Шишелова
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ООО «Турбюро «Сильвер»
160019, г. Вологда,
Ул. Энгельса, 58 - 14
Сеть туристических агентств
«БЕЛКА-ТУР»
160001, г. Вологда,
ул. Батюшкова, 7, оф. 12
Туристические агентства (по списку)
|
РЕШЕНИЕ № 06/2009
27 марта 2009 г. г. Вологда
Комиссия Управления ФАС по Вологодской области по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер» законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления, председатель комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
Шишелова С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело: Малахова Николая Валентиновича (по доверенности от 11.02.2009г.), Денисовой Татьяны Сергеевны (по доверенности от 06.02.2009г.);
от заявителя: Алексеева Сергея Александровича (по доверенности от 11.02.2009г.), Сизовой Екатерины Николаевны (по доверенности от 11.02.2009г.), Шубиной Анны Сергеевны (по доверенности от 11.02.2009г.);
от заинтересованных лиц: Скобелицина Вячеслава Александровича (генерального директора ООО «Формула отпуска»), Сергеевой Татьяны Ивановны (директора ООО «Бэст-Травел», Коваленко Лилии Аркадьевны (директора ООО «Восьмое небо-тур»),
рассмотрев дело № 06/2009 по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер»п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛА:
В Вологодское УФАС России поступили заявления Сети туристических агентств «Белка-тур» о факте распространения на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+» рекламы, привлекающей внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер», в которой содержатся фразы: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!» не соответствующие действительности и вводящие потребителей в заблуждение.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03. 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодателем указанной рекламной информации, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, согласно договору № 452/Г+ от 9 января 2008 г., является ООО «Турбюро «Сильвер», зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043500050120.
Правоотношения в области туризма имеют определенную специфику.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператорской деятельностью является деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
Турагентской деятельностью является деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туагентом).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Турбюро «Сильвер» требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей к туроператорам ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер», ООО «Вологодская туристическая компания».
По мнению комиссии, реклама содержанием слогана «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» привлекает потребителей рекламы обратиться за приобретением туристского продукта напрямую к туроператорам ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР» и ООО «ПЕГАС ТУРС», однако этого сделать невозможно, поскольку, по указанным в рассматриваемой рекламе адресам осуществляют свою деятельность не туроператоры, а туристические агентства ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания». Следовательно сведения, данные в рекламе, о туроператорах не соответствуют действительности.
Выражение «Международные операторы теперь в Вологде!» говорит о том, что перечисленные в рекламе юридические лица (туроператоры) осуществляют свою деятельность в г. Вологде, однако это не подтверждается материалами дела.
На заседании комиссии, представители заявителя поддержали свои требования об устранении нарушения требований рекламного законодательства, пояснили, что потребители туристских услуг вводятся в заблуждение рассматриваемой рекламой, а именно выражениями: «Международные операторы теперь в Вологде!» и «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!», т. к. считают, что представительства перечисленных туроператоров находятся по указанным в рекламе адресам.
В доказательство чего, на одном из заседаний комиссии Управления, представлен отзыв туриста о поездке, из которого следует, что турист воспринимал офис, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, 100, как офис туроператора «НАТАЛИ ТУРС», и только после посещения данного офиса понял, что по данному адресу находится туристическое агентство.
Представители ООО «Сильвер» пояснили, что общество «Сильвер» не является изготовителем и продавцом рекламируемого товара (услуги). ООО «Турбюро «Сильвер»и указанное в рекламе ООО «ВТК» (ООО «Вологодская туристическая компания») выступают в данных правоотношениях с ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР» в роли посредника, а не продавца и не изготовителя товара, в связи с чем, по мнению Денисовой Т.С., к Обществу «Сильвер» не может быть применен п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Однако, в соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Данные о продавцах и изготовителях туристского продукта – ООО «НАТАЛИ ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР»,ООО «ПЕГАС ТУРС» в рекламе содержатся и являются недостоверными, поскольку указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды. Следовательно, выражение «Международные туроператоры теперь в Вологде!» не соответствует действительности. Данный факт подтвержден материалами дела, а именно ответами ООО «НАТАЛИ ТУРС» и ООО «ПЕГАС ТУРС» на запрос Управления № 642 от 24.02.2009г., где указано, что данные общества не имеют представительств и филиалов на территории г. Вологды.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Представители ООО «Сильвер» признали, что в спорном рекламном объявлении не имеется достаточных сведений о продавце туристского продукта, однако пояснили, что при этом не искажается смысл информации и потребители рекламы в заблуждение не вводятся, т. к. с каждым потребителем туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер» либо ООО «Вологодская туристическая компания» заключает договор, в котором содержится весь объем сведений о туроператоре и самом туристском продукте.
Однако, в силу статьи 3 ФЗ «О рекламе», потребителями рекламы являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Следовательно, круг потребителей рекламы гораздо шире, нежели круг потребителей туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер».
ФЗ «О рекламе» распространяет свои требования на рекламу, а не на гражданско- правовые отношения, связанные с условиями договора, а значит именно реклама должна соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. Следовательно, объяснения представителей Общества «Сильвер» о том, что отсутствующие сведения о туроператорах, посредниках – ООО «Турбюро «Сильвер», о ООО «Вологодская туристическая компания» и об условиях приобретения туристского продукта указаны в договорах, заключаемых между ООО «Турбюро «Сильвер» и туристом, комиссией отклоняются.
По мнению комиссии, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника – ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания».
Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение частей 2 – 8 статьи 5 названного Федерального закона несет рекламодатель.
Таким образом, ООО «Турбюро «Сильвер» в нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», разместило на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+» рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания», с содержанием фраз: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!», которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителях и продавцах туристских услуг, т. к. указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды, кроме того, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника или агента.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО «ПЕГАС ТУРС», ООО «ТЭЗ ТУР», ООО «НАТАЛИ ТУРС», а также услугам ООО «Турбюро «Сильвер» и ООО «Вологодская туристическая компания», с содержанием фраз: «Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!» и «Международные операторы теперь в Вологде!», размесщенную на стр. 71 № 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты «Городокъ+», поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», а рекламодателя - ООО «Туристическое бюро «Сильвер» нарушившим п. 20 ч. 3 ст. 5и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Туристическое бюро «Сильвер» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель комиссии В.П. Щепелин
Члены комиссии: М.И. Докшин
И.С.Лукова
С.А. Шишелова
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-04-15 11:24:25
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-04-15 11:24:25
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1320748616
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Вологодское УФАС России
)