Решение № 34-16/09

Дата публикации: 20 ноября 2009, 03:00

 

Региональная дирекция медицинского обеспечения
на Северной железной дороге
150001, г. Ярославль, ул. Чехова, 34
 
НУЗ «Отделенческая больница на ст. Вологда
ОАО «РЖД»
160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 48
 
Администрация города Вологды
160000, г. Вологда, Каменный мост, 4
 
Департамент здравоохранения
Вологодской области
160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, 19
 
Управление здравоохранения
Департамента гуманитарной политики
администрации города Вологды
160000, г. Вологда, ул. Козленская, 6
 
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования ВО
160017, г. Вологда, Тепличный мкр., 8а
 
МУЗ «Вологодская городская больница № 1»
160000, г. Вологда, Советский пр., 94
 
МУЗ «Вологодская городская больница № 2»
160024, г. Вологда, ул. Северная, 15
 
МУЗ «Родильный дом № 1»
160011, г. Вологда, ул. Пирогова, 24
 
МУЗ «Родильный дом № 2»
160019, г. Вологда, ул. Чернышевского, 68
 
РЕШЕНИЕ № 34-16/09
05 октября 2009 года                                                                                г.Вологда
       
          Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2009 года
          Полный текст решения изготовлен05 октября 2009 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – председатель комиссии, зам. руководителя Управления;
Тихомирова Т.Б. – член комиссии, начальник отдела контроля органов государственной власти;
Кораблев А.С. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;
Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;
Лесихина Т.А. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,
рассмотрев дело № 34-16/09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения:
- администрацией города Вологды, Департаментом здравоохранения Вологодской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Вологодской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- администрацией города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступили заявления Региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге и Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Вологда открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Отделенческая больница) на действия администрации города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, выразившиеся в принятии решения об исключении с 01 апреля 2009 года из муниципального заказа города по выполнению Программы государственных гарантий на 2009 год 35 коек круглосуточного пребывания больных Отделенческой больницы.
По мнению заявителей, исключение из муниципального заказа коечного фонда Отделенческой больницы, финасируемого по программе обязательного медицинского страхования, приводит к снижению финансирования данного учреждения и, как следствие, к закрытию нерентабельных отделений.
Заявители считают, что администрация города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды (далее – в лице Управления здравоохранения) своими действиями нарушает действующее законодательство, ставит в неравные условия медицинское учреждение компании «Российские железные дороги» по отношению к территориальным лечебно-профилактическим учреждениям.
Представитель Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды (далее – Управление здравоохранения) пояснил, что Управление здравоохранения не увеличивает и не сокращает коечный фонд медицинских учреждений, а лишь доводит до руководителей учреждений здравоохранения финансовые объемы муниципального заказа, исходя из Программы государственных гарантий, и потребность в том или ином количестве муниципальных услуг, исходя из своих полномочий.
Комиссия, заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 28.01.2009 № 11 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2009-2011 годы, в соответствии с которой органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области рекомендовано оказывать медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения согласно перечню и объемам, установленным в указанной Программе.
         Решением комиссии при Департаменте здравоохранения Вологодской области по пересмотру муниципальных заказов по оказанию медицинской помощи на 2009 год с 1 апреля 2009 года был уменьшен муниципальный заказ по городу Вологде на 50560 койко-дней с выполнением межрайонных функций для жителей Вологодского района.
         На основании вышеуказанного решения, указанием заместителя начальника Управления здравоохранения Копыловой Г.Ф. от 22.01.2009 № 6-2-1-8/38 создана рабочая группа по пересмотру муниципального заказа на оказание стационарной медицинской помощи на 2009 год по городу Вологде с участием представителей Управления здравоохранения, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2».
         По результатам заседания вышеуказанной рабочей группы от 26.01.2009 года было принято решение о сокращении коечного фонда в четырех муниципальных учреждениях здравоохранения (МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2») и об исключении из участников муниципального заказа по г. Вологде на 2009 год НУЗ «Отделенческая больница на ст. Вологда ОАО «РЖД».
         Согласно Положению об Управлении здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, утвержденному постановлением Главы города Вологды от 06.10.2008 № 5599, Управление здравоохранения является структурным подразделением Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды.
         В свою очередь, Департамент гуманитарной политики администрации города Вологды является структурным подразделением администрации города Вологды, в соответствии  с Положением о Департаменте гуманитарной политики администрации города Вологды, утвержденным постановлением Главы города Вологды от 13.08.2007 № 3721.
         Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1 определено, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
         Порядок разработки и финасирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроль за их реализацией определен Положением о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255.
         Согласно пункту 4 Положения задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации разрабатываются и устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Организации муниципальной системы здравоохранения направляют предложения по разработке заданий в органы местного самоуправления в сфере здравоохранения, которые рассматривают эти предложения и направляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
         Организации здравоохранения, не относящиеся к государственной и муниципальной системе здравоохранения, вправе направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Рассмотрение предложений по разработке заданий осуществляется специально создаваемыми комиссиями по разработке заданий, в состав которых на уровне субъекта Российской Федерации включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере финансов, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Указанные комиссии, определяют соответствие планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, и разрабатывают задания с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год.
         Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациив сфере здравоохранения устанавливают задания по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения и в иных организациях здравоохранения после предварительного согласования указанных заданий с органами местного самоуправления в сфере здравоохранения (пункт 10 Положения).
         В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
         Решение рабочей группы Управления здравоохранения, принятое 26.01.2009 о сокращении коечного фонда ЛПУ г. Вологды, не является обязательным к исполнению для данных лечебных учреждений, поскольку носит рекомендательный характер для комиссии по разработке заданий в соответствии с п. 6, 8 Положения.
         Принимая во внимание изложенное, комиссия Управления ФАС по Вологодской области не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях администрации города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2».
         Муниципальный заказ по оказанию медицинской помощи населению города Вологды на 2009 год согласован с участием представителей Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и администрации города Вологды, в соответствии с вышеуказанным Положением.
         03 августа 2009 года Управление ФАС по Вологодской области определением № 34-16/09 привлекло к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков администрацию города Вологды, Департамент здравоохранения Вологодской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области.
         Согласно пункту 13 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения в течении года вправе провести корректировку заданий в порядке, установленном Положением, в пределах средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней на здравоохранение и бюджетах фондов обязательного медицинского страхования.
         Решение о сокращении муниципального заказа по городу Вологде на 50560 койко-дней было согласовано с участием представителей Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и администрации города Вологды.
         Постановлениями Законодательного Собрания Вологодской области от 27.05.2009 № 384 и от 01.07.2009 № 448 были внесены изменения в государственное (муниципальное) задание медицинскими учреждениями и другими медицинскими организациями, участвующими в реализации Программы, в частности исключены 35 коек круглосуточного пребывания и 27 коек дневного стационара Отделенческой больницы.
         В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
         Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что «конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Вместе с тем хозяйствующий субъект – это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
         Деятельность лечебно-профилактических учреждений по оказанию медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не является деятельностью, приносящей доход данным учреждениям. Следовательно, медицинские учреждения при осуществлении деятельности по оказанию медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не являются хозяйствующими субъектами, а следовательно, не являются конкурентами.
         Таким образом, комиссия Вологодского УФАС пришла к выводу об отсутствии в действиях администрации города Вологды, Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
         Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия
 
                                                         РЕШИЛА:
Производство по делу № 34-16/09 в отношении администрации города Вологды, Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2» прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 Председатель комиссии                                              В.Т. Хлевчук
 
 Члены комиссии                                                         Т.Б. Тихомирова
                                                                                  А.С. Кораблев
                                                                                  В.А. Лукичева
                                                                                  Т.А. Лесихина
stdClass Object ( [vid] => 5281 [uid] => 1 [title] => Решение № 34-16/09 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5281 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Региональная дирекция медицинского обеспечения
на Северной железной дороге
150001, г. Ярославль, ул. Чехова, 34
 
НУЗ «Отделенческая больница на ст. Вологда
ОАО «РЖД»
160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 48
 
Администрация города Вологды
160000, г. Вологда, Каменный мост, 4
 
Департамент здравоохранения
Вологодской области
160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, 19
 
Управление здравоохранения
Департамента гуманитарной политики
администрации города Вологды
160000, г. Вологда, ул. Козленская, 6
 
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования ВО
160017, г. Вологда, Тепличный мкр., 8а
 
МУЗ «Вологодская городская больница № 1»
160000, г. Вологда, Советский пр., 94
 
МУЗ «Вологодская городская больница № 2»
160024, г. Вологда, ул. Северная, 15
 
МУЗ «Родильный дом № 1»
160011, г. Вологда, ул. Пирогова, 24
 
МУЗ «Родильный дом № 2»
160019, г. Вологда, ул. Чернышевского, 68
 
РЕШЕНИЕ № 34-16/09
05 октября 2009 года                                                                                г.Вологда
       
          Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2009 года
          Полный текст решения изготовлен05 октября 2009 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – председатель комиссии, зам. руководителя Управления;
Тихомирова Т.Б. – член комиссии, начальник отдела контроля органов государственной власти;
Кораблев А.С. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;
Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;
Лесихина Т.А. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,
рассмотрев дело № 34-16/09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения:
- администрацией города Вологды, Департаментом здравоохранения Вологодской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Вологодской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- администрацией города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступили заявления Региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге и Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Вологда открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Отделенческая больница) на действия администрации города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, выразившиеся в принятии решения об исключении с 01 апреля 2009 года из муниципального заказа города по выполнению Программы государственных гарантий на 2009 год 35 коек круглосуточного пребывания больных Отделенческой больницы.
По мнению заявителей, исключение из муниципального заказа коечного фонда Отделенческой больницы, финасируемого по программе обязательного медицинского страхования, приводит к снижению финансирования данного учреждения и, как следствие, к закрытию нерентабельных отделений.
Заявители считают, что администрация города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды (далее – в лице Управления здравоохранения) своими действиями нарушает действующее законодательство, ставит в неравные условия медицинское учреждение компании «Российские железные дороги» по отношению к территориальным лечебно-профилактическим учреждениям.
Представитель Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды (далее – Управление здравоохранения) пояснил, что Управление здравоохранения не увеличивает и не сокращает коечный фонд медицинских учреждений, а лишь доводит до руководителей учреждений здравоохранения финансовые объемы муниципального заказа, исходя из Программы государственных гарантий, и потребность в том или ином количестве муниципальных услуг, исходя из своих полномочий.
Комиссия, заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 28.01.2009 № 11 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2009-2011 годы, в соответствии с которой органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области рекомендовано оказывать медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения согласно перечню и объемам, установленным в указанной Программе.
         Решением комиссии при Департаменте здравоохранения Вологодской области по пересмотру муниципальных заказов по оказанию медицинской помощи на 2009 год с 1 апреля 2009 года был уменьшен муниципальный заказ по городу Вологде на 50560 койко-дней с выполнением межрайонных функций для жителей Вологодского района.
         На основании вышеуказанного решения, указанием заместителя начальника Управления здравоохранения Копыловой Г.Ф. от 22.01.2009 № 6-2-1-8/38 создана рабочая группа по пересмотру муниципального заказа на оказание стационарной медицинской помощи на 2009 год по городу Вологде с участием представителей Управления здравоохранения, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2».
         По результатам заседания вышеуказанной рабочей группы от 26.01.2009 года было принято решение о сокращении коечного фонда в четырех муниципальных учреждениях здравоохранения (МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2») и об исключении из участников муниципального заказа по г. Вологде на 2009 год НУЗ «Отделенческая больница на ст. Вологда ОАО «РЖД».
         Согласно Положению об Управлении здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, утвержденному постановлением Главы города Вологды от 06.10.2008 № 5599, Управление здравоохранения является структурным подразделением Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды.
         В свою очередь, Департамент гуманитарной политики администрации города Вологды является структурным подразделением администрации города Вологды, в соответствии  с Положением о Департаменте гуманитарной политики администрации города Вологды, утвержденным постановлением Главы города Вологды от 13.08.2007 № 3721.
         Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1 определено, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
         Порядок разработки и финасирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроль за их реализацией определен Положением о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255.
         Согласно пункту 4 Положения задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации разрабатываются и устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Организации муниципальной системы здравоохранения направляют предложения по разработке заданий в органы местного самоуправления в сфере здравоохранения, которые рассматривают эти предложения и направляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
         Организации здравоохранения, не относящиеся к государственной и муниципальной системе здравоохранения, вправе направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Рассмотрение предложений по разработке заданий осуществляется специально создаваемыми комиссиями по разработке заданий, в состав которых на уровне субъекта Российской Федерации включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере финансов, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Указанные комиссии, определяют соответствие планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, и разрабатывают задания с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год.
         Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациив сфере здравоохранения устанавливают задания по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения и в иных организациях здравоохранения после предварительного согласования указанных заданий с органами местного самоуправления в сфере здравоохранения (пункт 10 Положения).
         В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
         Решение рабочей группы Управления здравоохранения, принятое 26.01.2009 о сокращении коечного фонда ЛПУ г. Вологды, не является обязательным к исполнению для данных лечебных учреждений, поскольку носит рекомендательный характер для комиссии по разработке заданий в соответствии с п. 6, 8 Положения.
         Принимая во внимание изложенное, комиссия Управления ФАС по Вологодской области не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях администрации города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2».
         Муниципальный заказ по оказанию медицинской помощи населению города Вологды на 2009 год согласован с участием представителей Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и администрации города Вологды, в соответствии с вышеуказанным Положением.
         03 августа 2009 года Управление ФАС по Вологодской области определением № 34-16/09 привлекло к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков администрацию города Вологды, Департамент здравоохранения Вологодской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области.
         Согласно пункту 13 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения в течении года вправе провести корректировку заданий в порядке, установленном Положением, в пределах средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней на здравоохранение и бюджетах фондов обязательного медицинского страхования.
         Решение о сокращении муниципального заказа по городу Вологде на 50560 койко-дней было согласовано с участием представителей Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и администрации города Вологды.
         Постановлениями Законодательного Собрания Вологодской области от 27.05.2009 № 384 и от 01.07.2009 № 448 были внесены изменения в государственное (муниципальное) задание медицинскими учреждениями и другими медицинскими организациями, участвующими в реализации Программы, в частности исключены 35 коек круглосуточного пребывания и 27 коек дневного стационара Отделенческой больницы.
         В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
         Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что «конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Вместе с тем хозяйствующий субъект – это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
         Деятельность лечебно-профилактических учреждений по оказанию медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не является деятельностью, приносящей доход данным учреждениям. Следовательно, медицинские учреждения при осуществлении деятельности по оказанию медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не являются хозяйствующими субъектами, а следовательно, не являются конкурентами.
         Таким образом, комиссия Вологодского УФАС пришла к выводу об отсутствии в действиях администрации города Вологды, Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
         Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия
 
                                                         РЕШИЛА:
Производство по делу № 34-16/09 в отношении администрации города Вологды, Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2» прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 Председатель комиссии                                              В.Т. Хлевчук
 
 Члены комиссии                                                         Т.Б. Тихомирова
                                                                                  А.С. Кораблев
                                                                                  В.А. Лукичева
                                                                                  Т.А. Лесихина
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Региональная дирекция медицинского обеспечения
на Северной железной дороге
150001, г. Ярославль, ул. Чехова, 34
 
НУЗ «Отделенческая больница на ст. Вологда
ОАО «РЖД»
160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 48
 
Администрация города Вологды
160000, г. Вологда, Каменный мост, 4
 
Департамент здравоохранения
Вологодской области
160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, 19
 
Управление здравоохранения
Департамента гуманитарной политики
администрации города Вологды
160000, г. Вологда, ул. Козленская, 6
 
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования ВО
160017, г. Вологда, Тепличный мкр., 8а
 
МУЗ «Вологодская городская больница № 1»
160000, г. Вологда, Советский пр., 94
 
МУЗ «Вологодская городская больница № 2»
160024, г. Вологда, ул. Северная, 15
 
МУЗ «Родильный дом № 1»
160011, г. Вологда, ул. Пирогова, 24
 
МУЗ «Родильный дом № 2»
160019, г. Вологда, ул. Чернышевского, 68
 
РЕШЕНИЕ № 34-16/09
05 октября 2009 года                                                                                г.Вологда
       
          Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2009 года
          Полный текст решения изготовлен05 октября 2009 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – председатель комиссии, зам. руководителя Управления;
Тихомирова Т.Б. – член комиссии, начальник отдела контроля органов государственной власти;
Кораблев А.С. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;
Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;
Лесихина Т.А. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,
рассмотрев дело № 34-16/09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения:
- администрацией города Вологды, Департаментом здравоохранения Вологодской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Вологодской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- администрацией города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступили заявления Региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге и Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Вологда открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Отделенческая больница) на действия администрации города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, выразившиеся в принятии решения об исключении с 01 апреля 2009 года из муниципального заказа города по выполнению Программы государственных гарантий на 2009 год 35 коек круглосуточного пребывания больных Отделенческой больницы.
По мнению заявителей, исключение из муниципального заказа коечного фонда Отделенческой больницы, финасируемого по программе обязательного медицинского страхования, приводит к снижению финансирования данного учреждения и, как следствие, к закрытию нерентабельных отделений.
Заявители считают, что администрация города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды (далее – в лице Управления здравоохранения) своими действиями нарушает действующее законодательство, ставит в неравные условия медицинское учреждение компании «Российские железные дороги» по отношению к территориальным лечебно-профилактическим учреждениям.
Представитель Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды (далее – Управление здравоохранения) пояснил, что Управление здравоохранения не увеличивает и не сокращает коечный фонд медицинских учреждений, а лишь доводит до руководителей учреждений здравоохранения финансовые объемы муниципального заказа, исходя из Программы государственных гарантий, и потребность в том или ином количестве муниципальных услуг, исходя из своих полномочий.
Комиссия, заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 28.01.2009 № 11 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2009-2011 годы, в соответствии с которой органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области рекомендовано оказывать медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения согласно перечню и объемам, установленным в указанной Программе.
         Решением комиссии при Департаменте здравоохранения Вологодской области по пересмотру муниципальных заказов по оказанию медицинской помощи на 2009 год с 1 апреля 2009 года был уменьшен муниципальный заказ по городу Вологде на 50560 койко-дней с выполнением межрайонных функций для жителей Вологодского района.
         На основании вышеуказанного решения, указанием заместителя начальника Управления здравоохранения Копыловой Г.Ф. от 22.01.2009 № 6-2-1-8/38 создана рабочая группа по пересмотру муниципального заказа на оказание стационарной медицинской помощи на 2009 год по городу Вологде с участием представителей Управления здравоохранения, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2».
         По результатам заседания вышеуказанной рабочей группы от 26.01.2009 года было принято решение о сокращении коечного фонда в четырех муниципальных учреждениях здравоохранения (МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2») и об исключении из участников муниципального заказа по г. Вологде на 2009 год НУЗ «Отделенческая больница на ст. Вологда ОАО «РЖД».
         Согласно Положению об Управлении здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, утвержденному постановлением Главы города Вологды от 06.10.2008 № 5599, Управление здравоохранения является структурным подразделением Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды.
         В свою очередь, Департамент гуманитарной политики администрации города Вологды является структурным подразделением администрации города Вологды, в соответствии  с Положением о Департаменте гуманитарной политики администрации города Вологды, утвержденным постановлением Главы города Вологды от 13.08.2007 № 3721.
         Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1 определено, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
         Порядок разработки и финасирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроль за их реализацией определен Положением о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255.
         Согласно пункту 4 Положения задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации разрабатываются и устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Организации муниципальной системы здравоохранения направляют предложения по разработке заданий в органы местного самоуправления в сфере здравоохранения, которые рассматривают эти предложения и направляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
         Организации здравоохранения, не относящиеся к государственной и муниципальной системе здравоохранения, вправе направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Рассмотрение предложений по разработке заданий осуществляется специально создаваемыми комиссиями по разработке заданий, в состав которых на уровне субъекта Российской Федерации включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере финансов, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.
         Указанные комиссии, определяют соответствие планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, и разрабатывают задания с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год.
         Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациив сфере здравоохранения устанавливают задания по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения и в иных организациях здравоохранения после предварительного согласования указанных заданий с органами местного самоуправления в сфере здравоохранения (пункт 10 Положения).
         В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
         Решение рабочей группы Управления здравоохранения, принятое 26.01.2009 о сокращении коечного фонда ЛПУ г. Вологды, не является обязательным к исполнению для данных лечебных учреждений, поскольку носит рекомендательный характер для комиссии по разработке заданий в соответствии с п. 6, 8 Положения.
         Принимая во внимание изложенное, комиссия Управления ФАС по Вологодской области не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях администрации города Вологды в лице Управления здравоохранения Департамента гуманитарной политики администрации города Вологды, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2».
         Муниципальный заказ по оказанию медицинской помощи населению города Вологды на 2009 год согласован с участием представителей Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и администрации города Вологды, в соответствии с вышеуказанным Положением.
         03 августа 2009 года Управление ФАС по Вологодской области определением № 34-16/09 привлекло к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков администрацию города Вологды, Департамент здравоохранения Вологодской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области.
         Согласно пункту 13 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения в течении года вправе провести корректировку заданий в порядке, установленном Положением, в пределах средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней на здравоохранение и бюджетах фондов обязательного медицинского страхования.
         Решение о сокращении муниципального заказа по городу Вологде на 50560 койко-дней было согласовано с участием представителей Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области и администрации города Вологды.
         Постановлениями Законодательного Собрания Вологодской области от 27.05.2009 № 384 и от 01.07.2009 № 448 были внесены изменения в государственное (муниципальное) задание медицинскими учреждениями и другими медицинскими организациями, участвующими в реализации Программы, в частности исключены 35 коек круглосуточного пребывания и 27 коек дневного стационара Отделенческой больницы.
         В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
         Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что «конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Вместе с тем хозяйствующий субъект – это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
         Деятельность лечебно-профилактических учреждений по оказанию медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не является деятельностью, приносящей доход данным учреждениям. Следовательно, медицинские учреждения при осуществлении деятельности по оказанию медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не являются хозяйствующими субъектами, а следовательно, не являются конкурентами.
         Таким образом, комиссия Вологодского УФАС пришла к выводу об отсутствии в действиях администрации города Вологды, Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
         Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия
 
                                                         РЕШИЛА:
Производство по делу № 34-16/09 в отношении администрации города Вологды, Департамента здравоохранения Вологодской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области, МУЗ «Вологодская городская больница № 1», МУЗ «Вологодская городская больница № 2», МУЗ «Родильный дом № 1», МУЗ «Родильный дом № 2» прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 Председатель комиссии                                              В.Т. Хлевчук
 
 Члены комиссии                                                         Т.Б. Тихомирова
                                                                                  А.С. Кораблев
                                                                                  В.А. Лукичева
                                                                                  Т.А. Лесихина
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-20 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-20 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )