Решение № 741

Дата публикации: 27 марта 2009, 03:00

 
ОАО «Вологдагаз»
160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4а
 
ООО «Дом-Сервис-3»
160009, г. Вологда, ул. Чехова, д. 4
 
 

 
РЕШЕНИЕ № 741
   23 декабря 2008 г.                                                                                                                                 г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Шишелова С.А. - ведущий специалист – эксперт Управления – член Комиссии;
Рогозин В.П. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
рассмотрев 23.12.2008 дело № 741по признакам нарушения ОАО «Вологдагаз» (160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4а) части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Дом-Сервис-3» (далее – Управляющая организация) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Вологдагаз» (далее – Общество), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части навязывания Обществом Управляющей организации условий договора, не выгодных для нее и не относящихся к предмету договора.
Анализ определения доминирующего положения Общества определяется Вологодским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
         Согласно докладной записке №110 (08) от 04.12.2008 г. «Об установлении доминирующего положения Общества на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерского обеспечения», относящегося к общему имуществу жилых домов, для покупателей в соответствующих границах города Вологды и Вологодского муниципального района, Общество занимает доминирующее положение с долей более 65 процентов.
         Как следует из материалов дела, Управляющей организацией в адрес Общества был направлен договор № 40-6467/08 от 01.09.2008 г. (исх. № 237/08 от 14.10.2008 г.) «на техническое обслуживание внутридомового газового обслуживания жилых домов» (далее - Договор) по адресам: г. Вологда, ул. Левичева, д. 30, ул. Горького, д. 127, ул. Горького, д. 76, подписанный ООО «Дом-Сервис-3».
         Письмом № 5/1457 от 23.10.2008 г. Общество ответило Управляющей организации, что отказывается заключать Договор  без обслуживания газовых плит, ссылаясь  на пункт 49 подпункта «г» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, согласно которому исполнитель коммунальных услуг (Управляющая организация) обязана обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
         Так же, Обществом дополнительно был направлен договор Управляющей организации № 40-64678 на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обслуживание, ремонт внутридомового газового оборудования, внутреннего газопровода, согласно которому Заказчик (Управляющая организация) поручает, а Исполнитель (Общество) обязуется производить техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (газовая плита, внутренний газопровод, далее - ВДГО), включая выполнение работ по аварийно – диспетчерскому обслуживанию (локализацию аварийных ситуаций) ВДГО, по проведению планового технического обслуживания (ТО) ВДГО жилых зданий согласно утвержденному графику, а также производить ремонт ВДГО на основании устных и письменных заявок Заказчика и пользователей.
На заседании комиссии представители Общества пояснили, что в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, независимо от организационно – правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 3 и подпунктами «а» - «г» пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Также в отказе Общество ссылается на Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 и Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549), которые не регулируют взаимоотношения между специализированной организацией по обслуживанию газового оборудования и Управляющей организацией (п. 1 Постановления № 549).Ссылаясь на указанные нормативные акты Общество, в свою очередь, признает обязанность собственников жилья самостоятельно заключить договор на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Представители Управляющей организации не согласны с доводами ответчика, в связи с чем на заседании комиссии заявили, что в соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ Управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В соответствии с условиями договора управления, заключаемого Управляющей организацией с собственниками, газоиспользующие оборудование (газовые плиты) Управляющей организацией не обслуживаются (п. 1.5 договора).
В дополнении к заявленным требованиям представители Управляющей организации заявили, что повторно письмом № 277/08 от 11.12.2008 г. Управляющая организация обратилась к Обществу с просьбой заключить договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося только к общему имуществу жилых домов, обслуживаемых Управляющей организацией, установив срок для акцепта оферты в 5 дней.
На дату рассмотрения комиссией данного дела договор, направленный Управляющей организацией в адрес Общества 11.12.2008 г. письмом № 277/08, от Общества не получен.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
         При этом Комиссия по рассмотрению дела исходит из следующего.
         Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее - Правила) к внутридомовому газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Также на основании главы 1 п. п. 2,5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2008 № 491) в состав общего имущества включаются:
1) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
2) крыши;
3) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
4) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
5) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
6) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
7) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
8) внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170), Управляющая организация обязана заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения (внутридомового газового оборудования относящегося к общему имуществу многоквартирного дома).
         В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (Управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещения в многоквартирном доме) обязуется оказывать услуги и выполнять по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Также ч. 2 Постановления Правительства Вологодской области от 26.11.2007 № 1619 «О предупреждении возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на внутридомовом газовом оборудовании на объектах жилищного фонда в Вологодской области» говорит, что собственники жилых помещений жилищного фонда в многоквартирных домах должны обеспечить заключение договоров на содержание и ремонт внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, не являющегося общим имуществом многоквартирного дома, со специализированными организациями, имеющими аттестованный персонал и обеспечивающие круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание.
Таким образом, Управляющая организация не имеет прямого нормативного указания на заключение договора с Обществом на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования – газовых плит, обслуживаемых Управляющей организацией.
Кроме того, в адрес Общества Управляющей организацией было направлено письмо № 277/08 от 11.12.2008 г. с просьбой заключить договор на условиях технического обслуживания внутридомового газового оборудования общего имущества, в заключении которого Общество отказало, таким образом действия Общества подтверждают навязывание условий Управляющей компании, не относящихся к предмету договора, а именно обслуживание газовых плит.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, которые прямо не предусмотрены Федеральными законами Российской федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
         При таких обстоятельствах комиссия расценивает указанные выше действия Общества, как злоупотребление доминирующим положением, путем  отказа в заключении договора, также навязывании контрагенту условий, не относящихся к предмету договора.        
        
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью  1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «Вологдагаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающимся в злоупотреблении доминирующим путем навязывания контрагенту условий, не относящихся к предмету договора.  
2. Выдать ОАО «Вологдагаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                           В.Т. Хлевчук
Члены Комиссии:                                                                       А.А. Власов
                                                                                        М.И. Докшин
                                                                                        И.С. Лукова
                                                                                                  С.А. Шишелова
                                                                                                  В.П. Рогозин
 
stdClass Object ( [vid] => 5267 [uid] => 1 [title] => Решение № 741 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5267 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 
ОАО «Вологдагаз»
160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4а
 
ООО «Дом-Сервис-3»
160009, г. Вологда, ул. Чехова, д. 4
 
 

 
РЕШЕНИЕ № 741
   23 декабря 2008 г.                                                                                                                                 г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Шишелова С.А. - ведущий специалист – эксперт Управления – член Комиссии;
Рогозин В.П. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
рассмотрев 23.12.2008 дело № 741по признакам нарушения ОАО «Вологдагаз» (160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4а) части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Дом-Сервис-3» (далее – Управляющая организация) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Вологдагаз» (далее – Общество), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части навязывания Обществом Управляющей организации условий договора, не выгодных для нее и не относящихся к предмету договора.
Анализ определения доминирующего положения Общества определяется Вологодским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
         Согласно докладной записке №110 (08) от 04.12.2008 г. «Об установлении доминирующего положения Общества на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерского обеспечения», относящегося к общему имуществу жилых домов, для покупателей в соответствующих границах города Вологды и Вологодского муниципального района, Общество занимает доминирующее положение с долей более 65 процентов.
         Как следует из материалов дела, Управляющей организацией в адрес Общества был направлен договор № 40-6467/08 от 01.09.2008 г. (исх. № 237/08 от 14.10.2008 г.) «на техническое обслуживание внутридомового газового обслуживания жилых домов» (далее - Договор) по адресам: г. Вологда, ул. Левичева, д. 30, ул. Горького, д. 127, ул. Горького, д. 76, подписанный ООО «Дом-Сервис-3».
         Письмом № 5/1457 от 23.10.2008 г. Общество ответило Управляющей организации, что отказывается заключать Договор  без обслуживания газовых плит, ссылаясь  на пункт 49 подпункта «г» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, согласно которому исполнитель коммунальных услуг (Управляющая организация) обязана обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
         Так же, Обществом дополнительно был направлен договор Управляющей организации № 40-64678 на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обслуживание, ремонт внутридомового газового оборудования, внутреннего газопровода, согласно которому Заказчик (Управляющая организация) поручает, а Исполнитель (Общество) обязуется производить техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (газовая плита, внутренний газопровод, далее - ВДГО), включая выполнение работ по аварийно – диспетчерскому обслуживанию (локализацию аварийных ситуаций) ВДГО, по проведению планового технического обслуживания (ТО) ВДГО жилых зданий согласно утвержденному графику, а также производить ремонт ВДГО на основании устных и письменных заявок Заказчика и пользователей.
На заседании комиссии представители Общества пояснили, что в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, независимо от организационно – правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 3 и подпунктами «а» - «г» пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Также в отказе Общество ссылается на Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 и Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549), которые не регулируют взаимоотношения между специализированной организацией по обслуживанию газового оборудования и Управляющей организацией (п. 1 Постановления № 549).Ссылаясь на указанные нормативные акты Общество, в свою очередь, признает обязанность собственников жилья самостоятельно заключить договор на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Представители Управляющей организации не согласны с доводами ответчика, в связи с чем на заседании комиссии заявили, что в соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ Управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В соответствии с условиями договора управления, заключаемого Управляющей организацией с собственниками, газоиспользующие оборудование (газовые плиты) Управляющей организацией не обслуживаются (п. 1.5 договора).
В дополнении к заявленным требованиям представители Управляющей организации заявили, что повторно письмом № 277/08 от 11.12.2008 г. Управляющая организация обратилась к Обществу с просьбой заключить договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося только к общему имуществу жилых домов, обслуживаемых Управляющей организацией, установив срок для акцепта оферты в 5 дней.
На дату рассмотрения комиссией данного дела договор, направленный Управляющей организацией в адрес Общества 11.12.2008 г. письмом № 277/08, от Общества не получен.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
         При этом Комиссия по рассмотрению дела исходит из следующего.
         Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее - Правила) к внутридомовому газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Также на основании главы 1 п. п. 2,5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2008 № 491) в состав общего имущества включаются:
1) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
2) крыши;
3) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
4) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
5) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
6) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
7) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
8) внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170), Управляющая организация обязана заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения (внутридомового газового оборудования относящегося к общему имуществу многоквартирного дома).
         В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (Управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещения в многоквартирном доме) обязуется оказывать услуги и выполнять по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Также ч. 2 Постановления Правительства Вологодской области от 26.11.2007 № 1619 «О предупреждении возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на внутридомовом газовом оборудовании на объектах жилищного фонда в Вологодской области» говорит, что собственники жилых помещений жилищного фонда в многоквартирных домах должны обеспечить заключение договоров на содержание и ремонт внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, не являющегося общим имуществом многоквартирного дома, со специализированными организациями, имеющими аттестованный персонал и обеспечивающие круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание.
Таким образом, Управляющая организация не имеет прямого нормативного указания на заключение договора с Обществом на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования – газовых плит, обслуживаемых Управляющей организацией.
Кроме того, в адрес Общества Управляющей организацией было направлено письмо № 277/08 от 11.12.2008 г. с просьбой заключить договор на условиях технического обслуживания внутридомового газового оборудования общего имущества, в заключении которого Общество отказало, таким образом действия Общества подтверждают навязывание условий Управляющей компании, не относящихся к предмету договора, а именно обслуживание газовых плит.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, которые прямо не предусмотрены Федеральными законами Российской федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
         При таких обстоятельствах комиссия расценивает указанные выше действия Общества, как злоупотребление доминирующим положением, путем  отказа в заключении договора, также навязывании контрагенту условий, не относящихся к предмету договора.        
        
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью  1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «Вологдагаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающимся в злоупотреблении доминирующим путем навязывания контрагенту условий, не относящихся к предмету договора.  
2. Выдать ОАО «Вологдагаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                           В.Т. Хлевчук
Члены Комиссии:                                                                       А.А. Власов
                                                                                        М.И. Докшин
                                                                                        И.С. Лукова
                                                                                                  С.А. Шишелова
                                                                                                  В.П. Рогозин
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 
ОАО «Вологдагаз»
160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4а
 
ООО «Дом-Сервис-3»
160009, г. Вологда, ул. Чехова, д. 4
 
 
 
РЕШЕНИЕ № 741
   23 декабря 2008 г.                                                                                                                                 г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
Шишелова С.А. - ведущий специалист – эксперт Управления – член Комиссии;
Рогозин В.П. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
рассмотрев 23.12.2008 дело № 741по признакам нарушения ОАО «Вологдагаз» (160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4а) части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Дом-Сервис-3» (далее – Управляющая организация) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Вологдагаз» (далее – Общество), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части навязывания Обществом Управляющей организации условий договора, не выгодных для нее и не относящихся к предмету договора.
Анализ определения доминирующего положения Общества определяется Вологодским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
         Согласно докладной записке №110 (08) от 04.12.2008 г. «Об установлении доминирующего положения Общества на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерского обеспечения», относящегося к общему имуществу жилых домов, для покупателей в соответствующих границах города Вологды и Вологодского муниципального района, Общество занимает доминирующее положение с долей более 65 процентов.
         Как следует из материалов дела, Управляющей организацией в адрес Общества был направлен договор № 40-6467/08 от 01.09.2008 г. (исх. № 237/08 от 14.10.2008 г.) «на техническое обслуживание внутридомового газового обслуживания жилых домов» (далее - Договор) по адресам: г. Вологда, ул. Левичева, д. 30, ул. Горького, д. 127, ул. Горького, д. 76, подписанный ООО «Дом-Сервис-3».
         Письмом № 5/1457 от 23.10.2008 г. Общество ответило Управляющей организации, что отказывается заключать Договор  без обслуживания газовых плит, ссылаясь  на пункт 49 подпункта «г» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, согласно которому исполнитель коммунальных услуг (Управляющая организация) обязана обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
         Так же, Обществом дополнительно был направлен договор Управляющей организации № 40-64678 на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обслуживание, ремонт внутридомового газового оборудования, внутреннего газопровода, согласно которому Заказчик (Управляющая организация) поручает, а Исполнитель (Общество) обязуется производить техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (газовая плита, внутренний газопровод, далее - ВДГО), включая выполнение работ по аварийно – диспетчерскому обслуживанию (локализацию аварийных ситуаций) ВДГО, по проведению планового технического обслуживания (ТО) ВДГО жилых зданий согласно утвержденному графику, а также производить ремонт ВДГО на основании устных и письменных заявок Заказчика и пользователей.
На заседании комиссии представители Общества пояснили, что в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, независимо от организационно – правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 3 и подпунктами «а» - «г» пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Также в отказе Общество ссылается на Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 и Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549), которые не регулируют взаимоотношения между специализированной организацией по обслуживанию газового оборудования и Управляющей организацией (п. 1 Постановления № 549).Ссылаясь на указанные нормативные акты Общество, в свою очередь, признает обязанность собственников жилья самостоятельно заключить договор на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Представители Управляющей организации не согласны с доводами ответчика, в связи с чем на заседании комиссии заявили, что в соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ Управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В соответствии с условиями договора управления, заключаемого Управляющей организацией с собственниками, газоиспользующие оборудование (газовые плиты) Управляющей организацией не обслуживаются (п. 1.5 договора).
В дополнении к заявленным требованиям представители Управляющей организации заявили, что повторно письмом № 277/08 от 11.12.2008 г. Управляющая организация обратилась к Обществу с просьбой заключить договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося только к общему имуществу жилых домов, обслуживаемых Управляющей организацией, установив срок для акцепта оферты в 5 дней.
На дату рассмотрения комиссией данного дела договор, направленный Управляющей организацией в адрес Общества 11.12.2008 г. письмом № 277/08, от Общества не получен.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
         При этом Комиссия по рассмотрению дела исходит из следующего.
         Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее - Правила) к внутридомовому газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Также на основании главы 1 п. п. 2,5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2008 № 491) в состав общего имущества включаются:
1) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
2) крыши;
3) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
4) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
5) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
6) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
7) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
8) внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170), Управляющая организация обязана заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения (внутридомового газового оборудования относящегося к общему имуществу многоквартирного дома).
         В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (Управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещения в многоквартирном доме) обязуется оказывать услуги и выполнять по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Также ч. 2 Постановления Правительства Вологодской области от 26.11.2007 № 1619 «О предупреждении возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на внутридомовом газовом оборудовании на объектах жилищного фонда в Вологодской области» говорит, что собственники жилых помещений жилищного фонда в многоквартирных домах должны обеспечить заключение договоров на содержание и ремонт внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, не являющегося общим имуществом многоквартирного дома, со специализированными организациями, имеющими аттестованный персонал и обеспечивающие круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание.
Таким образом, Управляющая организация не имеет прямого нормативного указания на заключение договора с Обществом на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования – газовых плит, обслуживаемых Управляющей организацией.
Кроме того, в адрес Общества Управляющей организацией было направлено письмо № 277/08 от 11.12.2008 г. с просьбой заключить договор на условиях технического обслуживания внутридомового газового оборудования общего имущества, в заключении которого Общество отказало, таким образом действия Общества подтверждают навязывание условий Управляющей компании, не относящихся к предмету договора, а именно обслуживание газовых плит.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, которые прямо не предусмотрены Федеральными законами Российской федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
         При таких обстоятельствах комиссия расценивает указанные выше действия Общества, как злоупотребление доминирующим положением, путем  отказа в заключении договора, также навязывании контрагенту условий, не относящихся к предмету договора.        
        
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью  1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «Вологдагаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающимся в злоупотреблении доминирующим путем навязывания контрагенту условий, не относящихся к предмету договора.  
2. Выдать ОАО «Вологдагаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                           В.Т. Хлевчук
Члены Комиссии:                                                                       А.А. Власов
                                                                                        М.И. Докшин
                                                                                        И.С. Лукова
                                                                                                  С.А. Шишелова
                                                                                                  В.П. Рогозин
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-27 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-27 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )