Решение № 750

Дата публикации: 27 марта 2009, 03:00

 


ОАО «Вологодавтодор»
160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55
 
ООО «Грязовецкий ККЗ»
160035, г. Вологда, Советский проспект, д. 35А
 
 

 
Решение изготовлено в полном объеме 19.02.2009г.
РЕШЕНИЕ № 750
09 февраля 2009 г.                                                                                                                                       г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А.  – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля  – член Комиссии;
Минаев А.Б. – главный специалист – эксперт отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
рассмотрев дело № 750по признакам нарушения ОАО «Вологодавтодор» (160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55) части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Грязовецкий ККЗ» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Вологодавтодор» (далее – Общество), выразившимся в  нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования.
Общество владеет на праве собственности железнодорожным тупиком протяженностью 558,5 п.м. (свидетельство о праве собственности 35-АА № 066566 от 27.03.2003 г.), расположенным по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, 39 (далее – железнодорожный путь необщего пользования Общества). Железнодорожный путь необщего пользования Общества примыкает к пути необщего пользования ФГУ комбинат «Онега» (п. 1,3 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ОАО «Вологодавтодор» являющегося контрагентом пути необщего пользования ФГУ комбинат «Онега» примыкающего к станции Грязовец Вологодского отделения Северной железной дороги от 31.10.2008 г. – далее «Инструкция», технический паспорт на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г.). Согласно п.1.5 «Инструкции» полная (развернутая) длина железнодорожного пути необщего пользования Общества составляет 558 метров.  
            Заявитель владеет железнодорожным тупиком, расположенным по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, д.39Б (далее – железнодорожный путь необщего пользования Заявителя). Железнодорожный путь необщего пользования Заявителя примыкает к железнодорожному пути необщего пользования Общества (технический паспорт на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г.). Железнодорожные пути необщего пользования Общества и Заявителя разделяет стрелочный перевод № 110, согласно технического паспорта на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г. Подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Заявителя для выгрузки осуществляется с железнодорожных путей общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» ст. Грязовец. При этом вагоны проходят через подъездные железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие Обществу, протяженностью 145 п.м. и железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ФГУ комбинат «Онега», протяженностью от 1000 до 2000 п.м.
            Текущее содержание участка железнодорожного пути необщего пользования между стрелочными переводами № 108 и № 110 в период 2008 года осуществлял ООО «Строитель» по договору с Заявителем № 061 от 20.11.2007 г.
Грязовецкое дорожное ремонтно-строительное управление ОАО «Вологодавтодор» (далее – Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор»), расположенное по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, 39. Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» является обособленным подразделением Общества.
В ходе рассмотрения дела отделом анализа конкуренции рынков Вологодского УФАС России был проведен анализ положения Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования, согласнопредставленных сторонами документов, в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». В соответствии с данным приказом определены:
- временной интервал – 2006 – 2008 года;
- продуктовые границы товарного рынка – услуги, связанные с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования;
- субъекты рынка, рассматриваемых услуг: продавец услуг - Грязовецкий ДРСУ ОАО «Вологодавтодор», покупатель услуг – Заявитель;
- географические границы рынка рассматриваемых услуг– границы территориального расположения подъездных железнодорожных путей Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор»;
- доминирующее положение Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» по  отношению к Заявителю на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования в границах расположения железнодорожных подъездных путей, принадлежащих Грязовецкому ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» со 100% долей.
Как следует из материалов дела, Заявитель направил в адрес Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» письмо №260 от 15.05.2008 г. о заключении договора на оказание транспортных услуг по использованию железнодорожных путей для проезда вагонов, принадлежащих Обществу, с приложением данного договора. В ответ Общество направило Заявителю письмо № 10/664 от 05.06.2008 г. о согласии заключить с Заявителем договор на предоставление для использования Заявителем железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Обществу для проезда вагонов и маневренного локомотива при подаче уборке вагонов со станции Грязовец на подъездные пути Заявителя по цене 499 рублей (С НДС) за один вагон.
Общество направило Заявителю письмо № 10/852 от 10.07.2008 г. в котором дает свое согласие на заключение договора на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов через железнодорожные пути Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» на условиях оплаты за оказываемые услуги в сумме 22104,73 рублей (с НДС) в месяц. Кроме того, в данном письме Общество сообщает, что данный договор поручает оформить Грязовецкому ДРСУ ОАО «Вологодавтодор». В ответ Заявитель направило в адрес Общества письмо от 15.08.2008 г. с предложением заключить вышеуказанный договор, но на условиях оплаты за оказываемые услуги в размере 8000 рублей (с НДС) в месяц.
Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» направило в адрес Заявителя письмо № 10/2366 от 14.11.2008 г. с просьбой заключить договор от 14.10.2008 г. на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов на условиях оплаты за оказываемые услуги в сумме 30039 рублей (с НДС) в месяц. В ответ 01.12.2008 г. Заявитель подписал данный договор с протоколом разногласий, в котором прописывает условия оплаты, за оказываемые услуги по договору в сумме 31601 рублей (без НДС) в год. После чего Письмом № 20/3012 от 12.12.2008 г. Общество направило Заявителю данный договор от 14.10.2008 г. с протоколом разногласий и с протоколом урегулирования разногласий, в котором стороны не пришли к соглашению по условиям оплаты оказываемых услуг по договору от 14.10.2008 г.
Общество направило Заявителю письмо № 10/104 от 30.01.2009 г. с предложением заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути (145 п.м.), принадлежащего Обществу на 2009 год (возмещение затрат по содержанию подъездного железнодорожного пути) по цене 11365 рублей (с НДС) в месяц, а также на возмещение затрат пропорционально пользованию в случае фактически проведенного ремонта указанного железнодорожного пути.
На заседании Комиссии представители Общества  пояснили, что Общество правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» не совершало и требования Заявителя не подлежат удовлетворении по следующим основаниям. Согласно ст. 60, 64 Устава железнодорожного транспорта РФ отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования регулируются заключенным между ними договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. Заявитель пользовался в течение 2008 г. (до декабря месяца) участком железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу на праве собственности, без заключения соответствующего договора и без оплаты. Общество неоднократно направляло в адрес Заявителя предложения по заключению договора на соответствующие услуги, но Заявитель не достиг согласия с Обществом по цене договора на эксплуатацию железнодорожного пути. На момент рассмотрения дела Комиссией Общество признает, что методически неправильно формировало цену по договору на эксплуатацию железнодорожного пути, включая в расчет одновременно фактические затраты по содержанию и железнодорожный тариф, предусмотренный Постановлением Правительства Вологодской области № 858 от 20.12.2002. Цена на эксплуатацию железнодорожного пути, рассчитанная на основании железнодорожного тарифа, составляет 10377 рублей в месяц. Письмом № 10/104 от 30.01.2009 г. Обществом предложено Заявителю заключить договор на возмещение затрат по содержанию подъездного железнодорожного пути необщего пользования в сумме 11365 рублей (с НДС) в месяц, но получен от Заявителя отказ на заключение данного договора. Считают, что между сторонами имеется гражданско-правовой спор. Злоупотребление своим доминирующим положением не признает.
            На заседании Комиссии представители Заявителя прокомментировали, что Заявитель использует подъездные железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие Обществу, но подача – уборка вагонов осуществляется не локомотивом Общества. Заявитель считает, что нормативно правовыми актами установлено предельное значение сбора за эксплуатацию подъездного железнодорожного пути в зависимости от группы данного пути, расстояния. Заявитель просит обязать Общество заключить с ним договор на подачу – уборку вагонов по подъездным железнодорожным путям, принадлежащим Обществу.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 3 п. 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
            При этом Комиссия по рассмотрению дела исходит из следующего.
   В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», установлено, что органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов  и надбавок натранспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На территории Вологодской области регулирование тарифов и надбавок на указанных транспортных услугах происходит в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
На основании ст. 60 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Следовательно,  отношения между Заявителем и Обществом, в части заключения договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а также по формированию сборов соответственно, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (редакция от 15.02.2008) «Об утверждении правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 № 35/15 «Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3)».
На основании сведений департамента финансов Вологодской области, который был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица (письмо № 15-13/436 от 30.01.2009), был произведен расчет предельного допустимого значения сбора за эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования применимого в рамках рассмотрения данного дела в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях». Предельно допустимое значение сбора, согласно расчета департамента финансов Вологодской области, составило 124041,60 рублей в год (соответственно 10336,80 рублей в месяц). Кроме того, департамент финансов Вологодской области не отрицает применение сборов за транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях по фактически произведенным затратам, но не превышающих предельно допустимое значении, рассчитанное в соответствии с нормативными документами (письмо № 15-13/436 от 30.01.2009).
Таким образом, на территории Вологодской области, порядок ценообразования транспортных услуг, оказываемые на подъездных железнодорожных путях регулируется Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Общество в лице Грязовецкий ДРСУ предложило Заявителю заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по цене 22104,73 рубля (с НДС) в месяц (письмо № 10/852 от 10.07.2008). Указанная цена за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования включает в себя затраты Общества на содержание данного пути, а также сборы, предусмотренные Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», а также плановую прибыль Общества, что в совокупности превышает предельно допустимое значение, согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Кроме того, 14.11.2008 г. письмом №10/2366 Общество в лице Грязовецкого ДРСУ просит Заявителя заключить договор от 14.10.2008 г. на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов, предметом которого является эксплуатация Заявителем участка (145 п.м.) железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Обществу. Цена данного договора составляет 39039 рублей (с НДС) в месяц. Указанная цена включает в себя затраты по содержанию пути, сборы, предусмотренные Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», плановую прибыль Общества, что в совокупности превышает предельно допустимое значение, согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Таким образом, Общество неоднократно применяло к Заявителю в своем договоре, предметом которого являлась эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу, цену товара, в нарушение Постановления Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги».
Со стороны Заявителя принимались согласительные процедуры договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, в соответствии с нормативными правовыми актами.
На момент рассмотрения Комиссией данного дела стороны не пришли к соглашению по цене договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу.
В ходе рассмотрения Комиссией дела Заявитель просить обязать Общество заключить с ним договор на подачу – уборку вагонов по подъездным железнодорожным путям, принадлежащим Обществу.
            В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
           
Комиссия расценивает указанные выше действия Общества как злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования, путем навязывания Заявителю условий договора, невыгодных для него, а также путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Данные действия Общества противоречат антимонопольному законодательству и ведут к ущемлению законных интересов Заявителя в принятии Заявителем договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, в редакции Общества, на момент возбуждения данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью  1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Вологодавтодор» нарушившим п. 3 п. 10 части первой статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающимся в злоупотреблении доминирующим, путем навязывания ООО «Грязовецкий ККЗ» условий договора, невыгодных для него, а также путем нарушения установленного Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях» порядка ценообразования транспортных услуг, оказываемых организациями на подъездных железнодорожных путях.
2. Выдать ОАО «Вологодавтодор» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                            В.Т. Хлевчук
Члены Комиссии:                                                                        А.А. Власов
                                                                                            А.Б. Минаев
                                                                                            И.С. Лукова
stdClass Object ( [vid] => 5265 [uid] => 1 [title] => Решение № 750 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5265 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 


ОАО «Вологодавтодор»
160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55
 
ООО «Грязовецкий ККЗ»
160035, г. Вологда, Советский проспект, д. 35А
 
 

 
Решение изготовлено в полном объеме 19.02.2009г.
РЕШЕНИЕ № 750
09 февраля 2009 г.                                                                                                                                       г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А.  – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля  – член Комиссии;
Минаев А.Б. – главный специалист – эксперт отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
рассмотрев дело № 750по признакам нарушения ОАО «Вологодавтодор» (160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55) части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Грязовецкий ККЗ» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Вологодавтодор» (далее – Общество), выразившимся в  нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования.
Общество владеет на праве собственности железнодорожным тупиком протяженностью 558,5 п.м. (свидетельство о праве собственности 35-АА № 066566 от 27.03.2003 г.), расположенным по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, 39 (далее – железнодорожный путь необщего пользования Общества). Железнодорожный путь необщего пользования Общества примыкает к пути необщего пользования ФГУ комбинат «Онега» (п. 1,3 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ОАО «Вологодавтодор» являющегося контрагентом пути необщего пользования ФГУ комбинат «Онега» примыкающего к станции Грязовец Вологодского отделения Северной железной дороги от 31.10.2008 г. – далее «Инструкция», технический паспорт на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г.). Согласно п.1.5 «Инструкции» полная (развернутая) длина железнодорожного пути необщего пользования Общества составляет 558 метров.  
            Заявитель владеет железнодорожным тупиком, расположенным по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, д.39Б (далее – железнодорожный путь необщего пользования Заявителя). Железнодорожный путь необщего пользования Заявителя примыкает к железнодорожному пути необщего пользования Общества (технический паспорт на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г.). Железнодорожные пути необщего пользования Общества и Заявителя разделяет стрелочный перевод № 110, согласно технического паспорта на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г. Подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Заявителя для выгрузки осуществляется с железнодорожных путей общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» ст. Грязовец. При этом вагоны проходят через подъездные железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие Обществу, протяженностью 145 п.м. и железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ФГУ комбинат «Онега», протяженностью от 1000 до 2000 п.м.
            Текущее содержание участка железнодорожного пути необщего пользования между стрелочными переводами № 108 и № 110 в период 2008 года осуществлял ООО «Строитель» по договору с Заявителем № 061 от 20.11.2007 г.
Грязовецкое дорожное ремонтно-строительное управление ОАО «Вологодавтодор» (далее – Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор»), расположенное по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, 39. Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» является обособленным подразделением Общества.
В ходе рассмотрения дела отделом анализа конкуренции рынков Вологодского УФАС России был проведен анализ положения Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования, согласнопредставленных сторонами документов, в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». В соответствии с данным приказом определены:
- временной интервал – 2006 – 2008 года;
- продуктовые границы товарного рынка – услуги, связанные с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования;
- субъекты рынка, рассматриваемых услуг: продавец услуг - Грязовецкий ДРСУ ОАО «Вологодавтодор», покупатель услуг – Заявитель;
- географические границы рынка рассматриваемых услуг– границы территориального расположения подъездных железнодорожных путей Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор»;
- доминирующее положение Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» по  отношению к Заявителю на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования в границах расположения железнодорожных подъездных путей, принадлежащих Грязовецкому ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» со 100% долей.
Как следует из материалов дела, Заявитель направил в адрес Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» письмо №260 от 15.05.2008 г. о заключении договора на оказание транспортных услуг по использованию железнодорожных путей для проезда вагонов, принадлежащих Обществу, с приложением данного договора. В ответ Общество направило Заявителю письмо № 10/664 от 05.06.2008 г. о согласии заключить с Заявителем договор на предоставление для использования Заявителем железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Обществу для проезда вагонов и маневренного локомотива при подаче уборке вагонов со станции Грязовец на подъездные пути Заявителя по цене 499 рублей (С НДС) за один вагон.
Общество направило Заявителю письмо № 10/852 от 10.07.2008 г. в котором дает свое согласие на заключение договора на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов через железнодорожные пути Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» на условиях оплаты за оказываемые услуги в сумме 22104,73 рублей (с НДС) в месяц. Кроме того, в данном письме Общество сообщает, что данный договор поручает оформить Грязовецкому ДРСУ ОАО «Вологодавтодор». В ответ Заявитель направило в адрес Общества письмо от 15.08.2008 г. с предложением заключить вышеуказанный договор, но на условиях оплаты за оказываемые услуги в размере 8000 рублей (с НДС) в месяц.
Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» направило в адрес Заявителя письмо № 10/2366 от 14.11.2008 г. с просьбой заключить договор от 14.10.2008 г. на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов на условиях оплаты за оказываемые услуги в сумме 30039 рублей (с НДС) в месяц. В ответ 01.12.2008 г. Заявитель подписал данный договор с протоколом разногласий, в котором прописывает условия оплаты, за оказываемые услуги по договору в сумме 31601 рублей (без НДС) в год. После чего Письмом № 20/3012 от 12.12.2008 г. Общество направило Заявителю данный договор от 14.10.2008 г. с протоколом разногласий и с протоколом урегулирования разногласий, в котором стороны не пришли к соглашению по условиям оплаты оказываемых услуг по договору от 14.10.2008 г.
Общество направило Заявителю письмо № 10/104 от 30.01.2009 г. с предложением заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути (145 п.м.), принадлежащего Обществу на 2009 год (возмещение затрат по содержанию подъездного железнодорожного пути) по цене 11365 рублей (с НДС) в месяц, а также на возмещение затрат пропорционально пользованию в случае фактически проведенного ремонта указанного железнодорожного пути.
На заседании Комиссии представители Общества  пояснили, что Общество правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» не совершало и требования Заявителя не подлежат удовлетворении по следующим основаниям. Согласно ст. 60, 64 Устава железнодорожного транспорта РФ отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования регулируются заключенным между ними договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. Заявитель пользовался в течение 2008 г. (до декабря месяца) участком железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу на праве собственности, без заключения соответствующего договора и без оплаты. Общество неоднократно направляло в адрес Заявителя предложения по заключению договора на соответствующие услуги, но Заявитель не достиг согласия с Обществом по цене договора на эксплуатацию железнодорожного пути. На момент рассмотрения дела Комиссией Общество признает, что методически неправильно формировало цену по договору на эксплуатацию железнодорожного пути, включая в расчет одновременно фактические затраты по содержанию и железнодорожный тариф, предусмотренный Постановлением Правительства Вологодской области № 858 от 20.12.2002. Цена на эксплуатацию железнодорожного пути, рассчитанная на основании железнодорожного тарифа, составляет 10377 рублей в месяц. Письмом № 10/104 от 30.01.2009 г. Обществом предложено Заявителю заключить договор на возмещение затрат по содержанию подъездного железнодорожного пути необщего пользования в сумме 11365 рублей (с НДС) в месяц, но получен от Заявителя отказ на заключение данного договора. Считают, что между сторонами имеется гражданско-правовой спор. Злоупотребление своим доминирующим положением не признает.
            На заседании Комиссии представители Заявителя прокомментировали, что Заявитель использует подъездные железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие Обществу, но подача – уборка вагонов осуществляется не локомотивом Общества. Заявитель считает, что нормативно правовыми актами установлено предельное значение сбора за эксплуатацию подъездного железнодорожного пути в зависимости от группы данного пути, расстояния. Заявитель просит обязать Общество заключить с ним договор на подачу – уборку вагонов по подъездным железнодорожным путям, принадлежащим Обществу.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 3 п. 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
            При этом Комиссия по рассмотрению дела исходит из следующего.
   В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», установлено, что органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов  и надбавок натранспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На территории Вологодской области регулирование тарифов и надбавок на указанных транспортных услугах происходит в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
На основании ст. 60 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Следовательно,  отношения между Заявителем и Обществом, в части заключения договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а также по формированию сборов соответственно, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (редакция от 15.02.2008) «Об утверждении правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 № 35/15 «Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3)».
На основании сведений департамента финансов Вологодской области, который был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица (письмо № 15-13/436 от 30.01.2009), был произведен расчет предельного допустимого значения сбора за эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования применимого в рамках рассмотрения данного дела в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях». Предельно допустимое значение сбора, согласно расчета департамента финансов Вологодской области, составило 124041,60 рублей в год (соответственно 10336,80 рублей в месяц). Кроме того, департамент финансов Вологодской области не отрицает применение сборов за транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях по фактически произведенным затратам, но не превышающих предельно допустимое значении, рассчитанное в соответствии с нормативными документами (письмо № 15-13/436 от 30.01.2009).
Таким образом, на территории Вологодской области, порядок ценообразования транспортных услуг, оказываемые на подъездных железнодорожных путях регулируется Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Общество в лице Грязовецкий ДРСУ предложило Заявителю заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по цене 22104,73 рубля (с НДС) в месяц (письмо № 10/852 от 10.07.2008). Указанная цена за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования включает в себя затраты Общества на содержание данного пути, а также сборы, предусмотренные Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», а также плановую прибыль Общества, что в совокупности превышает предельно допустимое значение, согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Кроме того, 14.11.2008 г. письмом №10/2366 Общество в лице Грязовецкого ДРСУ просит Заявителя заключить договор от 14.10.2008 г. на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов, предметом которого является эксплуатация Заявителем участка (145 п.м.) железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Обществу. Цена данного договора составляет 39039 рублей (с НДС) в месяц. Указанная цена включает в себя затраты по содержанию пути, сборы, предусмотренные Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», плановую прибыль Общества, что в совокупности превышает предельно допустимое значение, согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Таким образом, Общество неоднократно применяло к Заявителю в своем договоре, предметом которого являлась эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу, цену товара, в нарушение Постановления Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги».
Со стороны Заявителя принимались согласительные процедуры договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, в соответствии с нормативными правовыми актами.
На момент рассмотрения Комиссией данного дела стороны не пришли к соглашению по цене договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу.
В ходе рассмотрения Комиссией дела Заявитель просить обязать Общество заключить с ним договор на подачу – уборку вагонов по подъездным железнодорожным путям, принадлежащим Обществу.
            В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
           
Комиссия расценивает указанные выше действия Общества как злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования, путем навязывания Заявителю условий договора, невыгодных для него, а также путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Данные действия Общества противоречат антимонопольному законодательству и ведут к ущемлению законных интересов Заявителя в принятии Заявителем договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, в редакции Общества, на момент возбуждения данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью  1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Вологодавтодор» нарушившим п. 3 п. 10 части первой статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающимся в злоупотреблении доминирующим, путем навязывания ООО «Грязовецкий ККЗ» условий договора, невыгодных для него, а также путем нарушения установленного Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях» порядка ценообразования транспортных услуг, оказываемых организациями на подъездных железнодорожных путях.
2. Выдать ОАО «Вологодавтодор» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                            В.Т. Хлевчук
Члены Комиссии:                                                                        А.А. Власов
                                                                                            А.Б. Минаев
                                                                                            И.С. Лукова
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 



ОАО «Вологодавтодор»
160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55
 
ООО «Грязовецкий ККЗ»
160035, г. Вологда, Советский проспект, д. 35А
 
 
 
Решение изготовлено в полном объеме 19.02.2009г.
РЕШЕНИЕ № 750
09 февраля 2009 г.                                                                                                                                       г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А.  – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля  – член Комиссии;
Минаев А.Б. – главный специалист – эксперт отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
Лукова И.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
рассмотрев дело № 750по признакам нарушения ОАО «Вологодавтодор» (160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55) части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Грязовецкий ККЗ» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Вологодавтодор» (далее – Общество), выразившимся в  нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования.
Общество владеет на праве собственности железнодорожным тупиком протяженностью 558,5 п.м. (свидетельство о праве собственности 35-АА № 066566 от 27.03.2003 г.), расположенным по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, 39 (далее – железнодорожный путь необщего пользования Общества). Железнодорожный путь необщего пользования Общества примыкает к пути необщего пользования ФГУ комбинат «Онега» (п. 1,3 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ОАО «Вологодавтодор» являющегося контрагентом пути необщего пользования ФГУ комбинат «Онега» примыкающего к станции Грязовец Вологодского отделения Северной железной дороги от 31.10.2008 г. – далее «Инструкция», технический паспорт на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г.). Согласно п.1.5 «Инструкции» полная (развернутая) длина железнодорожного пути необщего пользования Общества составляет 558 метров.  
            Заявитель владеет железнодорожным тупиком, расположенным по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, д.39Б (далее – железнодорожный путь необщего пользования Заявителя). Железнодорожный путь необщего пользования Заявителя примыкает к железнодорожному пути необщего пользования Общества (технический паспорт на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г.). Железнодорожные пути необщего пользования Общества и Заявителя разделяет стрелочный перевод № 110, согласно технического паспорта на железнодорожный тупик Общества от 25.04.2008 г. Подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Заявителя для выгрузки осуществляется с железнодорожных путей общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» ст. Грязовец. При этом вагоны проходят через подъездные железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие Обществу, протяженностью 145 п.м. и железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ФГУ комбинат «Онега», протяженностью от 1000 до 2000 п.м.
            Текущее содержание участка железнодорожного пути необщего пользования между стрелочными переводами № 108 и № 110 в период 2008 года осуществлял ООО «Строитель» по договору с Заявителем № 061 от 20.11.2007 г.
Грязовецкое дорожное ремонтно-строительное управление ОАО «Вологодавтодор» (далее – Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор»), расположенное по адресу: г. Грязовец, ул. Волкова, 39. Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» является обособленным подразделением Общества.
В ходе рассмотрения дела отделом анализа конкуренции рынков Вологодского УФАС России был проведен анализ положения Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования, согласнопредставленных сторонами документов, в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». В соответствии с данным приказом определены:
- временной интервал – 2006 – 2008 года;
- продуктовые границы товарного рынка – услуги, связанные с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования;
- субъекты рынка, рассматриваемых услуг: продавец услуг - Грязовецкий ДРСУ ОАО «Вологодавтодор», покупатель услуг – Заявитель;
- географические границы рынка рассматриваемых услуг– границы территориального расположения подъездных железнодорожных путей Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор»;
- доминирующее положение Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» по  отношению к Заявителю на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования в границах расположения железнодорожных подъездных путей, принадлежащих Грязовецкому ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» со 100% долей.
Как следует из материалов дела, Заявитель направил в адрес Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» письмо №260 от 15.05.2008 г. о заключении договора на оказание транспортных услуг по использованию железнодорожных путей для проезда вагонов, принадлежащих Обществу, с приложением данного договора. В ответ Общество направило Заявителю письмо № 10/664 от 05.06.2008 г. о согласии заключить с Заявителем договор на предоставление для использования Заявителем железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Обществу для проезда вагонов и маневренного локомотива при подаче уборке вагонов со станции Грязовец на подъездные пути Заявителя по цене 499 рублей (С НДС) за один вагон.
Общество направило Заявителю письмо № 10/852 от 10.07.2008 г. в котором дает свое согласие на заключение договора на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов через железнодорожные пути Грязовецкого ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» на условиях оплаты за оказываемые услуги в сумме 22104,73 рублей (с НДС) в месяц. Кроме того, в данном письме Общество сообщает, что данный договор поручает оформить Грязовецкому ДРСУ ОАО «Вологодавтодор». В ответ Заявитель направило в адрес Общества письмо от 15.08.2008 г. с предложением заключить вышеуказанный договор, но на условиях оплаты за оказываемые услуги в размере 8000 рублей (с НДС) в месяц.
Грязовецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор» направило в адрес Заявителя письмо № 10/2366 от 14.11.2008 г. с просьбой заключить договор от 14.10.2008 г. на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов на условиях оплаты за оказываемые услуги в сумме 30039 рублей (с НДС) в месяц. В ответ 01.12.2008 г. Заявитель подписал данный договор с протоколом разногласий, в котором прописывает условия оплаты, за оказываемые услуги по договору в сумме 31601 рублей (без НДС) в год. После чего Письмом № 20/3012 от 12.12.2008 г. Общество направило Заявителю данный договор от 14.10.2008 г. с протоколом разногласий и с протоколом урегулирования разногласий, в котором стороны не пришли к соглашению по условиям оплаты оказываемых услуг по договору от 14.10.2008 г.
Общество направило Заявителю письмо № 10/104 от 30.01.2009 г. с предложением заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути (145 п.м.), принадлежащего Обществу на 2009 год (возмещение затрат по содержанию подъездного железнодорожного пути) по цене 11365 рублей (с НДС) в месяц, а также на возмещение затрат пропорционально пользованию в случае фактически проведенного ремонта указанного железнодорожного пути.
На заседании Комиссии представители Общества  пояснили, что Общество правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» не совершало и требования Заявителя не подлежат удовлетворении по следующим основаниям. Согласно ст. 60, 64 Устава железнодорожного транспорта РФ отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования регулируются заключенным между ними договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. Заявитель пользовался в течение 2008 г. (до декабря месяца) участком железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу на праве собственности, без заключения соответствующего договора и без оплаты. Общество неоднократно направляло в адрес Заявителя предложения по заключению договора на соответствующие услуги, но Заявитель не достиг согласия с Обществом по цене договора на эксплуатацию железнодорожного пути. На момент рассмотрения дела Комиссией Общество признает, что методически неправильно формировало цену по договору на эксплуатацию железнодорожного пути, включая в расчет одновременно фактические затраты по содержанию и железнодорожный тариф, предусмотренный Постановлением Правительства Вологодской области № 858 от 20.12.2002. Цена на эксплуатацию железнодорожного пути, рассчитанная на основании железнодорожного тарифа, составляет 10377 рублей в месяц. Письмом № 10/104 от 30.01.2009 г. Обществом предложено Заявителю заключить договор на возмещение затрат по содержанию подъездного железнодорожного пути необщего пользования в сумме 11365 рублей (с НДС) в месяц, но получен от Заявителя отказ на заключение данного договора. Считают, что между сторонами имеется гражданско-правовой спор. Злоупотребление своим доминирующим положением не признает.
            На заседании Комиссии представители Заявителя прокомментировали, что Заявитель использует подъездные железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие Обществу, но подача – уборка вагонов осуществляется не локомотивом Общества. Заявитель считает, что нормативно правовыми актами установлено предельное значение сбора за эксплуатацию подъездного железнодорожного пути в зависимости от группы данного пути, расстояния. Заявитель просит обязать Общество заключить с ним договор на подачу – уборку вагонов по подъездным железнодорожным путям, принадлежащим Обществу.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 3 п. 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
            При этом Комиссия по рассмотрению дела исходит из следующего.
   В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», установлено, что органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов  и надбавок натранспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На территории Вологодской области регулирование тарифов и надбавок на указанных транспортных услугах происходит в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
На основании ст. 60 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Следовательно,  отношения между Заявителем и Обществом, в части заключения договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а также по формированию сборов соответственно, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (редакция от 15.02.2008) «Об утверждении правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 № 35/15 «Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3)».
На основании сведений департамента финансов Вологодской области, который был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица (письмо № 15-13/436 от 30.01.2009), был произведен расчет предельного допустимого значения сбора за эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования применимого в рамках рассмотрения данного дела в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях». Предельно допустимое значение сбора, согласно расчета департамента финансов Вологодской области, составило 124041,60 рублей в год (соответственно 10336,80 рублей в месяц). Кроме того, департамент финансов Вологодской области не отрицает применение сборов за транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях по фактически произведенным затратам, но не превышающих предельно допустимое значении, рассчитанное в соответствии с нормативными документами (письмо № 15-13/436 от 30.01.2009).
Таким образом, на территории Вологодской области, порядок ценообразования транспортных услуг, оказываемые на подъездных железнодорожных путях регулируется Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Общество в лице Грязовецкий ДРСУ предложило Заявителю заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по цене 22104,73 рубля (с НДС) в месяц (письмо № 10/852 от 10.07.2008). Указанная цена за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования включает в себя затраты Общества на содержание данного пути, а также сборы, предусмотренные Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», а также плановую прибыль Общества, что в совокупности превышает предельно допустимое значение, согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Кроме того, 14.11.2008 г. письмом №10/2366 Общество в лице Грязовецкого ДРСУ просит Заявителя заключить договор от 14.10.2008 г. на оказание услуг по транзитному пропуску железнодорожных вагонов, предметом которого является эксплуатация Заявителем участка (145 п.м.) железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Обществу. Цена данного договора составляет 39039 рублей (с НДС) в месяц. Указанная цена включает в себя затраты по содержанию пути, сборы, предусмотренные Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», плановую прибыль Общества, что в совокупности превышает предельно допустимое значение, согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».
Таким образом, Общество неоднократно применяло к Заявителю в своем договоре, предметом которого являлась эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу, цену товара, в нарушение Постановления Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги».
Со стороны Заявителя принимались согласительные процедуры договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, в соответствии с нормативными правовыми актами.
На момент рассмотрения Комиссией данного дела стороны не пришли к соглашению по цене договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Обществу.
В ходе рассмотрения Комиссией дела Заявитель просить обязать Общество заключить с ним договор на подачу – уборку вагонов по подъездным железнодорожным путям, принадлежащим Обществу.
            В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
           
Комиссия расценивает указанные выше действия Общества как злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг, связанных с доставкой (отправкой) грузов в вагонах по железнодорожным подъездным путям необщего пользования, путем навязывания Заявителю условий договора, невыгодных для него, а также путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Данные действия Общества противоречат антимонопольному законодательству и ведут к ущемлению законных интересов Заявителя в принятии Заявителем договора на эксплуатацию участка (145 п.м.) железнодорожного пути необщего пользования, в редакции Общества, на момент возбуждения данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью  1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Вологодавтодор» нарушившим п. 3 п. 10 части первой статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающимся в злоупотреблении доминирующим, путем навязывания ООО «Грязовецкий ККЗ» условий договора, невыгодных для него, а также путем нарушения установленного Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2002 г. № 858 «О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях» порядка ценообразования транспортных услуг, оказываемых организациями на подъездных железнодорожных путях.
2. Выдать ОАО «Вологодавтодор» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                            В.Т. Хлевчук
Члены Комиссии:                                                                        А.А. Власов
                                                                                            А.Б. Минаев
                                                                                            И.С. Лукова
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-27 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-27 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )