Контроль торгов, госзаказа, сетевых компаний: Вологодское УФАС подвело итоги работы за 2023 год

О том,  кто чаще всего нарушал антимонопольное законодательство в минувшем году,  какие обращения поступают в антимонопольный орган от граждан и как служба защищает малый бизнес,  – мы говорим с руководителем Вологодского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Наталией Мерзляковой.

         – Наталия Валерьевна, на каких товарных рынках больше всего было зафиксировано нарушений в 2023 году?

         – Лидерами по количеству выявленных нарушений, требующими особого внимания антимонопольного органа, по-прежнему остаются рынки ремонта и строительства (в том числе автодорог), поставок медизделий,  а также нарушения сетевых и газовых компаний.

         – Часто ли  нарушают законодательство монополисты?

         – В 2023 году  к нам поступило 99 заявлений на злоупотребление доминирующим положением. При рассмотрении 95 обращений нарушения не было выявлено. Обращения поступали на установление и поддержание монопольно высокой цены, на навязывание невыгодных условий договора, на сокращение или прекращение выпуска товара, на отказ от заключения договора. В двух случаях были выполнены наши предупреждения: Водоканал города Кириллова и водоканал города Вытегры направили своим заявителям договор  о подключении в сетям водоснабжения и водоотведения. Дела в этих случаях не возбуждались.

         В 2023 году в Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде устояло решение УФАС по делу, возбужденному в отношении ООО «Газпром теплоэнерго Вологда». Думаю, жители Заягорбского района Череповца до сих пор помнят, как летом 2022 года остались без горячей воды – кто на 17, кто на 36 дней. Ресурсоснабжающая компания превысила перерыв в отключении горячей воды согласно графику.   Компания-монополист получила штраф в размере 650 тысяч рублей.

         В нарушителях оказался и региональный оператор «Чистый След». Его недобросовестные действия привели  к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и  к  нарушению интересов неопределенного круга потребителей коммунальной услуги.

         – Много ли жалоб  вы получаете от предпринимателей  в сфере контроля торгов?

         – Жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, рассматриваются антимонопольным органом по укороченной процедуре (всего 7 дней;  плюс еще 7 дней в случае, когда необходимо собрать дополнительную информацию). Это, так называемый, механизм короткого обжалования действий организаторов торгов, заказчиков и комиссий при проведении различных обязательных торгов, рассматриваемых в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

         В 2023 году  поступило 115 жалоб в рамках этой статьи. Из них 18 были  возвращено заявителю, 6 жалоб были направлены по подведомственности. Из рассмотренной 91 жалобы 24 были  признаны обоснованными, 60 жалоб – необоснованными. Выдано 24 предписания, все они  исполнены.

          Чаще  всего жалобы поступали на торги в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (рассмотрено 32 жалобы, из них 11 признаны обоснованными, выдано 10 предписаний),  аренда и продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (рассмотрена 21 жалоба, из них  7 признаны обоснованными,  выдано 7 предписаний), пользование участками недр (рассмотрено 6 жалоб, 1 признана обоснованной,  выданы 2 предписания).

         Также жалобы поступали на торги по продаже государственного и муниципального имущества, по аренде лесных участков, реализации имущества должников. В случае, если выявлены нарушения в процедуре организации и проведения торгов, мы принимаем меры реагирования вплоть до аннулирования торгов.

         – Наталия Валерьевна, с какими вопросами  к вам обращаются  граждане?

         – Граждане чаще всего обращаются в антимонопольный орган, когда у них возникают проблемы с сетевыми, газовыми, ресурсоснабжающими компаниями, когда нужно подключить газ, электричество, воду. Например, подписан договор на технологическое присоединение частного жилого дома или земельного участка к электросетям, гражданин выполнил по договору все свои обязательства, оплатил за подключение, а сетевая компания электричество не подводит,  затягивает сроки подключения. Тогда гражданин обращается к нам. Каждый год у нас масса таких заявлений. Их количество, как правило, увеличивается в весенне-летний период, когда возобновляются строительные работы на дачных участках. В 2023 году мы получили  87  заявлений от граждан на сетевые энергетические компании. За нарушения сроков технологического присоединения и другие нарушения энергетические компании были оштрафованы на общую сумму 2 миллиона 300 тысяч рублей.

         В рамках программы догазификации поступило  90 заявлений  от граждан на газовые компании, в рамках стандартного подключения к газу – 3 заявления.   Газовым компаниям выдано 31 постановление о штрафе. Общая сумма штрафа на газовые компании составила 2 млн. рублей.  

         Очень часто нам не приходится возбуждать дело в отношении сетевой или газовой компании: вопрос с подключением к сетям решается после получения организацией нашего уведомления.

         Хочу отметить, что неравнодушные вологжане являются своеобразным барометром функционирования общественных пространств. Благодаря им не  однажды убиралась с улиц и зданий города скандальная реклама, негативно влияющая на детей, вызывающая недоумение и вопросы у взрослых. Один из последних  случаев – когда с центральной улицы Вологды была убрана реклама суши-бара с отсылками к ненормативной лексике. Группа вологжан пришла к нам в управление с обращением, рекламу убрали, решение службы устояло в суде. 

         Также замечу, что и в тех случаях, когда мы не работаем непосредственно с обращениями граждан, а, допустим, привлекаем монополиста за злоупотребление своим доминирующим положением или рассматриваем дело о недобросовестной конкуренции, в каждом случае окончательными выгодоприобретателями все равно являются граждане. Ведь что в итоге означает добросовестная конкуренция? Это расширение ассортимента товаров и услуг, это оптимальное сочетание их цены и качества.

         Например, если говорить о закупках, то чем больше на торгах квалифицированных участников, имеющих возможность откликнуться на предложение к участию в торгах, тем сильнее будет конкуренции и лучше ожидаемый результат.

         Вместе с тем, довольно много факторов способно повлиять на результат проведения торгов, в частности  – необоснованно ограничить потенциальное количество участников. Это происходит, например, когда заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, не предусмотренные законодательством, или объединяет в один лот закупки товаров, услуг или работ, никак не связанные между собой.

         – Если говорить о сфере контроля госзакупок,  какие особенности в этом направлении работы Вологодского УФАС выявил 2023 год?

         – Защита конкуренции в сфере госзаказа является одним из приоритетных направлений деятельности службы. В 2023 году  увеличилось количество обращений заказчиков о  включении информации о недобросовестных  подрядчиках в РНП. Если в 2022 году эта цифра составляла   215, то в 2023 году Вологодское УФАС рассмотрело 287 обращений заказчиков о  включении информации о недобросовестных  подрядчиках в РНП. В реестр недобросовестных поставщиков в 2023 году  было включено  информации о 137 подрядчиках, что составляет 48% от количества рассмотренных обращений (за 2022 год в РНП включено информации о 37 недобросовестных поставщиках, что составило 17% от рассмотренных обращений). На  конец 2023 года в реестре находилась информация о 173 недобросовестных поставщиках (в конце 2022 года - 62). Наиболее частым основанием для  направления обращения о включении в РНП, по результатам которых принято решение о включении в реестр, является односторонний отказ от исполнения контракта: 122 случая включения в РНП.

         Всего в 2023 году было рассмотрено 316 жалоб на действия заказчиков. Из них признаны обоснованными или частично обоснованными  60 (19%), выдано 61 предписание.  Для сравнения:  в 2022 году рассмотрено  385 жалоб, из них 99 жалоб признаны обоснованными или обоснованными частично (25,7 %), выдано 67 предписаний.  

         Стоит отметить, что признание жалобы необоснованной не означает отсутствие нарушений при проведении закупки. В 2022 году в 25 случаях выявлены нарушения при проведении закупок и выдано 17 предписаний.

         В 2023 году в 18 случаях при необоснованности жалоб установлены нарушения при проведении закупок и выдано 10 предписаний об устранении выявленных нарушений.

         В заключении скажу, что работа по контролю государственных и муниципальных закупок  не сводится к поиску нарушений и наложению санкций. Конечным итогом этой работы является повышение эффективности расходования бюджетных средств.