Протокол № 1 от 30 ноября 2015г.
П Р О Т О К О Л
заседания экспертно-консультативного совета по вопросам применения законодательства о контрактной системе
30 ноября 2015г. № 1
_______________________________________________________
г. Вологда
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
Руководитель Управления ФАС России
по Вологодской области Мерзлякова Н.В.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Суслова Е.А.- заместитель начальника отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Ягольницкая Д.С. – старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Васянович Ю.Р.- государственный инспектор отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Жирнов А.А. – специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Гороховский Е.И. - начальник управления размещения государственных заказов, заместитель председателя Комитета государственного заказа Вологодской области;
Гудина А.В. – начальник отдела размещения государственных заказов в социальной сфере Комитета государственного заказа Вологодской области;
Боричева Л. В. – начальник отдела размещения государственных заказов в промышленной сфере Комитета государственного заказа Вологодской области;
Добрынина Е. А. - начальник отдела размещения государственных заказов в сфере здравоохранения Комитета государственного заказа Вологодской области;
ПОВЕСТКА ДНЯ:
- утвердить состав ЭКС,
- выбрать сопредседателя Совета,
- избрать ответственного секретаря.
Вопросы для обсуждения:
1. Включаются ли в годовой объем закупок, которые проводятся путем запроса котировок (10%), контракты, заключенные с единственным поставщиком по п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения» (далее – Закон о контрактной системе)?
2. Правомерно ли проведение запроса предложений в случае несостоявшегося совместного электронного аукциона (конкурса)? Может ли провести запрос предложений каждый заказчик, участвовавший в совместной закупке? В случае если не состоялся конкурс (электронный аукцион) при проведении запроса предложений возможно ли изменение: характеристик (в т.ч. количественных), начальной максимальной цены контракта, и др. условий закупки?
3. Проблема проведения закупок на оказание услуг по сбору и размещению твердых бытовых отходов с 01.01.2016 г. в соответствии с действующим законодательством.
4. Проблема применения положений Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") при проведении конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.
СЛУШАЛИ:
Мерзлякова Н.В.: об утверждении состава ЭКС, о выборе сопредседателя, об избрании ответственного секретаря.
РЕШИЛИ:
1.Утвердить ОКС в следующем составе:
Суслова Е.А.- заместитель начальника отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Ягольницкая Д.С. – старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Васянович Ю.Р. - государственный инспектор отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Жирнов А.А. – специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Гороховский Е.И. - начальник управления размещения государственных заказов, заместитель председателя Комитета государственного заказа Вологодской области;
Гудина А.В. – начальник отдела размещения государственных заказов в социальной сфере Комитета государственного заказа Вологодской области;
Боричева Л. В. – начальник отдела размещения государственных заказов в промышленной сфере Комитета государственного заказа Вологодской области;
Добрынина Е. А. - начальник отдела размещения государственных заказов в сфере здравоохранения Комитета государственного заказа Вологодской области.
Голосовали: единогласно.
2. Избрать сопредседателем ЭКС Е.А. Суслову – заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Голосовали: единогласно.
3. Избрать ответственным секретарем ЭС Ю.Р. Васянович – государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Вологодского УФАС.
Голосовали: единогласно.
I. По первому вопросу Гороховский Е.И. высказал свое мнение, согласно которому контракты, заключенные с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не включаются в годовой объем закупок, который проводится путем запроса котировок (10%), обосновывая это тем, что запрос котировок и закупка у единственного поставщика – это разные, независящие друг от друга виды закупок. Кроме того, при размещении информации о заключенном контракте в реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по итогам несостоявшихся процедур запроса котировок автоматически указывается основание для заключения контракта – закупка у единственного поставщика.
Присутствующие поддержали данную позицию.
РЕШИЛИ: Рекомендовать заказчикам рассчитывать 10% годового объема закупок путем проведения запросов котировок по ценам договоров, заключенных по итогам состоявшихся процедур запросов котировок, в том числе по ценам исполненных финансовых обязательств.
II. По второму вопросу Мерзлякова Н.В. высказала свое мнение: закон о контрактной системе не дает конкретного определения объекта закупки, в связи с чем, нельзя однозначно сказать, можно ли менять количественные и иные характеристики при проведении запроса предложений по итогам несостоявшихся электронных аукционов или нет. С одной стороны, так как прямого запрета нет, следовательно, подобные изменения вносить можно, как и проводить запрос предложений каждому заказчику в отдельности по итогам несостоявшихся совместных электронных аукционов, с другой стороны существуют риски, так как понимание объекта закупки неоднозначно.
РЕШИЛИ: Рекомендовать Заказчикам проводить по итогам несостоявшихся совместных аукционов конкурентные закупки, причем способ закупки определять самостоятельно, запрос предложений исключением не является.
III. По третьему вопросу выступил Гороховский Е.И., сообщил следующее: 13.07.2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в частности п.30 статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии изложен в новой редакции: 30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
Примечание:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года.
После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062), регламентирующее порядок выдачи вышеуказанной лицензии вступило в силу 15 октября 2015 г. (до 15.10.2015г. лицензии не выдавались).
В соответствии со ст. 31 № 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик должен установить требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника, установленным требованиям.
В настоящий момент, лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности лицензии не имеют и скорее всего не успеют ее получить до конца 2015 г. Соответственно, в заявке на участие в аукционе предоставить копию лицензии не смогут.
На основании вышеизложенного, проведение закупок на оказание услуг по сбору и размещению твердых бытовых отходов с 01.01.2016 г. в соответствии с действующим законодательством, не представляется возможным.
Мерзлякова Н.В.: Так как изменения вступают в силу с 01.01.2016 г., следовательно, при объявлении закупок до указанной даты, нет правового основания предъявлять к участникам закупок требования о соответствии требованиям законодательства, в частности о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, такое требование необходимо предъявлять к Исполнителю после заключения контракта.
РЕШИЛИ: Рекомендовать Заказчикам проводить отдельные закупки на утилизацию ТБО и сбор и транспортировку ТБО, в случае если это экономически целесообразно.
IV. По четвертому вопросу выступил Гороховский Е.И., сообщил следующее.
При проведении конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей необходимо применять положения Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее – Постановление Правительства № 99).
Согласно указанному Постановлению к участникам закупки необходимо предъявлять дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Складывается ситуация, когда при проведении совместных конкурсов с ограниченным участием участники данных процедур не смогут предоставить необходимый контракт, для подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям, ввиду его отсутствия.
РЕШЕНИЕ: Рекомендовать членам конкурсных комиссий при рассмотрении конкурсных заявок на участие в совместных конкурсах с ограниченным участием допускать к участию заявки, содержащие как контракт на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, стоимость которого составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены лота, равно как и контракт на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, стоимость которого составляет не менее 20 процентов наибольшей начальной (максимальной) цены контракта одного из Заказчиков совместного конкурса с ограниченным участием.
Председатель: Н.В.Мерзлякова