Вологодское УФАС: наша служба не заметна, но ее результат ощущает каждый

В ситуации, когда введено эмбарго на некоторые виды продовольственных товаров, всегда есть угроза стремительного повышения цен. Но когда государственные органы действуют слаженно, этого удается избежать.
          Вот и в Вологодской области ни на один вид продуктов  питания, включенных в Перечень продуктов, цены на которые отслеживает антимонопольное управление,  не поднялись выше критических 5%.
 И не последнюю  роль в этом сдерживании цен играет антимонопольная служба.  В данной ситуации на продовольственном рынке, как и в медицине, предупредить легче, чем потом бороться с последствиями. Поэтому   антимонопольное Управление  в настоящее время нацелено не столько на борьбу с последствиями роста цен, сколько  на работу с опережением, то есть на сдерживание этого роста, который  оно может предотвратить в рамках своей компетенции. В чем же заключается эта работа?
           На многие предприятия, среди которых  молочные комбинаты, хлебокомбинаты, мясокомбинаты и центр птицеводства, разосланы запросы о предоставлении информации об оптовых ценах. Этим своим действием Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области напоминает предприятиям, что оно внимательно следит за ситуацией на продовольственном рынке, и что в распоряжении  контролирующего органа имеется возможность применения санкций за нарушение правил игры на товарных рынках.  Кроме того,  Управление имеет в запасе  такой инструмент воздействия на хозяйствующие субъекты, как предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в сфере повышения цен на продукты питания. К счастью, в настоящее время у антимонопольного органа нет оснований применить данную превентивную меру воздействия.
Сейчас есть динамика роста цен, особенно на молочные продукты и куру, но в целом ситуация с ценами в Вологодской области стабильна. И главная задача на сегодняшний момент – не допустить резкого скачка цен.
Тут необходимо пояснить, что антимонопольный орган оперирует таким понятием, как средневзвешенная цена на продукт. Средневзвешенная цена включает в себя продажу всей группы товаров одного вида. Например, в группе товаров по виду «морковь» учитывается вся морковь:  и выращенная в Вологодской области, и привезенная из Израиля, а также продукция разного качества: как мелкая и немытая, так и расфасованная отборная . И если в одном магазине поднялась цена на этот овощ (потому что продукт привезен более высокого качества, чем в  предыдущие поставки), а в соседнем магазине стала немного ниже (из-за сезонного снижения овощей), то средневзвешенная цена моркови за данный отрезок времени останется примерно на одном уровне. В этом случае,  при незначительном изменении средневзвешенной цены, УФАС не даст заключения о нарушении антимонопольного законодательства. А вот если средневзвешенная цена превысит допустимые 5%, то это  и будет основанием для проведения проверочных мероприятий.
Буквально на днях в Управление пришел ответ от Вологодского хлебокомбината  об обоснованности текущих цен на хлебобулочную продукцию. Рост цен на хлеб предприятие объяснило увеличением издержек за прошедший двухлетний период -  последнее повышение цен на хлебобулочные изделия на ВХК было в 2012 году. В данном случае антимонопольный орган не выявил наличия признаков монопольно высоких цен. Ответил на запрос Управления и Вологодский молочный комбинат: последнее повышение цен на сыры у предприятия было в феврале этого года. Так что сведения о повышении цены на  твердые сыры  производства ВМК, поступившие в контролирующий орган, не подтвердились;  нарушения антимонопольного законодательства не выявлено.