Льготы для заправок улетучиваются.

Компании, владеющие нефтеперерабатывающими заводами, не смогут продавать нефтепродукты своим заправкам по льготным ценам. Кроме того, будет запрещено занимать на местных рынках топлива долю больше 25%. Соответствующий законопроект Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесет в правительство на этой неделе.

"Речь идет о создании равных условий конкуренции. Предлагается обособить розничные продажи от крупных компаний, владеющих НПЗ. Их дочки не смогут перепродавать топливо, в результате все будут брать бензин напрямую с завода или через биржи", - заявил "Известиям" замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Согласно предложениям антимонопольщиков, одна компания не сможет занимать больше 25% в топливной рознице региона. Впрочем, это касается только расширения бизнеса, сохранять уже "набранный вес" монополистам не запрещено. Вторая группа предложений ФАС предполагает обеспечение равного доступа к топливным хранилищам.

Если компании или предпринимателю принадлежит больше четверти от общей емкости хранилищ моторного топлива в регионе, им придется обеспечить равный доступ к своим резервуарам для всех. И третья группа - запрет горлицам и индивидуальным предпринимателям, контролирующим более половины соответствующего рынка, совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. ФАС предлагает с 1 января 2012 года разрешить им оставить себе либо заправки, либо оптовые базы. Санкции за нарушение предусмотрены драконовские: сделки, противоречащие положениям закона, будут признаваться ничтожными.

"Сейчас заканчивается обсуждение проекта с заинтересованными ведомствами", - говорит Анатолий Голомолзин. Поддерживают предложения антимонопольщиков далеко не все. В Министерстве энергетики России (Минэнерго) законопроект отвергли, предложив ограничить вмешательство государства созданием одного независимого НПЗ.

Второе ключевое ведомство - Министерство экономического развития России (Минэкономразвития) фасовский проект закона "Об обороте нефти и нефтепродуктов" поддержало. Есть только несколько замечаний общего характера, уточнил Анатолий Голомолзин. В самом Минэкономразвития не смогли предоставить комментарий. Законопроект поступит правительству в нынешнем виде, мнения несогласных будут включены в так называемый лист разногласий.

"Думаю, в итоге найдут компромисс. Например, вместо доли на региональном рынке в 25% запретят увеличивать число собственных заправок при доле выше 35%, - считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, - Все должны быть в равных условиях - это совершенно правильная позиция. ФАС долго выписывала НПЗ предписания об обеспечении недискриминационного доступа. Но конкретики не было. Теперь требования хотят прописать в законе. Достаточно ли этих мер, сказать сложно. Для меня индикатором является реакция операторов рынка: смогут они обойти требования или нет. И как показывает опыт, они всегда лазейки находят. Но шаг ФАС делает в правильном направлении". Сейчас, по подсчетам ведомства Игоря Артемьева, из 83 российских регионов в 41 один игрок контролирует более половины хранилищ и АЗС.

Предложенные меры хороши, но с точки зрения практического выполнения проблемы будут огромные, уверен генеральный директор консалтинговой компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. "У нас просто создадут несколько вроде бы отдельных компаний, с разными учредителями и директорами - и не подкопаешься. На Западе за такие нарушения просто сажают. Но чтобы можно было посадить, нужно, чтобы сами сотрудники НПЗ или сети АЗС настучали куда надо, что закон нарушают. Такая практика сверху не вводится, это менталитет людей. А при отсутствии общественного контроля у нас и гораздо более жесткие законы не работают", - полагает он.

Нефтяные компании инициативу антимонопольщиков поддерживают, но сдержанно. "Предложения ФАС будут способствовать установлению здоровой конкуренции. Если в каждом регионе будут присутствовать три-четыре крупные компании, которые займут долю меньше 25%, то конкуренция между ними будет сильная, что позитивно скажется на потребителях", - заявил "Известиям" представитель компании "Роснефть".

"Если посмотреть на последние события с дефицитом топлива, то мелкие игроки оказались просто неспособными работать в сложившихся условиях. Половина начала разоряться, половина - повышать цены. Поэтому просто создать новых игроков недостаточно", - говорит представитель еще одной нефтяной компании.

Но сокращать свое присутствие в регионах никто из нефтяников не собирается. "На данный момент предложения о продажи части наших АЗС не обсуждаются", - говорит представитель "Роснефти". "Количество имеющихся у нас АЗС нас вполне устраивает. Где-то мы можем долю немного увеличить, где-то сократить. В виде эксперимента до конца года мы хотим по две АЗС в каждом регионе передать в управление дилерам. Смысл - сократить затраты на содержание, но сохранить доход в виде арендной платы. Посмотрим, что из этого получится", - рассказал "Известиям" начальник пресс-службы нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов.

Работа над законопроектом ведется с марта. А с середины весны его актуальность почувствовали многие автовладельцы. Перебои с бензином начались на заправках в конце апреля - сначала в Алтайском крае, а потом и во многих других регионах, даже в Московской области. К тому же на АЗС начали резко расти цены - например, в Москве они взлетели в среднем на 15% только за первомайские выходные (потом цены стабилизировались, но все равно к ценникам на АЗС в среднем по стране каждую неделю прибавляют где-то по 1%, свидетельствуют данные аналитического агентства "Кортес"). Чтобы стабилизировать ситуацию, было созвано экстренное совещание в Минэнерго, на котором нефтяники обязались в мае не поставлять бензин за рубеж. Правительство же с 1 мая на 40% повысило на него экспортную пошлину. Принятые меры помогли, тем не менее напряженность с поставками топлива сохраняется.