Металлургам отольется повышение цен.

    Объявленная вчера кампания государства и потребителей по борьбе с ростом цен на сталь получила новое развитие. Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов передал премьеру Владимиру Путину жалобу от автопроизводителей на «Северсталь», Магнитогорский (ММК) и Новолипецкий (НЛМК) меткомбинаты, а ФАС заявила о начале проверки ценовой политики «Северстали» и ММК. Одновременно могут пострадать и производители труб, цены которых напрямую зависят от цен на сталь: на них в ФАС пожаловались нефтяники.
Вчера глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов во время поездки с Владимиром Путиным в Ижевск передал премьеру письмо от автопроизводителей (КамАЗ, АвтоВАЗ, «Соллерс» и группа ГАЗ) с просьбой «обратить внимание» на рост цен на стальной лист в России. «Я не понимаю, откуда взялось подорожание (стали.-- «Ъ») на 25-30%»,-- заявил Сергей Чемезов, добавив, что считает приемлемым рост «максимум на 17%». Откуда взялась именно эта цифра, он не уточнил.
«Ростехнологии» контролируют АвтоВАЗ и КамАЗ и влияют на управление «Уралвагонзаводом» (УВЗ, производитель вагонов и танков). Все эти предприятия уже критиковали повышение цен на сталь с июля 2010 года, причем наиболее жесткими были претензии к «Северстали», которая в пятницу остановила отгрузку стального листа АвтоВАЗу (»Северсталь» обеспечивает до 60% потребностей завода в металле). В «Северстали» вчера пояснили, что повышение цен -- «коррекция» кризисного падения в 2009 году, когда цены на отдельные виды проката в России упали до 40%. Всю первую половину 2010 года, несмотря на рост спроса и цен на сырье, металлурги не повышали цены, подчеркивают в компании. Перед АвтоВАЗом по состоянию на конец мая все обязательства выполнены, уверяют в «Северстали». Компания требует от завода роста цен на 25% до конца 2010 года.
Кирилл Таченников из UBS считает, что «АвтоВАЗ преувеличивает последствия роста цен». Если доля металла в себестоимости завода занимает около 20%, то 25-процентный рост цен на сталь приведет к росту себестоимости на уровне 5%, говорит аналитик. При росте на 17% себестоимость вырастет на 3,5%. И то и другое АвтоВАЗ в состоянии переложить на потребителя: авторынок растет, а модели Lada -- самые продаваемые по программе утилизации, считает господин Таченников.
Но на АвтоВАЗе с этим не согласны: там считают, что следующим шагом будет повышение для производителей автокомпонентов и в результате АвтоВАЗ вообще не сможет контролировать себестоимость. При этом завод терпит тяжелые убытки (на уровне ?1 млрд в 2009 году), а металлурги работают с прибылью, отметили на АвтоВАЗе.
Пресс-секретарь руководителя ФАС Игоря Артемьева Ирина Кашунина вчера подтвердила, что служба намерена проверить «Северсталь», НЛМК и ММК. В отношении «Северстали» и ММК ФАС уже начала проверку, добавила она. В начале июня проверка будет завершена, и по ее итогам будет приниматься решение о возбуждении дела.
Претензии ФАС могут последовать и в адрес крупнейших трубопроизводителей -- Трубной металлургической компании, Объединенной металлургической компании и группы ЧТПЗ. Как рассказал «Ъ» источник в ФАС, с жалобой на них обратились пять крупнейших российских нефтяных компаний -- ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть» и ТНК-BP (копия их письма есть у «Ъ»). Нефтяники указывают на возможность «согласованных действий со стороны ведущих производителей труб», от которых с февраля поступают уведомления о повышении цен «на 15% и даже 20%», и просят проверить обоснованность «резкого повышения с признаками ценового сговора».
Трубники уверяют, что повышение цен -- объективная необходимость. «Только цена на заготовку (до 80% себестоимости трубы.-- «Ъ») с декабря выросла в среднем на 25%. Средняя рентабельность по отрасли составляет 8-9%, и, если сейчас не повысить цены, она может опуститься на 2-3%, что сделает невозможными выплаты по кредитам»,-- сказал «Ъ» глава Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, напомнив, что в прошлом году трубные компании были убыточны, тогда как нефтяники получили $25 млрд прибыли. Аналитик «Ренессанс Капитала» Борис Красноженов соглашается, что трубники в безвыходной ситуации, так как полностью зависят от цен на прокат металлургов. При этом он отмечает, что цены на сырье будут расти и дальше,-- с третьего квартала цены на уголь и железную руду могут вырасти на 15-20% и 20-25% соответственно.

КоммерсантЪ