Правила игры.


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все-таки не разрешила туроператорам подписать отраслевое соглашение, регулирующее вознаграждения агентствам, продающим путевки. Еще в феврале Ассоциация туроператоров России (АТОР) подготовила хартию поддержки турагентского рынка, которую подписали 16 из ее более чем 50 членов: TEZ Tour, «Пегас Туристик», «Русский экспресс», «Мегаполюс турс» и др. Турагентства работают за комиссию туроператора (в среднем это около 10% от стоимости тура) и часто жертвует частью этой комиссии, чтобы дать клиенту скидку. Это вызывало обеспокоенность операторов: раздавая налево и направо скидки в размере 7-8%, агентства практически ничего не зарабатывают и могут в любой момент разориться, оставив недовольных клиентов один на один с операторами. Так вот, хартия провозглашала: если без согласия оператора агентство предоставило клиенту скидку, превышающую половину агентского вознаграждения, оператор вправе снизить это самое вознаграждение на подаренную клиенту сумму.

В понедельник АТОР получила письменные разъяснения от ФАС, почему хартия нарушает антимонопольное законодательство. Во-первых, это соглашение устанавливает единый уровень скидок, что запрещается п. 1 ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции». Нарушается и еще один пункт той же статьи: устанавливаются экономически не обоснованные различные цены на один и тот же товар.

Любопытно, что не так давно ФАС не нашла ничего противозаконного в соглашении о минимальной закупочной цене, которое хотят заключить между собой отраслевые союзы, представляющие производителей и переработчиков молока (см. «Ъ» от 29 апреля). Служба приняла во внимание, что заключать соглашение будут члены отраслевых ассоциаций, а закон «О защите конкуренции» не запрещает «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, если доля каждого из них не превышает 20% на соответствующем товарном рынке. Соглашение не ограничит возможности компаний самостоятельно определять цену и не помешает сделкам между участниками рынка, не подписавшими соглашение, объясняли в ФАС.

Казалось бы, соглашение туроператоров не намного радикальнее. Но дело в том, что отраслевые союзы молочников договариваются о принципах ценообразования на сырье, а не на готовый продукт, поясняет старший юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский. На пути к покупателю свой вклад в конечную цену молока внесут еще переработчики, дистрибуторы и ритейлеры. Туроператоры же хотят повлиять на конечные цены туров.

АТОР намерена переписать хартию так, чтобы она не противоречила антимонопольному законодательству. Туроператорам придется доказать, что соглашение не приведет к единому уровню цен у операторов и агентов, что последние, предлагая завышенные скидки клиентам, ведут себя недобросовестно, что своим соглашением туроператоры заботятся прежде всего о потребителе, говорят юристы. Последнее - наиболее сложная задача.

Сергей Соболев, «Коммерсант»