Обобщенные ответы на вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений за 6 месяцев 2020 года

16 июня 2020 года  состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Вологодского УФАС России за 6 месяцев  2020 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок в режиме online-трансляции на канале YouTube.

Провела Публичные обсуждения  руководитель  Вологодского УФАС России Наталия Мерзлякова.

         Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Вологодское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на вопросы, поступившие до начала мероприятия.

 

         Поскольку публичные слушания проводились в режиме     online-трансляции, сбор вопросов был организован в режиме электронной связи. На слушания поступило 4 вопроса

 

 

1 вопрос: рассматривает ли антимонопольный орган жалобы после заключения договора, но до подписания обязательств по договору? Договор заключен по 223-ФЗ, и после подписания договора заказчик требует поставить товар определенного производителя, хотя в договоре это не было прописано.

 

Ответ:

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц":

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, контроль за исполнение договора в функции антимонопольного органана не входит. В данном случае рекомендуе за разрешением пора обратиться в суд.

Договор в любом случае должен исполняться на условиях технического задания и  Вашей заявки в соответствии со спецификацией, которая является неотъемлимой частью договора.

 

  1. вопрос:  Как осуществляется рассмотрение дел жалобам на заказчика (44-ФЗ) в период карантинных мероприятий в регионе?

Ответ: В целях предотвращения распространения короновирусной инфекции COVID-19 рассмотрение   жалоб на закупки, проводимые в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ), а также обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков проводится преимущественного в дистанционном режиме.

Вологодское УФАС России уведомляет заинтересованных лиц о том, что реализация прав на участие в рассмотрении жалоб и обращений обеспечивается антимонопольными органами  в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон, посредством плагина "Videomost Plugin" в режиме видеоконференцсвязи.

Дистанционный режим не распространяется на обжалование закупок, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Такие жалобы и обращения будут рассматриваться в очном режиме.

Все заинтересованные лица (заявитель, ответчик) получают доступ для подключения к заседанию онлайн. Ссылка на инструкцию и приглашение (гиперссылка) для участия в видеоконференции будет направляться сторонам заранее на адреса электронной почты.

Для участия в конференции заявителю, ответчику достаточно будет пройти по гиперссылке в назначенное время рассмотрения жалобы или обращения.

Обращаем внимание, что рассмотрение жалоб и обращений осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства с учётом подведомственности рассмотрения жалоб (обращений) между ФАС России и её территориальными органами.

3 вопрос:  как контролирует антимонопольный орган розничные цены  в аптечных сетях на антисептические  продукты, используемые населением? Произошел рост цен на антисептики в г.Череповце, селе им. Бабушкина, г.Тотьме, г.Харовске, пос.Тарноге, с.Нюксенице Вологодской области.

            Ответ: В рамках антимонопольного регулирования Управление осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.
            Вместе с тем, рынки услуг розничной торговли фармацевтическими товарами в целом являются конкурентными. Кроме аптечных учреждений розничную торговлю антисептическими товарами осуществляют также и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными и иными товарами. Таким образом, товарный рынок розничной торговли антисептическими товарами является конкурентным. На территории перечисленных населенных пунктов (г.Череповец, село им. Бабушкина, г.Тотьма, г.Харовск, пос.Тарнога, с.Нюксеница) отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли антисептическими товарами.

            В ходе проведения контрольных мероприятий Управлением устанавливаются причины роста розничных цен. По имеющейся в Управлении информации, в период пандемии новой коронавирусной инфекции рост розничных цен на антисептические продукты связан с превышением спроса над предложением, что приводит к росту цен оптовых поставщиков, а затем и в розничной сети.
            Учитывая вышеизложенное, признаков нарушения антимонопольного законодательства  в действиях аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю антисептиками на территории выше перечисленных населенных пунктов, не выявлено.

  1. вопрос: можно ли указывать конкретную марку товара в социальной рекламе?

Ответ: порядок распространения социальной рекламы регулируется  статьей 10  Закона о рекламе.

Согласно п.4 статьи 10 Закона о рекламе, в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

 Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.