О розничных ценах на нефтепродукты в Вологодской области

25.08.2016 Вологодским УФАС России проведено рабочее совещание на тему «О розничных ценах на нефтепродукты в Вологодской области» с участием представителей органов исполнительной государственной власти Вологодской области, хозяйствующих субъектов на рынке моторного топлива (Вологодское региональное управление ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ООО ПКФ «Вест-маркет», ООО «Белозерскнефтегаз»), потребителей нефтепродуктов (ООО «Такси-сервис», НП «Перевозчики пассажиров г. Вологда», Региональное отделение ДОСААФ России Вологодской области) и общественности (Николаев С.Б., председатель Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Вологодской области).

На рабочем совещании обсуждены вопросы и проблемы, складывающиеся на рынке по покупке и продаже нефтепродуктов на территории Вологодской области.

Лица, участвующие в совещании, констатировали, что объем рынка нефтепродуктов за 2015 год и истекший период 2016 года составляет не более 400 тыс.  тонн, когда как в предыдущие периоды такой объем составлял более 600 тыс. тонн. Наблюдается процесс стагнации и развитие рынка в настоящее время не оправдывает вложенных средств.

Представители хозяйствующих субъектов на рынке моторного топлива привели доводы о процессах формирования розничной цены моторного топлива – ими используется затратный метод формирования ценообразования.

Это связано с отсутствием нефтеперерабатывающей промышленности на территории Вологодской области, что приводит к необходимости ввозить все виды бензинов и дизельного топлива в регион из Республики Коми, Пермского края, Ярославской, Ленинградской, Московской, Нижегородской  и иных областей. Большая протяжённость территории Вологодской области (с севера на юг - 385 км, с запада на восток - 650 км) обуславливает значительные транспортные издержки на перевозку нефтепродуктов по территории Вологодской области.

На территории Вологодской области недостаточно развитая конкуренция на локальных рынках розничной реализации нефтепродуктов, что не позволяет сформироваться конкурентным ценам.

Ограничения в допуске на рынок моторного топлива в Вологодской области отсутствуют, но в связи с низкой рентабельностью инвесторы неохотно развивают сеть розничной реализации нефтепродуктов.

Самые скромные экономические расчеты показывают, что строительство АЗС требует затрат в размере от 20 до 80 млн руб., окупаемость этих проектов наступает не ранее 12-17 лет. Таким образом, без государственной поддержки региональным предпринимателям очень сложно развивать конкуренцию на этом рынке и самостоятельно застраивать отдаленные районы области. 

Все участники совещания согласились, что одной из причин изменения цен с апреля 2016 года стал рост акцизов. С 1 апреля ставка акциза на литр бензина выросла на 2 рубля, на литр дизтоплива – на 1 рубль. В текущем году это уже второе повышение акцизов на топливо: в январе этого года сборы на бензин были увеличены на 36,1%, на дизтопливо – на 20%.

Снижение оптово-отпускных цен в летний период было незначительное и кратковременное, в настоящее время оптово-отпускная цена на нефтепродукты растет.

Данные явления влияют на ценообразование на других рынках, в частности на рынке перевозки пассажиров и грузов.

Лица, участвующие в рабочем совещании, согласились с предложениями Вологодского УФАС России:

-   о проведении дополнительного анализа формирования розничных цен на нефтепродукты;

-   о направлении Правительству Вологодской области предложений по принятию решения о создании благоприятного инвестиционного климата для целей привлечения крупных продавцов и создания конкурентной среды на рынке розничной продажи нефтепродуктов;

-   предложить Правительству Вологодской области рассмотреть проблему отсутствия нефтеперерабатывающих предприятий в регионе, принять конструктивное решение.

Вологодское УФАС России обратило внимание на то, что Федеральной антимонопольной службой был разработан проект федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации».

Основной идеей законопроекта является запретить совмещение оптовой и розничной торговли моторным топливом с целью создания равных условий для развития конкуренции на розничном рынке продавцов нефтепродуктов. Задача – создание благоприятных конкурентных условий для участников рынка. А если доля организации превышает тридцать пять процентов объема реализуемого моторного топлива на соответствующем товарном рынке, он не вправе приобретать и (или) получать в аренду, а также совершать иные сделки по приобретению автозаправочных станций или земельных участков для строительства автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли.