Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов.
Анализ проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Временной интервал исследования – 2012 год.
В результате проведенного анализа определены продуктовые и географические границы исследуемого рынка. В качестве продуктовых границ рынка приняты:
1. услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов;
2. услуги по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов.
За географические границы исследуемых товарных рынков приняты:
1. по рынку услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов границы г. Вологды и г. Череповца;
2. по рынку услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов границы г. Вологды и г. Череповца.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по транспортировке отходов I - IV классов опасности лицензированию не подлежит.
Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты могут оказывать лишь одну услугу, или же услуги по транспортировке и услуги по захоронению отходов. В связи с чем, состав хозяйствующих субъектов определен в разрезе осуществляемых ими услуг.
На территории г. Вологды услуги по размещению твердых коммунальных отходов оказывает 1 хозяйствующий субъект, услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов оказывают 8 хозяйствующих субъектов и 1 группа лиц (в составе двух хозяйствующих субъектов). На территории г. Череповца услуги по размещению твердых коммунальных отходов оказывает 1 хозяйствующий субъект, услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов оказывают 7 хозяйствующих субъектов.
Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.
В ходе анализа были определены: объемы товарных рынков и доли хозяйствующих субъектов рынка услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов и рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов в вышеназванных географических границах указаны, а также показатели рыночной концентрации товарных рынков.
Учитывая показатели рыночной концентрации, исследуемые товарные рынки отнесены к рынкам со следующими уровнями концентрации:
1. Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов г. Вологды отнесен к рынку с высоким уровнем концентрации;
2. Рынок услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов г. Вологды отнесен к рынку с высоким уровнем концентрации.
3. Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов г. Череповца отнесен к рынку с высоким уровнем концентрации;
4. Рынок услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов г. Череповца отнесен к рынку с высоким уровнем концентрации.
На основании показателей уровня концентрации товарных рынков, наличия и преодолимости барьеров входа на товарные рынки, рынки услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов в границах г. Вологды и г. Череповца можно отнести к рынкам с неразвитой конкуренцией; рынки услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов в границах г. Вологды и г. Череповца можно отнести к рынкам с неразвитой конкуренцией.