О результатах анализа проведенного мониторинга цен социально значимой группы продовольственных товаров.

 

В целях реализации поручения ФАС России от 07.07.2010г. № ИА/2738-ПР Вологодским УФАС проведен мониторинг цен и его анализ по всей взаимосвязанной цепочке производства и продажи социально значимой группы продовольственных товаров: хлеб, молоко, подсолнечное масло, сахар.

Мониторинг проводился среди наиболее крупных производителей – продавцов по массовым сортам указанных товаров за отчетный период – III квартал 2012 года.

В целях получения необходимой информации были опрошены основные производители хлебобулочных изделий: ЗАО «Вологодский хлебокомбинат», ОАО «Череповецкий хлебокомбинат», ОАО «Славянский хлеб». Перечисленные производители по результатам ранее проведенных анализов товарных рынков занимали доминирующее положение на рынках хлеба в соответствующих границах Вологды и Череповца.

Была также запрошена и получена информация от основных региональных производителей и продавцов муки: ОАО «Вологодский комбинат хлебопродуктов» и ОАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов».

На товарных рынках молочной продукции действует большое количество хозяйствующих субъектов. Мониторинг цен на молочную продукцию проводился по наиболее крупным ее производителям и продавцам, как на оптовых, так и розничных рынках. Были запрошены такие производители молочной продукции, как ПК «Вологодский молочный комбинат», ОАО «Череповецкий молочный комбинат», ФГУП «Учебно-опытный молочный завод», которые реализуют свою продукцию в основном оптом.

На региональных товарных рынках масла подсолнечного и сахара отсутствуют производители данных товаров. Поставки масла подсолнечного и сахара на розничные рынки осуществляют в основном оптовые продавцы.

На розничных рынках товарной группы мониторинга были рассмотрены цены тех производителей, которые имеют собственную рознично-торговую сеть и продавцов, закупающих оптом у производителей и реализующих в розницу.

Анализ общей ситуации с ростом цен на продовольствие за период проведения мониторинга показывает следующее.

Отпускные цены производителей на хлеб пшеничный в III квартале 2012 года в сравнении со II кварталом 2012 года увеличились в среднем на 6%. Отпускные цены на хлеб ржаной в III квартале 2012 года в сравнении со II кварталом 2012 года увеличились в среднем на 7%..

Розничные цены на хлеб пшеничный и ржаной в III квартале 2012 года в сравнении со II кварталом 2012 года также увеличились в среднем на 3% и 9% соответственно.

Учитывая, что в себестоимости производства хлеба значительную долю составляют затраты на муку (используемую в качестве сырья), рассмотрим динамику изменения оптовых цен на муку. Причем, рассмотрим оптовые цены, как производителей муки (отпускные), так и производителей хлеба (закупочные крупнейших хлебокомбинатов). Сорт муки – пшеничная 1 сорта, так как используется при выпечке хлеба пшеничного, а также при выпечке некоторых ржано-пшеничных сортов хлеба.

Отпускная цена на муку (производителей) увеличилась в III квартале 2012 года в сравнении со II кварталом 2012 года на 36%. Причем, указанный рост произошел в ОАО «Вологодский комбинат хлебопродуктов». ОАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов» отпуск муки не производит по причине консервации.

Закупочная цена на муку (хлебокомбинатов) также увеличилась в III квартале 2012 года в сравнении со II кварталом 2012 года в среднем на 37%.

Таким образом, отмеченное производителями хлеба повышение закупочных цен на муку, повлияло на рост цен на хлеб во III квартале 2012 года, как в оптовом, так и розничном звене.

Дальнейший анализ общей ситуации изменения цен на продовольствие, показывает следующее. Во III квартале 2012 года в сравнении со II кварталом 2012 года в розничной торговле цены на молоко не изменились, увеличились цены (в среднем на 18%) на масло подсолнечное и отмечено снижение цен (в среднем на 4%) по товарной группе – сахар.

Снижение розничных цен на сахар связано с значительным снижением отпускных цен оптовых продавцов (в среднем на 14%). Снижение отпускных цен оптовых продавцов сахара в свою очередь связано с аналогичным снижением закупочных цен. При этом, оптовая надбавка составляет в основном не более 10%.

Отсутствие изменений розничных и оптовых цен на молоко связано, в основном, со снижением закупочных цен на молочное сырье (в среднем на 6%).

Отмеченное увеличение цен на масло подсолнечное в розничной торговле, не связано с оптовым звеном, где цены не изменились.