Мониторинг цен на агропродрынках за 1 квартал 2011 года и его анализ.

  Анализ агропродрынков за I квартал 2011 года.

 

В целях реализации поручения ФАС России от 07.07.2010г. № ИА/2738-ПР Вологодским УФАС проведен мониторинг цен и его анализ по всей взаимосвязанной цепочке производства и продажи социально значимой группы продовольственных товаров: хлеб, молоко, подсолнечное масло, сахар.

Мониторинг проводился среди наиболее крупных производителей – продавцов по массовым сортам указанных товаров за отчетный период – I квартал 2011 года.

В целях получения необходимой информации были опрошены основные производители хлебобулочных изделий: ЗАО «Вологодский хлебокомбинат», ОАО «Череповецкий хлебокомбинат», ОАО «Славянский хлеб». Перечисленные производители по результатам ранее проведенных анализов товарных рынков занимают доминирующее положение на рынках хлеба в соответствующих границах Вологды и Череповца.

Была также запрошена и получена информация от основных региональных производителей и продавцов муки: ОАО «Вологодский комбинат хлебопродуктов» и ОАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов».

На товарных рынках молочной продукции действует большое количество хозяйствующих субъектов. Мониторинг цен на молочную продукцию проводился по наиболее крупным ее производителям и продавцам, как на оптовых, так и розничных рынках. Были запрошены такие производители молочной продукции, как ПК «Вологодский молочный комбинат», ОАО «Череповецкий молочный комбинат», ФГУП «Учебно-опытный молочный завод», которые реализуют свою продукцию в основном оптом.

На региональных товарных рынках масла подсолнечного и сахара отсутствуют производители данных товаров. На розничные рынки масло подсолнечное и сахар поставляют в основном оптовые продавцы.

На розничных рынках товарной группы мониторинга были рассмотрены цены тех производителей, которые имеют собственную рознично-торговую сеть и продавцов, закупающих оптом у производителей и реализующих в розницу.

Анализ общей ситуации с ростом цен на продовольствие за период проведения мониторинга показывает следующее.

Отпускные цены производителей на хлеб пшеничный в I квартале 2011 года снизились в сравнении с IV кварталом 2010 года в среднем на 1%. Отпускные цены на хлеб ржаной выросли на 4%.

Розничные цены на хлеб пшеничный в I квартале 2011 года в среднем снизились на 0,6%, на хлеб ржаной увеличились на 2%.

Таким образом, изменение отпускных цен на хлеб по его сортам соответственно отразилось на изменении розничных цен на хлеб в торговле.

Следует также отметить, что наибольший рост, как отпускных цен, так и розничных цен на хлеб в I квартале 2011 года в сравнении с IV кварталом 2010 года произошел по группе хлеба – ржаной. Данный рост наблюдается при рассмотрении отдельных хозяйствующих субъектов мониторинга и в целом по среднему интегрированному показателю. Разница в росте отпускных и розничных цен на хлеб ржаной в сравнении с пшеничным хлебом составляет в среднем - 4%.

В IV квартале 2010 года в сравнении с III кварталом 2010 года наибольший рост цен на хлеб наблюдался по группе хлеба – пшеничный.

Учитывая, что в себестоимости производства хлеба значительную долю составляют затраты на муку (используемую в качестве сырья), рассмотрим динамику изменения оптовых цен на муку. Причем, рассмотрим оптовые цены, как производителей муки (отпускные), так и производителей хлеба (закупочные крупнейших хлебокомбинатов). Сорт муки – пшеничная 1 сорта, так как используется при выпечке хлеба пшеничного, а также при выпечке некоторых ржано-пшеничных сортов хлеба.

Отпускная цена на муку (производителей) в среднем снизилась в I квартале 2011 года в сравнении с IV кварталом 2010 года на 2%.

Закупочная цена на муку (хлебокомбинатов) в среднем выросла в I квартале 2011 года в сравнении с IV кварталом 2010 года на 6%.

Таким образом, отмеченное производителями хлеба повышение закупочных цен на муку привело к незначительному повышению цен на хлеб в I квартале 2011 года, как в оптовом, так и розничном звене.

Анализ общей ситуации с ростом цен на продовольствие, по которому осуществляется мониторинг, показывает, что в I квартале 2011 года по отношению к IV кварталу 2010 года в розничной торговле наибольший рост цен (в среднем на 3%) произошел по товарной группе – молоко. В IV квартале 2010 года наибольший рост цен наблюдался по товарной группе – масло подсолнечное (в среднем на 26%).

Отмеченный рост розничных цен в I квартале 2011 года на молоко связан с ростом закупочных цен сырое молоко (сырье) и отпускных цен производителей молочной продукции в среднем на 10%.

По остальным товарным группам мониторинга (хлеб, масло подсолнечное, сахар) рост цен в розничной торговле в I квартале 2011 года по отношению к IV кварталу 2010 года составил 1-2%%. Причем, отмеченный рост розничных цен на масло подсолнечное и сахар произошел в сети розничной торговли, а не в оптовом звене.

Главный специалист-эксперт                                                              Минаев А.Б.