Доклад руководителя Вологодского УФАС России Н.В.Мерзляковой на ХV Конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации 22 июня 2016г.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Тема доклада: Полномочия федеральной антимонопольной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе по привлечению к административной ответственности. Проблемные вопросы компетенции контролирующих органов

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) Федеральная антимонопольная служба с1 января 2014 года определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Полномочия Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных органов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закреплены в Положении о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. № 331 и Положении о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном Приказом ФАС России от 23.07.2015 г. № 649/15, а так же ст. 99 и 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе субъектами контроля в сфере закупок являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок.

На основании указанных нормативных актов Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные органы уполномочены:

1) проводить плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов контроля;

2) рассматривать жалобы на действия субъектов контроля при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3) по итогам рассмотрения жалоб выдавать предписания, обязательные для исполнения субъектами контроля, в том числе предписания об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

4) осуществлять согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;

5) принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).

6) в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы;

 

1. Проведение плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные органы (далее – ФАС России  и тер. органы) проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия субъектов контроля;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

При выявлении нарушений по итогам проведения внеплановых проверок ФАС России  и тер. органы вправе:

1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

2. Рассмотрение жалоб на действия субъектов контроля при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статьями 105 и  106 Закона о контрактной системе установлен порядок обжалования действий субъектов контроля при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обжалование действий субъектов контроля допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Обжалование положений документации возможно только до окончания срока подачи заявок.

В случае если действия совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, обжалование осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

По истечении указанных сроков обжалование данных действий осуществляется только в судебном порядке.

Жалоба рассматривается в течении пяти рабочих дней. В ходе рассмотрения члены Комиссии не связаны доводами жалобы и проводят внеплановую проверку всей закупки.

По итогам рассмотрения жалоба может быть признана обоснованной, необоснованной либо частично-обоснованной.

Решение изготавливается в течении трех рабочих дней и публикуется вместе с жалобой в Единой информационной системе. 

 

3. Осуществление согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком в случае признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений осуществляется только после  согласования заключения контракта в указанных случаях с федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержден Приказом Министерством экономического развития от 31.03.2015 г. № 189. Согласование осуществляется в течении 10 рабочих дней, по итогам которого принимается решение о согласовании заключения контракта либо об отказе в заключении контракта.

 

4. Принятие решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).

В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе ФАС России и тер. органы осуществляет ведение Реестра недобросовестных поставщиков. Порядок ведения указанного реестра утвержден Постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1062. Рассмотрение обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр в течении десяти рабочих дней с момента поступления обращений. По итогам рассмотрения обращений принимается решение о включении либо невключении сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков, которое изготавливается в течении трех рабочих дней.

 

5 . Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

За совершение правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности государственных и муниципальных Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность.

Статья 7.29 предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статья 7.30 предусматривает административную ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья 7.31 предусматривает административную ответственность за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статья 7.32 предусматривает административную ответственность за нарушение порядка заключения, изменения контракта.

Минимальная сумма штрафа для должностных лиц за совершение правонарушений предусмотренных указанными статьями составляет 3000 рублей максимальная 50 000 рублей.