• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Топливно-энергетический комплекс

Скачок цен на нефть серьезно не повлиял на стоимость бензина

Недавние атаки на нефтеперерабатывающие мощности в Саудовской Аравии и последовавший за этим скачок цен на «черное золото» не привели к серьезным изменениям цен на автозаправочных станциях Вологодской области. По информации Вологодского управления Федеральной антимонопольной службы, в середине сентября ценники на АЗС скорректировали только два продавца, занимающих незначительную долю на топливном рынке региона.Менее 2%Эксперты связывают относительную стабильность цен на бензин с тем, что в нашей стране есть более существенные факторы, которые могут повлиять на стоимость бензина, чем нефть.Менее 2% - именно на столько, по данным Росстата, выросли розничные цены на бензин с начала нынешнего года до середины сентября. Получается, что этот показатель даже ниже уровня инфляции. Если индекс потребительских цен в России за это время составил 2,2%, то средние цены на автомобильный бензин подросли всего на 1,7% до 44,6 рубля за литр. Дизельное топливо при этом, по информации ведомства, вообще «потеряло» 0,3% до 46,15 рубля за литр. По мнению ряда аналитиков, рост цен на 1,7%, по сути, компенсировал только повышение НДС с 18 до 20%, которое произошло с 1 января этого года. Получается, что если убрать налоговый фактор, то нефтяные компании сохранили цены на уровне конца прошлого года. Определенная заслуга в этом принадлежит соглашению, которое в ноябре 2018 года было заключено между Правительством России и ведущими нефтяными компаниями. Первоначально действие документа было рассчитано до апреля, но в конце марта заморозка цен была продлена еще на три месяца.С 1 июля нынешнего года соглашение перестало действовать. При этом стоимость бензина на АЗС растет плавно, без резких скачков, как в первой половине 2018 года. Сдерживающим фактором выступает так называемый демпфер, введенный Правительством России с начала этого года. Этот компенсационный механизм позволяет нефтяникам получать из бюджета часть прибыли, которую они могли бы заработать, отправляя эти же объемы топлива на экспорт. По оценке заместителя министра финансов Ильи Трунина, за полгода эти расходы государства на сдерживание цен на бензин «приблизились к 140 миллиардам рублей».Что касается динамики розничной цены на бензин в Вологодской области за январь - август нынешнего года, то ее показатели пусть не сильно, но все-таки отличаются от среднероссийских. По данным Вологодского УФАС, цены на бензин АИ-92 с начала года находились в диапазоне от снижения на 30 копеек до повышения на 1,70 рубля за литр (от «минус» 1% до «плюс» 4%, что выше заявленного уровня инфляции). АИ-95 - от снижения на 50 копеек до роста на 1,80 рубля за литр (соответствует диапазону от снижения на 1% до роста на 4,1%). Несмотря на то, что увеличение стоимости бензина в нашей области превышает среднероссийские темпы (те же 4% против 1,7%), они все-таки значительно отстают от прошлогодних показателей. Напомним, что за этот же период 2018 года АИ-92 подскочил в цене от 7,7 до 11,8%, а «девяносто пятый» - от 8,2 до 11,1 %. При этом в нынешнем августе на автозаправках Вологодчины стоимость «девяносто второго» и дизтоплива осталась без изменений. По АИ-95 наблюдался рост у одного из розничных продавцов, который увеличил цену литра на 20 копеек (рост на 0,4 %). Аравийский след и оптовые ценыПосле 14 сентября, когда нефтеперерабатывающие мощности Саудовской Аравии были атакованы дронами, мировые цены на нефть фактически одномоментно взлетели на 20% и вплотную приблизились к 72 долларам за баррель. В тот момент на слухах о возможном сокращении добычи сырья некоторые даже прогнозировали, что «черное золото» может преодолеть психологически важную отметку в 100 долларов. Но этого не произошло. В конце минувшей недели нефтяные котировки упали ниже 60 долларов за баррель. И если в большинстве западных стран скачок цен на «черное золото» моментально отразился на стоимости бензина, то у нас этого не произошло. - После 14 сентября 2019 года только у двух крупных розничных продавцов топлива в Вологодской области выросли цены на автомобильное топливо. Так, из-за роста закупочных цен на АЗС «Энтиком-Инвест» выросли цены на дизтопливо на 20 копеек за литр (они не менялись с февраля нынешнего года) и на АЗС «Татнефти» выросли цены на топливо от 20 до 60 копеек за литр, - сообщили «Красному Северу» в антимонопольном ведомстве. Другой немаловажный фактор, влияющий на конечную стоимость бензина на заправках, - это оптовые цены. Мы привыкли, что стоимость топлива на АЗС постоянно растет. А если корректировки и происходят, то, как правило, снижение идет на считанные копейки. Что касается оптовых цен, то их поведение больше похоже на качели: они то растут, то, наоборот, падают вниз. Только с начала нынешнего года российские производители бензина снижали цены в январе, феврале, марте и июле и повышали их с апреля по июнь. При этом цены производителей на автомобильный бензин в августе в целом по стране, по данным статистики, упали на 8,7%. Это же подтверждают и оптовые продавцы, работающие на топливном рынке Вологодской области. Если еще в середине лета они приводили данные о том, что оптовые цены на девяносто второй бензин с учетом доставки из Ярославля обходились примерно в 53 тысячи рублей за тонну, то сейчас АИ-92 стоит менее 51 тысячи за тонну. - В августе нынешнего года у половины розничных продавцов-респондентов закупочные оптовые цены на бензин Аи-92, 95 и дизтопливо снизились в пределах 2%. При этом роста розничной цены на бензин и дизтопливо в Вологодской области в августе не было, - отметили в Вологодском УФАС. По информации антимонопольной службы, с начала года на топливном рынке области не было выявлено и нарушений. Розничные цены на АЗС в нашей стране зависят от целого ряда слагаемых. Конечно же, котировки нефти и оптовые цены оказывают влияние на розничную стоимость топлива на АЗС, но не критическое. Гораздо больше (порядка 70%) они зависят от размеров различных акцизов и налогов. Что ждать от цен в дальнейшем? Повышения цен. Впрочем, предпосылок для их скачка пока нет. Так что, вероятнее всего, повышение будет плавным. Но, как говорят аналитики, у нефтяников есть возможность поднять цены по итогам года до уровня инфляции (прогноз Центробанка составляет 4-4,5%). Пока же, напомним, повышение было меньше 2%. Ряд экспертов прогнозирует, что к концу года АИ-95 может достигнуть психологической планки в 50 рублей, а девяносто второй - 46-47 рублей за литр. Между тем, федеральные власти уже предупреждали нефтяников о том, что не стоит злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Помимо демпфера Правительство России обсуждало и более жесткие меры по сдерживанию цен на топливо. Речь шла о введении запретительных пошлин на экспорт нефтепродуктов и даже сырой нефти. - Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь, в отсутствие соглашений, можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали, - предупредил нефтяников глава Правительства РФ Дмитрий Медведев.По данным Росстата, в последнюю неделю сентября цены на топливо поднялись в 32 регионах. Наибольшее подорожание зафиксировано в Белгороде и Смоленске - на 0,5%. Снижение цен на бензин отмечалось в Красноярске и Севастополе на 0,2%, Краснодаре, Ярославле и Симферополе - на 0,1%. Топливо в Вологодской области остается одним из самых дорогих в СЗФО. Для сравнения, средняя цена на АИ-92 на Вологодчине равняется 43,47 рубля за литр. В Архангельске - 42,02 рубля, Петрозаводске - 41,78 рубля, Санкт-Петербурге - 42,79 рубля за литр соответственно. При этом АИ-95 стоит в Вологде 45,76 рубля за литр, в Новгороде - 45,45 рубля, Петрозаводске - 45,11 рубля за литр. Выше нас топливо стоит на заправках Калининграда, Мурманска и Нарьян-Мара.  Алексей Третьяков

Бензин: до и после заморозки

Уже практически год в России действует «заморозка»  цен на топливо. Как это решение властей повлияло на ситуацию на рынке бензина, и что автомобилистов ждет в ближайшие месяцы, разбирался «Красный Север».

Как подключить домик к электричеству? Советы специалиста УФАС

Хорошо иметь свой домик в деревне. Еще лучше, когда в этом доме есть вода, газ, электричество – тогда в нем можно наслаждаться жизнью, круглый год проживая на свежем воздухе.

Как подключить к электросетям свой домик в деревне

Как подключить к электросетям свой домик в деревне. Интервью с государственным инспектором О.Фаниной. газета «Сельская новь» от 12 мая 2018г.

Как подключить к электросетям свой домик в деревне

Интервью с государственным инспектором О.Фаниной. газета «Новая жизнь» Кирилловского муниципального района

Нюансы заключения договора с сетевой компанией

Интервью с государственным инспектором О.Фаниной. газета «Красное знамя».

Интервью с государственным инспектором О.Фаниной

Как подключить к электросетям свой домик в деревне. Интервью с государственным инспектором О.Фаниной. газета «Северная новь»  Усть-Кубинского района №  от 29 мая 2018г.

Правительство в ручном режиме остановило рост цен на бензин

Вологодская областная газета. Основана в мае 1917 года.Главное№ 125, 7 ноября, 2018Правительство в «ручном режиме» остановило рост цен на бензин Артём Помяловpomyalov@krassever.ru 186В следующем году нефтяники обязуются увеличивать стоимость горючего только на уровень инфляции.Фото Валентины ПевцовойНефтяные компании и перерабатывающие заводы начали снижать оптовые цены на топливо. Это случилось после поставленного премьером Дмитрием Медведевым ультиматума крупному бизнесу.Пришли к соглашениюВ конце октября глава кабинета министров на заседании правительства страны пригрозил ввести запретительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов для урегулирования ситуации с ценами на топливо, которые с начала года выросли в среднем на 10-12%.Дмитрий Медведев отметил, что стоимость горючего растет, несмотря на принимаемые на федеральном уровне решения, и до конца года, по прогнозам экспертного сообщества, может подскочить еще на 2-3 рубля за литр.Уже сейчас цена литра 95-го на автозаправках на Вологодчине - в районе 45 рублей. Так, по данным УФАС по Вологодской области, на лукойловских АЗС цена топлива - 44,37 рубля, «Шелл» продает литр за 44,99, а «Энтиком Инвест» и «Вест-Маркет» - за 45,3 рубля.- С начала года стоимость бензина у ряда продавцов заметно выросла - в диапазоне от 7,7 до 13%. Так, рост на АИ-92 составил 3-4,7 рубля за литр, АИ-95 - 3,6-5,1 рубля, дизельное топливо на Вологодчине стало дороже на 3,8-4,5 рубля в зависимости от продавца, - поясняет временно исполняющий обязанности руководителя регионального УФАС Сергей Осипов.Основная причина роста стоимости - увеличение оптовых цен. 13%- максимальный рост цен на бензины марок АИ-92 и АИ-95 с начала 2018 года в Вологодской области, по данным регионального Управления ФАС.Независимые эксперты топливного рынка считают, что меры, которые были приняты властями в первой половине года, хоть и помогли сдержать резкое ценовое ралли, но явились лишь временным решением, воздействие которого на рынок к концу октября, похоже, окончательно исчерпано. К тому же вверх идут мировые рынки, что также вынуждает крупный бизнес пересматривать свою ценовую политику. - Хорошо осознавая тот факт, что в ближайшие месяцы мы можем столкнуться с очень существенным ростом цен, когда литр может перевалить за психологически важную отметку в 50 рублей, в правительстве решили несколько надавить на нефтяной бизнес. По сути, премьер поставил нефтяникам ультиматум - если не начнете сдерживать цены на внутреннем рынке, то придется гораздо серьезней, чем сейчас, раскошеливаться за перегонку нефтепродуктов за границу. Учитывая, что за последнее время цены на «черное золото» на мировых рынках значительно выросли, заградительные пошлины могли бы лишить компании значительных объемов валютной выручки, - пояснил складывающуюся ситуацию «Красному Северу» экономист Андрей Гаврилов.Двухдневные переговоры Минэнерго с представителями крупных нефтяных компаний хоть и проходили сложно, но все-таки оказались успешными. Минэнерго и ФАС подписали соглашение с компаниями «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Нефтегазхолдинг», «Татнефть» и «Новый поток», которые обязуются поставлять нефтепродукты на рынок по фиксированным ценам. Эти цены должны позволить обеспечивать маржу для АЗС: ее расчетный уровень при продаже бензина и дизтоплива должен составлять 2,7 тысячи рублей за тонну, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. За этой формулировкой стоят вполне конкретные величины - цены на бензин на конец июня 2018 года. Такие оптовые цены должны сохраниться до конца года. В следующем же году нефтяники обязуются увеличивать стоимость горючего только на уровень инфляции, а чтобы на внутреннем рынке не случился дефицит топлива, наращивать объемы производства на НПЗ на 3% относительно уровня 2017 года. Действовать соглашение будет до 31 марта 2019 года.Цены пошли внизУже 1 ноября цены на биржах снизились. На Петербургской международной товарно-сырьевой бирже тонна 92-го бензина стала стоить на 2,4% меньше, цена АИ-95 упала почти на 4,5%.- По результатам состоявшегося 31 октября совещания в правительстве российские вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензин и дизельное топливо, что должно привести к стабилизации ситуации с розничными ценами в сегменте независимых АЗС, - цитирует представителя вице-премьера Дмитрия Козака Илью Джуса РИА Новости.- Думаю, что цены на АЗС на ближайшие месяцы будут заморожены, - поделился своими ожиданиями заместитель директора топливной компании Дмитрий Бобров. - Мы плотно работаем с независимыми АЗС, и у коллег нынешняя ситуация на рынке вызывает серьезные опасения. Автозаправки работают уже не просто на грани рентабельности, но порой и за этой чертой, иногда теряя на каждом проданном литре 1,5-2 рубля. Крупные вертикально интегрированные компании могут компенсировать убытки НПЗ и АЗС за счет добывающего сегмента. Независимым компаниям, которые не имеют таких активов, придется гораздо сложнее.Немного исправить ситуацию, считают эксперты, может начинающий работать с начала следующего года демпфирующий механизм обратного акциза, который позволит вернуть нефтяникам часть упущенной выгоды от экспорта нефтепродуктов и компенсирует расходы на продажи горючего на внутреннем рынке.До конца марта 2019 такая схема продержится. Но правительство предпочитает думать наперед, разрабатывая сейчас ряд новых инициатив для реформирования топливного рынка, так как каждый раз включать, по сути, ручное управление - не самый хороший знак, посылаемый бизнесу не только в нефтедобыче и переработке, но и в других отраслях экономики.В частности, главной задачей власти видят определение баланса поставок нефтепродуктов за рубеж и на внутренний рынок. На сегодняшний день его просто нет: растут цены на мировых рынках - объемы идущего за кордон топлива увеличиваются, падают - бизнес пере­ориентируется на российский рынок.В темуНа Вологодчине завершилось рассмотрение дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Напомним, что компания была заподозрена в злоупотреблении доминирующим положением на региональном рынке розничной реализации автомобильных бензинов. В итоге компания держала монопольно высокие цены на топливо марки АИ-92 в периоды с ноября 2015 года по февраль 2016-го, октябрь 2016 года и бензин марки АИ-95 в период с октября 2015-го по январь 2016 года.ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 тысяч рублей. Отметим, что постановление не обжаловано, штраф ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» оплачен в полном объеме.Решением правительству видится законопроект, который обяжет производителей нефтепродуктов получать специальную лицензию на экспорт своей продукции. К ней будет привязан обязательный объем поставок топлива на внутренний рынок. Сейчас инициативу активно прорабатывают на уровне кабинета министров. Скорее всего, к концу действия нынешнего соглашения с нефтяниками, в конце марта 2019 года, решение может быть окончательно принято.Передел рынка?Чтобы держать ситуацию на контроле, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная налоговая служба получили предписание заняться проведением внеплановых проверок независимых автозаправок. Такое поручение правительства дано им по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака. Планируется, что проверки могут пройти во всех регионах страны, где на рынке работают не только крупные нефтяные компании, но и независимые топливные предприятия.При проверках независимых АЗС ведомства должны будут обращать особое внимание на ценообразование. «Под раздачу» могут попасть организации, стоимость бензина на АЗС которых превысит индикативный уровень цен более чем на 4%, сообщает пресс-служба Правительства РФ. Планируется, что нефтяные компании в ближайшее время подпишут соглашения о мерах по стабилизации цен и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов.Как рассказал в интервью программе «Вести в субботу» вице-премьер Дмитрий Козак, данные меры позволят урегулировать ситуацию с независимыми АЗС, которые на сегодняшний день занимают 62% розничного рынка топлива в стране. Именно на них, по мнению Дмитрия Козака, самое большое количество нарушений.- Если мы будем очень жестко и быстро наводить порядок, это может привести к коллапсу. Мы должны действовать последовательно, жестко, но деликатно, аккуратно, чтобы не лишить граждан топлива, не допустить закрытия автозаправочных станций и дефицита бензина в стране. Что же касается государственного регулирования цен на нефтепродукты, то этого не будет. Это в нынешней ситуации просто невозможно, - подчеркнул вице-премьер.По его словам, у кабинета министров есть все инструменты и ресурсы, чтобы привести ситуацию на рынке в норму, а также не дать нефтяникам в обозримом будущем повысить цены на горючее выше прогнозного уровня инфляции.Между тем эксперты топливно-энергетического сектора в своих комментариях нынешней ситуации на рынке не столь оптимистичны. Многие из них довольно резонно считают, что сдерживание цен в том или ином виде в конечном итоге скажется именно на небольших игроках рынка. Вполне возможно, части независимых АЗС придется либо уходить с рынка, либо объединяться с более крупными и жизнеспособными компаниями. Если этот процесс и будет запущен, то начнется не раньше весны-лета 2019 года.

"Красный Север" проверил, доливают ли бензин на местных АЗС"

Не успел утихнуть скандал по поводу резкого скачка цен на бензин, как активисты Федерации автовладельцев России выявили недолив бензина на...

Страницы