РЕШЕНИЕ № 197-10АМЗ/13

Номер дела: № 197-10АМЗ/13
Дата публикации: 21 января 2014, 15:13

ОАО «Череповецгаз»

162614, Вологодская обл.,

г. Череповец,

ул. Луначарского, 28

 

граждане …

«15» января 2014 г.  № 89                                   

РЕШЕНИЕ № 197-10АМЗ/13

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 января 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелина В.П. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления; 

Докшина М.И. – старшего государственного инспектора   отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Луковой И.С. - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 197-10АМЗ/13 по признакам нарушения ОАО «Череповецгаз» (ИНН 3528004778;  ОГРН 1023501237638)  части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступило    заявление граждан (далее граждане, Заявители) на действия ОАО «Череповецгаз» (далее – Общество, Ответчик) по включению в технические условия для присоединения объекта капитального строительства к газораспределительной сети требований, непредусмотренных законодательством РФ, что нарушает интересы заявителей.

На заседании комиссии представители Заявителей пояснили, что обратились в ОАО «Череповецгаз» с заявками о предоставлении технических условий на подключение объектов – индивидуальных жилых домов для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. На данную заявку  им выданы технические условия (далее ТУ) для присоединения объекта капитального строительства к газораспределительной сети, содержащие требования о разработке проектной документации на строительство газопровода и согласовании его с Ответчиком, об осуществлении строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, о заключении договоров ведения технического и авторского надзора, о заключении договоров на техническое обслуживание и транспортировку газа. Кроме того, в выданных ТУ отсутствует информация о сроке подключения объектов, а ТУ № 837 содержится требование о проектировании и строительстве газопровода в зоне, удобной для обслуживания ОАО «Череповецгаз».

Представители Ответчика в письменных пояснениях и на заседании комиссии пояснили следующее. Предусматривая в ТУ  дополнительные положения,  Общество руководствовалось тем, что ТУ – это документ, являющийся основанием для разработки проекта газоснабжения систем и установок газоиспользующего оборудования. Реализация их положений имеет своим результатом создание (реконструкцию) объектов газораспределительной системы. При выдаче ТУ Обществом выполняются требования основных НПА, а именно Градостроительного кодекса РФ, Правил определения и предоставления ТУ подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее Правила № 83), а также другими НПА. Необходимость согласования проектной документации, осуществление технического надзора, технического обслуживания обусловлена требованиями действующего законодательства. 

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим  часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона № 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление № 30), следует обращать внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Управлением проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы (иное название – рынок услуг, связанных с подачей газа потребителям  и их обслуживанием) в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. По результатам исследования определено доминирующее положение ОАО «Череповецгаз» товарном рынке услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

Из материалов дела следует, что Заявителями (...) 11.12.2012 в адрес Ответчика поданы заявления о предоставлении ТУ на подключение к газораспределительной сети объектов – незавершенных строительством индивидуальных одноквартирных жилых домов, расположенных по адресу: (...) К заявлениям приложены копии правоустанавливающих документов на земельные участки и объекты, технических паспортов объектов, планов газопроводов.

Далее, 27.12.2012 Ответчиком на имена Заявителей подготовлены ТУ для присоединения объектов капитального строительства к газораспределительной сети: на имя (…).

Данные ТУ (в количестве восьми штук) содержат следующую информацию: Ф.И.О. заказчика, основание для выдачи ТУ, наименование объекта газификации, местоположение объекта газификации, направление использования газа (информацию, позволяющую идентифицировать объект газификации и его правообладателя), установленный объем потребления природного газа (информацию, соответствующую максимальной нагрузке в точках подключения), срок действия ТУ, максимальное и рабочее давление в точках подключения, диаметр и координаты газопровода в точке подключения, материал труб и тип изоляции в точке подключения.

Данный перечень информации комиссия Управления считает обоснованно включенным в ТУ.

Однако, иные разделы ТУ: общие инженерно-технические требования, основные требования (о проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ), требования к охране окружающей среды, дополнительные требования (о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, а также на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа), комиссия Управления считает излишне включенными в ТУ, как несоответствующие действующему законодательству РФ.

Порядок выдачи технических условий предусмотрен статьей 48 Градостроительного кодекса  РФ (далее ГрК РФ).

Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления  технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения  нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий (часть 7 ГрК РФ).

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка (часть 8 ГрК РФ).

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 ГрК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006      № 83 утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила № 83/1) и «Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила № 83/2).

Пунктами 8, 9 Правил № 83/1 предусмотрено, что на основании запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
          В соответствии с пунктом 10 Правил № 83/1 технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.

По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
         Аналогично частью 9 статьи 48  ГрК РФ предусмотрена выдача технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий.
        
         В соответствии с пунктом 4 Правил  № 83/2  подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;

заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;

исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;

присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;

выполнение условий подачи ресурсов.

Пунктом 2.1.12 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 (далее - Правила № 9) предусмотрено, что технические условия должны включать сведения о точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане, давлении газа в точке подключения, диаметре и материале труб,
средствах электрохимической защиты (для стального газопровода),
а также данные о коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов.

Действующие нормы права не предусматривают права организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, на включение в ТУ требований о  проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ, требований к охране окружающей среды, требований о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, договоров на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа.

Кроме того, в вышеуказанные ТУ не содержат обязательной информации о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В материалы дела Ответчиком представлена копия ТУ на подключение к газораспределительной сети частного жилого дома на имя (...) № 2191 от 03.09.2013. Данные ТУ содержат: Ф.И.О. заказчика, основание для выдачи ТУ, наименование объекта газификации, местоположение объекта газификации, направление использования газа, максимальную нагрузку в точках подключения), точку подключения, срок подключения объекта к сети, срок действия ТУ.

Технические условия № 2191, по мнению комиссии, соответствуют законодательству  РФ. Однако, ни ТУ № 2191, ни другие аналогичные ТУ ни заявителем (...) ни другими заявителями по данному делу получены не были. Данный факт следует считать основанием для выдачи Ответчику предписания.

Таким образом, нарушающими требования антимонопольного законодательства, а именно часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите  конкуренции» Комиссия квалифицирует действия ОАО «Череповецгаз» по отношению к Заявителям по предъявлению в технических условиях требований, непредусмотренных действующим законодательством, как злоупотребление доминирующим положением, в результате которого ущемляются интересы Заявителей – потребителей услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия,

                                                          

                                                             РЕШИЛА:

 

 1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением действиями по предъявлению в технических условиях требований, непредусмотренных действующим законодательством, в результате которых ущемляются интересы Заявителей – потребителей услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   В.П. Щепелин

Члены Комиссии:                                                                            М.И. Докшин

                                                                                                          И.С. Лукова

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со  дня   его

принятия в арбитражный суд.

          

   Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9689 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 197-10АМЗ/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9689 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415794508 [changed] => 1415794508 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415794508 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ОАО «Череповецгаз»

162614, Вологодская обл.,

г. Череповец,

ул. Луначарского, 28

 

граждане …

«15» января 2014 г.  № 89                                   

РЕШЕНИЕ № 197-10АМЗ/13

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 января 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелина В.П. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления; 

Докшина М.И. – старшего государственного инспектора   отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Луковой И.С. - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 197-10АМЗ/13 по признакам нарушения ОАО «Череповецгаз» (ИНН 3528004778;  ОГРН 1023501237638)  части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступило    заявление граждан (далее граждане, Заявители) на действия ОАО «Череповецгаз» (далее – Общество, Ответчик) по включению в технические условия для присоединения объекта капитального строительства к газораспределительной сети требований, непредусмотренных законодательством РФ, что нарушает интересы заявителей.

На заседании комиссии представители Заявителей пояснили, что обратились в ОАО «Череповецгаз» с заявками о предоставлении технических условий на подключение объектов – индивидуальных жилых домов для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. На данную заявку  им выданы технические условия (далее ТУ) для присоединения объекта капитального строительства к газораспределительной сети, содержащие требования о разработке проектной документации на строительство газопровода и согласовании его с Ответчиком, об осуществлении строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, о заключении договоров ведения технического и авторского надзора, о заключении договоров на техническое обслуживание и транспортировку газа. Кроме того, в выданных ТУ отсутствует информация о сроке подключения объектов, а ТУ № 837 содержится требование о проектировании и строительстве газопровода в зоне, удобной для обслуживания ОАО «Череповецгаз».

Представители Ответчика в письменных пояснениях и на заседании комиссии пояснили следующее. Предусматривая в ТУ  дополнительные положения,  Общество руководствовалось тем, что ТУ – это документ, являющийся основанием для разработки проекта газоснабжения систем и установок газоиспользующего оборудования. Реализация их положений имеет своим результатом создание (реконструкцию) объектов газораспределительной системы. При выдаче ТУ Обществом выполняются требования основных НПА, а именно Градостроительного кодекса РФ, Правил определения и предоставления ТУ подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее Правила № 83), а также другими НПА. Необходимость согласования проектной документации, осуществление технического надзора, технического обслуживания обусловлена требованиями действующего законодательства. 

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим  часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона № 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление № 30), следует обращать внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Управлением проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы (иное название – рынок услуг, связанных с подачей газа потребителям  и их обслуживанием) в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. По результатам исследования определено доминирующее положение ОАО «Череповецгаз» товарном рынке услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

Из материалов дела следует, что Заявителями (...) 11.12.2012 в адрес Ответчика поданы заявления о предоставлении ТУ на подключение к газораспределительной сети объектов – незавершенных строительством индивидуальных одноквартирных жилых домов, расположенных по адресу: (...) К заявлениям приложены копии правоустанавливающих документов на земельные участки и объекты, технических паспортов объектов, планов газопроводов.

Далее, 27.12.2012 Ответчиком на имена Заявителей подготовлены ТУ для присоединения объектов капитального строительства к газораспределительной сети: на имя (…).

Данные ТУ (в количестве восьми штук) содержат следующую информацию: Ф.И.О. заказчика, основание для выдачи ТУ, наименование объекта газификации, местоположение объекта газификации, направление использования газа (информацию, позволяющую идентифицировать объект газификации и его правообладателя), установленный объем потребления природного газа (информацию, соответствующую максимальной нагрузке в точках подключения), срок действия ТУ, максимальное и рабочее давление в точках подключения, диаметр и координаты газопровода в точке подключения, материал труб и тип изоляции в точке подключения.

Данный перечень информации комиссия Управления считает обоснованно включенным в ТУ.

Однако, иные разделы ТУ: общие инженерно-технические требования, основные требования (о проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ), требования к охране окружающей среды, дополнительные требования (о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, а также на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа), комиссия Управления считает излишне включенными в ТУ, как несоответствующие действующему законодательству РФ.

Порядок выдачи технических условий предусмотрен статьей 48 Градостроительного кодекса  РФ (далее ГрК РФ).

Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления  технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения  нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий (часть 7 ГрК РФ).

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка (часть 8 ГрК РФ).

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 ГрК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006      № 83 утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила № 83/1) и «Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила № 83/2).

Пунктами 8, 9 Правил № 83/1 предусмотрено, что на основании запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
          В соответствии с пунктом 10 Правил № 83/1 технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.

По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
         Аналогично частью 9 статьи 48  ГрК РФ предусмотрена выдача технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий.
        
         В соответствии с пунктом 4 Правил  № 83/2  подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;

заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;

исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;

присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;

выполнение условий подачи ресурсов.

Пунктом 2.1.12 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 (далее - Правила № 9) предусмотрено, что технические условия должны включать сведения о точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане, давлении газа в точке подключения, диаметре и материале труб,
средствах электрохимической защиты (для стального газопровода),
а также данные о коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов.

Действующие нормы права не предусматривают права организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, на включение в ТУ требований о  проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ, требований к охране окружающей среды, требований о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, договоров на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа.

Кроме того, в вышеуказанные ТУ не содержат обязательной информации о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В материалы дела Ответчиком представлена копия ТУ на подключение к газораспределительной сети частного жилого дома на имя (...) № 2191 от 03.09.2013. Данные ТУ содержат: Ф.И.О. заказчика, основание для выдачи ТУ, наименование объекта газификации, местоположение объекта газификации, направление использования газа, максимальную нагрузку в точках подключения), точку подключения, срок подключения объекта к сети, срок действия ТУ.

Технические условия № 2191, по мнению комиссии, соответствуют законодательству  РФ. Однако, ни ТУ № 2191, ни другие аналогичные ТУ ни заявителем (...) ни другими заявителями по данному делу получены не были. Данный факт следует считать основанием для выдачи Ответчику предписания.

Таким образом, нарушающими требования антимонопольного законодательства, а именно часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите  конкуренции» Комиссия квалифицирует действия ОАО «Череповецгаз» по отношению к Заявителям по предъявлению в технических условиях требований, непредусмотренных действующим законодательством, как злоупотребление доминирующим положением, в результате которого ущемляются интересы Заявителей – потребителей услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия,

                                                          

                                                             РЕШИЛА:

 

 1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением действиями по предъявлению в технических условиях требований, непредусмотренных действующим законодательством, в результате которых ущемляются интересы Заявителей – потребителей услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   В.П. Щепелин

Члены Комиссии:                                                                            М.И. Докшин

                                                                                                          И.С. Лукова

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со  дня   его

принятия в арбитражный суд.

          

   Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ОАО «Череповецгаз»

162614, Вологодская обл.,

г. Череповец,

ул. Луначарского, 28

 

граждане …

«15» января 2014 г.  № 89                                   

РЕШЕНИЕ № 197-10АМЗ/13

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 января 2014 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелина В.П. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления; 

Докшина М.И. – старшего государственного инспектора   отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Луковой И.С. - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 197-10АМЗ/13 по признакам нарушения ОАО «Череповецгаз» (ИНН 3528004778;  ОГРН 1023501237638)  части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступило    заявление граждан (далее граждане, Заявители) на действия ОАО «Череповецгаз» (далее – Общество, Ответчик) по включению в технические условия для присоединения объекта капитального строительства к газораспределительной сети требований, непредусмотренных законодательством РФ, что нарушает интересы заявителей.

На заседании комиссии представители Заявителей пояснили, что обратились в ОАО «Череповецгаз» с заявками о предоставлении технических условий на подключение объектов – индивидуальных жилых домов для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. На данную заявку  им выданы технические условия (далее ТУ) для присоединения объекта капитального строительства к газораспределительной сети, содержащие требования о разработке проектной документации на строительство газопровода и согласовании его с Ответчиком, об осуществлении строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, о заключении договоров ведения технического и авторского надзора, о заключении договоров на техническое обслуживание и транспортировку газа. Кроме того, в выданных ТУ отсутствует информация о сроке подключения объектов, а ТУ № 837 содержится требование о проектировании и строительстве газопровода в зоне, удобной для обслуживания ОАО «Череповецгаз».

Представители Ответчика в письменных пояснениях и на заседании комиссии пояснили следующее. Предусматривая в ТУ  дополнительные положения,  Общество руководствовалось тем, что ТУ – это документ, являющийся основанием для разработки проекта газоснабжения систем и установок газоиспользующего оборудования. Реализация их положений имеет своим результатом создание (реконструкцию) объектов газораспределительной системы. При выдаче ТУ Обществом выполняются требования основных НПА, а именно Градостроительного кодекса РФ, Правил определения и предоставления ТУ подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее Правила № 83), а также другими НПА. Необходимость согласования проектной документации, осуществление технического надзора, технического обслуживания обусловлена требованиями действующего законодательства. 

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим  часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона № 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление № 30), следует обращать внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Управлением проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы (иное название – рынок услуг, связанных с подачей газа потребителям  и их обслуживанием) в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. По результатам исследования определено доминирующее положение ОАО «Череповецгаз» товарном рынке услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

Из материалов дела следует, что Заявителями (...) 11.12.2012 в адрес Ответчика поданы заявления о предоставлении ТУ на подключение к газораспределительной сети объектов – незавершенных строительством индивидуальных одноквартирных жилых домов, расположенных по адресу: (...) К заявлениям приложены копии правоустанавливающих документов на земельные участки и объекты, технических паспортов объектов, планов газопроводов.

Далее, 27.12.2012 Ответчиком на имена Заявителей подготовлены ТУ для присоединения объектов капитального строительства к газораспределительной сети: на имя (…).

Данные ТУ (в количестве восьми штук) содержат следующую информацию: Ф.И.О. заказчика, основание для выдачи ТУ, наименование объекта газификации, местоположение объекта газификации, направление использования газа (информацию, позволяющую идентифицировать объект газификации и его правообладателя), установленный объем потребления природного газа (информацию, соответствующую максимальной нагрузке в точках подключения), срок действия ТУ, максимальное и рабочее давление в точках подключения, диаметр и координаты газопровода в точке подключения, материал труб и тип изоляции в точке подключения.

Данный перечень информации комиссия Управления считает обоснованно включенным в ТУ.

Однако, иные разделы ТУ: общие инженерно-технические требования, основные требования (о проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ), требования к охране окружающей среды, дополнительные требования (о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, а также на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа), комиссия Управления считает излишне включенными в ТУ, как несоответствующие действующему законодательству РФ.

Порядок выдачи технических условий предусмотрен статьей 48 Градостроительного кодекса  РФ (далее ГрК РФ).

Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления  технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения  нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий (часть 7 ГрК РФ).

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка (часть 8 ГрК РФ).

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 ГрК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006      № 83 утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила № 83/1) и «Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила № 83/2).

Пунктами 8, 9 Правил № 83/1 предусмотрено, что на основании запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
          В соответствии с пунктом 10 Правил № 83/1 технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.

По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
         Аналогично частью 9 статьи 48  ГрК РФ предусмотрена выдача технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий.
        
         В соответствии с пунктом 4 Правил  № 83/2  подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;

заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;

исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;

присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;

выполнение условий подачи ресурсов.

Пунктом 2.1.12 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 (далее - Правила № 9) предусмотрено, что технические условия должны включать сведения о точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане, давлении газа в точке подключения, диаметре и материале труб,
средствах электрохимической защиты (для стального газопровода),
а также данные о коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов.

Действующие нормы права не предусматривают права организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, на включение в ТУ требований о  проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ, требований к охране окружающей среды, требований о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, договоров на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа.

Кроме того, в вышеуказанные ТУ не содержат обязательной информации о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В материалы дела Ответчиком представлена копия ТУ на подключение к газораспределительной сети частного жилого дома на имя (...) № 2191 от 03.09.2013. Данные ТУ содержат: Ф.И.О. заказчика, основание для выдачи ТУ, наименование объекта газификации, местоположение объекта газификации, направление использования газа, максимальную нагрузку в точках подключения), точку подключения, срок подключения объекта к сети, срок действия ТУ.

Технические условия № 2191, по мнению комиссии, соответствуют законодательству  РФ. Однако, ни ТУ № 2191, ни другие аналогичные ТУ ни заявителем (...) ни другими заявителями по данному делу получены не были. Данный факт следует считать основанием для выдачи Ответчику предписания.

Таким образом, нарушающими требования антимонопольного законодательства, а именно часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите  конкуренции» Комиссия квалифицирует действия ОАО «Череповецгаз» по отношению к Заявителям по предъявлению в технических условиях требований, непредусмотренных действующим законодательством, как злоупотребление доминирующим положением, в результате которого ущемляются интересы Заявителей – потребителей услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия,

                                                          

                                                             РЕШИЛА:

 

 1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением действиями по предъявлению в технических условиях требований, непредусмотренных действующим законодательством, в результате которых ущемляются интересы Заявителей – потребителей услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах г. Череповца и Череповецкого района.

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   В.П. Щепелин

Члены Комиссии:                                                                            М.И. Докшин

                                                                                                          И.С. Лукова

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со  дня   его

принятия в арбитражный суд.

          

   Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 197-10АМЗ/13 [format] => [safe_value] => № 197-10АМЗ/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-21 11:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-15 07:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415794508 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )