Решение № 2-15/14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 2-15/14
Дата публикации: 13 октября 2014, 16:17

Исх. № 5201

от 10.10.2014г.

Администрация г. Вологды

г. Вологда, Каменный мост, 4

 

Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды

г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а

 

ООО «Камелот»

г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3, оф. 505

 

 

Решение № 2-15/14

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2014 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов Сергей Владимирович – и.о. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 2-15/14 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление ООО «Камелот» на действия администрации г. Вологды. По мнению заявителя, администрациz города Вологды бездействует в части выполнения обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций и по проведению торгов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций на муниципальном имуществе и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в нарушение установленных требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Администрация г. Вологды в своих объяснениях указывает, что предпринимает все меры, предусмотренные законом, для обеспечения демонтажа рекламных конструкций.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

Согласно Положению о Департаменте градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, утвержденному решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007г. № 512, Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды (далее – Департамент) обеспечивает производство демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, а также проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункты 3.4.7, 3.4.10 Положения). В связи с чем, в бездействии Департамента в части демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций и проведения торгов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций имеются признаки создания дискриминационных условий на рынке услуг распространения наружной рекламы в городе Вологда, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». На основании указанного Департамент привлечен к участию в деле в качестве ответчика.

 В июне – сентябре 2013 года в связи с истечением срока действия разрешений на установку рекламных конструкций Департаментом направлены предписания о демонтаже 452 рекламных конструкций в адрес 30 хозяйствующих субъектов. Так ООО «Премиум-Сайт» предписывалось демонтировать 111 рекламных конструкций, ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы» - 43 рекламных конструкции, ООО «РА «Ника-Медиа» - 66 рекламных конструкций и аффилированным с ним ООО «РИА Гала-Аутдор» - 90 рекламных конструкций. Указанные предписания в абсолютном большинстве случаев хозяйствующими субъектами выполнены не были.

Кроме того, в ходе осуществления мониторинга установленных на территории города Вологды рекламных конструкций Департаментом было выявлено еще более 30 установленных без разрешения рекламных конструкций, в адрес хозяйствующих субъектов направлены предписания о демонтаже рекламных конструкций, которые также не выполнены.

По результатам аукциона, проведенного Департаментом 17 апреля 2014 года, заключен 29 апреля 2014 года контракт с предпринимателем Щипициной О.П. на работы по демонтажу и хранение 11 незаконно установленных рекламных конструкций. Демонтаж рекламных конструкций планировалось осуществить в мае-июне 2014 года. Для выполнения заключенного контракта Департаментом Шипициной О.П. выдано задание на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, в котором перечислено 11 рекламных конструкций, принадлежащих ООО «Камелот», Мураеву М.Г., ООО «Вологодская коммерческая компания», ООО «РА Витрина». При этом в данном задании не было ни одной рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Премиум-Сайт», ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», ООО «РА «Ника-Медиа» и аффилированным с ним лицам, в т.ч. ООО «РИА Гала-Аутдор». Заключенный контракт на демонтаж рекламных конструкций Шипициной О.П. выполнен не был, при этом Департаментом не применялось никаких мер ответственности к исполнителю по контракту.

В Управление 4 июня 2014 года от ООО «Камелот» поступило дополнительное заявление, в котором общество указывало на проведение незаконного по его мнению (в связи с рассмотрением спора о законности ее установки в арбитражном суде) демонтажа по заданию Департамента рекламной конструкции, принадлежащей обществу, находящейся на пл. Бабушкина рядом со зданием железнодорожного вокзала. При этом ответственным лицом при проведении работ по демонтажу рекламной конструкции являлся Лыков Константин Евгеньевич, действующий по доверенности от имени Щипициной О.П., являющийся аффилированным лицом с ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», которое, в свою очередь, является конкурентом ООО «Камелот».

Департаментом 18 сентября 2014 года повторно объявлен аукцион на закупку работ по демонтажу и хранению 11 незаконно установленных рекламных конструкций. Кроме того, в августе 2014 года Департаментом направлено в Арбитражный суд Вологодской области исковое заявление о демонтаже рекламной конструкции, принадлежащей заявителю (ООО «Камелот»), расположенной на пл. Бабушкина у здания железнодорожного вокзала. Так же 25 сентября 2014 года Департаментом подготовлено исковое заявление о демонтаже рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Строительное управление – 2», находящейся на территории выставки-ярмарки «Вологодская слобода» у моста 800-летия города Вологды.

В июне 2014 года Департаментом проведены торги на право заключения договора на установку рекламной конструкции в отношении 5 мест установки рекламных конструкций, предусмотренных схемой их размещения в городе.

Согласно схеме размещения рекламных конструкций на территории города Вологды, утвержденной постановлением администрации г. Вологды от 31 декабря 2013 года № 10683, на территории города предусмотрено размещение 321 рекламной конструкции. При этом на территории города Вологды фактически размещено около 500 рекламных конструкций, из которых более 90% установлены незаконно.

Каких-либо действий по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, кроме указанных выше, Департаментом после выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций не предпринималось, хотя прошло более года с момента выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций. Какого-либо плана мероприятий по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций в Департаменте не имеется (письмо Департамента от 11 июля 2014 года).

В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В случае если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, Федеральным законом "О рекламе" установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом "О рекламе", является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном Федеральным законом "О рекламе", должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ.

В силу пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Исходя из положений статей 28, 42, 44 Устава муниципального образования «Город Вологда», принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301 (далее – Устав г.Вологды), администрация города Вологды является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.

В Положении о Департаменте градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 № 512, определено, что Департамент является отраслевым органом администрации города Вологды, уполномоченным в сфере градостроительства и городского хозяйства.

Таким образом, Департамент не является самостоятельным органом местного самоуправления, Уставом г.Вологды в качестве такового не выделен, поэтому администрация г.Вологды как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несет ответственность за надлежащее осуществление публичных функций органа власти, в том числе при выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также обеспечения демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.

Администрация г. Вологды, Департамент более года с момента окончания срока действий разрешений более 450 рекламных конструкций не предпринимали значимых действий по демонтажу этих конструкций (кроме выдачи предписаний о демонтаже) в нарушение требований статьи 19 Закона о рекламе.

Бездействие ответчиков в части демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций не позволяет в полной мере провести торги на право заключения договора на установку рекламных конструкций на государственном и муниципальном имуществе, т.к. значительное число мест размещения рекламных конструкций, определенных схемой их размещения в г. Вологде, занято незаконно установленными рекламными конструкциями, что препятствует хозяйствующим субъектам доступу на рынок услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде и лишает хозяйствующие субъекты возможности конкурентной борьбы за наиболее выгодные места размещения рекламных конструкций. В результате на момент вынесения решения по делу по торгам заключено договоров на установку рекламных конструкций менее чем 5% от общего количества мест размещения рекламных конструкций, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций в г. Вологде.

Данные действия ответчиков представляют преимущество хозяйствующим субъектам, имеющим большое количество незаконно установленных рекламных конструкций (ООО «Премиум-Сайт», ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», ООО «РА «Ника-Медиа», ООО «РИА Гала-Аутдор») и препятствуют доступу на рынок услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде новых хозяйствующих субъектов, что влечет за собой создание дискриминационных условий на рынке услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде, в т.ч. и в отношении заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено создание органами власти дискриминационных условий.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011г. № 14686/10).

В случаях, когда в законодательстве сформулированы определенные правила, направленные на защиту конкурентной среды, при нарушении таких норм дополнительного доказывания возможности наступления негативных последствий для конкуренции не требуется. Данная позиция также отражена в пункте 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 6-7 октября 2011 года в г. Вологде.

Следовательно, создание дискриминационных условий бездействием администрации г. Вологды и Департамента является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.к. данные действия, однозначно, в силу законодательного определения, могут повлечь негативные последствия для конкуренции.

Учитывая изложенное, бездействие администрации г. Вологды и Департамента по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и проведению торгов на право установки рекламных конструкций на государственном и муниципальном имуществе в соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию г. Вологды, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Признать Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Выдать администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе, обеспечить демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, в отношении которых выданы предписания об их демонтаже.

4. Выдать Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе

осуществить демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, в отношении которых выданы предписания об их демонтаже,

обеспечить проведение торгов на право заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования "Город Вологда", в соответствии с утвержденной схемой размещения рекламных конструкций.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

stdClass Object ( [vid] => 9468 [uid] => 5 [title] => Решение № 2-15/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9468 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413202748 [changed] => 1413202748 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413202748 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Исх. № 5201

от 10.10.2014г.

Администрация г. Вологды

г. Вологда, Каменный мост, 4

 

Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды

г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а

 

ООО «Камелот»

г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3, оф. 505

 

 

Решение № 2-15/14

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2014 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов Сергей Владимирович – и.о. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 2-15/14 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление ООО «Камелот» на действия администрации г. Вологды. По мнению заявителя, администрациz города Вологды бездействует в части выполнения обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций и по проведению торгов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций на муниципальном имуществе и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в нарушение установленных требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Администрация г. Вологды в своих объяснениях указывает, что предпринимает все меры, предусмотренные законом, для обеспечения демонтажа рекламных конструкций.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

Согласно Положению о Департаменте градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, утвержденному решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007г. № 512, Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды (далее – Департамент) обеспечивает производство демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, а также проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункты 3.4.7, 3.4.10 Положения). В связи с чем, в бездействии Департамента в части демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций и проведения торгов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций имеются признаки создания дискриминационных условий на рынке услуг распространения наружной рекламы в городе Вологда, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». На основании указанного Департамент привлечен к участию в деле в качестве ответчика.

 В июне – сентябре 2013 года в связи с истечением срока действия разрешений на установку рекламных конструкций Департаментом направлены предписания о демонтаже 452 рекламных конструкций в адрес 30 хозяйствующих субъектов. Так ООО «Премиум-Сайт» предписывалось демонтировать 111 рекламных конструкций, ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы» - 43 рекламных конструкции, ООО «РА «Ника-Медиа» - 66 рекламных конструкций и аффилированным с ним ООО «РИА Гала-Аутдор» - 90 рекламных конструкций. Указанные предписания в абсолютном большинстве случаев хозяйствующими субъектами выполнены не были.

Кроме того, в ходе осуществления мониторинга установленных на территории города Вологды рекламных конструкций Департаментом было выявлено еще более 30 установленных без разрешения рекламных конструкций, в адрес хозяйствующих субъектов направлены предписания о демонтаже рекламных конструкций, которые также не выполнены.

По результатам аукциона, проведенного Департаментом 17 апреля 2014 года, заключен 29 апреля 2014 года контракт с предпринимателем Щипициной О.П. на работы по демонтажу и хранение 11 незаконно установленных рекламных конструкций. Демонтаж рекламных конструкций планировалось осуществить в мае-июне 2014 года. Для выполнения заключенного контракта Департаментом Шипициной О.П. выдано задание на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, в котором перечислено 11 рекламных конструкций, принадлежащих ООО «Камелот», Мураеву М.Г., ООО «Вологодская коммерческая компания», ООО «РА Витрина». При этом в данном задании не было ни одной рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Премиум-Сайт», ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», ООО «РА «Ника-Медиа» и аффилированным с ним лицам, в т.ч. ООО «РИА Гала-Аутдор». Заключенный контракт на демонтаж рекламных конструкций Шипициной О.П. выполнен не был, при этом Департаментом не применялось никаких мер ответственности к исполнителю по контракту.

В Управление 4 июня 2014 года от ООО «Камелот» поступило дополнительное заявление, в котором общество указывало на проведение незаконного по его мнению (в связи с рассмотрением спора о законности ее установки в арбитражном суде) демонтажа по заданию Департамента рекламной конструкции, принадлежащей обществу, находящейся на пл. Бабушкина рядом со зданием железнодорожного вокзала. При этом ответственным лицом при проведении работ по демонтажу рекламной конструкции являлся Лыков Константин Евгеньевич, действующий по доверенности от имени Щипициной О.П., являющийся аффилированным лицом с ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», которое, в свою очередь, является конкурентом ООО «Камелот».

Департаментом 18 сентября 2014 года повторно объявлен аукцион на закупку работ по демонтажу и хранению 11 незаконно установленных рекламных конструкций. Кроме того, в августе 2014 года Департаментом направлено в Арбитражный суд Вологодской области исковое заявление о демонтаже рекламной конструкции, принадлежащей заявителю (ООО «Камелот»), расположенной на пл. Бабушкина у здания железнодорожного вокзала. Так же 25 сентября 2014 года Департаментом подготовлено исковое заявление о демонтаже рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Строительное управление – 2», находящейся на территории выставки-ярмарки «Вологодская слобода» у моста 800-летия города Вологды.

В июне 2014 года Департаментом проведены торги на право заключения договора на установку рекламной конструкции в отношении 5 мест установки рекламных конструкций, предусмотренных схемой их размещения в городе.

Согласно схеме размещения рекламных конструкций на территории города Вологды, утвержденной постановлением администрации г. Вологды от 31 декабря 2013 года № 10683, на территории города предусмотрено размещение 321 рекламной конструкции. При этом на территории города Вологды фактически размещено около 500 рекламных конструкций, из которых более 90% установлены незаконно.

Каких-либо действий по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, кроме указанных выше, Департаментом после выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций не предпринималось, хотя прошло более года с момента выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций. Какого-либо плана мероприятий по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций в Департаменте не имеется (письмо Департамента от 11 июля 2014 года).

В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В случае если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, Федеральным законом "О рекламе" установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом "О рекламе", является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном Федеральным законом "О рекламе", должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ.

В силу пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Исходя из положений статей 28, 42, 44 Устава муниципального образования «Город Вологда», принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301 (далее – Устав г.Вологды), администрация города Вологды является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.

В Положении о Департаменте градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 № 512, определено, что Департамент является отраслевым органом администрации города Вологды, уполномоченным в сфере градостроительства и городского хозяйства.

Таким образом, Департамент не является самостоятельным органом местного самоуправления, Уставом г.Вологды в качестве такового не выделен, поэтому администрация г.Вологды как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несет ответственность за надлежащее осуществление публичных функций органа власти, в том числе при выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также обеспечения демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.

Администрация г. Вологды, Департамент более года с момента окончания срока действий разрешений более 450 рекламных конструкций не предпринимали значимых действий по демонтажу этих конструкций (кроме выдачи предписаний о демонтаже) в нарушение требований статьи 19 Закона о рекламе.

Бездействие ответчиков в части демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций не позволяет в полной мере провести торги на право заключения договора на установку рекламных конструкций на государственном и муниципальном имуществе, т.к. значительное число мест размещения рекламных конструкций, определенных схемой их размещения в г. Вологде, занято незаконно установленными рекламными конструкциями, что препятствует хозяйствующим субъектам доступу на рынок услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде и лишает хозяйствующие субъекты возможности конкурентной борьбы за наиболее выгодные места размещения рекламных конструкций. В результате на момент вынесения решения по делу по торгам заключено договоров на установку рекламных конструкций менее чем 5% от общего количества мест размещения рекламных конструкций, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций в г. Вологде.

Данные действия ответчиков представляют преимущество хозяйствующим субъектам, имеющим большое количество незаконно установленных рекламных конструкций (ООО «Премиум-Сайт», ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», ООО «РА «Ника-Медиа», ООО «РИА Гала-Аутдор») и препятствуют доступу на рынок услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде новых хозяйствующих субъектов, что влечет за собой создание дискриминационных условий на рынке услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде, в т.ч. и в отношении заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено создание органами власти дискриминационных условий.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011г. № 14686/10).

В случаях, когда в законодательстве сформулированы определенные правила, направленные на защиту конкурентной среды, при нарушении таких норм дополнительного доказывания возможности наступления негативных последствий для конкуренции не требуется. Данная позиция также отражена в пункте 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 6-7 октября 2011 года в г. Вологде.

Следовательно, создание дискриминационных условий бездействием администрации г. Вологды и Департамента является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.к. данные действия, однозначно, в силу законодательного определения, могут повлечь негативные последствия для конкуренции.

Учитывая изложенное, бездействие администрации г. Вологды и Департамента по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и проведению торгов на право установки рекламных конструкций на государственном и муниципальном имуществе в соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию г. Вологды, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Признать Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Выдать администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе, обеспечить демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, в отношении которых выданы предписания об их демонтаже.

4. Выдать Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе

осуществить демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, в отношении которых выданы предписания об их демонтаже,

обеспечить проведение торгов на право заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования "Город Вологда", в соответствии с утвержденной схемой размещения рекламных конструкций.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Исх. № 5201

от 10.10.2014г.

Администрация г. Вологды

г. Вологда, Каменный мост, 4

 

Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды

г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а

 

ООО «Камелот»

г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3, оф. 505

 

 

Решение № 2-15/14

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2014 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов Сергей Владимирович – и.о. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 2-15/14 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление ООО «Камелот» на действия администрации г. Вологды. По мнению заявителя, администрациz города Вологды бездействует в части выполнения обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций и по проведению торгов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций на муниципальном имуществе и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в нарушение установленных требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Администрация г. Вологды в своих объяснениях указывает, что предпринимает все меры, предусмотренные законом, для обеспечения демонтажа рекламных конструкций.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

Согласно Положению о Департаменте градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, утвержденному решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007г. № 512, Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды (далее – Департамент) обеспечивает производство демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, а также проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункты 3.4.7, 3.4.10 Положения). В связи с чем, в бездействии Департамента в части демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций и проведения торгов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций имеются признаки создания дискриминационных условий на рынке услуг распространения наружной рекламы в городе Вологда, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». На основании указанного Департамент привлечен к участию в деле в качестве ответчика.

 В июне – сентябре 2013 года в связи с истечением срока действия разрешений на установку рекламных конструкций Департаментом направлены предписания о демонтаже 452 рекламных конструкций в адрес 30 хозяйствующих субъектов. Так ООО «Премиум-Сайт» предписывалось демонтировать 111 рекламных конструкций, ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы» - 43 рекламных конструкции, ООО «РА «Ника-Медиа» - 66 рекламных конструкций и аффилированным с ним ООО «РИА Гала-Аутдор» - 90 рекламных конструкций. Указанные предписания в абсолютном большинстве случаев хозяйствующими субъектами выполнены не были.

Кроме того, в ходе осуществления мониторинга установленных на территории города Вологды рекламных конструкций Департаментом было выявлено еще более 30 установленных без разрешения рекламных конструкций, в адрес хозяйствующих субъектов направлены предписания о демонтаже рекламных конструкций, которые также не выполнены.

По результатам аукциона, проведенного Департаментом 17 апреля 2014 года, заключен 29 апреля 2014 года контракт с предпринимателем Щипициной О.П. на работы по демонтажу и хранение 11 незаконно установленных рекламных конструкций. Демонтаж рекламных конструкций планировалось осуществить в мае-июне 2014 года. Для выполнения заключенного контракта Департаментом Шипициной О.П. выдано задание на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, в котором перечислено 11 рекламных конструкций, принадлежащих ООО «Камелот», Мураеву М.Г., ООО «Вологодская коммерческая компания», ООО «РА Витрина». При этом в данном задании не было ни одной рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Премиум-Сайт», ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», ООО «РА «Ника-Медиа» и аффилированным с ним лицам, в т.ч. ООО «РИА Гала-Аутдор». Заключенный контракт на демонтаж рекламных конструкций Шипициной О.П. выполнен не был, при этом Департаментом не применялось никаких мер ответственности к исполнителю по контракту.

В Управление 4 июня 2014 года от ООО «Камелот» поступило дополнительное заявление, в котором общество указывало на проведение незаконного по его мнению (в связи с рассмотрением спора о законности ее установки в арбитражном суде) демонтажа по заданию Департамента рекламной конструкции, принадлежащей обществу, находящейся на пл. Бабушкина рядом со зданием железнодорожного вокзала. При этом ответственным лицом при проведении работ по демонтажу рекламной конструкции являлся Лыков Константин Евгеньевич, действующий по доверенности от имени Щипициной О.П., являющийся аффилированным лицом с ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», которое, в свою очередь, является конкурентом ООО «Камелот».

Департаментом 18 сентября 2014 года повторно объявлен аукцион на закупку работ по демонтажу и хранению 11 незаконно установленных рекламных конструкций. Кроме того, в августе 2014 года Департаментом направлено в Арбитражный суд Вологодской области исковое заявление о демонтаже рекламной конструкции, принадлежащей заявителю (ООО «Камелот»), расположенной на пл. Бабушкина у здания железнодорожного вокзала. Так же 25 сентября 2014 года Департаментом подготовлено исковое заявление о демонтаже рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Строительное управление – 2», находящейся на территории выставки-ярмарки «Вологодская слобода» у моста 800-летия города Вологды.

В июне 2014 года Департаментом проведены торги на право заключения договора на установку рекламной конструкции в отношении 5 мест установки рекламных конструкций, предусмотренных схемой их размещения в городе.

Согласно схеме размещения рекламных конструкций на территории города Вологды, утвержденной постановлением администрации г. Вологды от 31 декабря 2013 года № 10683, на территории города предусмотрено размещение 321 рекламной конструкции. При этом на территории города Вологды фактически размещено около 500 рекламных конструкций, из которых более 90% установлены незаконно.

Каких-либо действий по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, кроме указанных выше, Департаментом после выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций не предпринималось, хотя прошло более года с момента выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций. Какого-либо плана мероприятий по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций в Департаменте не имеется (письмо Департамента от 11 июля 2014 года).

В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В случае если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, Федеральным законом "О рекламе" установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом "О рекламе", является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном Федеральным законом "О рекламе", должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ.

В силу пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Исходя из положений статей 28, 42, 44 Устава муниципального образования «Город Вологда», принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301 (далее – Устав г.Вологды), администрация города Вологды является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.

В Положении о Департаменте градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 № 512, определено, что Департамент является отраслевым органом администрации города Вологды, уполномоченным в сфере градостроительства и городского хозяйства.

Таким образом, Департамент не является самостоятельным органом местного самоуправления, Уставом г.Вологды в качестве такового не выделен, поэтому администрация г.Вологды как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несет ответственность за надлежащее осуществление публичных функций органа власти, в том числе при выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также обеспечения демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.

Администрация г. Вологды, Департамент более года с момента окончания срока действий разрешений более 450 рекламных конструкций не предпринимали значимых действий по демонтажу этих конструкций (кроме выдачи предписаний о демонтаже) в нарушение требований статьи 19 Закона о рекламе.

Бездействие ответчиков в части демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций не позволяет в полной мере провести торги на право заключения договора на установку рекламных конструкций на государственном и муниципальном имуществе, т.к. значительное число мест размещения рекламных конструкций, определенных схемой их размещения в г. Вологде, занято незаконно установленными рекламными конструкциями, что препятствует хозяйствующим субъектам доступу на рынок услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде и лишает хозяйствующие субъекты возможности конкурентной борьбы за наиболее выгодные места размещения рекламных конструкций. В результате на момент вынесения решения по делу по торгам заключено договоров на установку рекламных конструкций менее чем 5% от общего количества мест размещения рекламных конструкций, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций в г. Вологде.

Данные действия ответчиков представляют преимущество хозяйствующим субъектам, имеющим большое количество незаконно установленных рекламных конструкций (ООО «Премиум-Сайт», ООО «Локальные Телекоммуникационные Системы», ООО «РА «Ника-Медиа», ООО «РИА Гала-Аутдор») и препятствуют доступу на рынок услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде новых хозяйствующих субъектов, что влечет за собой создание дискриминационных условий на рынке услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде, в т.ч. и в отношении заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено создание органами власти дискриминационных условий.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011г. № 14686/10).

В случаях, когда в законодательстве сформулированы определенные правила, направленные на защиту конкурентной среды, при нарушении таких норм дополнительного доказывания возможности наступления негативных последствий для конкуренции не требуется. Данная позиция также отражена в пункте 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 6-7 октября 2011 года в г. Вологде.

Следовательно, создание дискриминационных условий бездействием администрации г. Вологды и Департамента является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.к. данные действия, однозначно, в силу законодательного определения, могут повлечь негативные последствия для конкуренции.

Учитывая изложенное, бездействие администрации г. Вологды и Департамента по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и проведению торгов на право установки рекламных конструкций на государственном и муниципальном имуществе в соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию г. Вологды, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Признать Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Выдать администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе, обеспечить демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, в отношении которых выданы предписания об их демонтаже.

4. Выдать Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе

осуществить демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, в отношении которых выданы предписания об их демонтаже,

обеспечить проведение торгов на право заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования "Город Вологда", в соответствии с утвержденной схемой размещения рекламных конструкций.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 2-15/14 [format] => [safe_value] => № 2-15/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-13 12:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-10 07:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413202748 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )