• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение № 14-10АМЗ/14

Номер дела: № 14-10АМЗ/14
Дата публикации: 2 октября 2014, 14:51

Решение № 14-10АМЗ/14

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 02.10.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смышляева И.С. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

 

рассмотрев дело № 14-10АМЗ/14, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ЗАО «Вологодская птицефабрика»  (ИНН 3507013161, ОГРН 1043500361211, п. Грибково, Вологодский район, Вологодская обл., 160509), выразившегося в необоснованном отказе <…> в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и выдаче технических условий,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

25.04.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление <…> (далее – заявитель) на действия ЗАО «Вологодская птицефабрика» (далее - Общество), выразившиеся в необоснованном отказе <…> в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и выдаче технических условий.

Исходя из содержания заявления следует, что 19.03.2014 г. <…> обратилась в ЗАО «Вологодская птицефабрика» с заявкой на заключение договора технологического присоединения жилого дома к электрическим сетям Общества. ЗАО «Вологодская птицефабрика» оставило без ответа поступившую заявку, чем по мнению заявителя нарушило требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).

В соответствии с приказом Управления № 230 от 11.07.2014 года возбуждено дело №14-10АМЗ/14 в отношении ЗАО «Вологодская птицефабрика» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии <…> поддержала заявленные требования. Кроме того, заявитель указала, что на дату рассмотрения Комиссией настоящего дела ответа на заявку от ЗАО «Вологодская птицефабрика» не поступало.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что официальный ответ на поступившую заявку от <…> направлен Обществом не был, договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома с гражданкой не заключен.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ЗАО «Вологодская птицефабрика» является субъектом естественной монополии в сфере деятельности «услуги по передаче электрической энергии» (включено в реестр субъектов естественной монополии - Приказ ФСТ России от 12 октября 2011 г. № 635-э) и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в п. Грибково в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с п.14 Правил, в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

19.03.2014 г. в адрес Общества поступила заявка <…> на технологическое присоединение (вх.№77 от 19.03.2014 г.).

Согласно абз.13 п.15 Правил, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Указанные действия Обществом выполнены не были. Имеющееся в деле письмо №368/1 от 17.04.2014 г. об отказе в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> было подготовлено Обществом, но в адрес заявителя не отправлено.

Таким образом, в бездействии Общества содержаться признаки нарушения п.5 ч.1 ст.10  Закона о защите конкуренции, выразившееся в отказе гражданке <…> в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения п.п 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (ч.2 ст.39.1 Закона о защите конкуренции).

26.05.2014 г. Обществу выдано предупреждение (исх.№2573) о необходимости прекращения нарушения п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В ответе на указанное предупреждение №539 от 10.06.2014 г. Общество указало, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> невозможно в связи с отсутствием технической возможности.

Вместе с тем, согласно п.30 Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (п.30.1 Правил).

Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (п.30.2 Правил).

ЗАО «Вологодская птицефабрика» по состоянию на 23.09.2014 г. указанных действий, при рассмотрении заявки <…>, выполнено не было.

Таким образом, выданное Обществу предупреждение считается неисполненным.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ЗАО «Вологодская птицефабрика» доминирующим положением путем нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в отказе гражданке <…>е в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для  бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать ЗАО «Вологодская птицефабрика» расположенное по адресу: п. Грибково, д. 19, Вологодский район (ОГРН 1033500001040, ИНН 3507007866) нарушившим п.5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в отказе гражданке <…> в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для  бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Выдать ЗАО «Вологодская птицефабрика» предписание о прекращении нарушения положения п.5 ч. 1 ст. 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 9382 [uid] => 5 [title] => Решение № 14-10АМЗ/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9382 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412247154 [changed] => 1412247154 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412247154 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение № 14-10АМЗ/14

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 02.10.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смышляева И.С. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

 

рассмотрев дело № 14-10АМЗ/14, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ЗАО «Вологодская птицефабрика»  (ИНН 3507013161, ОГРН 1043500361211, п. Грибково, Вологодский район, Вологодская обл., 160509), выразившегося в необоснованном отказе <…> в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и выдаче технических условий,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

25.04.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление <…> (далее – заявитель) на действия ЗАО «Вологодская птицефабрика» (далее - Общество), выразившиеся в необоснованном отказе <…> в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и выдаче технических условий.

Исходя из содержания заявления следует, что 19.03.2014 г. <…> обратилась в ЗАО «Вологодская птицефабрика» с заявкой на заключение договора технологического присоединения жилого дома к электрическим сетям Общества. ЗАО «Вологодская птицефабрика» оставило без ответа поступившую заявку, чем по мнению заявителя нарушило требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).

В соответствии с приказом Управления № 230 от 11.07.2014 года возбуждено дело №14-10АМЗ/14 в отношении ЗАО «Вологодская птицефабрика» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии <…> поддержала заявленные требования. Кроме того, заявитель указала, что на дату рассмотрения Комиссией настоящего дела ответа на заявку от ЗАО «Вологодская птицефабрика» не поступало.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что официальный ответ на поступившую заявку от <…> направлен Обществом не был, договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома с гражданкой не заключен.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ЗАО «Вологодская птицефабрика» является субъектом естественной монополии в сфере деятельности «услуги по передаче электрической энергии» (включено в реестр субъектов естественной монополии - Приказ ФСТ России от 12 октября 2011 г. № 635-э) и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в п. Грибково в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с п.14 Правил, в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

19.03.2014 г. в адрес Общества поступила заявка <…> на технологическое присоединение (вх.№77 от 19.03.2014 г.).

Согласно абз.13 п.15 Правил, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Указанные действия Обществом выполнены не были. Имеющееся в деле письмо №368/1 от 17.04.2014 г. об отказе в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> было подготовлено Обществом, но в адрес заявителя не отправлено.

Таким образом, в бездействии Общества содержаться признаки нарушения п.5 ч.1 ст.10  Закона о защите конкуренции, выразившееся в отказе гражданке <…> в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения п.п 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (ч.2 ст.39.1 Закона о защите конкуренции).

26.05.2014 г. Обществу выдано предупреждение (исх.№2573) о необходимости прекращения нарушения п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В ответе на указанное предупреждение №539 от 10.06.2014 г. Общество указало, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> невозможно в связи с отсутствием технической возможности.

Вместе с тем, согласно п.30 Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (п.30.1 Правил).

Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (п.30.2 Правил).

ЗАО «Вологодская птицефабрика» по состоянию на 23.09.2014 г. указанных действий, при рассмотрении заявки <…>, выполнено не было.

Таким образом, выданное Обществу предупреждение считается неисполненным.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ЗАО «Вологодская птицефабрика» доминирующим положением путем нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в отказе гражданке <…>е в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для  бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать ЗАО «Вологодская птицефабрика» расположенное по адресу: п. Грибково, д. 19, Вологодский район (ОГРН 1033500001040, ИНН 3507007866) нарушившим п.5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в отказе гражданке <…> в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для  бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Выдать ЗАО «Вологодская птицефабрика» предписание о прекращении нарушения положения п.5 ч. 1 ст. 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение № 14-10АМЗ/14

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 02.10.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смышляева И.С. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

 

рассмотрев дело № 14-10АМЗ/14, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ЗАО «Вологодская птицефабрика»  (ИНН 3507013161, ОГРН 1043500361211, п. Грибково, Вологодский район, Вологодская обл., 160509), выразившегося в необоснованном отказе <…> в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и выдаче технических условий,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

25.04.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление <…> (далее – заявитель) на действия ЗАО «Вологодская птицефабрика» (далее - Общество), выразившиеся в необоснованном отказе <…> в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и выдаче технических условий.

Исходя из содержания заявления следует, что 19.03.2014 г. <…> обратилась в ЗАО «Вологодская птицефабрика» с заявкой на заключение договора технологического присоединения жилого дома к электрическим сетям Общества. ЗАО «Вологодская птицефабрика» оставило без ответа поступившую заявку, чем по мнению заявителя нарушило требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).

В соответствии с приказом Управления № 230 от 11.07.2014 года возбуждено дело №14-10АМЗ/14 в отношении ЗАО «Вологодская птицефабрика» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии <…> поддержала заявленные требования. Кроме того, заявитель указала, что на дату рассмотрения Комиссией настоящего дела ответа на заявку от ЗАО «Вологодская птицефабрика» не поступало.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что официальный ответ на поступившую заявку от <…> направлен Обществом не был, договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома с гражданкой не заключен.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ЗАО «Вологодская птицефабрика» является субъектом естественной монополии в сфере деятельности «услуги по передаче электрической энергии» (включено в реестр субъектов естественной монополии - Приказ ФСТ России от 12 октября 2011 г. № 635-э) и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в п. Грибково в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с п.14 Правил, в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

19.03.2014 г. в адрес Общества поступила заявка <…> на технологическое присоединение (вх.№77 от 19.03.2014 г.).

Согласно абз.13 п.15 Правил, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Указанные действия Обществом выполнены не были. Имеющееся в деле письмо №368/1 от 17.04.2014 г. об отказе в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> было подготовлено Обществом, но в адрес заявителя не отправлено.

Таким образом, в бездействии Общества содержаться признаки нарушения п.5 ч.1 ст.10  Закона о защите конкуренции, выразившееся в отказе гражданке <…> в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения п.п 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (ч.2 ст.39.1 Закона о защите конкуренции).

26.05.2014 г. Обществу выдано предупреждение (исх.№2573) о необходимости прекращения нарушения п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В ответе на указанное предупреждение №539 от 10.06.2014 г. Общество указало, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> невозможно в связи с отсутствием технической возможности.

Вместе с тем, согласно п.30 Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (п.30.1 Правил).

Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (п.30.2 Правил).

ЗАО «Вологодская птицефабрика» по состоянию на 23.09.2014 г. указанных действий, при рассмотрении заявки <…>, выполнено не было.

Таким образом, выданное Обществу предупреждение считается неисполненным.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ЗАО «Вологодская птицефабрика» доминирующим положением путем нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в отказе гражданке <…>е в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для  бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать ЗАО «Вологодская птицефабрика» расположенное по адресу: п. Грибково, д. 19, Вологодский район (ОГРН 1033500001040, ИНН 3507007866) нарушившим п.5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в отказе гражданке <…> в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: п. Грибково, Вологодский район, <…> для  бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Выдать ЗАО «Вологодская птицефабрика» предписание о прекращении нарушения положения п.5 ч. 1 ст. 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 14-10АМЗ/14 [format] => [safe_value] => № 14-10АМЗ/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-02 10:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-02 07:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412247154 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )