РЕШЕНИЕ №14/2014

Номер дела: 14/2014
Дата публикации: 24 апреля 2014, 21:59

 

 

«___»________2014г. №_______

 

Заявитель:

 

Рекламораспространитель:

ООО «Авторадио  Череповец»

 

фактический адрес:

пр.Московский., д.51 А,

г. Череповец, 162600

 

юридический адрес:

ул.Ломоносова., д.31,

г. Череповец, 162600

 

Череповецкое отделение  №8638

ОАО «Сбербанк России»   

 

почтовый адрес:

Бульвар Доменщиков,29,

г.Череповец,162610

 

 

РЕШЕНИЕ №14/2014

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» апреля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» апреля 2014 г.            г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор  отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Турчина Ю.В. - член комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Есина Е.М. - член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев 16.04.2014 года дело № 14/2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ООО «Авторадио Череповец» части 7 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии - лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 - представителя ОАО «Сбербанка России» ... по доверенности от 22.03.12 г (далее – Представитель Банка);

  - представителя ООО «Авторадио Череповец» … по доверенности № 3/2014-14/2014/П  от 01.04.14г. (далее – Представитель Общества),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступила жалоба  гражданки  о признаках нарушения законодательства о рекламе. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в печатном издании «АвтоКлуб FM  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  распространена реклама следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….».  Указанная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем  данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим  объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ОАО «Сбербанк России».

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО «Авторадио Череповец».

Представитель Банка на заседании Комиссии пояснил, что  18 октября 2013 года в адрес Череповецкого отделения № 8638 ОАО «Сбербанка России» по электронной почте поступило коммерческое предложение от  ООО «Авторадио Череповец». Документ содержал предложение выступить партнером празднования дня города, который проходил 4 ноября 2013 года. В партнерский пакет входила трансляция ролика партнера в течении 14 дней до мероприятия с анонсами, в день проведения празднования, информация о компании - партнере  со сцены, выступление представителя компании со сцены, работа промоутеров. Бесплатно в качестве бонуса предлагалось разместить рекламный модуль в газете «АвтоКлуб FM». 31 октября 2013 года в адрес коммерческого отдела газеты был направлен макет рекламного модуля по потребительскому кредитованию. В связи с тем, что для размещения в верстальной сетке оставалось недостаточно места для полноценного размещения рекламного модуля, банком было предложено рекламораспространителю увеличить нижнюю часть рекламного макета, содержащую условия акции.  Окончательную верстку полосы на согласование от рекламораспространителя банк не получал. После выхода газеты из печати 13 ноября 2013 года банку был предоставлен ее экземпляр. Качество печати было неудовлетворительным. Просьба банка об увеличении шрифта, в котором был исполнен набранный текст с условиями акции, рекламораспространителем  не была исполнена. Об указанных недостатках банком незамедлительно было сообщено в редакцию газеты. Банку были принесены устные извинения и обещания, что тираж газеты ( 5000 экземпляров) будет изъят из распространения. Договор по распространению рекламы в газете в  виде отдельного документа не заключался, оплата произведена на основании разового счета.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что редакция газеты провела внутренне расследование. Действительно, в № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  распространена реклама следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….». В данном рекламном модуле информация об условиях акции выполнена очень мелким шрифтом и с трудом читаемым текстом. Причина в том, что тираж вышел на не мелованной, а на офсетной бумаге. Фотографии зернистые и нечеткие, краска пачкала руки. В компьютерной верстке вся информация, в том числе и мелкий шрифт был четко читаемым. Тираж газеты оказался бракованным, который кроме нескольких экземпляров, не распространялись среди читателей, так что нечитаемый модуль «Сбербанка» не мог нанести вред жителям г.Череповца. Распоряжение от 13.11.2013 г. Генерального директора  Общества  об изъятии тиража из распространения прилагаю. Типография свою вину признала. Готовый модуль для размещения в газете предоставлен заказчиком. Кроме того, ООО «Авторадио Череповец» прекращает выпуск газеты «АвтоКлуб FM» с апреля 2014 года, копия приказа генерального директора представлена в материалы дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама не соответствует части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

На рассмотрение дела была приглашена заявительница,  которая, получив уведомление о рассматриваемом деле,  прислала заявление о том, что с ее стороны никаких жалоб-заявлений не было написано по поводу нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Авторадио Череповец» и пояснила, что кто-то воспользовался ее личными данными.

Таким образом, Комиссия установила, что указанное в обращении лицо, не является заявителем по данному делу.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная в  печатном издании «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  информация следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….»   отвечает всем признакам, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе», соответственно, является рекламой.

Комиссией установлено, что  спорная реклама банковских услуг, размещенная  банком ОАО  "Сбербанк России" в печатном издании «АвтоКлуб FM  в № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1, напечатана  мелким, нечитаемым шрифтом.

В соответствии с части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре (работе, услуге).

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Материалами дела установлено, что согласно распоряжению генерального директора  ООО «Авторадио Череповец» тираж газеты «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. изъят и утилизирован.

Таким образом, Обществом нарушены требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространитель – ООО «Авторадио Череповец», что подтверждается выпуском газеты «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. Издателем газеты является ООО «Авторадио Череповец».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение  части 7 статьи 5  названного Федерального закона.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие,  что ОАО  "Сбербанк России" является рекламодателем. Окончательного согласованного обеими сторонами  рекламного макета нет. ОАО  "Сбербанк России" не давал согласия рекламораспространителю   на размещение спорной рекламы  с мелким нечитаемым шрифтом. Таким образом, ОАО  "Сбербанк России"  не является рекламодателем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ОАО  «Сбербанк»  размещенную в  печатном издании «АвтоКлуб FM  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….»  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требованиям части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Авторадио Череповец» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

_________________:

 

О.В. Галанина

 

_________________:

 

Ю.В. Турчина

 

_________________:

 

Е.М. Есина

 

stdClass Object ( [vid] => 8625 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ №14/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8625 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398362407 [changed] => 1398362407 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398362407 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

«___»________2014г. №_______

 

Заявитель:

 

Рекламораспространитель:

ООО «Авторадио  Череповец»

 

фактический адрес:

пр.Московский., д.51 А,

г. Череповец, 162600

 

юридический адрес:

ул.Ломоносова., д.31,

г. Череповец, 162600

 

Череповецкое отделение  №8638

ОАО «Сбербанк России»   

 

почтовый адрес:

Бульвар Доменщиков,29,

г.Череповец,162610

 

 

РЕШЕНИЕ №14/2014

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» апреля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» апреля 2014 г.            г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор  отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Турчина Ю.В. - член комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Есина Е.М. - член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев 16.04.2014 года дело № 14/2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ООО «Авторадио Череповец» части 7 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии - лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 - представителя ОАО «Сбербанка России» ... по доверенности от 22.03.12 г (далее – Представитель Банка);

  - представителя ООО «Авторадио Череповец» … по доверенности № 3/2014-14/2014/П  от 01.04.14г. (далее – Представитель Общества),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступила жалоба  гражданки  о признаках нарушения законодательства о рекламе. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в печатном издании «АвтоКлуб FM  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  распространена реклама следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….».  Указанная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем  данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим  объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ОАО «Сбербанк России».

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО «Авторадио Череповец».

Представитель Банка на заседании Комиссии пояснил, что  18 октября 2013 года в адрес Череповецкого отделения № 8638 ОАО «Сбербанка России» по электронной почте поступило коммерческое предложение от  ООО «Авторадио Череповец». Документ содержал предложение выступить партнером празднования дня города, который проходил 4 ноября 2013 года. В партнерский пакет входила трансляция ролика партнера в течении 14 дней до мероприятия с анонсами, в день проведения празднования, информация о компании - партнере  со сцены, выступление представителя компании со сцены, работа промоутеров. Бесплатно в качестве бонуса предлагалось разместить рекламный модуль в газете «АвтоКлуб FM». 31 октября 2013 года в адрес коммерческого отдела газеты был направлен макет рекламного модуля по потребительскому кредитованию. В связи с тем, что для размещения в верстальной сетке оставалось недостаточно места для полноценного размещения рекламного модуля, банком было предложено рекламораспространителю увеличить нижнюю часть рекламного макета, содержащую условия акции.  Окончательную верстку полосы на согласование от рекламораспространителя банк не получал. После выхода газеты из печати 13 ноября 2013 года банку был предоставлен ее экземпляр. Качество печати было неудовлетворительным. Просьба банка об увеличении шрифта, в котором был исполнен набранный текст с условиями акции, рекламораспространителем  не была исполнена. Об указанных недостатках банком незамедлительно было сообщено в редакцию газеты. Банку были принесены устные извинения и обещания, что тираж газеты ( 5000 экземпляров) будет изъят из распространения. Договор по распространению рекламы в газете в  виде отдельного документа не заключался, оплата произведена на основании разового счета.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что редакция газеты провела внутренне расследование. Действительно, в № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  распространена реклама следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….». В данном рекламном модуле информация об условиях акции выполнена очень мелким шрифтом и с трудом читаемым текстом. Причина в том, что тираж вышел на не мелованной, а на офсетной бумаге. Фотографии зернистые и нечеткие, краска пачкала руки. В компьютерной верстке вся информация, в том числе и мелкий шрифт был четко читаемым. Тираж газеты оказался бракованным, который кроме нескольких экземпляров, не распространялись среди читателей, так что нечитаемый модуль «Сбербанка» не мог нанести вред жителям г.Череповца. Распоряжение от 13.11.2013 г. Генерального директора  Общества  об изъятии тиража из распространения прилагаю. Типография свою вину признала. Готовый модуль для размещения в газете предоставлен заказчиком. Кроме того, ООО «Авторадио Череповец» прекращает выпуск газеты «АвтоКлуб FM» с апреля 2014 года, копия приказа генерального директора представлена в материалы дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама не соответствует части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

На рассмотрение дела была приглашена заявительница,  которая, получив уведомление о рассматриваемом деле,  прислала заявление о том, что с ее стороны никаких жалоб-заявлений не было написано по поводу нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Авторадио Череповец» и пояснила, что кто-то воспользовался ее личными данными.

Таким образом, Комиссия установила, что указанное в обращении лицо, не является заявителем по данному делу.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная в  печатном издании «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  информация следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….»   отвечает всем признакам, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе», соответственно, является рекламой.

Комиссией установлено, что  спорная реклама банковских услуг, размещенная  банком ОАО  "Сбербанк России" в печатном издании «АвтоКлуб FM  в № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1, напечатана  мелким, нечитаемым шрифтом.

В соответствии с части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре (работе, услуге).

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Материалами дела установлено, что согласно распоряжению генерального директора  ООО «Авторадио Череповец» тираж газеты «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. изъят и утилизирован.

Таким образом, Обществом нарушены требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространитель – ООО «Авторадио Череповец», что подтверждается выпуском газеты «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. Издателем газеты является ООО «Авторадио Череповец».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение  части 7 статьи 5  названного Федерального закона.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие,  что ОАО  "Сбербанк России" является рекламодателем. Окончательного согласованного обеими сторонами  рекламного макета нет. ОАО  "Сбербанк России" не давал согласия рекламораспространителю   на размещение спорной рекламы  с мелким нечитаемым шрифтом. Таким образом, ОАО  "Сбербанк России"  не является рекламодателем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ОАО  «Сбербанк»  размещенную в  печатном издании «АвтоКлуб FM  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….»  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требованиям части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Авторадио Череповец» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

_________________:

 

О.В. Галанина

 

_________________:

 

Ю.В. Турчина

 

_________________:

 

Е.М. Есина

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

«___»________2014г. №_______

 

Заявитель:

 

Рекламораспространитель:

ООО «Авторадио  Череповец»

 

фактический адрес:

пр.Московский., д.51 А,

г. Череповец, 162600

 

юридический адрес:

ул.Ломоносова., д.31,

г. Череповец, 162600

 

Череповецкое отделение  №8638

ОАО «Сбербанк России»   

 

почтовый адрес:

Бульвар Доменщиков,29,

г.Череповец,162610

 

 

РЕШЕНИЕ №14/2014

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» апреля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» апреля 2014 г.            г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор  отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Турчина Ю.В. - член комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;

Есина Е.М. - член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев 16.04.2014 года дело № 14/2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ООО «Авторадио Череповец» части 7 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии - лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 - представителя ОАО «Сбербанка России» ... по доверенности от 22.03.12 г (далее – Представитель Банка);

  - представителя ООО «Авторадио Череповец» … по доверенности № 3/2014-14/2014/П  от 01.04.14г. (далее – Представитель Общества),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление ФАС по Вологодской области поступила жалоба  гражданки  о признаках нарушения законодательства о рекламе. Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в печатном издании «АвтоКлуб FM  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  распространена реклама следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….».  Указанная реклама имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем  данной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим  объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, является ОАО «Сбербанк России».

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО «Авторадио Череповец».

Представитель Банка на заседании Комиссии пояснил, что  18 октября 2013 года в адрес Череповецкого отделения № 8638 ОАО «Сбербанка России» по электронной почте поступило коммерческое предложение от  ООО «Авторадио Череповец». Документ содержал предложение выступить партнером празднования дня города, который проходил 4 ноября 2013 года. В партнерский пакет входила трансляция ролика партнера в течении 14 дней до мероприятия с анонсами, в день проведения празднования, информация о компании - партнере  со сцены, выступление представителя компании со сцены, работа промоутеров. Бесплатно в качестве бонуса предлагалось разместить рекламный модуль в газете «АвтоКлуб FM». 31 октября 2013 года в адрес коммерческого отдела газеты был направлен макет рекламного модуля по потребительскому кредитованию. В связи с тем, что для размещения в верстальной сетке оставалось недостаточно места для полноценного размещения рекламного модуля, банком было предложено рекламораспространителю увеличить нижнюю часть рекламного макета, содержащую условия акции.  Окончательную верстку полосы на согласование от рекламораспространителя банк не получал. После выхода газеты из печати 13 ноября 2013 года банку был предоставлен ее экземпляр. Качество печати было неудовлетворительным. Просьба банка об увеличении шрифта, в котором был исполнен набранный текст с условиями акции, рекламораспространителем  не была исполнена. Об указанных недостатках банком незамедлительно было сообщено в редакцию газеты. Банку были принесены устные извинения и обещания, что тираж газеты ( 5000 экземпляров) будет изъят из распространения. Договор по распространению рекламы в газете в  виде отдельного документа не заключался, оплата произведена на основании разового счета.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что редакция газеты провела внутренне расследование. Действительно, в № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  распространена реклама следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….». В данном рекламном модуле информация об условиях акции выполнена очень мелким шрифтом и с трудом читаемым текстом. Причина в том, что тираж вышел на не мелованной, а на офсетной бумаге. Фотографии зернистые и нечеткие, краска пачкала руки. В компьютерной верстке вся информация, в том числе и мелкий шрифт был четко читаемым. Тираж газеты оказался бракованным, который кроме нескольких экземпляров, не распространялись среди читателей, так что нечитаемый модуль «Сбербанка» не мог нанести вред жителям г.Череповца. Распоряжение от 13.11.2013 г. Генерального директора  Общества  об изъятии тиража из распространения прилагаю. Типография свою вину признала. Готовый модуль для размещения в газете предоставлен заказчиком. Кроме того, ООО «Авторадио Череповец» прекращает выпуск газеты «АвтоКлуб FM» с апреля 2014 года, копия приказа генерального директора представлена в материалы дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама не соответствует части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

На рассмотрение дела была приглашена заявительница,  которая, получив уведомление о рассматриваемом деле,  прислала заявление о том, что с ее стороны никаких жалоб-заявлений не было написано по поводу нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Авторадио Череповец» и пояснила, что кто-то воспользовался ее личными данными.

Таким образом, Комиссия установила, что указанное в обращении лицо, не является заявителем по данному делу.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная в  печатном издании «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  информация следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….»   отвечает всем признакам, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе», соответственно, является рекламой.

Комиссией установлено, что  спорная реклама банковских услуг, размещенная  банком ОАО  "Сбербанк России" в печатном издании «АвтоКлуб FM  в № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1, напечатана  мелким, нечитаемым шрифтом.

В соответствии с части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре (работе, услуге).

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Материалами дела установлено, что согласно распоряжению генерального директора  ООО «Авторадио Череповец» тираж газеты «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. изъят и утилизирован.

Таким образом, Обществом нарушены требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространитель – ООО «Авторадио Череповец», что подтверждается выпуском газеты «АвтоКлуб FM»  № 8(11) 8 ноября 2013 г. Издателем газеты является ООО «Авторадио Череповец».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение  части 7 статьи 5  названного Федерального закона.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие,  что ОАО  "Сбербанк России" является рекламодателем. Окончательного согласованного обеими сторонами  рекламного макета нет. ОАО  "Сбербанк России" не давал согласия рекламораспространителю   на размещение спорной рекламы  с мелким нечитаемым шрифтом. Таким образом, ОАО  "Сбербанк России"  не является рекламодателем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ОАО  «Сбербанк»  размещенную в  печатном издании «АвтоКлуб FM  № 8(11) 8 ноября 2013 г. на стр.1,  следующего содержания: «…Сбербанк всегда рядом….15,4% потребительский кредит  пониженной ставкой… (8202) 67-40-17….»  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требованиям части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Авторадио Череповец» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

_________________:

 

О.В. Галанина

 

_________________:

 

Ю.В. Турчина

 

_________________:

 

Е.М. Есина

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14/2014 [format] => [safe_value] => 14/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-24 17:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-23 17:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398362407 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )