РЕШЕНИЕ № 18-15/13 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 18-15/13
Дата публикации: 4 апреля 2014, 08:10

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, т. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

Исх. № 624

от 12.02.2014г.

Администрация г. Вологды

г. Вологда, Каменный мост, 4

 

Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды

г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а

 

ООО «Рекламное агентство «Ника Медиа»

г. Вологда, ул. Первомайская, 35, оф. 30

 

Чикунов Алексей Николаевич

г. Вологда, ул. Козленская, 45А-39

 

ООО «Камелот»

г. Вологда, ул. Зосимовская, 104, оф. 211

 

 

РЕШЕНИЕ № 18-15/13

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 29 января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 12 февраля 2014 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – и.о. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 18-15/13 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление Чикунова А.Н. на действия администрации г. Вологды. По мнению заявителя, администрацией города Вологды выдано разрешение ООО «Рекламное агентство «Ника Медиа» (далее – ООО «Ника-Медиа») на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на перекрестке ул. Ленинградской и Петина, в нарушение установленных требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Администрация г. Вологды в своих объяснениях указывает, что для получения разрешения на установку рекламных конструкций представлены все требуемые документы, оснований для отказа в выдаче разрешения не было.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено, что администрацией г. Вологды (заместителем главы г. Вологды – начальником Департамента градостроительства администрации г. Вологды Самариным И.С.) 5 марта 2012 года ООО «Ника-Медиа» выдано разрешение № 216 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «трехсторонний суперсайт» (далее – суперсайт) на земельном участке, находящемся в частной собственности, по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 90, с площадью информационного поля 225 кв.м., сроком на пять лет. Также администрацией г. Вологды (заместителем главы г. Вологды – начальником Департамента градостроительства администрации г. Вологды Самариным И.С.) ООО «Ника-Медиа» 5 марта 2012 года выдано разрешение № 217 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «светодиодный экран» (далее – экран) на земельном участке, находящемся в частной собственности, по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 90, с площадью информационного поля 46,36 кв.м., сроком на пять лет.

Согласно части 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Учитывая, что на день выдачи разрешения указанный технический регламент не был принят, до его принятия действует ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятый постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст (далее – ГОСТ).

В пункте 6.1 ГОСТа определены требования к территориальному размещению рекламных конструкций, в частности не допускается размещение:

- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

Федеральным законом, определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 1). Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Согласно статье 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, определены следующие понятия:

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

 

Материалами дела, в т.ч. документами, представленными ООО «Ника Медиа» в администрацию г. Вологды для получения разрешения, на основании которых разрешение на установку рекламной конструкции выдано администрацией г. Вологды, подтверждается несоответствие территориального размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТа.

Так, высота конструкции «суперсайт» согласно эскизу размещения рекламных конструкций составляет 15 м, а высота конструкции «экран» составляет 11,58 м. При этом конструкция «суперсайт» располагается на расстоянии менее 15 м от тротуара, являющегося частью автомобильной дороги (улицы), а конструкция «экран» - на расстоянии менее 11,5 м от тротуара. Т.е. указанные конструкции находятся на расстоянии менее своей высоты от автомобильной дороги, что нарушает требования ГОСТа. Кроме того, указанные рекламные конструкции располагаются на расстоянии менее 50 м от перекрестка (ул. Ленинградская и ул. Петина), а также менее 50 м от ближайщего пешеходного перехода, что также нарушает требования ГОСТа. Таким образом, рассматриваемые рекламные конструкции расположены с нарушением требований ГОСТа, что нарушает часть 4 статьи 19 Закона о рекламе.

Из документов, представленных ООО «Ника Медиа» для получения разрешений на установку указанных рекламных конструкций, возможно было установить не соответствие территориального размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТа. Кроме того, согласно части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Никаких дополнительных запросов администрация г. Вологды не делала. В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе основаниями отказа в выдаче разрешения, в частности, является несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента.

Таким образом, выдача разрешений № 216, 217 на установку рекламных конструкций администрацией г. Вологды неправомерна.

 

Согласно части 5.3 статьи 19 Закона о рекламе преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. При этом под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

В соответствии с частью 5.4 статьи 19 Закона о рекламе при определении общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы одному лицу, учитываются площади информационных полей временных рекламных конструкций. Временными рекламными конструкциями признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

Статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к аффилированным лицам относит физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Согласно данной норме аффилированными лицами юридического лица являются:

член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Группой лиц согласно статье 9 Закона о защите конкуренции признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Часть 9 статьи 19 Закона о рекламе допускает установку рекламной конструкции только при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выданного органом местного самоуправления. При этом согласно части 9.1 статьи 19 Закона о рекламе разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

Необходимо отметить, что администрация г. Вологды ранее не вела реестра выданных разрешений на установку рекламных конструкций, в котором учитывалась площадь информационного поля рекламной конструкции в целях реализации требований частей 5.3, 5.4, 9.1 Закона о рекламе, что подтверждается письмом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды от 21.03.2013г. № 13-0-1/2457/207. Данная ситуация предоставляет возможность получения разрешения на установку рекламной конструкции лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы в нарушение указанных требований Закона о рекламе.

В ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа является Московкин Александр Анатольевич, являющийся также директором и учредителем с долей 50% уставного капитала ООО «Ника-Медиа».

В ООО «РИА «Гала-Аутдор» дочери Московкина Александра Анатольевича Московкиной Марии Александровне 1984 г.р. и Горюновой Наталии Васильевне, являющейся учредителем ООО «Ника Медиа» с долей 50% уставного капитала, принадлежит доля в размере 1/3 уставного капитала.

Таким образом, аффилированными лицами ООО «Ника-Медиа» являются ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» и ООО «РИА «Гала-Аутдор».

На момент выдачи рассматриваемых разрешений на установку рекламных конструкций (5 марта 2012 года) согласно материалам дела действовали разрешения, выданные администрацией г. Вологды, на установку рекламных конструкций суммарной площадью информационного поля 13166 кв.м. При этом, общая площадь информационного поля рекламных конструкций, установленных на основании разрешений, выданных администрацией г. Вологды ООО «Ника-Медиа», ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» и ООО «РИА «Гала-Аутдор», составила  6084 кв.м., что составляет 46%. Следовательно, ООО «Ника-Медиа» занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы в г. Вологде, и выдача разрешений на установку рекламных конструкций № 216 и № 217 обществу нарушает часть 9.1 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе основаниями отказа в выдаче разрешения, в частности, является нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 данной статьи.

При этом согласно пункту 6 части 18 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» органом местного самоуправления принимается решение об аннулировании разрешения в случае нарушения требований, установленных частью 9.1 статьи 19 данного закона. Однако, ответчиком решений об аннулировании неправомерно выданных разрешений не принималось.

Разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Закона о рекламе, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа (часть 9.2 статьи 19 Закона о рекламе).

Таким образом, выдача администрацией г. Вологды ООО «Ника-Медиа» разрешений № 216, 217 на установку рекламной конструкции с нарушением обязательных требований к её территориальному размещению (часть 4 статьи 19 Закона о рекламе), а также с нарушением требований части 9.1 статьи 19 Закона о рекламе является незаконной.

Выдача разрешения на установку рекламной конструкции лицу, занимающему преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы, уже, в силу нарушения императивного требования закона, может привести к негативным последствиям для конкуренции. Кроме того, действия администрации г. Вологды по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции с нарушением обязательных требований к её территориальному размещению также ведут к ограничению конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде, т.к. предоставляют ООО «Ника-Медиа» необоснованные преимущества на данном рынке, что создает дискриминационные условия для остальных участников указанного рынка. Данные действия администрации г. Вологды нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию г. Вологды, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе аннулировать  разрешения № 216, 217 на установку рекламных конструкций.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

Председатель Комиссии

подпись

 

Н.В. Мерзлякова

Члены Комиссии:

подпись

 

Т.Б. Тихомирова

 

подпись

 

Д.С. Анпилов

 

подпись

 

Е.С. Шишкин

 

stdClass Object ( [vid] => 8563 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 18-15/13 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8563 [type] => solution [language] => ru [created] => 1396584706 [changed] => 1396584706 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1396584706 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, т. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

Исх. № 624

от 12.02.2014г.

Администрация г. Вологды

г. Вологда, Каменный мост, 4

 

Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды

г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а

 

ООО «Рекламное агентство «Ника Медиа»

г. Вологда, ул. Первомайская, 35, оф. 30

 

Чикунов Алексей Николаевич

г. Вологда, ул. Козленская, 45А-39

 

ООО «Камелот»

г. Вологда, ул. Зосимовская, 104, оф. 211

 

 

РЕШЕНИЕ № 18-15/13

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 29 января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 12 февраля 2014 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – и.о. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 18-15/13 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление Чикунова А.Н. на действия администрации г. Вологды. По мнению заявителя, администрацией города Вологды выдано разрешение ООО «Рекламное агентство «Ника Медиа» (далее – ООО «Ника-Медиа») на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на перекрестке ул. Ленинградской и Петина, в нарушение установленных требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Администрация г. Вологды в своих объяснениях указывает, что для получения разрешения на установку рекламных конструкций представлены все требуемые документы, оснований для отказа в выдаче разрешения не было.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено, что администрацией г. Вологды (заместителем главы г. Вологды – начальником Департамента градостроительства администрации г. Вологды Самариным И.С.) 5 марта 2012 года ООО «Ника-Медиа» выдано разрешение № 216 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «трехсторонний суперсайт» (далее – суперсайт) на земельном участке, находящемся в частной собственности, по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 90, с площадью информационного поля 225 кв.м., сроком на пять лет. Также администрацией г. Вологды (заместителем главы г. Вологды – начальником Департамента градостроительства администрации г. Вологды Самариным И.С.) ООО «Ника-Медиа» 5 марта 2012 года выдано разрешение № 217 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «светодиодный экран» (далее – экран) на земельном участке, находящемся в частной собственности, по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 90, с площадью информационного поля 46,36 кв.м., сроком на пять лет.

Согласно части 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Учитывая, что на день выдачи разрешения указанный технический регламент не был принят, до его принятия действует ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятый постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст (далее – ГОСТ).

В пункте 6.1 ГОСТа определены требования к территориальному размещению рекламных конструкций, в частности не допускается размещение:

- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

Федеральным законом, определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 1). Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Согласно статье 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, определены следующие понятия:

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

 

Материалами дела, в т.ч. документами, представленными ООО «Ника Медиа» в администрацию г. Вологды для получения разрешения, на основании которых разрешение на установку рекламной конструкции выдано администрацией г. Вологды, подтверждается несоответствие территориального размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТа.

Так, высота конструкции «суперсайт» согласно эскизу размещения рекламных конструкций составляет 15 м, а высота конструкции «экран» составляет 11,58 м. При этом конструкция «суперсайт» располагается на расстоянии менее 15 м от тротуара, являющегося частью автомобильной дороги (улицы), а конструкция «экран» - на расстоянии менее 11,5 м от тротуара. Т.е. указанные конструкции находятся на расстоянии менее своей высоты от автомобильной дороги, что нарушает требования ГОСТа. Кроме того, указанные рекламные конструкции располагаются на расстоянии менее 50 м от перекрестка (ул. Ленинградская и ул. Петина), а также менее 50 м от ближайщего пешеходного перехода, что также нарушает требования ГОСТа. Таким образом, рассматриваемые рекламные конструкции расположены с нарушением требований ГОСТа, что нарушает часть 4 статьи 19 Закона о рекламе.

Из документов, представленных ООО «Ника Медиа» для получения разрешений на установку указанных рекламных конструкций, возможно было установить не соответствие территориального размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТа. Кроме того, согласно части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Никаких дополнительных запросов администрация г. Вологды не делала. В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе основаниями отказа в выдаче разрешения, в частности, является несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента.

Таким образом, выдача разрешений № 216, 217 на установку рекламных конструкций администрацией г. Вологды неправомерна.

 

Согласно части 5.3 статьи 19 Закона о рекламе преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. При этом под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

В соответствии с частью 5.4 статьи 19 Закона о рекламе при определении общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы одному лицу, учитываются площади информационных полей временных рекламных конструкций. Временными рекламными конструкциями признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

Статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к аффилированным лицам относит физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Согласно данной норме аффилированными лицами юридического лица являются:

член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Группой лиц согласно статье 9 Закона о защите конкуренции признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Часть 9 статьи 19 Закона о рекламе допускает установку рекламной конструкции только при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выданного органом местного самоуправления. При этом согласно части 9.1 статьи 19 Закона о рекламе разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

Необходимо отметить, что администрация г. Вологды ранее не вела реестра выданных разрешений на установку рекламных конструкций, в котором учитывалась площадь информационного поля рекламной конструкции в целях реализации требований частей 5.3, 5.4, 9.1 Закона о рекламе, что подтверждается письмом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды от 21.03.2013г. № 13-0-1/2457/207. Данная ситуация предоставляет возможность получения разрешения на установку рекламной конструкции лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы в нарушение указанных требований Закона о рекламе.

В ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа является Московкин Александр Анатольевич, являющийся также директором и учредителем с долей 50% уставного капитала ООО «Ника-Медиа».

В ООО «РИА «Гала-Аутдор» дочери Московкина Александра Анатольевича Московкиной Марии Александровне 1984 г.р. и Горюновой Наталии Васильевне, являющейся учредителем ООО «Ника Медиа» с долей 50% уставного капитала, принадлежит доля в размере 1/3 уставного капитала.

Таким образом, аффилированными лицами ООО «Ника-Медиа» являются ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» и ООО «РИА «Гала-Аутдор».

На момент выдачи рассматриваемых разрешений на установку рекламных конструкций (5 марта 2012 года) согласно материалам дела действовали разрешения, выданные администрацией г. Вологды, на установку рекламных конструкций суммарной площадью информационного поля 13166 кв.м. При этом, общая площадь информационного поля рекламных конструкций, установленных на основании разрешений, выданных администрацией г. Вологды ООО «Ника-Медиа», ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» и ООО «РИА «Гала-Аутдор», составила  6084 кв.м., что составляет 46%. Следовательно, ООО «Ника-Медиа» занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы в г. Вологде, и выдача разрешений на установку рекламных конструкций № 216 и № 217 обществу нарушает часть 9.1 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе основаниями отказа в выдаче разрешения, в частности, является нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 данной статьи.

При этом согласно пункту 6 части 18 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» органом местного самоуправления принимается решение об аннулировании разрешения в случае нарушения требований, установленных частью 9.1 статьи 19 данного закона. Однако, ответчиком решений об аннулировании неправомерно выданных разрешений не принималось.

Разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Закона о рекламе, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа (часть 9.2 статьи 19 Закона о рекламе).

Таким образом, выдача администрацией г. Вологды ООО «Ника-Медиа» разрешений № 216, 217 на установку рекламной конструкции с нарушением обязательных требований к её территориальному размещению (часть 4 статьи 19 Закона о рекламе), а также с нарушением требований части 9.1 статьи 19 Закона о рекламе является незаконной.

Выдача разрешения на установку рекламной конструкции лицу, занимающему преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы, уже, в силу нарушения императивного требования закона, может привести к негативным последствиям для конкуренции. Кроме того, действия администрации г. Вологды по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции с нарушением обязательных требований к её территориальному размещению также ведут к ограничению конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде, т.к. предоставляют ООО «Ника-Медиа» необоснованные преимущества на данном рынке, что создает дискриминационные условия для остальных участников указанного рынка. Данные действия администрации г. Вологды нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию г. Вологды, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе аннулировать  разрешения № 216, 217 на установку рекламных конструкций.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

Председатель Комиссии

подпись

 

Н.В. Мерзлякова

Члены Комиссии:

подпись

 

Т.Б. Тихомирова

 

подпись

 

Д.С. Анпилов

 

подпись

 

Е.С. Шишкин

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, т. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

Исх. № 624

от 12.02.2014г.

Администрация г. Вологды

г. Вологда, Каменный мост, 4

 

Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды

г. Вологда, ул. М.Ульяновой, 6а

 

ООО «Рекламное агентство «Ника Медиа»

г. Вологда, ул. Первомайская, 35, оф. 30

 

Чикунов Алексей Николаевич

г. Вологда, ул. Козленская, 45А-39

 

ООО «Камелот»

г. Вологда, ул. Зосимовская, 104, оф. 211

 

 

РЕШЕНИЕ № 18-15/13

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 29 января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 12 февраля 2014 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – и.о. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 18-15/13 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: г. Вологда, Каменный мост, 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление Чикунова А.Н. на действия администрации г. Вологды. По мнению заявителя, администрацией города Вологды выдано разрешение ООО «Рекламное агентство «Ника Медиа» (далее – ООО «Ника-Медиа») на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на перекрестке ул. Ленинградской и Петина, в нарушение установленных требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Администрация г. Вологды в своих объяснениях указывает, что для получения разрешения на установку рекламных конструкций представлены все требуемые документы, оснований для отказа в выдаче разрешения не было.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено, что администрацией г. Вологды (заместителем главы г. Вологды – начальником Департамента градостроительства администрации г. Вологды Самариным И.С.) 5 марта 2012 года ООО «Ника-Медиа» выдано разрешение № 216 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «трехсторонний суперсайт» (далее – суперсайт) на земельном участке, находящемся в частной собственности, по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 90, с площадью информационного поля 225 кв.м., сроком на пять лет. Также администрацией г. Вологды (заместителем главы г. Вологды – начальником Департамента градостроительства администрации г. Вологды Самариным И.С.) ООО «Ника-Медиа» 5 марта 2012 года выдано разрешение № 217 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «светодиодный экран» (далее – экран) на земельном участке, находящемся в частной собственности, по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 90, с площадью информационного поля 46,36 кв.м., сроком на пять лет.

Согласно части 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Учитывая, что на день выдачи разрешения указанный технический регламент не был принят, до его принятия действует ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятый постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст (далее – ГОСТ).

В пункте 6.1 ГОСТа определены требования к территориальному размещению рекламных конструкций, в частности не допускается размещение:

- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

Федеральным законом, определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 1). Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Согласно статье 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, определены следующие понятия:

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

 

Материалами дела, в т.ч. документами, представленными ООО «Ника Медиа» в администрацию г. Вологды для получения разрешения, на основании которых разрешение на установку рекламной конструкции выдано администрацией г. Вологды, подтверждается несоответствие территориального размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТа.

Так, высота конструкции «суперсайт» согласно эскизу размещения рекламных конструкций составляет 15 м, а высота конструкции «экран» составляет 11,58 м. При этом конструкция «суперсайт» располагается на расстоянии менее 15 м от тротуара, являющегося частью автомобильной дороги (улицы), а конструкция «экран» - на расстоянии менее 11,5 м от тротуара. Т.е. указанные конструкции находятся на расстоянии менее своей высоты от автомобильной дороги, что нарушает требования ГОСТа. Кроме того, указанные рекламные конструкции располагаются на расстоянии менее 50 м от перекрестка (ул. Ленинградская и ул. Петина), а также менее 50 м от ближайщего пешеходного перехода, что также нарушает требования ГОСТа. Таким образом, рассматриваемые рекламные конструкции расположены с нарушением требований ГОСТа, что нарушает часть 4 статьи 19 Закона о рекламе.

Из документов, представленных ООО «Ника Медиа» для получения разрешений на установку указанных рекламных конструкций, возможно было установить не соответствие территориального размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТа. Кроме того, согласно части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Никаких дополнительных запросов администрация г. Вологды не делала. В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе основаниями отказа в выдаче разрешения, в частности, является несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента.

Таким образом, выдача разрешений № 216, 217 на установку рекламных конструкций администрацией г. Вологды неправомерна.

 

Согласно части 5.3 статьи 19 Закона о рекламе преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. При этом под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

В соответствии с частью 5.4 статьи 19 Закона о рекламе при определении общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы одному лицу, учитываются площади информационных полей временных рекламных конструкций. Временными рекламными конструкциями признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

Статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к аффилированным лицам относит физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Согласно данной норме аффилированными лицами юридического лица являются:

член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Группой лиц согласно статье 9 Закона о защите конкуренции признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Часть 9 статьи 19 Закона о рекламе допускает установку рекламной конструкции только при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выданного органом местного самоуправления. При этом согласно части 9.1 статьи 19 Закона о рекламе разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

Необходимо отметить, что администрация г. Вологды ранее не вела реестра выданных разрешений на установку рекламных конструкций, в котором учитывалась площадь информационного поля рекламной конструкции в целях реализации требований частей 5.3, 5.4, 9.1 Закона о рекламе, что подтверждается письмом Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды от 21.03.2013г. № 13-0-1/2457/207. Данная ситуация предоставляет возможность получения разрешения на установку рекламной конструкции лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы в нарушение указанных требований Закона о рекламе.

В ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа является Московкин Александр Анатольевич, являющийся также директором и учредителем с долей 50% уставного капитала ООО «Ника-Медиа».

В ООО «РИА «Гала-Аутдор» дочери Московкина Александра Анатольевича Московкиной Марии Александровне 1984 г.р. и Горюновой Наталии Васильевне, являющейся учредителем ООО «Ника Медиа» с долей 50% уставного капитала, принадлежит доля в размере 1/3 уставного капитала.

Таким образом, аффилированными лицами ООО «Ника-Медиа» являются ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» и ООО «РИА «Гала-Аутдор».

На момент выдачи рассматриваемых разрешений на установку рекламных конструкций (5 марта 2012 года) согласно материалам дела действовали разрешения, выданные администрацией г. Вологды, на установку рекламных конструкций суммарной площадью информационного поля 13166 кв.м. При этом, общая площадь информационного поля рекламных конструкций, установленных на основании разрешений, выданных администрацией г. Вологды ООО «Ника-Медиа», ООО «ЭТЕРРА-ЗНАК» и ООО «РИА «Гала-Аутдор», составила  6084 кв.м., что составляет 46%. Следовательно, ООО «Ника-Медиа» занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы в г. Вологде, и выдача разрешений на установку рекламных конструкций № 216 и № 217 обществу нарушает часть 9.1 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе основаниями отказа в выдаче разрешения, в частности, является нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 данной статьи.

При этом согласно пункту 6 части 18 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» органом местного самоуправления принимается решение об аннулировании разрешения в случае нарушения требований, установленных частью 9.1 статьи 19 данного закона. Однако, ответчиком решений об аннулировании неправомерно выданных разрешений не принималось.

Разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Закона о рекламе, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа (часть 9.2 статьи 19 Закона о рекламе).

Таким образом, выдача администрацией г. Вологды ООО «Ника-Медиа» разрешений № 216, 217 на установку рекламной конструкции с нарушением обязательных требований к её территориальному размещению (часть 4 статьи 19 Закона о рекламе), а также с нарушением требований части 9.1 статьи 19 Закона о рекламе является незаконной.

Выдача разрешения на установку рекламной конструкции лицу, занимающему преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы, уже, в силу нарушения императивного требования закона, может привести к негативным последствиям для конкуренции. Кроме того, действия администрации г. Вологды по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции с нарушением обязательных требований к её территориальному размещению также ведут к ограничению конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы в г. Вологде, т.к. предоставляют ООО «Ника-Медиа» необоснованные преимущества на данном рынке, что создает дискриминационные условия для остальных участников указанного рынка. Данные действия администрации г. Вологды нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию г. Вологды, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать администрации г. Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе аннулировать  разрешения № 216, 217 на установку рекламных конструкций.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

Председатель Комиссии

подпись

 

Н.В. Мерзлякова

Члены Комиссии:

подпись

 

Т.Б. Тихомирова

 

подпись

 

Д.С. Анпилов

 

подпись

 

Е.С. Шишкин

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 18-15/13 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 18-15/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-04 04:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-12 04:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1396584706 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )