РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14 в отношении ГП ВО "Областные элетротеплосети".

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14
Дата публикации: 27 марта 2014, 14:53

 

27.02. 2014 г. № 868­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 

Ответчик:

ГП ВО «Областные электротеплосети»

адрес: ул. Горького, д. 99,

г. Вологда, 160014

Заявитель:

(………..)

 

РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 26.02.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Румянцев А.В. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

рассмотрев дело № 02-10АМЗ/14, возбужденное по признакам нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении государственного предприятия Вологодской области «Областные электротеплосети» (далее - Общество) (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158), выразившегося в отказе от заключения договора на технологическое присоединение, результатом которого  является ущемление интересов Некипелова Н.Ф. ( далее – заявитель), в присутствии представителя ГП ВО «Областные электротеплосети» Колесова Д.В., Чащиной В.В., в присутствии представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» Грибанова А.В., в присутствии (………..)

 

 

УСТАНОВИЛА:

22.10.2013 г. в Управление поступило заявление (………..)

 на действия ГП ВО «Областные электротеплосети», выразившиеся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район

В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В результате чего Обществу было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 5861 от 19.11.2013 г. (длаее - Предупреждение).

В письме от 13.12.2013 № 7-1/4216 Общество уведомило Управление о том, что отказывается выполнять Предупреждение, указав причину – отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства в своих действиях.

В соответствии с п. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с этим,  Управлением приказом № 437 от 17 декабря 2013 года было возбуждено дело №02-10АМЗ/14 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» по признакам нарушения п.5 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Некипелов В.Ф. на заседании комиссии Управления  поддержал доводы, изложенные в заявлении (вход. № 138-ОГ от 22.10.2013 г.).

Представители Общества пояснили, что рассмотрев заявку на технологическое присоединение жилого дома, отказало гражданину в заключении договора, указав на то, что технологическое присоединение индивидуального жилого дома по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, уже существует от сетей филиала ОАО «МРСК Северо-Запада».

В соответствии с Федеральным законом РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение  к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке установленном Правительством РФ и носит однократный характер.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, комиссия Управления приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Закона об электроэнергетике, входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 15077 от 26.06.2013 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 Исходя из вышеизложенного, Управление приходит выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, в том числе и в районе земельного участка заявителя, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Документом, устанавливающим и регламентирующим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, а также критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанным и в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3).

Из анализа положений указанных норм права следует, что во исполнение статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сетевую организацию как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя, а абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию заключить указанный договор независимо от наличия техническая возможность технологического присоединения соответствующих устройств.

Согласно п. 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Ближайший объект электросетевого хозяйства Общества находится на расстоянии менее 100 метров от границ участка заявителя. Объекты электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» находятся на расстоянии 450 метров от границ участка Некипелова Н.Ф.

26.03.2013 (………..)

 была подана заявка  на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологодская обл., Вологодский р-н.

Данная заявка была принята и зарегистрировано Обществом 20.03.2013 за № ТП-13/0312.

Письмом от 16.04.2013 № 1029 Общество отказало заявителю в заключении договора на технологическое присоединение.

11.09.2013 (………..) повторно направил заявку на технологическое присоединение.

Письмом от 04.10.2013 № 3-2/1044 Общество также отказало заявителю в заключении договора.

Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения.

Согласно п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Заявки от 26.03.2013 и 11.09.2013, представленные  в Управление, заполнены надлежащим образом в соответствии с Правилами.

Доводы Общества относительно того, что причина отказа от заключения договора с (………..) была связана с фактическим присоединением жилого дома заявителя  к электросетям ОАО «МРСК Северо-Запада» Управлением проверены и отклоняются по следующим причинам.

Потребителями услуг по передаче электрической энергии, применительно к  Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (пункт 4).

Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

Согласно п 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно п. 7 Правил  устанавливается следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

У (………..) отсутствует с кем либо договор на технологическое присоединение его жилого дома по адресу: Вологодский район, , в том числе и с ОАО «МРСК Северо-Запада».

Линия электропередач, к которой, по мнению Общества, надлежащим образом присоединен заявитель, по договору с ОАО «МРСК Северо - Запада» от 09.06.2007 за № ВЭ 03-07/0595 принадлежит (………..).

ГП ВО «Областные электротеплосети» не запрашивало ни у Некипелова Н.Ф., ни у ОАО «МРСК Северо - Запада» документы, подтверждающие наличие/отсутствие технологического присоединения энергоустановок заявителя.

Таким образом, (………..) надлежащим образом не присоединен к электросетям какой либо сетевой организации и у Общества не было законных оснований отказывать заявителю в заключение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах комиссия Управления приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся  в отказе Некипелову В.Ф. от заключения договора на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, результатом которого  является ущемление интересов заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать государственное предприятие Вологодской области «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в отказе (………..) от заключения договора на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район , результатом которого  является ущемление интересов заявителя.

2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения п.5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

3. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

В. П. Щепелин

 

 

 

Члены комиссии:

 

Н. И. Проничева

 

 

А. В. Румянцев

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8419 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14 в отношении ГП ВО "Областные элетротеплосети". [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8419 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394016878 [changed] => 1394016878 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394016878 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

27.02. 2014 г. № 868­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 

Ответчик:

ГП ВО «Областные электротеплосети»

адрес: ул. Горького, д. 99,

г. Вологда, 160014

Заявитель:

(………..)

 

РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 26.02.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Румянцев А.В. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

рассмотрев дело № 02-10АМЗ/14, возбужденное по признакам нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении государственного предприятия Вологодской области «Областные электротеплосети» (далее - Общество) (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158), выразившегося в отказе от заключения договора на технологическое присоединение, результатом которого  является ущемление интересов Некипелова Н.Ф. ( далее – заявитель), в присутствии представителя ГП ВО «Областные электротеплосети» Колесова Д.В., Чащиной В.В., в присутствии представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» Грибанова А.В., в присутствии (………..)

 

 

УСТАНОВИЛА:

22.10.2013 г. в Управление поступило заявление (………..)

 на действия ГП ВО «Областные электротеплосети», выразившиеся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район

В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В результате чего Обществу было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 5861 от 19.11.2013 г. (длаее - Предупреждение).

В письме от 13.12.2013 № 7-1/4216 Общество уведомило Управление о том, что отказывается выполнять Предупреждение, указав причину – отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства в своих действиях.

В соответствии с п. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с этим,  Управлением приказом № 437 от 17 декабря 2013 года было возбуждено дело №02-10АМЗ/14 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» по признакам нарушения п.5 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Некипелов В.Ф. на заседании комиссии Управления  поддержал доводы, изложенные в заявлении (вход. № 138-ОГ от 22.10.2013 г.).

Представители Общества пояснили, что рассмотрев заявку на технологическое присоединение жилого дома, отказало гражданину в заключении договора, указав на то, что технологическое присоединение индивидуального жилого дома по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, уже существует от сетей филиала ОАО «МРСК Северо-Запада».

В соответствии с Федеральным законом РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение  к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке установленном Правительством РФ и носит однократный характер.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, комиссия Управления приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Закона об электроэнергетике, входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 15077 от 26.06.2013 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 Исходя из вышеизложенного, Управление приходит выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, в том числе и в районе земельного участка заявителя, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Документом, устанавливающим и регламентирующим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, а также критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанным и в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3).

Из анализа положений указанных норм права следует, что во исполнение статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сетевую организацию как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя, а абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию заключить указанный договор независимо от наличия техническая возможность технологического присоединения соответствующих устройств.

Согласно п. 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Ближайший объект электросетевого хозяйства Общества находится на расстоянии менее 100 метров от границ участка заявителя. Объекты электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» находятся на расстоянии 450 метров от границ участка Некипелова Н.Ф.

26.03.2013 (………..)

 была подана заявка  на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологодская обл., Вологодский р-н.

Данная заявка была принята и зарегистрировано Обществом 20.03.2013 за № ТП-13/0312.

Письмом от 16.04.2013 № 1029 Общество отказало заявителю в заключении договора на технологическое присоединение.

11.09.2013 (………..) повторно направил заявку на технологическое присоединение.

Письмом от 04.10.2013 № 3-2/1044 Общество также отказало заявителю в заключении договора.

Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения.

Согласно п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Заявки от 26.03.2013 и 11.09.2013, представленные  в Управление, заполнены надлежащим образом в соответствии с Правилами.

Доводы Общества относительно того, что причина отказа от заключения договора с (………..) была связана с фактическим присоединением жилого дома заявителя  к электросетям ОАО «МРСК Северо-Запада» Управлением проверены и отклоняются по следующим причинам.

Потребителями услуг по передаче электрической энергии, применительно к  Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (пункт 4).

Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

Согласно п 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно п. 7 Правил  устанавливается следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

У (………..) отсутствует с кем либо договор на технологическое присоединение его жилого дома по адресу: Вологодский район, , в том числе и с ОАО «МРСК Северо-Запада».

Линия электропередач, к которой, по мнению Общества, надлежащим образом присоединен заявитель, по договору с ОАО «МРСК Северо - Запада» от 09.06.2007 за № ВЭ 03-07/0595 принадлежит (………..).

ГП ВО «Областные электротеплосети» не запрашивало ни у Некипелова Н.Ф., ни у ОАО «МРСК Северо - Запада» документы, подтверждающие наличие/отсутствие технологического присоединения энергоустановок заявителя.

Таким образом, (………..) надлежащим образом не присоединен к электросетям какой либо сетевой организации и у Общества не было законных оснований отказывать заявителю в заключение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах комиссия Управления приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся  в отказе Некипелову В.Ф. от заключения договора на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, результатом которого  является ущемление интересов заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать государственное предприятие Вологодской области «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в отказе (………..) от заключения договора на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район , результатом которого  является ущемление интересов заявителя.

2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения п.5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

3. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

В. П. Щепелин

 

 

 

Члены комиссии:

 

Н. И. Проничева

 

 

А. В. Румянцев

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

27.02. 2014 г. № 868­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 

Ответчик:

ГП ВО «Областные электротеплосети»

адрес: ул. Горького, д. 99,

г. Вологда, 160014

Заявитель:

(………..)

 

РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 26.02.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Румянцев А.В. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

рассмотрев дело № 02-10АМЗ/14, возбужденное по признакам нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении государственного предприятия Вологодской области «Областные электротеплосети» (далее - Общество) (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158), выразившегося в отказе от заключения договора на технологическое присоединение, результатом которого  является ущемление интересов Некипелова Н.Ф. ( далее – заявитель), в присутствии представителя ГП ВО «Областные электротеплосети» Колесова Д.В., Чащиной В.В., в присутствии представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» Грибанова А.В., в присутствии (………..)

 

 

УСТАНОВИЛА:

22.10.2013 г. в Управление поступило заявление (………..)

 на действия ГП ВО «Областные электротеплосети», выразившиеся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район

В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В результате чего Обществу было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 5861 от 19.11.2013 г. (длаее - Предупреждение).

В письме от 13.12.2013 № 7-1/4216 Общество уведомило Управление о том, что отказывается выполнять Предупреждение, указав причину – отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства в своих действиях.

В соответствии с п. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с этим,  Управлением приказом № 437 от 17 декабря 2013 года было возбуждено дело №02-10АМЗ/14 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» по признакам нарушения п.5 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Некипелов В.Ф. на заседании комиссии Управления  поддержал доводы, изложенные в заявлении (вход. № 138-ОГ от 22.10.2013 г.).

Представители Общества пояснили, что рассмотрев заявку на технологическое присоединение жилого дома, отказало гражданину в заключении договора, указав на то, что технологическое присоединение индивидуального жилого дома по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, уже существует от сетей филиала ОАО «МРСК Северо-Запада».

В соответствии с Федеральным законом РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение  к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке установленном Правительством РФ и носит однократный характер.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, комиссия Управления приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Закона об электроэнергетике, входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 15077 от 26.06.2013 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 Исходя из вышеизложенного, Управление приходит выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, в том числе и в районе земельного участка заявителя, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Документом, устанавливающим и регламентирующим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, а также критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанным и в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3).

Из анализа положений указанных норм права следует, что во исполнение статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на сетевую организацию как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя, а абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию заключить указанный договор независимо от наличия техническая возможность технологического присоединения соответствующих устройств.

Согласно п. 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Ближайший объект электросетевого хозяйства Общества находится на расстоянии менее 100 метров от границ участка заявителя. Объекты электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» находятся на расстоянии 450 метров от границ участка Некипелова Н.Ф.

26.03.2013 (………..)

 была подана заявка  на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологодская обл., Вологодский р-н.

Данная заявка была принята и зарегистрировано Обществом 20.03.2013 за № ТП-13/0312.

Письмом от 16.04.2013 № 1029 Общество отказало заявителю в заключении договора на технологическое присоединение.

11.09.2013 (………..) повторно направил заявку на технологическое присоединение.

Письмом от 04.10.2013 № 3-2/1044 Общество также отказало заявителю в заключении договора.

Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения.

Согласно п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Заявки от 26.03.2013 и 11.09.2013, представленные  в Управление, заполнены надлежащим образом в соответствии с Правилами.

Доводы Общества относительно того, что причина отказа от заключения договора с (………..) была связана с фактическим присоединением жилого дома заявителя  к электросетям ОАО «МРСК Северо-Запада» Управлением проверены и отклоняются по следующим причинам.

Потребителями услуг по передаче электрической энергии, применительно к  Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (пункт 4).

Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

Согласно п 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно п. 7 Правил  устанавливается следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

У (………..) отсутствует с кем либо договор на технологическое присоединение его жилого дома по адресу: Вологодский район, , в том числе и с ОАО «МРСК Северо-Запада».

Линия электропередач, к которой, по мнению Общества, надлежащим образом присоединен заявитель, по договору с ОАО «МРСК Северо - Запада» от 09.06.2007 за № ВЭ 03-07/0595 принадлежит (………..).

ГП ВО «Областные электротеплосети» не запрашивало ни у Некипелова Н.Ф., ни у ОАО «МРСК Северо - Запада» документы, подтверждающие наличие/отсутствие технологического присоединения энергоустановок заявителя.

Таким образом, (………..) надлежащим образом не присоединен к электросетям какой либо сетевой организации и у Общества не было законных оснований отказывать заявителю в заключение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах комиссия Управления приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся  в отказе Некипелову В.Ф. от заключения договора на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район, результатом которого  является ущемление интересов заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать государственное предприятие Вологодской области «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в отказе (………..) от заключения договора на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Вологодский район , результатом которого  является ущемление интересов заявителя.

2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения п.5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

3. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

В. П. Щепелин

 

 

 

Члены комиссии:

 

Н. И. Проничева

 

 

А. В. Румянцев

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 02-10АМЗ/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-27 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-13 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394016878 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )