РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14 в отношении открытого акционерного общества «Вологдагаз»

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14
Дата публикации: 4 февраля 2014, 15:54

 

 

«___»________2013г. №_______

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14

 

 

« 04 » февраля 2013 г.                                                                                                  г. Вологда

 

 

Резолютивная часть оглашена 30 января 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено  04 февраля 2014 г.

 

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 228-10АМЗ/14 в отношении открытого акционерного общества «Вологдагаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии:

Щепелин Валентин Петрович –  заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт Управления;

Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист-эксперт Управления;

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт Управления.

рассмотрев материалы дела № 228-10АМЗ/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от гражданина (далее также –  заявитель, гражданин) на действия открытого акционерного общества «Вологдагаз» (далее – ответчик, общество) по злоупотреблению доминирующим положением, выразившемся в немотивированном отказе в выдаче технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения дополнительного газового оборудования.

Общество «Вологдагаз» полагает, что отказ в выдаче технических условий не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку действующими правовыми нормами не предусмотрена обязанность газораспределительной организации выдавать технические условия на установку дополнительного газового оборудования в индивидуальной квартире многоквартирного жилого дома, подключенного в установленном порядке к инженерным сетям.

В соответствии с приказом Управления № 5 от 14.01.2014 г.  возбуждено дело № 228-10АМЗ/14 в отношении ОАО «Вологдагаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что гражданин 08 августа 2013 г. обратился к обществу с заявлением о выдаче технических условий на подключение к газораспределительной сети двухконтурного газового котла закрытого типа в его квартире, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: пос. Майский, д. 10, кв. 54.

14 августа 2013 г. обществом был дан ответ, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № ФЗ-190 «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (письмо от 14.08.2013 № 04/12036).

22 августа 2013 г. гражданин повторно обратился к обществу за выдачей технических условий, на что последнее со ссылкой на указанную выше норму Федерального закона,  а также Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее – Правила № 83), ответило отказом в связи с отсутствием обязанности в данном случае выдавать технические условия (письмо от 27.08.2013 № 05/1721).

Посчитав данный отказ немотивированным, гражданин обратился в антимонопольный орган с настоящим заявлением.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона необходимо установить, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В соответствии счастью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с аналитическим отчетом Управления № 90 (13) от 31.12.2013 г. ОАО «Вологдагаз» занимает доминирующее положение, со стопроцентной долей,  на рынке услуг по эксплуатации газораспределительных сетей, в т.ч. по предоставлению технических условий на установку дополнительного газового оборудования в географических границах г. Вологды и Вологодского района. Общество в соответствии с приказом Управления № 4 от 10.01.2014 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов,  с долей на рынке услуг по эксплуатации объектов газораспределительной системы по перечню техническое обслуживание, включающее также подключение к действующим газопроводам (в том числе выдача технических условий на присоединение к газораспределительной сети) в географических границах г. Вологды и Вологодского района с долей более 50 процентов.

Таким образом, комиссией установлено, что действия ответчика являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

Вместе с тем, статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещена лишь та деятельность занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которой являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Антимонопольному органу, при квалификации действий доминирующего хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, также необходимо учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссией установлено, что обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия либо представить мотивированный отказ в выдаче указанных условий, установлена Правилами № 83. Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 1 Правил).

В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГСК РФ) даны следующие определения таким понятиям, как: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункты 10, 14 статьи 1).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 44).

Объектами жилищных прав, согласно ЖК РФ, являются жилые помещения, к которым в числе прочих относится квартира – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 1 статьи 15, части 1, 3 статьи 16).

Помещение, в том числе квартира, как самостоятельный объект капитального строительства ГСК РФ не определено. Однако, в части 4 статьи 39 ГСК РФ указано на "помещения, являющиеся частью объекта капитального строительства". Отдельное помещение, в том числе квартира, не может быть реконструировано исходя из смысла понятия реконструкции, содержащегося в пункте 14 статьи 1 ГСК РФ.

Вместе с тем, ЖК РФ предусматривает право собственника жилого помещения произвести переустройство жилого помещения, которое представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (статья 25). При этом, такое переустройство проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (статья 26).

Действующим законодательством установлена обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия в случае подключения к указанным сетям объекта капитального строительства строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного, а также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (часть 7 статьи 48 ГСК РФ, пункты 1, 9 Правил № 83).

Сторонами по делу не оспаривается тот факт, что многоквартирный жилой дом, газифицирован и подключен к центральному теплоснабжению.

Соответственно, обязанность определить и выдать технические условия возникнет у Общества «Вологдагаз» в том случае, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о реконструкции многоквартирного дома. Нормы о переустройстве жилого помещения (квартиры) такой обязанности организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусматривают.

Таким образом, в данном случае, отказ ответчика выдать заявителю технические условия на подключение к газораспределительной сети дополнительного газового оборудования не противоречит установленным правилам и не нарушает нормы действующего законодательства. Указанные действия (бездействие) Общества не могут являться злоупотреблением доминирующим положением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 228-10АМЗ/14 по признакам нарушения ОАО «Вологдагаз» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ответчика нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

        

 

Председатель Комиссии

 

В.П. Щепелин

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                 И.А. Смышляева

                                                                                                                     

                                                                                                                      Н.В. Скребков

 

                                                                                                                      М.В. Ласкин

 

                                                                                                                      И.С. Лукова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8321 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14 в отношении открытого акционерного общества «Вологдагаз» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8321 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391687763 [changed] => 1391687763 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391687763 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

«___»________2013г. №_______

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14

 

 

« 04 » февраля 2013 г.                                                                                                  г. Вологда

 

 

Резолютивная часть оглашена 30 января 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено  04 февраля 2014 г.

 

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 228-10АМЗ/14 в отношении открытого акционерного общества «Вологдагаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии:

Щепелин Валентин Петрович –  заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт Управления;

Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист-эксперт Управления;

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт Управления.

рассмотрев материалы дела № 228-10АМЗ/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от гражданина (далее также –  заявитель, гражданин) на действия открытого акционерного общества «Вологдагаз» (далее – ответчик, общество) по злоупотреблению доминирующим положением, выразившемся в немотивированном отказе в выдаче технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения дополнительного газового оборудования.

Общество «Вологдагаз» полагает, что отказ в выдаче технических условий не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку действующими правовыми нормами не предусмотрена обязанность газораспределительной организации выдавать технические условия на установку дополнительного газового оборудования в индивидуальной квартире многоквартирного жилого дома, подключенного в установленном порядке к инженерным сетям.

В соответствии с приказом Управления № 5 от 14.01.2014 г.  возбуждено дело № 228-10АМЗ/14 в отношении ОАО «Вологдагаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что гражданин 08 августа 2013 г. обратился к обществу с заявлением о выдаче технических условий на подключение к газораспределительной сети двухконтурного газового котла закрытого типа в его квартире, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: пос. Майский, д. 10, кв. 54.

14 августа 2013 г. обществом был дан ответ, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № ФЗ-190 «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (письмо от 14.08.2013 № 04/12036).

22 августа 2013 г. гражданин повторно обратился к обществу за выдачей технических условий, на что последнее со ссылкой на указанную выше норму Федерального закона,  а также Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее – Правила № 83), ответило отказом в связи с отсутствием обязанности в данном случае выдавать технические условия (письмо от 27.08.2013 № 05/1721).

Посчитав данный отказ немотивированным, гражданин обратился в антимонопольный орган с настоящим заявлением.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона необходимо установить, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В соответствии счастью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с аналитическим отчетом Управления № 90 (13) от 31.12.2013 г. ОАО «Вологдагаз» занимает доминирующее положение, со стопроцентной долей,  на рынке услуг по эксплуатации газораспределительных сетей, в т.ч. по предоставлению технических условий на установку дополнительного газового оборудования в географических границах г. Вологды и Вологодского района. Общество в соответствии с приказом Управления № 4 от 10.01.2014 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов,  с долей на рынке услуг по эксплуатации объектов газораспределительной системы по перечню техническое обслуживание, включающее также подключение к действующим газопроводам (в том числе выдача технических условий на присоединение к газораспределительной сети) в географических границах г. Вологды и Вологодского района с долей более 50 процентов.

Таким образом, комиссией установлено, что действия ответчика являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

Вместе с тем, статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещена лишь та деятельность занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которой являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Антимонопольному органу, при квалификации действий доминирующего хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, также необходимо учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссией установлено, что обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия либо представить мотивированный отказ в выдаче указанных условий, установлена Правилами № 83. Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 1 Правил).

В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГСК РФ) даны следующие определения таким понятиям, как: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункты 10, 14 статьи 1).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 44).

Объектами жилищных прав, согласно ЖК РФ, являются жилые помещения, к которым в числе прочих относится квартира – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 1 статьи 15, части 1, 3 статьи 16).

Помещение, в том числе квартира, как самостоятельный объект капитального строительства ГСК РФ не определено. Однако, в части 4 статьи 39 ГСК РФ указано на "помещения, являющиеся частью объекта капитального строительства". Отдельное помещение, в том числе квартира, не может быть реконструировано исходя из смысла понятия реконструкции, содержащегося в пункте 14 статьи 1 ГСК РФ.

Вместе с тем, ЖК РФ предусматривает право собственника жилого помещения произвести переустройство жилого помещения, которое представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (статья 25). При этом, такое переустройство проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (статья 26).

Действующим законодательством установлена обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия в случае подключения к указанным сетям объекта капитального строительства строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного, а также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (часть 7 статьи 48 ГСК РФ, пункты 1, 9 Правил № 83).

Сторонами по делу не оспаривается тот факт, что многоквартирный жилой дом, газифицирован и подключен к центральному теплоснабжению.

Соответственно, обязанность определить и выдать технические условия возникнет у Общества «Вологдагаз» в том случае, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о реконструкции многоквартирного дома. Нормы о переустройстве жилого помещения (квартиры) такой обязанности организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусматривают.

Таким образом, в данном случае, отказ ответчика выдать заявителю технические условия на подключение к газораспределительной сети дополнительного газового оборудования не противоречит установленным правилам и не нарушает нормы действующего законодательства. Указанные действия (бездействие) Общества не могут являться злоупотреблением доминирующим положением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 228-10АМЗ/14 по признакам нарушения ОАО «Вологдагаз» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ответчика нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

        

 

Председатель Комиссии

 

В.П. Щепелин

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                 И.А. Смышляева

                                                                                                                     

                                                                                                                      Н.В. Скребков

 

                                                                                                                      М.В. Ласкин

 

                                                                                                                      И.С. Лукова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

«___»________2013г. №_______

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14

 

 

« 04 » февраля 2013 г.                                                                                                  г. Вологда

 

 

Резолютивная часть оглашена 30 января 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено  04 февраля 2014 г.

 

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 228-10АМЗ/14 в отношении открытого акционерного общества «Вологдагаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии:

Щепелин Валентин Петрович –  заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт Управления;

Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист-эксперт Управления;

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт Управления.

рассмотрев материалы дела № 228-10АМЗ/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от гражданина (далее также –  заявитель, гражданин) на действия открытого акционерного общества «Вологдагаз» (далее – ответчик, общество) по злоупотреблению доминирующим положением, выразившемся в немотивированном отказе в выдаче технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения дополнительного газового оборудования.

Общество «Вологдагаз» полагает, что отказ в выдаче технических условий не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку действующими правовыми нормами не предусмотрена обязанность газораспределительной организации выдавать технические условия на установку дополнительного газового оборудования в индивидуальной квартире многоквартирного жилого дома, подключенного в установленном порядке к инженерным сетям.

В соответствии с приказом Управления № 5 от 14.01.2014 г.  возбуждено дело № 228-10АМЗ/14 в отношении ОАО «Вологдагаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что гражданин 08 августа 2013 г. обратился к обществу с заявлением о выдаче технических условий на подключение к газораспределительной сети двухконтурного газового котла закрытого типа в его квартире, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: пос. Майский, д. 10, кв. 54.

14 августа 2013 г. обществом был дан ответ, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № ФЗ-190 «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (письмо от 14.08.2013 № 04/12036).

22 августа 2013 г. гражданин повторно обратился к обществу за выдачей технических условий, на что последнее со ссылкой на указанную выше норму Федерального закона,  а также Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее – Правила № 83), ответило отказом в связи с отсутствием обязанности в данном случае выдавать технические условия (письмо от 27.08.2013 № 05/1721).

Посчитав данный отказ немотивированным, гражданин обратился в антимонопольный орган с настоящим заявлением.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона необходимо установить, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В соответствии счастью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с аналитическим отчетом Управления № 90 (13) от 31.12.2013 г. ОАО «Вологдагаз» занимает доминирующее положение, со стопроцентной долей,  на рынке услуг по эксплуатации газораспределительных сетей, в т.ч. по предоставлению технических условий на установку дополнительного газового оборудования в географических границах г. Вологды и Вологодского района. Общество в соответствии с приказом Управления № 4 от 10.01.2014 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов,  с долей на рынке услуг по эксплуатации объектов газораспределительной системы по перечню техническое обслуживание, включающее также подключение к действующим газопроводам (в том числе выдача технических условий на присоединение к газораспределительной сети) в географических границах г. Вологды и Вологодского района с долей более 50 процентов.

Таким образом, комиссией установлено, что действия ответчика являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

Вместе с тем, статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещена лишь та деятельность занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которой являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Антимонопольному органу, при квалификации действий доминирующего хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, также необходимо учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссией установлено, что обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия либо представить мотивированный отказ в выдаче указанных условий, установлена Правилами № 83. Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 1 Правил).

В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГСК РФ) даны следующие определения таким понятиям, как: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункты 10, 14 статьи 1).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 44).

Объектами жилищных прав, согласно ЖК РФ, являются жилые помещения, к которым в числе прочих относится квартира – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 1 статьи 15, части 1, 3 статьи 16).

Помещение, в том числе квартира, как самостоятельный объект капитального строительства ГСК РФ не определено. Однако, в части 4 статьи 39 ГСК РФ указано на "помещения, являющиеся частью объекта капитального строительства". Отдельное помещение, в том числе квартира, не может быть реконструировано исходя из смысла понятия реконструкции, содержащегося в пункте 14 статьи 1 ГСК РФ.

Вместе с тем, ЖК РФ предусматривает право собственника жилого помещения произвести переустройство жилого помещения, которое представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (статья 25). При этом, такое переустройство проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (статья 26).

Действующим законодательством установлена обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия в случае подключения к указанным сетям объекта капитального строительства строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного, а также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (часть 7 статьи 48 ГСК РФ, пункты 1, 9 Правил № 83).

Сторонами по делу не оспаривается тот факт, что многоквартирный жилой дом, газифицирован и подключен к центральному теплоснабжению.

Соответственно, обязанность определить и выдать технические условия возникнет у Общества «Вологдагаз» в том случае, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о реконструкции многоквартирного дома. Нормы о переустройстве жилого помещения (квартиры) такой обязанности организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусматривают.

Таким образом, в данном случае, отказ ответчика выдать заявителю технические условия на подключение к газораспределительной сети дополнительного газового оборудования не противоречит установленным правилам и не нарушает нормы действующего законодательства. Указанные действия (бездействие) Общества не могут являться злоупотреблением доминирующим положением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 228-10АМЗ/14 по признакам нарушения ОАО «Вологдагаз» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ответчика нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

        

 

Председатель Комиссии

 

В.П. Щепелин

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                 И.А. Смышляева

                                                                                                                     

                                                                                                                      Н.В. Скребков

 

                                                                                                                      М.В. Ласкин

 

                                                                                                                      И.С. Лукова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 228-10АМЗ/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 6 [name] => Монополистическая деятельность [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-04 11:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-30 11:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391687763 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )