РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13 в отношении ОАО «Подшипник»

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13
Дата публикации: 25 ноября 2013, 16:33
 
 


 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел. (8172) 72-99-70

факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

                        _________№ __________

 

на № ________ от __________

 

 

ОАО «Подшипник»

 

    160028, г. Вологда,

    1мкр. ГПЗ-23, 5

 

 

     ***************

 

       160000, г. Вологда,

     ул. *************

    ┌                                                                           ┐

 

 

РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13

 

 

 

Резолютивная часть объявлена 15.11.2013 г.

Изготовлено в полном объеме  22.11.2013 г.                                           г. Вологда

 

 

       

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Сазонова А.И. - председателя Комиссии, руководителя Управления; 

        Власова А.А. – начальника отдела  антимонопольного и рекламного контроля;          

       Докшина М.И. – старшего госинспектора  антимонопольного и рекламного контроля;  

       Мухина А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

       Луковой И.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

       Минаева А.Б. – главного специалиста - эксперта отдела  по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;

        рассмотрев дело № 194-10АМЗ/13 по признакам нарушения ОАО «Подшипник» (далее также Общество) ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,                                     

                                               

 

 

 

                                               

УСТАНОВИЛА:

 

 

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ****** о признаках нарушения ОАО «Подшипник» антимонопольного законодательства выразившихся во взимании с населения платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды. ОАО  «Подшипник» является управляющей компанией и при отказе потребителей оплачивать опломбировку ОАО  «Подшипник» начисляет таким потребителям платы за горячее и холодное водоснабжение по нормативу. Такие действия ОАО  «Подшипник» заявитель полагает противоречащими действующему законодательству и нарушающими ФЗ «О защите конкуренции».

         ОАО  «Подшипник» в обоснование своих доводов в письменных пояснениях и на заседании Комиссии указало, что в соответствии с положениями ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») обязанность по введению установленных приборов учета в эксплуатацию лежат на собственниках жилых помещений, и соответственно все расходы, связанные с указанными действиями должны нести непосредственно сами собственники.  Услуга по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию и опломбировке может быть осуществлена любой специализированной организацией, следовательно, потребители не ограничены в выборе организаций оказывающих такие услуги. 

          Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает, что ОАО  «Подшипник» нарушило ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

   В соответствии ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

           Комиссией установлено, что ОАО  «Подшипник» является управляющей организацией и несет в соответствии со ст. 161 ЖК РФ ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от благоустройства данного дома. Осуществляет свою деятельность на основании договоров управления многоквартирными домами, в частности договора от 15.03.11 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Вологда, ул. Преображенского, 39.

   В соответствии с аналитическим отчетом от 08.10.2013 № 65 составленным Вологодским УФАС России на основании проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме установлено, что ОАО  «Подшипник» занимает доминирующее положение на товарном рынке коммунальных услуг, в том числе ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, по отношению к покупателям этих услуг, в частности жителей многоквартирного дома по адресу г. Вологда, ул. Преображенского, 39.

Генеральным директором ОАО  «Подшипник» на 2013 год были утверждены тарифы на работы, оплачиваемые квартиросъемщиками. В соответствии с прейскурантом за услуги по вводу в эксплуатацию 1 счетчика (оснащение 1 прибором учета) установлена плата в размере 200 рублей.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что заявитель с письменным заявлением о необходимости ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию в адрес  ОАО  «Подшипник» не обращалась. Вместе с тем, для проверки доводов заявителя о взимании ОАО  «Подшипник» с населения платы за опломбировку индивидуальных приборов учета, Комиссией были запрошены у Общества договоры с собственниками жилых помещений на ввод в эксплуатацию приборов учета воды.  

Из представленной Обществом информации установлено, что ОАО  «Подшипник» оказывает возмездные услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды жильцам многоквартирных домов, находящихся на управлении ОАО  «Подшипник», о чем свидетельствуют представленные Обществом акт выполненных работ № 910 от 19.09.2013, счет – фактура от 19.09.2013, акт выполненных работ № 914 от 23.09.2013, счет – фактура от 23.09.2013 на оказанные услуги жильцам *******., ******* по вводу в эксплуатацию водосчетчиков.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:

- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

-  потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

 В соответствии с подпунктами «б», «г», «д», «ж» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,  потребитель обязан:

- при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;

- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку

 - обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;

-  допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;

 В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 На основании п.31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.  А в соответствии с подпунктом «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы, за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по возмездному приобретению у управляющей организации услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе индивидуальных приборов учета воды.

При таки обстоятельствах Комиссия Вологодского УФАС России устанавливает, что действия ОАО  «Подшипник», в том числе по взиманию платы с граждан  *********, *******, за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды ущемляет интересы собственников помещений в многоквартирных домах и являются нарушением ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».      

  На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                                          

                                                          

                                                          РЕШИЛА:

 

 

   1. Признать действия ОАО  «Подшипник» выразившиеся во  взимании с собственников помещений в многоквартирных домах (потребителей), в том числе с граждан *********, *******, платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе приборов учета воды, ущемляющими интересы собственников помещений в многоквартирных домах и являющимися нарушением ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».      

          2.  Выдать ОАО  «Подшипник» предписание о прекращении взимания с потребителей законодательно не установленной  платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе индивидуальных приборов учета воды.

 

 Председатель Комиссии                                                   А.И. Сазонов

 

 

 

 Члены Комиссии                                                               А.А. Власов

                                                                                                                                                                           

                                                                                             М.И. Докшин

 

                                                                                         А.С. Мухин

 

                                                                                          И.С. Лукова

 

                                                                                              

                                                                                           А.Б. Минаев   

 

        

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 8047 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13 в отношении ОАО «Подшипник» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8047 [type] => solution [language] => ru [created] => 1385382899 [changed] => 1385382899 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1385382899 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
 


 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел. (8172) 72-99-70

факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

                        _________№ __________

 

на № ________ от __________

 

 

ОАО «Подшипник»

 

    160028, г. Вологда,

    1мкр. ГПЗ-23, 5

 

 

     ***************

 

       160000, г. Вологда,

     ул. *************

    ┌                                                                           ┐

 

 

РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13

 

 

 

Резолютивная часть объявлена 15.11.2013 г.

Изготовлено в полном объеме  22.11.2013 г.                                           г. Вологда

 

 

       

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Сазонова А.И. - председателя Комиссии, руководителя Управления; 

        Власова А.А. – начальника отдела  антимонопольного и рекламного контроля;          

       Докшина М.И. – старшего госинспектора  антимонопольного и рекламного контроля;  

       Мухина А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

       Луковой И.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

       Минаева А.Б. – главного специалиста - эксперта отдела  по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;

        рассмотрев дело № 194-10АМЗ/13 по признакам нарушения ОАО «Подшипник» (далее также Общество) ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,                                     

                                               

 

 

 

                                               

УСТАНОВИЛА:

 

 

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ****** о признаках нарушения ОАО «Подшипник» антимонопольного законодательства выразившихся во взимании с населения платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды. ОАО  «Подшипник» является управляющей компанией и при отказе потребителей оплачивать опломбировку ОАО  «Подшипник» начисляет таким потребителям платы за горячее и холодное водоснабжение по нормативу. Такие действия ОАО  «Подшипник» заявитель полагает противоречащими действующему законодательству и нарушающими ФЗ «О защите конкуренции».

         ОАО  «Подшипник» в обоснование своих доводов в письменных пояснениях и на заседании Комиссии указало, что в соответствии с положениями ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») обязанность по введению установленных приборов учета в эксплуатацию лежат на собственниках жилых помещений, и соответственно все расходы, связанные с указанными действиями должны нести непосредственно сами собственники.  Услуга по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию и опломбировке может быть осуществлена любой специализированной организацией, следовательно, потребители не ограничены в выборе организаций оказывающих такие услуги. 

          Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает, что ОАО  «Подшипник» нарушило ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

   В соответствии ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

           Комиссией установлено, что ОАО  «Подшипник» является управляющей организацией и несет в соответствии со ст. 161 ЖК РФ ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от благоустройства данного дома. Осуществляет свою деятельность на основании договоров управления многоквартирными домами, в частности договора от 15.03.11 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Вологда, ул. Преображенского, 39.

   В соответствии с аналитическим отчетом от 08.10.2013 № 65 составленным Вологодским УФАС России на основании проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме установлено, что ОАО  «Подшипник» занимает доминирующее положение на товарном рынке коммунальных услуг, в том числе ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, по отношению к покупателям этих услуг, в частности жителей многоквартирного дома по адресу г. Вологда, ул. Преображенского, 39.

Генеральным директором ОАО  «Подшипник» на 2013 год были утверждены тарифы на работы, оплачиваемые квартиросъемщиками. В соответствии с прейскурантом за услуги по вводу в эксплуатацию 1 счетчика (оснащение 1 прибором учета) установлена плата в размере 200 рублей.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что заявитель с письменным заявлением о необходимости ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию в адрес  ОАО  «Подшипник» не обращалась. Вместе с тем, для проверки доводов заявителя о взимании ОАО  «Подшипник» с населения платы за опломбировку индивидуальных приборов учета, Комиссией были запрошены у Общества договоры с собственниками жилых помещений на ввод в эксплуатацию приборов учета воды.  

Из представленной Обществом информации установлено, что ОАО  «Подшипник» оказывает возмездные услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды жильцам многоквартирных домов, находящихся на управлении ОАО  «Подшипник», о чем свидетельствуют представленные Обществом акт выполненных работ № 910 от 19.09.2013, счет – фактура от 19.09.2013, акт выполненных работ № 914 от 23.09.2013, счет – фактура от 23.09.2013 на оказанные услуги жильцам *******., ******* по вводу в эксплуатацию водосчетчиков.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:

- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

-  потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

 В соответствии с подпунктами «б», «г», «д», «ж» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,  потребитель обязан:

- при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;

- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку

 - обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;

-  допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;

 В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 На основании п.31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.  А в соответствии с подпунктом «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы, за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по возмездному приобретению у управляющей организации услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе индивидуальных приборов учета воды.

При таки обстоятельствах Комиссия Вологодского УФАС России устанавливает, что действия ОАО  «Подшипник», в том числе по взиманию платы с граждан  *********, *******, за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды ущемляет интересы собственников помещений в многоквартирных домах и являются нарушением ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».      

  На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                                          

                                                          

                                                          РЕШИЛА:

 

 

   1. Признать действия ОАО  «Подшипник» выразившиеся во  взимании с собственников помещений в многоквартирных домах (потребителей), в том числе с граждан *********, *******, платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе приборов учета воды, ущемляющими интересы собственников помещений в многоквартирных домах и являющимися нарушением ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».      

          2.  Выдать ОАО  «Подшипник» предписание о прекращении взимания с потребителей законодательно не установленной  платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе индивидуальных приборов учета воды.

 

 Председатель Комиссии                                                   А.И. Сазонов

 

 

 

 Члены Комиссии                                                               А.А. Власов

                                                                                                                                                                           

                                                                                             М.И. Докшин

 

                                                                                         А.С. Мухин

 

                                                                                          И.С. Лукова

 

                                                                                              

                                                                                           А.Б. Минаев   

 

        

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
 
 


 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел. (8172) 72-99-70

факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

                        _________№ __________

 

на № ________ от __________

 

 

ОАО «Подшипник»

 

    160028, г. Вологда,

    1мкр. ГПЗ-23, 5

 

 

     ***************

 

       160000, г. Вологда,

     ул. *************

    ┌                                                                           ┐

 

 

РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13

 

 

 

Резолютивная часть объявлена 15.11.2013 г.

Изготовлено в полном объеме  22.11.2013 г.                                           г. Вологда

 

 

       

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Сазонова А.И. - председателя Комиссии, руководителя Управления; 

        Власова А.А. – начальника отдела  антимонопольного и рекламного контроля;          

       Докшина М.И. – старшего госинспектора  антимонопольного и рекламного контроля;  

       Мухина А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

       Луковой И.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

       Минаева А.Б. – главного специалиста - эксперта отдела  по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;

        рассмотрев дело № 194-10АМЗ/13 по признакам нарушения ОАО «Подшипник» (далее также Общество) ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,                                     

                                               

 

 

 

                                               

УСТАНОВИЛА:

 

 

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ****** о признаках нарушения ОАО «Подшипник» антимонопольного законодательства выразившихся во взимании с населения платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды. ОАО  «Подшипник» является управляющей компанией и при отказе потребителей оплачивать опломбировку ОАО  «Подшипник» начисляет таким потребителям платы за горячее и холодное водоснабжение по нормативу. Такие действия ОАО  «Подшипник» заявитель полагает противоречащими действующему законодательству и нарушающими ФЗ «О защите конкуренции».

         ОАО  «Подшипник» в обоснование своих доводов в письменных пояснениях и на заседании Комиссии указало, что в соответствии с положениями ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») обязанность по введению установленных приборов учета в эксплуатацию лежат на собственниках жилых помещений, и соответственно все расходы, связанные с указанными действиями должны нести непосредственно сами собственники.  Услуга по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию и опломбировке может быть осуществлена любой специализированной организацией, следовательно, потребители не ограничены в выборе организаций оказывающих такие услуги. 

          Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает, что ОАО  «Подшипник» нарушило ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

   В соответствии ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

           Комиссией установлено, что ОАО  «Подшипник» является управляющей организацией и несет в соответствии со ст. 161 ЖК РФ ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от благоустройства данного дома. Осуществляет свою деятельность на основании договоров управления многоквартирными домами, в частности договора от 15.03.11 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Вологда, ул. Преображенского, 39.

   В соответствии с аналитическим отчетом от 08.10.2013 № 65 составленным Вологодским УФАС России на основании проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме установлено, что ОАО  «Подшипник» занимает доминирующее положение на товарном рынке коммунальных услуг, в том числе ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, по отношению к покупателям этих услуг, в частности жителей многоквартирного дома по адресу г. Вологда, ул. Преображенского, 39.

Генеральным директором ОАО  «Подшипник» на 2013 год были утверждены тарифы на работы, оплачиваемые квартиросъемщиками. В соответствии с прейскурантом за услуги по вводу в эксплуатацию 1 счетчика (оснащение 1 прибором учета) установлена плата в размере 200 рублей.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что заявитель с письменным заявлением о необходимости ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию в адрес  ОАО  «Подшипник» не обращалась. Вместе с тем, для проверки доводов заявителя о взимании ОАО  «Подшипник» с населения платы за опломбировку индивидуальных приборов учета, Комиссией были запрошены у Общества договоры с собственниками жилых помещений на ввод в эксплуатацию приборов учета воды.  

Из представленной Обществом информации установлено, что ОАО  «Подшипник» оказывает возмездные услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды жильцам многоквартирных домов, находящихся на управлении ОАО  «Подшипник», о чем свидетельствуют представленные Обществом акт выполненных работ № 910 от 19.09.2013, счет – фактура от 19.09.2013, акт выполненных работ № 914 от 23.09.2013, счет – фактура от 23.09.2013 на оказанные услуги жильцам *******., ******* по вводу в эксплуатацию водосчетчиков.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:

- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

-  потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

 В соответствии с подпунктами «б», «г», «д», «ж» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,  потребитель обязан:

- при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;

- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку

 - обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;

-  допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;

 В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 На основании п.31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.  А в соответствии с подпунктом «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы, за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по возмездному приобретению у управляющей организации услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе индивидуальных приборов учета воды.

При таки обстоятельствах Комиссия Вологодского УФАС России устанавливает, что действия ОАО  «Подшипник», в том числе по взиманию платы с граждан  *********, *******, за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды ущемляет интересы собственников помещений в многоквартирных домах и являются нарушением ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».      

  На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                                          

                                                          

                                                          РЕШИЛА:

 

 

   1. Признать действия ОАО  «Подшипник» выразившиеся во  взимании с собственников помещений в многоквартирных домах (потребителей), в том числе с граждан *********, *******, платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе приборов учета воды, ущемляющими интересы собственников помещений в многоквартирных домах и являющимися нарушением ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».      

          2.  Выдать ОАО  «Подшипник» предписание о прекращении взимания с потребителей законодательно не установленной  платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в том числе индивидуальных приборов учета воды.

 

 Председатель Комиссии                                                   А.И. Сазонов

 

 

 

 Члены Комиссии                                                               А.А. Власов

                                                                                                                                                                           

                                                                                             М.И. Докшин

 

                                                                                         А.С. Мухин

 

                                                                                          И.С. Лукова

 

                                                                                              

                                                                                           А.Б. Минаев   

 

        

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 194-10АМЗ/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-25 12:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-15 12:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1385382899 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )