РЕШЕНИЕ № 08-10АМЗ/13

Номер дела: 08-10АМЗ/13
Дата публикации: 13 ноября 2013, 15:16

РЕШЕНИЕ № 08-10АМЗ/13

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 13.11.2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Румянцев А.В. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

рассмотрев дело № 08-10АМЗ/13, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014), выразившегося в злоупотреблении доминирующего положения путем неисполнения предусмотренных договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, результатом которого  является ущемление интересов гр-на Сидорова Э.Л., в присутствии представителя ГП ВО «Областные электротеплосети» Попова Е.А.,  в присутствии гр-на Сидорова Э.А.  

УСТАНОВИЛА:

09.10.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление Сидорова Э.А. на действия ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» (в силу ст. 58 ГК РФ и в соответствии с учредительными документами ГП ВО «Областные электротеплосети»  является правопреемником  ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», далее по тексту ответчиком является ГП ВО «Областные электротеплосети»), выразившихся в неисполнении предусмотренных договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка 35:24:0302017:195.

В соответствии с приказом Управления № 336 от 11 октября 2013 года было возбуждено дело №08-10АМЗ/13 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (далее - Общество) по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Согласно пункта 1.5 договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., заключенного между Обществом и гр-ом Сидоровым Э.А., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка  35:24:0302017:195 составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила)) и условий договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома гр-на Сидорова Э.А. с сетям ГП ВО «Областные электротеплосети» должны быть исполнены Обществом не позднее 12.05.2013. На момент рассмотрения дела 30.10.2013 года мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., со стороны ГП ВО «Областные электротеплосети» не выполнены.

Сидоров Э.А.  поддержал доводы, изложенные в заявлении (вход. № 134-ОГ от 09.10.2013 г.).

Представители Общества пояснили, что для реализации мероприятий в соответствии с заключенным договором технологического присоединения, ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» приступило к проектированию необходимых объектов электросетевого хозяйства. По данному объекту была выполнена заявка на выполнение инженерно-геодезических изысканий. 03 июня 2013 года с ОАО «ВологдаТИСИЗ» был заключен договор подряда № 13-0064/23-1 на выполнение инженерно-геодезичсеких изысканий по объекту г. Вологда, ул. Баранковская ТУ № ТП-12/1076, площадь съемки 1000 кв.м. в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая значительные трудности при проектировании, проектно-сметная документация в полном объеме, включая все необходимые согласования с собственниками земельных участков, а также с собственниками электросетевых сооружений используемых при выполнении мероприятий по технологическому присоединению заявителя была получена Обществом в августе 2013 года согласно договора от 16 августа 2013 года № 13-925/23-1 на разработку проектно-сметной документации с ООО «ЭнергоПроектМонтаж-3», заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 15077 от 26.06.2013 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 Исходя из вышеизложенного, Управление приходит выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в г. Вологда в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией, гр-ну Сидорову Э.А. по договору аренды земельного участка для жилищного строительства № 01-840 от 17 мая 2011 года передан за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером земельного участка 35:24:0302017:195 по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская.

12.11.2012 года между Сидоровым Э.А. и Обществом был заключен договор № ТП-12/1076 на технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Гр-н Сидоров Э.А. как заявитель соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер 35:24:0302017:195., к электрическим сетям ГП ВО «Областные электротеплосети», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 12.05.2013 г.

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., мероприятия по технологическому присоединению жилого дома Сидорова Э.А.

Сами мероприятия, согласно письменным пояснениям, Общество начало осуществлять только после истечения 6-месячного срока со дня подписания договора, а именно 3 июня 2013 года с ОАО «ВологдаТИСИЗ» был заключен договор подряда № 13-0064/23-1 на выполнение инженерно-геодезичсеких изысканий по объекту г. Вологда, ул. Баранковская ТУ № ТП-12/1076, площадь съемки 1000 кв.м. в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер 35:24:0302017:195, к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов гр-на Сидорова Э.А..

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.                Признать ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка 35:24:0302017:195, к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов гр-на Сидорова Э.А..

2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

В. П. Щепелин

Члены комиссии:

 

Н. И. Проничева

 

 

А. В. Румянцев

 

stdClass Object ( [vid] => 8010 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 08-10АМЗ/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8010 [type] => solution [language] => ru [created] => 1384427839 [changed] => 1384427839 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1384427839 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 08-10АМЗ/13

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 13.11.2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Румянцев А.В. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

рассмотрев дело № 08-10АМЗ/13, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014), выразившегося в злоупотреблении доминирующего положения путем неисполнения предусмотренных договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, результатом которого  является ущемление интересов гр-на Сидорова Э.Л., в присутствии представителя ГП ВО «Областные электротеплосети» Попова Е.А.,  в присутствии гр-на Сидорова Э.А.  

УСТАНОВИЛА:

09.10.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление Сидорова Э.А. на действия ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» (в силу ст. 58 ГК РФ и в соответствии с учредительными документами ГП ВО «Областные электротеплосети»  является правопреемником  ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», далее по тексту ответчиком является ГП ВО «Областные электротеплосети»), выразившихся в неисполнении предусмотренных договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка 35:24:0302017:195.

В соответствии с приказом Управления № 336 от 11 октября 2013 года было возбуждено дело №08-10АМЗ/13 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (далее - Общество) по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Согласно пункта 1.5 договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., заключенного между Обществом и гр-ом Сидоровым Э.А., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка  35:24:0302017:195 составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила)) и условий договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома гр-на Сидорова Э.А. с сетям ГП ВО «Областные электротеплосети» должны быть исполнены Обществом не позднее 12.05.2013. На момент рассмотрения дела 30.10.2013 года мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., со стороны ГП ВО «Областные электротеплосети» не выполнены.

Сидоров Э.А.  поддержал доводы, изложенные в заявлении (вход. № 134-ОГ от 09.10.2013 г.).

Представители Общества пояснили, что для реализации мероприятий в соответствии с заключенным договором технологического присоединения, ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» приступило к проектированию необходимых объектов электросетевого хозяйства. По данному объекту была выполнена заявка на выполнение инженерно-геодезических изысканий. 03 июня 2013 года с ОАО «ВологдаТИСИЗ» был заключен договор подряда № 13-0064/23-1 на выполнение инженерно-геодезичсеких изысканий по объекту г. Вологда, ул. Баранковская ТУ № ТП-12/1076, площадь съемки 1000 кв.м. в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая значительные трудности при проектировании, проектно-сметная документация в полном объеме, включая все необходимые согласования с собственниками земельных участков, а также с собственниками электросетевых сооружений используемых при выполнении мероприятий по технологическому присоединению заявителя была получена Обществом в августе 2013 года согласно договора от 16 августа 2013 года № 13-925/23-1 на разработку проектно-сметной документации с ООО «ЭнергоПроектМонтаж-3», заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 15077 от 26.06.2013 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 Исходя из вышеизложенного, Управление приходит выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в г. Вологда в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией, гр-ну Сидорову Э.А. по договору аренды земельного участка для жилищного строительства № 01-840 от 17 мая 2011 года передан за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером земельного участка 35:24:0302017:195 по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская.

12.11.2012 года между Сидоровым Э.А. и Обществом был заключен договор № ТП-12/1076 на технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Гр-н Сидоров Э.А. как заявитель соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер 35:24:0302017:195., к электрическим сетям ГП ВО «Областные электротеплосети», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 12.05.2013 г.

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., мероприятия по технологическому присоединению жилого дома Сидорова Э.А.

Сами мероприятия, согласно письменным пояснениям, Общество начало осуществлять только после истечения 6-месячного срока со дня подписания договора, а именно 3 июня 2013 года с ОАО «ВологдаТИСИЗ» был заключен договор подряда № 13-0064/23-1 на выполнение инженерно-геодезичсеких изысканий по объекту г. Вологда, ул. Баранковская ТУ № ТП-12/1076, площадь съемки 1000 кв.м. в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер 35:24:0302017:195, к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов гр-на Сидорова Э.А..

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.                Признать ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка 35:24:0302017:195, к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов гр-на Сидорова Э.А..

2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

В. П. Щепелин

Члены комиссии:

 

Н. И. Проничева

 

 

А. В. Румянцев

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 08-10АМЗ/13

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 13.11.2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Румянцев А.В. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

рассмотрев дело № 08-10АМЗ/13, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014), выразившегося в злоупотреблении доминирующего положения путем неисполнения предусмотренных договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, результатом которого  является ущемление интересов гр-на Сидорова Э.Л., в присутствии представителя ГП ВО «Областные электротеплосети» Попова Е.А.,  в присутствии гр-на Сидорова Э.А.  

УСТАНОВИЛА:

09.10.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление Сидорова Э.А. на действия ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» (в силу ст. 58 ГК РФ и в соответствии с учредительными документами ГП ВО «Областные электротеплосети»  является правопреемником  ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», далее по тексту ответчиком является ГП ВО «Областные электротеплосети»), выразившихся в неисполнении предусмотренных договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка 35:24:0302017:195.

В соответствии с приказом Управления № 336 от 11 октября 2013 года было возбуждено дело №08-10АМЗ/13 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (далее - Общество) по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Согласно пункта 1.5 договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., заключенного между Обществом и гр-ом Сидоровым Э.А., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка  35:24:0302017:195 составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила)) и условий договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома гр-на Сидорова Э.А. с сетям ГП ВО «Областные электротеплосети» должны быть исполнены Обществом не позднее 12.05.2013. На момент рассмотрения дела 30.10.2013 года мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., со стороны ГП ВО «Областные электротеплосети» не выполнены.

Сидоров Э.А.  поддержал доводы, изложенные в заявлении (вход. № 134-ОГ от 09.10.2013 г.).

Представители Общества пояснили, что для реализации мероприятий в соответствии с заключенным договором технологического присоединения, ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» приступило к проектированию необходимых объектов электросетевого хозяйства. По данному объекту была выполнена заявка на выполнение инженерно-геодезических изысканий. 03 июня 2013 года с ОАО «ВологдаТИСИЗ» был заключен договор подряда № 13-0064/23-1 на выполнение инженерно-геодезичсеких изысканий по объекту г. Вологда, ул. Баранковская ТУ № ТП-12/1076, площадь съемки 1000 кв.м. в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая значительные трудности при проектировании, проектно-сметная документация в полном объеме, включая все необходимые согласования с собственниками земельных участков, а также с собственниками электросетевых сооружений используемых при выполнении мероприятий по технологическому присоединению заявителя была получена Обществом в августе 2013 года согласно договора от 16 августа 2013 года № 13-925/23-1 на разработку проектно-сметной документации с ООО «ЭнергоПроектМонтаж-3», заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 15077 от 26.06.2013 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 Исходя из вышеизложенного, Управление приходит выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в г. Вологда в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией, гр-ну Сидорову Э.А. по договору аренды земельного участка для жилищного строительства № 01-840 от 17 мая 2011 года передан за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером земельного участка 35:24:0302017:195 по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская.

12.11.2012 года между Сидоровым Э.А. и Обществом был заключен договор № ТП-12/1076 на технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Гр-н Сидоров Э.А. как заявитель соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер 35:24:0302017:195., к электрическим сетям ГП ВО «Областные электротеплосети», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 12.05.2013 г.

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные договором № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г., мероприятия по технологическому присоединению жилого дома Сидорова Э.А.

Сами мероприятия, согласно письменным пояснениям, Общество начало осуществлять только после истечения 6-месячного срока со дня подписания договора, а именно 3 июня 2013 года с ОАО «ВологдаТИСИЗ» был заключен договор подряда № 13-0064/23-1 на выполнение инженерно-геодезичсеких изысканий по объекту г. Вологда, ул. Баранковская ТУ № ТП-12/1076, площадь съемки 1000 кв.м. в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер 35:24:0302017:195, к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов гр-на Сидорова Э.А..

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.                Признать ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99, г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора № ТП-12/1076 от 12.11.2012 г. по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Баранковская, кадастровый номер земельного участка 35:24:0302017:195, к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов гр-на Сидорова Э.А..

2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

В. П. Щепелин

Члены комиссии:

 

Н. И. Проничева

 

 

А. В. Румянцев

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-10АМЗ/13 [format] => [safe_value] => 08-10АМЗ/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-13 11:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-13 11:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1384427839 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )