РЕШЕНИЕ № 45/2013 по делу в отношении ИП Осминина и ИП Баскарева

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 45/2013
Дата публикации: 31 октября 2013, 16:12

 

 

«___»________2013г. №_______

 

        ИП Осминина

Виктория Александровна

          г. Вологда,160000

 

          ИП Баскарева Т.А.

         г.Вологда,160000 

 

Резолютивная часть оглашена 25 октября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 г.                           

                                                                                                                       г. Вологда

 

 

РЕШЕНИЕ № 45/2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

Турчина Ю.В. – специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Галанина О.В. – государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Мухин А.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 45/2013 по признакам нарушения ИП Баскаревой  Т.А. Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),

в присутствии:

 представителей  печатного издания «Fresch time» («Свежее время»):

-  владельца салона красоты «Долина грез» - ИП Осминина Виктория ;

УСТАНОВИЛА:

 

         должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…», размещенной  на стр.109 в № 5(49)  июль 2013 года ежемесячного городского рекламно-информационного журнала печатного рекламного издания «Fresch time» («Свежее время») имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Рекламораспространителем  данной рекламы, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является  ИП Баскарева Татьяна Александровна (далее – Предприниматель).

Рекламодателем данной рекламы,  т.е. изготовителем или продавцом товара, либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является ИП Осминина Виктория Александровна (далее по тексту рекламодатель).

Из материалов дела следует, что в печатном издании «Fresch time» на стр.109 в  в № 5(49)  июль 2013 года распространена реклама: «Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование во-лос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…».

На заседании Комиссии представитель печатного издания заявила, что данная реклама распространялась в одном выпуске журнала. Со своей стороны нарушения рекламного законодательства не обнаружили. Договор о предоставлении  услуг № В-68  на распространение указанной рекламы подписан  с ИП Осмининой Викторией Александровной в 2010 году, продлен по настоящее время. Рекламный макет согласован обеими сторонами. Оплата на размещение указанной рекламы не произведена на сегодняшний день. Рекламодатель пояснила, что все парикмахерские услуги, указанные в рекламе, в полном объеме  оказываются клиентам. Окрашивание волос производится с помощью красок, в состав которых входят химические красители.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.

В пункте 1 статьи 3 Закон «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В данной рекламе использованы фразы «…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет …».

В соответствии с ГОСТом Р 51142-98, утвержденным Постановление Госстандарта России от 02.03.1998 г. № 31, который распространяется на услуги парикмахерских, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 4.2. вышеуказанного ГОСТа по технологическому признаку услуги парикмахерских делят на:

- услуги по уходу за волосами;

- услуги по уходу за кожей лица и тела;

- услуги по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног (маникюр, педикюр);

- массаж лица и шеи.

 В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 ОКУН, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые косметологическими подразделениями, в том числе услуги косметические, процедуры врачебные.

Согласно пункту 49 Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «объем платных услуг населению», утвержденных приказом Росстата от 23.07.2009 № 147, медицинские услуги включают, в том числе, услуги косметологических учреждений. В медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведение физиотерапевтических и иных процедур, массажей и т.д., предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.

Определение медицинской услуги закреплено в отраслевом стандарте «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», который утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга – это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, которым утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее – Номенклатура), к простым медицинским услугам отнесены услуги под кодами:

A      14.01.002     Уход за волосами, ногтями; 

A      14.01.016      Втирание растворов в волосистую часть головы;  

A      21.01.005      Массаж волосистой части головы;                         

Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют, что использованные в рекламе  фразы «…стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет …» относится к медицинским услугам.

 Материалами дела подтверждается, что реклама, распространенная ИП Баскаревой Т.А., содержит предложение, обращенное к потенциальным потребителям, о предоставлении медицинских услуг, то есть, направлено на привлечение внимания лиц, нуждающихся в  медицинских услугах. При этом не содержит существенной части информации о наличии противопоказаний к применению и использованию услуги, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, таким образом, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться, что может привести к угрозе жизни и здоровью потребителей рекламы.

Комиссией установлено, что вышеуказанная реклама распространялась только в одном номере журнала, а именно на стр.109 в  № 5(49)  июль 2013 года печатного издания «Fresch time».

Следовательно, реклама распространенная Предпринимателем не соответствует части  7 статьи 24 Закона «О рекламе», так как в ней отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или получения консультации специалистов.

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем  данной рекламы т.е. изготовителем или продавцом товара, либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является ИП Осминина В. А., что подтверждается договором …

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Баскарева  Т.А., что подтверждается договором ….

В соответствии с  частью 6  статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 7  статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «…Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…» распространенную в ежемесячном городском рекламно-информационном журнале «Fresch time» («Свежее время») размещенной  на стр.109 в № 5(49)  июль 2013 года,  поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

 2. Предписание не выдавать,  в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

 

_________________:

 

О.В. Галанина

 

 

_________________:

 

_________________:

 

                  

 

 

 

Ю.В. Турчина

 

 А.С.Мухин

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7911 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 45/2013 по делу в отношении ИП Осминина и ИП Баскарева [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7911 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383221654 [changed] => 1383221654 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383221654 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

«___»________2013г. №_______

 

        ИП Осминина

Виктория Александровна

          г. Вологда,160000

 

          ИП Баскарева Т.А.

         г.Вологда,160000 

 

Резолютивная часть оглашена 25 октября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 г.                           

                                                                                                                       г. Вологда

 

 

РЕШЕНИЕ № 45/2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

Турчина Ю.В. – специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Галанина О.В. – государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Мухин А.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 45/2013 по признакам нарушения ИП Баскаревой  Т.А. Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),

в присутствии:

 представителей  печатного издания «Fresch time» («Свежее время»):

-  владельца салона красоты «Долина грез» - ИП Осминина Виктория ;

УСТАНОВИЛА:

 

         должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…», размещенной  на стр.109 в № 5(49)  июль 2013 года ежемесячного городского рекламно-информационного журнала печатного рекламного издания «Fresch time» («Свежее время») имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Рекламораспространителем  данной рекламы, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является  ИП Баскарева Татьяна Александровна (далее – Предприниматель).

Рекламодателем данной рекламы,  т.е. изготовителем или продавцом товара, либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является ИП Осминина Виктория Александровна (далее по тексту рекламодатель).

Из материалов дела следует, что в печатном издании «Fresch time» на стр.109 в  в № 5(49)  июль 2013 года распространена реклама: «Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование во-лос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…».

На заседании Комиссии представитель печатного издания заявила, что данная реклама распространялась в одном выпуске журнала. Со своей стороны нарушения рекламного законодательства не обнаружили. Договор о предоставлении  услуг № В-68  на распространение указанной рекламы подписан  с ИП Осмининой Викторией Александровной в 2010 году, продлен по настоящее время. Рекламный макет согласован обеими сторонами. Оплата на размещение указанной рекламы не произведена на сегодняшний день. Рекламодатель пояснила, что все парикмахерские услуги, указанные в рекламе, в полном объеме  оказываются клиентам. Окрашивание волос производится с помощью красок, в состав которых входят химические красители.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.

В пункте 1 статьи 3 Закон «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В данной рекламе использованы фразы «…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет …».

В соответствии с ГОСТом Р 51142-98, утвержденным Постановление Госстандарта России от 02.03.1998 г. № 31, который распространяется на услуги парикмахерских, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 4.2. вышеуказанного ГОСТа по технологическому признаку услуги парикмахерских делят на:

- услуги по уходу за волосами;

- услуги по уходу за кожей лица и тела;

- услуги по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног (маникюр, педикюр);

- массаж лица и шеи.

 В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 ОКУН, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые косметологическими подразделениями, в том числе услуги косметические, процедуры врачебные.

Согласно пункту 49 Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «объем платных услуг населению», утвержденных приказом Росстата от 23.07.2009 № 147, медицинские услуги включают, в том числе, услуги косметологических учреждений. В медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведение физиотерапевтических и иных процедур, массажей и т.д., предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.

Определение медицинской услуги закреплено в отраслевом стандарте «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», который утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга – это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, которым утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее – Номенклатура), к простым медицинским услугам отнесены услуги под кодами:

A      14.01.002     Уход за волосами, ногтями; 

A      14.01.016      Втирание растворов в волосистую часть головы;  

A      21.01.005      Массаж волосистой части головы;                         

Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют, что использованные в рекламе  фразы «…стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет …» относится к медицинским услугам.

 Материалами дела подтверждается, что реклама, распространенная ИП Баскаревой Т.А., содержит предложение, обращенное к потенциальным потребителям, о предоставлении медицинских услуг, то есть, направлено на привлечение внимания лиц, нуждающихся в  медицинских услугах. При этом не содержит существенной части информации о наличии противопоказаний к применению и использованию услуги, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, таким образом, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться, что может привести к угрозе жизни и здоровью потребителей рекламы.

Комиссией установлено, что вышеуказанная реклама распространялась только в одном номере журнала, а именно на стр.109 в  № 5(49)  июль 2013 года печатного издания «Fresch time».

Следовательно, реклама распространенная Предпринимателем не соответствует части  7 статьи 24 Закона «О рекламе», так как в ней отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или получения консультации специалистов.

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем  данной рекламы т.е. изготовителем или продавцом товара, либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является ИП Осминина В. А., что подтверждается договором …

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Баскарева  Т.А., что подтверждается договором ….

В соответствии с  частью 6  статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 7  статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «…Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…» распространенную в ежемесячном городском рекламно-информационном журнале «Fresch time» («Свежее время») размещенной  на стр.109 в № 5(49)  июль 2013 года,  поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

 2. Предписание не выдавать,  в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

 

_________________:

 

О.В. Галанина

 

 

_________________:

 

_________________:

 

                  

 

 

 

Ю.В. Турчина

 

 А.С.Мухин

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

«___»________2013г. №_______

 

        ИП Осминина

Виктория Александровна

          г. Вологда,160000

 

          ИП Баскарева Т.А.

         г.Вологда,160000 

 

Резолютивная часть оглашена 25 октября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 г.                           

                                                                                                                       г. Вологда

 

 

РЕШЕНИЕ № 45/2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

Турчина Ю.В. – специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Галанина О.В. – государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Мухин А.С. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля,

рассмотрев дело № 45/2013 по признакам нарушения ИП Баскаревой  Т.А. Федерального закона 2006 года №38-ФЗ (далее - Закон «О рекламе»),

в присутствии:

 представителей  печатного издания «Fresch time» («Свежее время»):

-  владельца салона красоты «Долина грез» - ИП Осминина Виктория ;

УСТАНОВИЛА:

 

         должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…», размещенной  на стр.109 в № 5(49)  июль 2013 года ежемесячного городского рекламно-информационного журнала печатного рекламного издания «Fresch time» («Свежее время») имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Рекламораспространителем  данной рекламы, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является  ИП Баскарева Татьяна Александровна (далее – Предприниматель).

Рекламодателем данной рекламы,  т.е. изготовителем или продавцом товара, либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является ИП Осминина Виктория Александровна (далее по тексту рекламодатель).

Из материалов дела следует, что в печатном издании «Fresch time» на стр.109 в  в № 5(49)  июль 2013 года распространена реклама: «Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование во-лос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…».

На заседании Комиссии представитель печатного издания заявила, что данная реклама распространялась в одном выпуске журнала. Со своей стороны нарушения рекламного законодательства не обнаружили. Договор о предоставлении  услуг № В-68  на распространение указанной рекламы подписан  с ИП Осмининой Викторией Александровной в 2010 году, продлен по настоящее время. Рекламный макет согласован обеими сторонами. Оплата на размещение указанной рекламы не произведена на сегодняшний день. Рекламодатель пояснила, что все парикмахерские услуги, указанные в рекламе, в полном объеме  оказываются клиентам. Окрашивание волос производится с помощью красок, в состав которых входят химические красители.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.

В пункте 1 статьи 3 Закон «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе» определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В данной рекламе использованы фразы «…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет …».

В соответствии с ГОСТом Р 51142-98, утвержденным Постановление Госстандарта России от 02.03.1998 г. № 31, который распространяется на услуги парикмахерских, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 4.2. вышеуказанного ГОСТа по технологическому признаку услуги парикмахерских делят на:

- услуги по уходу за волосами;

- услуги по уходу за кожей лица и тела;

- услуги по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног (маникюр, педикюр);

- массаж лица и шеи.

 В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 ОКУН, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые косметологическими подразделениями, в том числе услуги косметические, процедуры врачебные.

Согласно пункту 49 Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «объем платных услуг населению», утвержденных приказом Росстата от 23.07.2009 № 147, медицинские услуги включают, в том числе, услуги косметологических учреждений. В медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведение физиотерапевтических и иных процедур, массажей и т.д., предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.

Определение медицинской услуги закреплено в отраслевом стандарте «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», который утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга – это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, которым утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее – Номенклатура), к простым медицинским услугам отнесены услуги под кодами:

A      14.01.002     Уход за волосами, ногтями; 

A      14.01.016      Втирание растворов в волосистую часть головы;  

A      21.01.005      Массаж волосистой части головы;                         

Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют, что использованные в рекламе  фразы «…стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет …» относится к медицинским услугам.

 Материалами дела подтверждается, что реклама, распространенная ИП Баскаревой Т.А., содержит предложение, обращенное к потенциальным потребителям, о предоставлении медицинских услуг, то есть, направлено на привлечение внимания лиц, нуждающихся в  медицинских услугах. При этом не содержит существенной части информации о наличии противопоказаний к применению и использованию услуги, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, таким образом, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться, что может привести к угрозе жизни и здоровью потребителей рекламы.

Комиссией установлено, что вышеуказанная реклама распространялась только в одном номере журнала, а именно на стр.109 в  № 5(49)  июль 2013 года печатного издания «Fresch time».

Следовательно, реклама распространенная Предпринимателем не соответствует части  7 статьи 24 Закона «О рекламе», так как в ней отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или получения консультации специалистов.

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем  данной рекламы т.е. изготовителем или продавцом товара, либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является ИП Осминина В. А., что подтверждается договором …

Рекламораспространителем данной рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ИП Баскарева  Т.А., что подтверждается договором ….

В соответствии с  частью 6  статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 7  статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «…Летняя красота…г.Вологда, Пречистенская наб.,72 тел 56-30-51,58-99-00…Профессиональный макияж… к вашим услугам парикмахерский зал: стрижки, окрашивание, тонирование мужских волос, брондирование волос…ламинирование…маникюрный кабинет… педикюрный кабинет…» распространенную в ежемесячном городском рекламно-информационном журнале «Fresch time» («Свежее время») размещенной  на стр.109 в № 5(49)  июль 2013 года,  поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

 2. Предписание не выдавать,  в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

 

_________________:

 

О.В. Галанина

 

 

_________________:

 

_________________:

 

                  

 

 

 

Ю.В. Турчина

 

 А.С.Мухин

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 45/2013 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 45/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 12:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-25 12:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383221654 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )