РЕШЕНИЕ № 39-15/13 по делу в отношении Муниципального унитарного предприятия «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» и Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: РЕШЕНИЕ № 39-15/13
Дата публикации: 16 октября 2013, 14:20
 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172)72-99-70, факс: (8172)72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                         Муниципальное унитарное предприятие

«Кичменгско-Городецкое

муниципальное имущество»

                                            161400, Вологодская область,

Кичменгско-Городецкий район,           

с. Кичменгский Городок, ул. Садовая, д. 5

 

Администрация Кичменгско-Городецкого

муниципального района

161400, Вологодская область,

Кичменгско-Городецкий район,

с. Кичменгский Городок,

ул. Центральная, д. 7

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 39-15/13

 

                                                                                                                                           г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сазонов Александр Иринеевич – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Кораблев Алексей Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело № 39-15/13 по признакам нарушения МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество», расположенным по адресу: 161400, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Кичменгский Городок, ул. Садовая, д. 5, и администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района, расположенной по адресу: 161400, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Кичменгский Городок, ул. Центральная, д. 7, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ              «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области 6 августа 2013 года поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России №АГ/30312/13 от 05.08.2013 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Письмо).

Учитывая изложенное в Письме, Управление обеспечило контроль за соблюдением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии собственником решения о продаже муниципального недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Вкупе была проведена проверка органов местного самоуправления на предмет согласования продажи имущества МУПов без проведения торгов.

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что Постановлением главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области №597 от 29.11.2006 «О продаже муниципального имущества» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Устава района разрешена муниципальному унитарному предприятию «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» продажа объектов, согласно приложению (Приложение к постановлению главы района от 29.11.06 №597, содержащий 73 объекта остаточной стоимостью 3 932 787,25 руб.), по цене не ниже цены, определенной независимым оценщиком.

29 ноября 2006 года был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (69 единиц), сторонами договора являются – МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» с одной стороны, ОАО «Вологдаэнерго» – с другой. Указанное имущество оценено сторонами в 3 660 802 (Три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч восемьсот два) руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закона о приватизации) не распространяются на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее – ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее – МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Однако, отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности, требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Продажа федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 №333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального недвижимого унитарного предприятия». В порядке, установленным Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного  или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной  или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В сущности, дача собственником имущества – комитетом по управлению имуществом города Череповца согласия на отчуждение муниципальным предприятием  муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

В постановлениях администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района форма продажи муниципального имущества не указана, иными словами, собственник имущества дал согласие на реализацию объектов муниципальной собственности, но способ отчуждения был выбран унитарным предприятием самостоятельно. Резюмируя сказанное, комитет не преследовал целевым образом продажу имущества без проведения публичной процедуры. Данный факт был подтвержден представителем комитета на заседании Комиссии.

Таким образом, действия МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» по реализации муниципального имущества без проведения торгов привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать муниципальное унитарное предприятие «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Дело в отношении муниципального унитарного предприятия «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» прекратить в связи с истечением срока давности.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                                  А.И. Сазонов

 

 

Члены комиссии:                                                                                                         Т.Б. Тихомирова

                                                                                                                             А.С. Кораблев

                                                                                                                                        Е.С. Шишкин

stdClass Object ( [vid] => 7818 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 39-15/13 по делу в отношении Муниципального унитарного предприятия «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» и Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7818 [type] => solution [language] => ru [created] => 1382005384 [changed] => 1382005384 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1382005384 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172)72-99-70, факс: (8172)72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                         Муниципальное унитарное предприятие

«Кичменгско-Городецкое

муниципальное имущество»

                                            161400, Вологодская область,

Кичменгско-Городецкий район,           

с. Кичменгский Городок, ул. Садовая, д. 5

 

Администрация Кичменгско-Городецкого

муниципального района

161400, Вологодская область,

Кичменгско-Городецкий район,

с. Кичменгский Городок,

ул. Центральная, д. 7

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 39-15/13

 

                                                                                                                                           г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сазонов Александр Иринеевич – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Кораблев Алексей Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело № 39-15/13 по признакам нарушения МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество», расположенным по адресу: 161400, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Кичменгский Городок, ул. Садовая, д. 5, и администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района, расположенной по адресу: 161400, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Кичменгский Городок, ул. Центральная, д. 7, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ              «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области 6 августа 2013 года поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России №АГ/30312/13 от 05.08.2013 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Письмо).

Учитывая изложенное в Письме, Управление обеспечило контроль за соблюдением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии собственником решения о продаже муниципального недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Вкупе была проведена проверка органов местного самоуправления на предмет согласования продажи имущества МУПов без проведения торгов.

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что Постановлением главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области №597 от 29.11.2006 «О продаже муниципального имущества» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Устава района разрешена муниципальному унитарному предприятию «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» продажа объектов, согласно приложению (Приложение к постановлению главы района от 29.11.06 №597, содержащий 73 объекта остаточной стоимостью 3 932 787,25 руб.), по цене не ниже цены, определенной независимым оценщиком.

29 ноября 2006 года был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (69 единиц), сторонами договора являются – МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» с одной стороны, ОАО «Вологдаэнерго» – с другой. Указанное имущество оценено сторонами в 3 660 802 (Три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч восемьсот два) руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закона о приватизации) не распространяются на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее – ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее – МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Однако, отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности, требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Продажа федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 №333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального недвижимого унитарного предприятия». В порядке, установленным Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного  или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной  или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В сущности, дача собственником имущества – комитетом по управлению имуществом города Череповца согласия на отчуждение муниципальным предприятием  муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

В постановлениях администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района форма продажи муниципального имущества не указана, иными словами, собственник имущества дал согласие на реализацию объектов муниципальной собственности, но способ отчуждения был выбран унитарным предприятием самостоятельно. Резюмируя сказанное, комитет не преследовал целевым образом продажу имущества без проведения публичной процедуры. Данный факт был подтвержден представителем комитета на заседании Комиссии.

Таким образом, действия МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» по реализации муниципального имущества без проведения торгов привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать муниципальное унитарное предприятие «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Дело в отношении муниципального унитарного предприятия «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» прекратить в связи с истечением срока давности.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                                  А.И. Сазонов

 

 

Члены комиссии:                                                                                                         Т.Б. Тихомирова

                                                                                                                             А.С. Кораблев

                                                                                                                                        Е.С. Шишкин

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172)72-99-70, факс: (8172)72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                         Муниципальное унитарное предприятие

«Кичменгско-Городецкое

муниципальное имущество»

                                            161400, Вологодская область,

Кичменгско-Городецкий район,           

с. Кичменгский Городок, ул. Садовая, д. 5

 

Администрация Кичменгско-Городецкого

муниципального района

161400, Вологодская область,

Кичменгско-Городецкий район,

с. Кичменгский Городок,

ул. Центральная, д. 7

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 39-15/13

 

                                                                                                                                           г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сазонов Александр Иринеевич – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Кораблев Алексей Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело № 39-15/13 по признакам нарушения МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество», расположенным по адресу: 161400, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Кичменгский Городок, ул. Садовая, д. 5, и администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района, расположенной по адресу: 161400, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Кичменгский Городок, ул. Центральная, д. 7, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ              «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области 6 августа 2013 года поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России №АГ/30312/13 от 05.08.2013 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Письмо).

Учитывая изложенное в Письме, Управление обеспечило контроль за соблюдением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии собственником решения о продаже муниципального недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Вкупе была проведена проверка органов местного самоуправления на предмет согласования продажи имущества МУПов без проведения торгов.

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что Постановлением главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области №597 от 29.11.2006 «О продаже муниципального имущества» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Устава района разрешена муниципальному унитарному предприятию «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» продажа объектов, согласно приложению (Приложение к постановлению главы района от 29.11.06 №597, содержащий 73 объекта остаточной стоимостью 3 932 787,25 руб.), по цене не ниже цены, определенной независимым оценщиком.

29 ноября 2006 года был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (69 единиц), сторонами договора являются – МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» с одной стороны, ОАО «Вологдаэнерго» – с другой. Указанное имущество оценено сторонами в 3 660 802 (Три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч восемьсот два) руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закона о приватизации) не распространяются на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее – ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее – МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Однако, отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности, требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Продажа федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 №333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального недвижимого унитарного предприятия». В порядке, установленным Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного  или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной  или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В сущности, дача собственником имущества – комитетом по управлению имуществом города Череповца согласия на отчуждение муниципальным предприятием  муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

В постановлениях администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района форма продажи муниципального имущества не указана, иными словами, собственник имущества дал согласие на реализацию объектов муниципальной собственности, но способ отчуждения был выбран унитарным предприятием самостоятельно. Резюмируя сказанное, комитет не преследовал целевым образом продажу имущества без проведения публичной процедуры. Данный факт был подтвержден представителем комитета на заседании Комиссии.

Таким образом, действия МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» по реализации муниципального имущества без проведения торгов привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать муниципальное унитарное предприятие «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Дело в отношении муниципального унитарного предприятия «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» прекратить в связи с истечением срока давности.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                                  А.И. Сазонов

 

 

Члены комиссии:                                                                                                         Т.Б. Тихомирова

                                                                                                                             А.С. Кораблев

                                                                                                                                        Е.С. Шишкин

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 39-15/13 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 39-15/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-16 10:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-10 10:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1382005384 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )