РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13 по делу в отношении МУП "Вологдагортеплосеть"

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13
Дата публикации: 7 октября 2013, 13:26

 

 

____________  № ___________

 

              МУП «Вологдагортеплосеть»

           ул. Яшина, 8а, г. Вологда, 160012

 

                         Журавлев В.Ф.

             ул. Ленинградская, д.87, кв. 165,

                      г. Вологда, 160034

 

                     ООО « УК «РЭС-3»

           ул. Гагарина, г. Вологда, 160002

 

                       Гончаренко А.В.

               ул. Ленинградская, 87-350,

                          г. Вологда, 160000

 

 

 

Резолютивная часть оглашена 17 сентября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01  октября 2013 г.

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13

 

 

    Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 184-10АМЗ/13 в отношении МУП «Вологдагортеплосеть» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе: Анпилов Д.С. – и.о. заместителя руководителя Управления –  председатель Комиссии; члены Комиссии:

Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления; Докшин М.И. – старший государственный инспектор Управления,

Мухин А.С. – ведущий специалист-эксперт Управления,

     рассмотрев материалы дела № 184-10АМЗ/13,

                                                  

УСТАНОВИЛА:

 

          В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление Журавлева В.Ф. (далее- звявитель) в защиту интересов жильцов дома по ул. Ленинградской, 87, а также ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные системы-3» (далее – ООО «УК «РЭС-3», управляющая компания) о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) со стороны МУП «Вологдагортеплосеть» (далее – Предприятие, ответчик).

Исходя из содержания заявления следует, что 17.10.2012 г. в жилом многоквартирном доме по адресу: г.Вологда, ул. Ленинградская, 87 установлен и принят в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии. Показания прибора ежедневно передавались в МУП «Вологдагортеплосеть». Предприятие в свою очередь выставляла счета на оплату управляющей компании, которые оплачивались. В феврале 2013 г. Предприятие выставляет дополнительные счета на оплату тепловой энергии ООО «РЭС-3». Основанием выставления данных счетов послужил перерасчет потребленной теплоэнергии домом по ул. Лениградская, 87 в связи с неисправными показаниями прибора учета теплоэенргии. Заявитель полагает, что в действиях Предприятия содержаться признаки нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действовал в рамках законодательства. Предприятие пояснило, что по заявке ООО «УК «РЭС-3» 16.10.2012 г. был выполнен монтаж узла учета тепловой энергии по адресу: г. Вологда, ул. Лениградская, 87. 17.10.2012 г. составлен акт допуска в эксплуатацию и узел учета был принят к расчетам. С 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г. по показаниям приборов учета тепловой энергии выставлялись счета за потребленную энергию. В январе 2013 г. при проведении сравнительного анализа было выявлено несоответствие фактического потребления домом потреблению, рассчитанному по тепловым нагрузкам дома. В феврале 2013 г. за период с октября 2012 г. по февраль 2013 г. был сделан перерасчет по нормативам. 27.08.2013 г. неисправность прибора была устранена и прибор был принят к расчетам с 01.03.2013 г. Согласно действующего законодательства, ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета у потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем управляющей организации.

Кроме того, ответчик ссылается на результаты экспертного заключения №5-13, проведенного ООО «ЭнергоЭксперт». Данным заключением установлено, что прибор учета тепловой энергии, установленный на здание по ул. Ленинградская, д.87 в г. Вологда, за период с 17.10.2012 г. по 25.02.2013 г. коммерческим прибором учета в соответствии с действующими требований правил учета тепловой энергии не являлся по причине работы расходомера за пределами норм точности.

ООО «УК «РЭС-3»» в свою очередь пояснило, что в соответствии с договором на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов от 09.09.2011 №55/5-11, ответственность за ненадлежащее качество установленного прибора учета несет МУП «Вологдагортеплосеть». Таким образом, является незаконным выставление дополнительных счетов за перерасчет потребленной теплоэнергии со стороны ответчика.

Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает Предприятие нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом комиссия исходит из следующих установленных ей обстоятельств дела и положений действующих правовых норм.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьей 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, складывающиеся в области осуществления предпринимательской деятельности и связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект (группа лиц), занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Приказом Вологодского УФАС России от 10.06.1998 г. №75 МП «Вологдагортеплосеть» включено по теплоэнергии (код ОКП 01 2001) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере боле чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 % в соответствующих границах г. Вологды.

Приказом Вологодского УФАС России №294 от 15.10.2009 г. «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» внесены изменения в название этой организации: с МП на МУП «Вологдагортеплосеть».

Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Таким образом, МУП «Вологдагортеплосеть» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в соответствующих границах г.Вологды (в границах принадлежащих ему котельных и теплосетей), в том числе по отношению к ООО «УК «РЭС-3».

01.11.2010 г. в адрес Предприятия от управляющей компании поступила оферта на заключение договора об установке приборов учета тепловой энергии на многоквартирные дома, в том числе на многоквартирный дом по ул. Ленинградская, 87. 17.10.2012 г. между Предприятием и управляющей компанией составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. С указанного числа, счета на оплату тепловой энергии Предприятие выставляло ООО «УК «РЭС-3» согласно показаниям установленных приборов учета.

В январе 2013 года, в связи с поступившей от заявителя информации, Предприятием проведен сравнительный анализ потребленной тепловой энергии по нагрузкам и по показаниям теплового счетчика по адресу ул. Ленинградская, д.87. В результате данного анализа Предприятием выявлено несоответствие фактического потребления теплоэенергии домом относительно его тепловых нагрузок. На основании выявления указанного несоответствия Предприятием сделан перерасчет потребленной энергии домом по ул. Ленинградская, 87 и выставлены счета-фактуры на оплату №3271 от 28.02.2013 г., №3268 от 28.02.2013 г. на общую сумму 2 897 000 рублей 64 копейки (два миллиона восемьсот девяносто семь тысяч шестьдесят четыре копейки)  за период с 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г.     

Согласно п.1.3 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 №Вк-4936 (далее – Правила), расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил.

Прибор учета тепловой энергии, установленный по адресу: ул. Ленинградская, д.87 полностью соответствовал техническим характеристикам, в связи с чем был допущен в эксплуатацию 17.10.2012 г.

Согласно п. 9.6. правил, в срок, определенный Договором, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журналов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.

В соответствии с п.3.2.2 Правил, показания теплосчетчика (теплосчетчиков), водосчетчика (водосчетчиков), а также регистрирующих приборов узла учета используются энергоснабжающей организацией для определения значений отклонений полученной тепловой энергии, массы и температуры теплоносителя от величин, нормируемых Договором теплоснабжения.

Согласно п. 9.10 Правил, узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случае работы любого из них за пределами норм точности.

В соответствии с п. 9.3 Правил, работы по обслуживанию узла учета, связанные с демонтажом, поверкой, монтажом и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированных организаций, имеющих лицензию Главгосэнергонадзора Российской Федерации на право выполнения таких работ.

МУП «Вологдагортеплосеть» является организацией, осуществляющей деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета тепловой энергии.

Данные о количестве потребляемой тепловой энергии передавались Предприятию автоматизированным способом и фиксировались в электронном журнале. Обращений по фактам отклонений показаний прибора учета, о необходимости проведения ремонта либо перенастройки прибора учета за период с 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г. от Предприятия в адрес Управляющей организации не поступало.

Таким образом, прибор считался работающим исправно.

В экспертном заключение ООО «ЭнергоЭксперт» отсутствуют объективные данные о наличии (отсутствии) технических неисправностей прибора учета, в частности, отсутствуют результаты непосредственного исследования теплосчетчика, технической документации к нему.

Таким образом, Управление не может принять в качестве допустимого доказательства заключение ООО «ЭнергоЭксперт».

Кроме того, согласно п.5.3 договора на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, №55/5-11 от 09.09.2011 г. Предприятие несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных материалов и оборудования, за их соответствие государственным стандартам и техническим условиям, а также за представление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц. В этих случаях предприятие несет риск убытков, связанных с ненадлежащим качеством предоставленных материалов и оборудования, и обязан возместить управляющей компании причиненные убытки.

Таким образом, на основании вышеизложенного, МУП «Вологдагортеплосеть» злоупотребило доминирующим положением, в части выставления дополнительных счетов управляющей компании на оплату тепловой энергии, не предусмотренных действующим законодательством, а также договорными отношениями с ООО «УК «РЭС-3», в результате чего были ущемлены права и законные интересы жильцов дома по ул. Ленинградская, д.87.

   В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С 01.03.2013 г. прибор учета перенастроен и допущен в эксплуатацию в связи с перенастройкой параметров. Направление дополнительных счетов на оплату Предприятием прекращено.

            На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МУП «Вологдагортеплосеть» нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов граждан, проживающих по адресу: г.Вологда, ул. Ленинградская, 87, в части выставления дополнительных счетов за тепловую энергию в период с октября 2012 г. по февраль 2013 г.

2.         Предписание МУП «Вологдагортеплосеть» не выдавать в связи с прекращением нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                               Д.С. Анпилов

 

Члены Комиссии:                                                                                            А.А. Власов

                                                                                                 

                                                                                                                     М.И. Докшин

 

                              А.С. Мухин

                                                                                 

                                                                                                     

 

                                                                                                                   

stdClass Object ( [vid] => 7741 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13 по делу в отношении МУП "Вологдагортеплосеть" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7741 [type] => solution [language] => ru [created] => 1381138021 [changed] => 1381138021 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1381138021 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

____________  № ___________

 

              МУП «Вологдагортеплосеть»

           ул. Яшина, 8а, г. Вологда, 160012

 

                         Журавлев В.Ф.

             ул. Ленинградская, д.87, кв. 165,

                      г. Вологда, 160034

 

                     ООО « УК «РЭС-3»

           ул. Гагарина, г. Вологда, 160002

 

                       Гончаренко А.В.

               ул. Ленинградская, 87-350,

                          г. Вологда, 160000

 

 

 

Резолютивная часть оглашена 17 сентября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01  октября 2013 г.

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13

 

 

    Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 184-10АМЗ/13 в отношении МУП «Вологдагортеплосеть» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе: Анпилов Д.С. – и.о. заместителя руководителя Управления –  председатель Комиссии; члены Комиссии:

Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления; Докшин М.И. – старший государственный инспектор Управления,

Мухин А.С. – ведущий специалист-эксперт Управления,

     рассмотрев материалы дела № 184-10АМЗ/13,

                                                  

УСТАНОВИЛА:

 

          В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление Журавлева В.Ф. (далее- звявитель) в защиту интересов жильцов дома по ул. Ленинградской, 87, а также ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные системы-3» (далее – ООО «УК «РЭС-3», управляющая компания) о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) со стороны МУП «Вологдагортеплосеть» (далее – Предприятие, ответчик).

Исходя из содержания заявления следует, что 17.10.2012 г. в жилом многоквартирном доме по адресу: г.Вологда, ул. Ленинградская, 87 установлен и принят в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии. Показания прибора ежедневно передавались в МУП «Вологдагортеплосеть». Предприятие в свою очередь выставляла счета на оплату управляющей компании, которые оплачивались. В феврале 2013 г. Предприятие выставляет дополнительные счета на оплату тепловой энергии ООО «РЭС-3». Основанием выставления данных счетов послужил перерасчет потребленной теплоэнергии домом по ул. Лениградская, 87 в связи с неисправными показаниями прибора учета теплоэенргии. Заявитель полагает, что в действиях Предприятия содержаться признаки нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действовал в рамках законодательства. Предприятие пояснило, что по заявке ООО «УК «РЭС-3» 16.10.2012 г. был выполнен монтаж узла учета тепловой энергии по адресу: г. Вологда, ул. Лениградская, 87. 17.10.2012 г. составлен акт допуска в эксплуатацию и узел учета был принят к расчетам. С 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г. по показаниям приборов учета тепловой энергии выставлялись счета за потребленную энергию. В январе 2013 г. при проведении сравнительного анализа было выявлено несоответствие фактического потребления домом потреблению, рассчитанному по тепловым нагрузкам дома. В феврале 2013 г. за период с октября 2012 г. по февраль 2013 г. был сделан перерасчет по нормативам. 27.08.2013 г. неисправность прибора была устранена и прибор был принят к расчетам с 01.03.2013 г. Согласно действующего законодательства, ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета у потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем управляющей организации.

Кроме того, ответчик ссылается на результаты экспертного заключения №5-13, проведенного ООО «ЭнергоЭксперт». Данным заключением установлено, что прибор учета тепловой энергии, установленный на здание по ул. Ленинградская, д.87 в г. Вологда, за период с 17.10.2012 г. по 25.02.2013 г. коммерческим прибором учета в соответствии с действующими требований правил учета тепловой энергии не являлся по причине работы расходомера за пределами норм точности.

ООО «УК «РЭС-3»» в свою очередь пояснило, что в соответствии с договором на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов от 09.09.2011 №55/5-11, ответственность за ненадлежащее качество установленного прибора учета несет МУП «Вологдагортеплосеть». Таким образом, является незаконным выставление дополнительных счетов за перерасчет потребленной теплоэнергии со стороны ответчика.

Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает Предприятие нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом комиссия исходит из следующих установленных ей обстоятельств дела и положений действующих правовых норм.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьей 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, складывающиеся в области осуществления предпринимательской деятельности и связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект (группа лиц), занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Приказом Вологодского УФАС России от 10.06.1998 г. №75 МП «Вологдагортеплосеть» включено по теплоэнергии (код ОКП 01 2001) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере боле чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 % в соответствующих границах г. Вологды.

Приказом Вологодского УФАС России №294 от 15.10.2009 г. «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» внесены изменения в название этой организации: с МП на МУП «Вологдагортеплосеть».

Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Таким образом, МУП «Вологдагортеплосеть» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в соответствующих границах г.Вологды (в границах принадлежащих ему котельных и теплосетей), в том числе по отношению к ООО «УК «РЭС-3».

01.11.2010 г. в адрес Предприятия от управляющей компании поступила оферта на заключение договора об установке приборов учета тепловой энергии на многоквартирные дома, в том числе на многоквартирный дом по ул. Ленинградская, 87. 17.10.2012 г. между Предприятием и управляющей компанией составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. С указанного числа, счета на оплату тепловой энергии Предприятие выставляло ООО «УК «РЭС-3» согласно показаниям установленных приборов учета.

В январе 2013 года, в связи с поступившей от заявителя информации, Предприятием проведен сравнительный анализ потребленной тепловой энергии по нагрузкам и по показаниям теплового счетчика по адресу ул. Ленинградская, д.87. В результате данного анализа Предприятием выявлено несоответствие фактического потребления теплоэенергии домом относительно его тепловых нагрузок. На основании выявления указанного несоответствия Предприятием сделан перерасчет потребленной энергии домом по ул. Ленинградская, 87 и выставлены счета-фактуры на оплату №3271 от 28.02.2013 г., №3268 от 28.02.2013 г. на общую сумму 2 897 000 рублей 64 копейки (два миллиона восемьсот девяносто семь тысяч шестьдесят четыре копейки)  за период с 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г.     

Согласно п.1.3 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 №Вк-4936 (далее – Правила), расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил.

Прибор учета тепловой энергии, установленный по адресу: ул. Ленинградская, д.87 полностью соответствовал техническим характеристикам, в связи с чем был допущен в эксплуатацию 17.10.2012 г.

Согласно п. 9.6. правил, в срок, определенный Договором, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журналов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.

В соответствии с п.3.2.2 Правил, показания теплосчетчика (теплосчетчиков), водосчетчика (водосчетчиков), а также регистрирующих приборов узла учета используются энергоснабжающей организацией для определения значений отклонений полученной тепловой энергии, массы и температуры теплоносителя от величин, нормируемых Договором теплоснабжения.

Согласно п. 9.10 Правил, узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случае работы любого из них за пределами норм точности.

В соответствии с п. 9.3 Правил, работы по обслуживанию узла учета, связанные с демонтажом, поверкой, монтажом и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированных организаций, имеющих лицензию Главгосэнергонадзора Российской Федерации на право выполнения таких работ.

МУП «Вологдагортеплосеть» является организацией, осуществляющей деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета тепловой энергии.

Данные о количестве потребляемой тепловой энергии передавались Предприятию автоматизированным способом и фиксировались в электронном журнале. Обращений по фактам отклонений показаний прибора учета, о необходимости проведения ремонта либо перенастройки прибора учета за период с 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г. от Предприятия в адрес Управляющей организации не поступало.

Таким образом, прибор считался работающим исправно.

В экспертном заключение ООО «ЭнергоЭксперт» отсутствуют объективные данные о наличии (отсутствии) технических неисправностей прибора учета, в частности, отсутствуют результаты непосредственного исследования теплосчетчика, технической документации к нему.

Таким образом, Управление не может принять в качестве допустимого доказательства заключение ООО «ЭнергоЭксперт».

Кроме того, согласно п.5.3 договора на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, №55/5-11 от 09.09.2011 г. Предприятие несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных материалов и оборудования, за их соответствие государственным стандартам и техническим условиям, а также за представление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц. В этих случаях предприятие несет риск убытков, связанных с ненадлежащим качеством предоставленных материалов и оборудования, и обязан возместить управляющей компании причиненные убытки.

Таким образом, на основании вышеизложенного, МУП «Вологдагортеплосеть» злоупотребило доминирующим положением, в части выставления дополнительных счетов управляющей компании на оплату тепловой энергии, не предусмотренных действующим законодательством, а также договорными отношениями с ООО «УК «РЭС-3», в результате чего были ущемлены права и законные интересы жильцов дома по ул. Ленинградская, д.87.

   В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С 01.03.2013 г. прибор учета перенастроен и допущен в эксплуатацию в связи с перенастройкой параметров. Направление дополнительных счетов на оплату Предприятием прекращено.

            На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МУП «Вологдагортеплосеть» нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов граждан, проживающих по адресу: г.Вологда, ул. Ленинградская, 87, в части выставления дополнительных счетов за тепловую энергию в период с октября 2012 г. по февраль 2013 г.

2.         Предписание МУП «Вологдагортеплосеть» не выдавать в связи с прекращением нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                               Д.С. Анпилов

 

Члены Комиссии:                                                                                            А.А. Власов

                                                                                                 

                                                                                                                     М.И. Докшин

 

                              А.С. Мухин

                                                                                 

                                                                                                     

 

                                                                                                                   

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

____________  № ___________

 

              МУП «Вологдагортеплосеть»

           ул. Яшина, 8а, г. Вологда, 160012

 

                         Журавлев В.Ф.

             ул. Ленинградская, д.87, кв. 165,

                      г. Вологда, 160034

 

                     ООО « УК «РЭС-3»

           ул. Гагарина, г. Вологда, 160002

 

                       Гончаренко А.В.

               ул. Ленинградская, 87-350,

                          г. Вологда, 160000

 

 

 

Резолютивная часть оглашена 17 сентября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01  октября 2013 г.

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13

 

 

    Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 184-10АМЗ/13 в отношении МУП «Вологдагортеплосеть» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе: Анпилов Д.С. – и.о. заместителя руководителя Управления –  председатель Комиссии; члены Комиссии:

Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления; Докшин М.И. – старший государственный инспектор Управления,

Мухин А.С. – ведущий специалист-эксперт Управления,

     рассмотрев материалы дела № 184-10АМЗ/13,

                                                  

УСТАНОВИЛА:

 

          В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление Журавлева В.Ф. (далее- звявитель) в защиту интересов жильцов дома по ул. Ленинградской, 87, а также ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные системы-3» (далее – ООО «УК «РЭС-3», управляющая компания) о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) со стороны МУП «Вологдагортеплосеть» (далее – Предприятие, ответчик).

Исходя из содержания заявления следует, что 17.10.2012 г. в жилом многоквартирном доме по адресу: г.Вологда, ул. Ленинградская, 87 установлен и принят в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии. Показания прибора ежедневно передавались в МУП «Вологдагортеплосеть». Предприятие в свою очередь выставляла счета на оплату управляющей компании, которые оплачивались. В феврале 2013 г. Предприятие выставляет дополнительные счета на оплату тепловой энергии ООО «РЭС-3». Основанием выставления данных счетов послужил перерасчет потребленной теплоэнергии домом по ул. Лениградская, 87 в связи с неисправными показаниями прибора учета теплоэенргии. Заявитель полагает, что в действиях Предприятия содержаться признаки нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действовал в рамках законодательства. Предприятие пояснило, что по заявке ООО «УК «РЭС-3» 16.10.2012 г. был выполнен монтаж узла учета тепловой энергии по адресу: г. Вологда, ул. Лениградская, 87. 17.10.2012 г. составлен акт допуска в эксплуатацию и узел учета был принят к расчетам. С 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г. по показаниям приборов учета тепловой энергии выставлялись счета за потребленную энергию. В январе 2013 г. при проведении сравнительного анализа было выявлено несоответствие фактического потребления домом потреблению, рассчитанному по тепловым нагрузкам дома. В феврале 2013 г. за период с октября 2012 г. по февраль 2013 г. был сделан перерасчет по нормативам. 27.08.2013 г. неисправность прибора была устранена и прибор был принят к расчетам с 01.03.2013 г. Согласно действующего законодательства, ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета у потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем управляющей организации.

Кроме того, ответчик ссылается на результаты экспертного заключения №5-13, проведенного ООО «ЭнергоЭксперт». Данным заключением установлено, что прибор учета тепловой энергии, установленный на здание по ул. Ленинградская, д.87 в г. Вологда, за период с 17.10.2012 г. по 25.02.2013 г. коммерческим прибором учета в соответствии с действующими требований правил учета тепловой энергии не являлся по причине работы расходомера за пределами норм точности.

ООО «УК «РЭС-3»» в свою очередь пояснило, что в соответствии с договором на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов от 09.09.2011 №55/5-11, ответственность за ненадлежащее качество установленного прибора учета несет МУП «Вологдагортеплосеть». Таким образом, является незаконным выставление дополнительных счетов за перерасчет потребленной теплоэнергии со стороны ответчика.

Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает Предприятие нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом комиссия исходит из следующих установленных ей обстоятельств дела и положений действующих правовых норм.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьей 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, складывающиеся в области осуществления предпринимательской деятельности и связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект (группа лиц), занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Приказом Вологодского УФАС России от 10.06.1998 г. №75 МП «Вологдагортеплосеть» включено по теплоэнергии (код ОКП 01 2001) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере боле чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 % в соответствующих границах г. Вологды.

Приказом Вологодского УФАС России №294 от 15.10.2009 г. «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» внесены изменения в название этой организации: с МП на МУП «Вологдагортеплосеть».

Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Таким образом, МУП «Вологдагортеплосеть» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в соответствующих границах г.Вологды (в границах принадлежащих ему котельных и теплосетей), в том числе по отношению к ООО «УК «РЭС-3».

01.11.2010 г. в адрес Предприятия от управляющей компании поступила оферта на заключение договора об установке приборов учета тепловой энергии на многоквартирные дома, в том числе на многоквартирный дом по ул. Ленинградская, 87. 17.10.2012 г. между Предприятием и управляющей компанией составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. С указанного числа, счета на оплату тепловой энергии Предприятие выставляло ООО «УК «РЭС-3» согласно показаниям установленных приборов учета.

В январе 2013 года, в связи с поступившей от заявителя информации, Предприятием проведен сравнительный анализ потребленной тепловой энергии по нагрузкам и по показаниям теплового счетчика по адресу ул. Ленинградская, д.87. В результате данного анализа Предприятием выявлено несоответствие фактического потребления теплоэенергии домом относительно его тепловых нагрузок. На основании выявления указанного несоответствия Предприятием сделан перерасчет потребленной энергии домом по ул. Ленинградская, 87 и выставлены счета-фактуры на оплату №3271 от 28.02.2013 г., №3268 от 28.02.2013 г. на общую сумму 2 897 000 рублей 64 копейки (два миллиона восемьсот девяносто семь тысяч шестьдесят четыре копейки)  за период с 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г.     

Согласно п.1.3 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 №Вк-4936 (далее – Правила), расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил.

Прибор учета тепловой энергии, установленный по адресу: ул. Ленинградская, д.87 полностью соответствовал техническим характеристикам, в связи с чем был допущен в эксплуатацию 17.10.2012 г.

Согласно п. 9.6. правил, в срок, определенный Договором, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журналов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.

В соответствии с п.3.2.2 Правил, показания теплосчетчика (теплосчетчиков), водосчетчика (водосчетчиков), а также регистрирующих приборов узла учета используются энергоснабжающей организацией для определения значений отклонений полученной тепловой энергии, массы и температуры теплоносителя от величин, нормируемых Договором теплоснабжения.

Согласно п. 9.10 Правил, узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случае работы любого из них за пределами норм точности.

В соответствии с п. 9.3 Правил, работы по обслуживанию узла учета, связанные с демонтажом, поверкой, монтажом и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированных организаций, имеющих лицензию Главгосэнергонадзора Российской Федерации на право выполнения таких работ.

МУП «Вологдагортеплосеть» является организацией, осуществляющей деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета тепловой энергии.

Данные о количестве потребляемой тепловой энергии передавались Предприятию автоматизированным способом и фиксировались в электронном журнале. Обращений по фактам отклонений показаний прибора учета, о необходимости проведения ремонта либо перенастройки прибора учета за период с 17.10.2012 г. по 28.02.2013 г. от Предприятия в адрес Управляющей организации не поступало.

Таким образом, прибор считался работающим исправно.

В экспертном заключение ООО «ЭнергоЭксперт» отсутствуют объективные данные о наличии (отсутствии) технических неисправностей прибора учета, в частности, отсутствуют результаты непосредственного исследования теплосчетчика, технической документации к нему.

Таким образом, Управление не может принять в качестве допустимого доказательства заключение ООО «ЭнергоЭксперт».

Кроме того, согласно п.5.3 договора на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, №55/5-11 от 09.09.2011 г. Предприятие несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных материалов и оборудования, за их соответствие государственным стандартам и техническим условиям, а также за представление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц. В этих случаях предприятие несет риск убытков, связанных с ненадлежащим качеством предоставленных материалов и оборудования, и обязан возместить управляющей компании причиненные убытки.

Таким образом, на основании вышеизложенного, МУП «Вологдагортеплосеть» злоупотребило доминирующим положением, в части выставления дополнительных счетов управляющей компании на оплату тепловой энергии, не предусмотренных действующим законодательством, а также договорными отношениями с ООО «УК «РЭС-3», в результате чего были ущемлены права и законные интересы жильцов дома по ул. Ленинградская, д.87.

   В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С 01.03.2013 г. прибор учета перенастроен и допущен в эксплуатацию в связи с перенастройкой параметров. Направление дополнительных счетов на оплату Предприятием прекращено.

            На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МУП «Вологдагортеплосеть» нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов граждан, проживающих по адресу: г.Вологда, ул. Ленинградская, 87, в части выставления дополнительных счетов за тепловую энергию в период с октября 2012 г. по февраль 2013 г.

2.         Предписание МУП «Вологдагортеплосеть» не выдавать в связи с прекращением нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                               Д.С. Анпилов

 

Члены Комиссии:                                                                                            А.А. Власов

                                                                                                 

                                                                                                                     М.И. Докшин

 

                              А.С. Мухин

                                                                                 

                                                                                                     

 

                                                                                                                   

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 184-10АМЗ/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-07 09:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-17 09:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1381138021 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )