РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13 по делу в отношении ОАО "Череповецгаз"

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13
Дата публикации: 7 октября 2013, 13:23

 

 

 

___________№____________

 

 

  

 

 

 

                     ОАО «Череповецгаз»

           162614, Вологодская область,

          г.Череповец, Луначарского пр., д.28

                         

 

       Прокуратура г. Череповца                                                                                          ул. Луначарского, д.11-а,

     г. Череповец, 162600

 

 

Депутат Законодательного Собрания

Вологодской области

Баданина А.П.

ул. Пушкинская, д.25, г.Вологда, 160000

 

 

   Председатель совета МКД Ваганов П.М.

Пр. Победы, д.43-б, кв.42,

г.Череповец, 162622

 

 

РЭК Вологодской области

ул. Сталеваров, 49-б, г.Череповец, 162606

 

 

Мэрия г. Череповца

пр. Строителей, 2, г. Череповец, 162600

 

 

Финансовое управление мэрии г. Череповца

        пр. строителей, 4а, г.Череповец, 162600

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13

 

 

Резолютивная часть оглашена 17 сентября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01 октября 2013 г.                              г. Вологда

 

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Анпилова Д.С. - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

       Власова А.А. – начальника отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

        Мухина А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

        Смирновой Н.Н.– специалиста – эксперта отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий,

рассмотрев материалы дела № 172-10АМЗ/13,                                      

                                                

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

     В Управление ФАС по Вологодской области поступили обращения Ваганова П.М., прокуратуры г. Череповца, депутата законодательного собрания Вологодской области Баданиной А.П. о необоснованной высокой стоимости услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО) в г. Череповце и Череповецком районе, установленной ОАО «Череповецгаз» (далее – Общество, ответчик). Согласно заявлениям стоимость услуг по ТО ВКГО на 2013год составила  432 руб. Заявители считают данный тариф завышенный, а также ущемляющий их интересы и интересы жителей г.Череповца и Черповецкого района, просит проверить правильность установления цен ОАО «Череповецгаз», являющимся монополистом на данном товарном рынке.

Прокуратурой г. Череповца представлено Заключение финансового Управления Мэрии г. Череповца от 29.04.2013 г. по проверке обоснованности расчета тарифа ОАО «Череповецгаз» на ТО ВКГО на 2013 год. Согласно данному заключению, тариф на ТО ВКГО, установленный Обществом, является необоснованно завышенным.

     ОАО «Череповецгаз» в обоснование своих доводов пояснило, что оно осуществляет деятельность  по ТО ВКГО на территории г.Череповца и Череповецкого района. Данный вид деятельности не подлежит государственному регулированию, стоимость услуг ТО ВКГО предусматривается договором между Обществом и заказчиками (гражданами). Стоимость услуг по ТО ВКГО в 2013 г. составляет 432 руб. с НДС.

 В своем письме от 05.08.2013 г. исх. №1949 ОАО «Череповецгаз» поясняет, что установленный тариф экономически обоснован и не противоречит требованиям, установленным действующим законодательством.

Кроме того, Обществом представлено экспертное заключение ООО «Аудиторская фирма «Анлен» от 13.03.2013 г. по вопросам экономической обоснованности расчета цены на услуги по ТО ВКГО, оказываемые ОАО «Череповецгаз» на 2013 г. Согласно данному заключению, цена услуги ТО ВКГО, рассчитанная Обществом, полностью подтверждается.   

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии со служебной запиской от 28.06.2013 г., докладной записки № 42 (13) отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий Вологодского УФАС России установлено следующее.

Приказом Вологодского УФАС России от 14.05.2010 г. №111 группа лиц в составе ОАО «Вологдагаз», ОАО «Череповецгаз», ООО «Устюггаз», ОАО «Газпромрегионгаз», ООО «Газпром трансгаз Ухта» была включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования с долей более 50% в географических границах Вологодского, Тарногского, Сокольского, Череповецкого районов Вологодской области.

В настоящее время в данный Реестр включена группа лиц в составе ОАО «Вологдагаз», ОАО «Череповецгаз», ОАО «Газрпром газораспределение», ООО «Газпром трансгаз Ухта» с долей более 50% по вышеназванному товару в вышеназванных географических границах.

Согласно пп.1 п.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если не доказано иное.

Вышеназванная группа лиц (с участием ОАО «Череповецгаз») занимает доминирующее положение с долей более 97% по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования в вышеназванных географических границах, в том числе в географических границах г. Череповца и Череповецкого района.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» в составе вышеуказанной группы лиц занимает доминирующее положение на рынке услуг по ТО ВДГО и ВКГО в вышеназванных географических границах, в том числе в географических границах г.Череповца и Череповецкого района.

 Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

      1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

       а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению монопольно высокой цены товара.

Согласно калькуляции «Расчет стоимости услуг по ТО ВКГО в МКД на 2013 г., Т/О газовой плиты», утвержденной ОАО «Череповецгаз», средняя стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп. Данный показатель в калькуляции на 2012 г. – 96 руб. 62 коп. Рост 2013 г./2012 г. – 30%. ОАО «Череповецгаз» обосновывает этот рост увеличением тарифных ставок исполнителей работ на 10% с 01.01.2013 г.

Согласно таблице «Расчет часового ФОТ» (приложение №3 «Приложение к расчету на ТО ВКГО на 2013 г.» к письму ОАО «Череповецгаз» от 28.01.13 г. №150) в расчет часового ФОТ (125 руб. 87 коп.) заложены 2 рабочие единицы: слесарь 3 разряда (часовая тарифная ставка – 46 руб. 78 коп.) и слесарь 4 разряда (часовая тарифная ставка – 56 руб. 62 коп.).

Согласно таблице «Выписка из прейскуранта работ на услуги 2013 г.» (приложение №11 к письму Общества от 28.01.13 г. №150) при расчете стоимости услуги «ТО плиты четырехгорелочной» учтен уже иной/следующий состав исполнителей: 1 человек (слесарь 4 разряда).

Вместе с тем, при расчете стоимости работ по ТО плиты четырехгорелочной (при трудозатратах – 0,98 чел./час) состав исполнителей определен однозначно- это должен быть слесарь 2 разряда (п.10.1.3. главы 1 раздела 10 «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанным головным научно-исследовательским и проектным институтом «Гипрониигаз», утвержденным и введенным в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35 (далее – Примерный прейскурант)). Часовая тарифная ставка слесаря 2 разряда ОАО «Череповецгаз» - 42 руб. 81 коп. (п.2 раздела 2 аудиторского заключения ООО «Анлен» от 27.02.13 г. стоимости ТО ВКГО на 2013 г.), что значительно меньше, чем у слесаря 4 разряда.

Вышеуказанный объем трудозатрат был расчитан ОАО «Череповецгаз» для обслуживания плиты четырехгорелочной. Вместе с тем, согласно, справке о количестве плит, представленной Обществом, в г. Череповце и Череповецком районе состоят на учете плиты двухконфорочные, трехконфорочные, пятиконфорочные и шестиконфорочные.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» нарушило нормативы (количество и разрядность квалификации исполнителей), рекомендуемые для данных работ, тем самым необоснованно превысило расходы, необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г. (рассчитанные проектным институтом «Гипрониигаз»).

Согласно таблице «Коэффициент к часовым тарифным ставкам на 2013 г. для расчета часового ФОТ для прейскуранта услуг» (приложение №3 к письму Общества от 28.01.13 г. №150) в расчет часового ФОТ на данную услугу (стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп.) включены следующие расходы: единовременные премии к праздникам (в размере двух среднемесячных тарифных ставок в год) и материальная помощь к отпуску (в размере 0,5 среднемесячной тарифной ставки в год). Вместе с тем:

- согласно п.2 раздела 2 заключения ООО «Анлен» затраты на премирование к праздникам не предусмотрены в составе себестоимости (основание – п.2.9. «Методических положений по планированию, учету и кулькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)», утвержденных Минтопэнерго от 30.12.1992 г.).

- согласно заключению финансового Управления мэрии г.Череповца эти расходы должны относиться на прибыль при формировании тарифа (основание – ст.255, пп.23 ст.270 главы 25 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило расходы (часовую тарифную ставку исполнителя работ и как следствие – ФОТ, т.е. прямые расходы и расходы на оплату страховых взносов), необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г.

Согласно таблице «Коэффициент к часовым тарифным ставкам на 2013 г. для расчета часового ФОТ для прейскуранта услуг» (приложение №3 к письму Общества от 28.01.2013 г. №150) в расчет часового ФОТ на данную услугу (стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп.) включены следующие расходы: надбавка за вредность (4% к тарифной ставке). Согласно п.3.4.1 «Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО «Череповецгаз» (приложение №7 к письму Общества от 28.01.2013 г. №150) доплата за работу во вредных условиях труда устанавливается работникам, непосредственно занятым во вредных условиях труда не менее 50% своего рабочего времени.

В соответствии с п.6 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. №342н,  аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Как следует из материалов дела, аттестацию рабочих мест и условий труда Общества, проводила аттестующая организация ООО «Центр экспертизы условий труда» на основании Аттестата аккредитации испытательной лаборатории №РОСС RU0001. 21 ЭП38 от 14.07.2016. Согласно Протоколу заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации мест по условиям труда от 12.12.2012 г. №1, указанная комиссия состоит из работников и должностных лиц ОАО «Череповецгаз». Кроме того, данные обстоятельства подтверждались представителями Общества на рассмотрении дела.

Таким образом, проведение ООО «Центр экспертизы условий труда» аттестации рабочих мест ОАО «Череповецгаз» не соответствует действующему законодательству, следовательно, включение надбавки за вредность (4% к тарифной ставке) является необоснованной.

В расчете калькуляции «Расчет стоимости услуг по ТО ВКГО в МКД на 2013 г. Т/О газовой плиты»,заложена рентабельность 12% (на основании п.11 «Методических рекомендаций по формированию тарифов и цен на услуги газораспределительных организаций по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования» - стандарты по организации и управлению производством, утвержденных ОАО «Газпром газораспределение» от 31.05.2011 г. №269).

Вместе с тем, ранее этой даты, ВДГО и ВКГО получили правовое разделение, согласно п.2, п.128 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, данные Методические рекомендации ОАО «Газпром газораспределение» должны были учесть это разделение и сформировать отдельно показатель уровня рентабельности для работ по ТО ВКГО. Данных изменений внесено не было. В этих условиях Общество применило для расчетов услуги по ТО ВКГО в МКД на 2013 г. показатель уровня рентабельности – 12% (установленный для иной услуги, т.е. для ТО ВДГО).

Согласно разделу 3 аудиторского заключения ООО «Анлен», уровень рентабельности для работ по ТО ВКГО должен составлять 5%.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило уровень рентабельности, тем самым превысило прибыль, необходимую для реализации услуг по ТО ВКГО в 2013 г.

Согласно заключению финансового Управления мэрии г. Череповца, при расчете косвенных расходов на ТО ВКГО на 2013 г. (21 948 467 руб. 17 коп.), ОАО «Череповецгаз» применило фактические косвенные расходы на ТО ВДГО за 2012 г. (15 865 332 руб. 54 коп.), увеличив их на планируемые дополнительные косвенные расходы на 2013 г. (6 255 698 руб. 36 коп.).

Проверка финансовым Управлением мэрии г. Череповца оборотно-сальдовых ведомостей по счету 20.01 и счету 26 за 2012 г. выявила, что сумма косвенных расходов (15 865 332 руб. 54 коп.) относится целиком на услуги по ВДГО за 2012 г., а не к услугам ВКГО.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило расходы (косвенные расходы на ТО ВКГО на 2013 г.), необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г.

Рост стоимости услуг ОАО «Череповецгаз» по ТО ВКГО в МКД (ТО газовой плиты) составил 283% (с 152 руб. 80 коп. с НДС в 2012 г. до 432 руб. с НДС в 2013 г.).

Вместе с тем, индексы инфляции на услуги в РФ составили следующие значения:

- индекс потребительских цен в РФ на услуги в 2013 г. (к декабрю 2012 г.) – 100,6% (основание – справочная информация: «Индекс потребительских цен» (материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Росстата).

- согласно информации Росстата, базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в РФ (январь2013 г./к декабрю 2012 г.)  составил 100,5%.

- согласно информации Росстата, базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в РФ (январь2013 г./к январю 2013 г. г.)  составил 105,74%.

Таким образом, увеличив стоимость услуг по ТО ВКГО в МКД (ТО газовой плиты) в 2013 г. ОАО «Череповецгаз» значительно превысило инфляционные показатели в РФ на величину несоизмеримую с общероссийскими показателями.

Анализ результатов ранее проведенного обследования рынков по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания ВДГО в Вологодской области позволяет сделать вывод об отсутствии конкурентного рынка услуг по ТО ВКГО в регионе. Вологодское УФАС России не располагает информацией о наличии конкурентного рынка услуг по ТО ВКГО в РФ.

Таким образом, на основании вышеизложенного, цены, установленные в 2013 г. ОАО «Череповецгаз» для населения, в том числе заявителя, на услуги по ТО ВКГО являются монопольно высокими.

Кроме того, Комиссией по рассмотрению настоящего дела, установлено следующее.

В соответствии с п.2 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. №410 (Начало действия документа - 01.06.2013), специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

ОАО «Череповецгаз», согласно указанному определению, не является специализированной организацией (отсутствие в настоящее время договора о транспортировке газа). Следовательно, с 01.06.2013 г. Общество не имеет законного основания оказывать услуги  по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Вместе с тем, Общество после 01.06.2013 г. продолжает выставлять извещения на оплату услуг по ТО ВКГО населению, в том числе заявителю (Извещение (июль, 2013 год) ТО ВКГО).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия,

                                                          

 

                                                             РЕШИЛА:

 

 

         1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно-высокой цены на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в географических границах г.Череповца и Череповецкого района.

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

        3. Передать материалы дела в части оказания услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования без наличия статуса специализированной газораспределительной организации в прокуратуру Вологодской области. 

 

 

 

 Председатель Комиссии                                                                          Д.С. Анпилов

 

 Члены Комиссии:                                                                                     А.А. Власов

                                                                                                                                                                                

                                                                                                                А.С. Мухин

 

                                                                                                                Н.Н.Смирнова

 

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      

stdClass Object ( [vid] => 7740 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13 по делу в отношении ОАО "Череповецгаз" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7740 [type] => solution [language] => ru [created] => 1381137916 [changed] => 1381137916 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1381137916 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

___________№____________

 

 

  

 

 

 

                     ОАО «Череповецгаз»

           162614, Вологодская область,

          г.Череповец, Луначарского пр., д.28

                         

 

       Прокуратура г. Череповца                                                                                          ул. Луначарского, д.11-а,

     г. Череповец, 162600

 

 

Депутат Законодательного Собрания

Вологодской области

Баданина А.П.

ул. Пушкинская, д.25, г.Вологда, 160000

 

 

   Председатель совета МКД Ваганов П.М.

Пр. Победы, д.43-б, кв.42,

г.Череповец, 162622

 

 

РЭК Вологодской области

ул. Сталеваров, 49-б, г.Череповец, 162606

 

 

Мэрия г. Череповца

пр. Строителей, 2, г. Череповец, 162600

 

 

Финансовое управление мэрии г. Череповца

        пр. строителей, 4а, г.Череповец, 162600

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13

 

 

Резолютивная часть оглашена 17 сентября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01 октября 2013 г.                              г. Вологда

 

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Анпилова Д.С. - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

       Власова А.А. – начальника отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

        Мухина А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

        Смирновой Н.Н.– специалиста – эксперта отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий,

рассмотрев материалы дела № 172-10АМЗ/13,                                      

                                                

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

     В Управление ФАС по Вологодской области поступили обращения Ваганова П.М., прокуратуры г. Череповца, депутата законодательного собрания Вологодской области Баданиной А.П. о необоснованной высокой стоимости услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО) в г. Череповце и Череповецком районе, установленной ОАО «Череповецгаз» (далее – Общество, ответчик). Согласно заявлениям стоимость услуг по ТО ВКГО на 2013год составила  432 руб. Заявители считают данный тариф завышенный, а также ущемляющий их интересы и интересы жителей г.Череповца и Черповецкого района, просит проверить правильность установления цен ОАО «Череповецгаз», являющимся монополистом на данном товарном рынке.

Прокуратурой г. Череповца представлено Заключение финансового Управления Мэрии г. Череповца от 29.04.2013 г. по проверке обоснованности расчета тарифа ОАО «Череповецгаз» на ТО ВКГО на 2013 год. Согласно данному заключению, тариф на ТО ВКГО, установленный Обществом, является необоснованно завышенным.

     ОАО «Череповецгаз» в обоснование своих доводов пояснило, что оно осуществляет деятельность  по ТО ВКГО на территории г.Череповца и Череповецкого района. Данный вид деятельности не подлежит государственному регулированию, стоимость услуг ТО ВКГО предусматривается договором между Обществом и заказчиками (гражданами). Стоимость услуг по ТО ВКГО в 2013 г. составляет 432 руб. с НДС.

 В своем письме от 05.08.2013 г. исх. №1949 ОАО «Череповецгаз» поясняет, что установленный тариф экономически обоснован и не противоречит требованиям, установленным действующим законодательством.

Кроме того, Обществом представлено экспертное заключение ООО «Аудиторская фирма «Анлен» от 13.03.2013 г. по вопросам экономической обоснованности расчета цены на услуги по ТО ВКГО, оказываемые ОАО «Череповецгаз» на 2013 г. Согласно данному заключению, цена услуги ТО ВКГО, рассчитанная Обществом, полностью подтверждается.   

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии со служебной запиской от 28.06.2013 г., докладной записки № 42 (13) отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий Вологодского УФАС России установлено следующее.

Приказом Вологодского УФАС России от 14.05.2010 г. №111 группа лиц в составе ОАО «Вологдагаз», ОАО «Череповецгаз», ООО «Устюггаз», ОАО «Газпромрегионгаз», ООО «Газпром трансгаз Ухта» была включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования с долей более 50% в географических границах Вологодского, Тарногского, Сокольского, Череповецкого районов Вологодской области.

В настоящее время в данный Реестр включена группа лиц в составе ОАО «Вологдагаз», ОАО «Череповецгаз», ОАО «Газрпром газораспределение», ООО «Газпром трансгаз Ухта» с долей более 50% по вышеназванному товару в вышеназванных географических границах.

Согласно пп.1 п.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если не доказано иное.

Вышеназванная группа лиц (с участием ОАО «Череповецгаз») занимает доминирующее положение с долей более 97% по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования в вышеназванных географических границах, в том числе в географических границах г. Череповца и Череповецкого района.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» в составе вышеуказанной группы лиц занимает доминирующее положение на рынке услуг по ТО ВДГО и ВКГО в вышеназванных географических границах, в том числе в географических границах г.Череповца и Череповецкого района.

 Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

      1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

       а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению монопольно высокой цены товара.

Согласно калькуляции «Расчет стоимости услуг по ТО ВКГО в МКД на 2013 г., Т/О газовой плиты», утвержденной ОАО «Череповецгаз», средняя стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп. Данный показатель в калькуляции на 2012 г. – 96 руб. 62 коп. Рост 2013 г./2012 г. – 30%. ОАО «Череповецгаз» обосновывает этот рост увеличением тарифных ставок исполнителей работ на 10% с 01.01.2013 г.

Согласно таблице «Расчет часового ФОТ» (приложение №3 «Приложение к расчету на ТО ВКГО на 2013 г.» к письму ОАО «Череповецгаз» от 28.01.13 г. №150) в расчет часового ФОТ (125 руб. 87 коп.) заложены 2 рабочие единицы: слесарь 3 разряда (часовая тарифная ставка – 46 руб. 78 коп.) и слесарь 4 разряда (часовая тарифная ставка – 56 руб. 62 коп.).

Согласно таблице «Выписка из прейскуранта работ на услуги 2013 г.» (приложение №11 к письму Общества от 28.01.13 г. №150) при расчете стоимости услуги «ТО плиты четырехгорелочной» учтен уже иной/следующий состав исполнителей: 1 человек (слесарь 4 разряда).

Вместе с тем, при расчете стоимости работ по ТО плиты четырехгорелочной (при трудозатратах – 0,98 чел./час) состав исполнителей определен однозначно- это должен быть слесарь 2 разряда (п.10.1.3. главы 1 раздела 10 «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанным головным научно-исследовательским и проектным институтом «Гипрониигаз», утвержденным и введенным в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35 (далее – Примерный прейскурант)). Часовая тарифная ставка слесаря 2 разряда ОАО «Череповецгаз» - 42 руб. 81 коп. (п.2 раздела 2 аудиторского заключения ООО «Анлен» от 27.02.13 г. стоимости ТО ВКГО на 2013 г.), что значительно меньше, чем у слесаря 4 разряда.

Вышеуказанный объем трудозатрат был расчитан ОАО «Череповецгаз» для обслуживания плиты четырехгорелочной. Вместе с тем, согласно, справке о количестве плит, представленной Обществом, в г. Череповце и Череповецком районе состоят на учете плиты двухконфорочные, трехконфорочные, пятиконфорочные и шестиконфорочные.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» нарушило нормативы (количество и разрядность квалификации исполнителей), рекомендуемые для данных работ, тем самым необоснованно превысило расходы, необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г. (рассчитанные проектным институтом «Гипрониигаз»).

Согласно таблице «Коэффициент к часовым тарифным ставкам на 2013 г. для расчета часового ФОТ для прейскуранта услуг» (приложение №3 к письму Общества от 28.01.13 г. №150) в расчет часового ФОТ на данную услугу (стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп.) включены следующие расходы: единовременные премии к праздникам (в размере двух среднемесячных тарифных ставок в год) и материальная помощь к отпуску (в размере 0,5 среднемесячной тарифной ставки в год). Вместе с тем:

- согласно п.2 раздела 2 заключения ООО «Анлен» затраты на премирование к праздникам не предусмотрены в составе себестоимости (основание – п.2.9. «Методических положений по планированию, учету и кулькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)», утвержденных Минтопэнерго от 30.12.1992 г.).

- согласно заключению финансового Управления мэрии г.Череповца эти расходы должны относиться на прибыль при формировании тарифа (основание – ст.255, пп.23 ст.270 главы 25 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило расходы (часовую тарифную ставку исполнителя работ и как следствие – ФОТ, т.е. прямые расходы и расходы на оплату страховых взносов), необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г.

Согласно таблице «Коэффициент к часовым тарифным ставкам на 2013 г. для расчета часового ФОТ для прейскуранта услуг» (приложение №3 к письму Общества от 28.01.2013 г. №150) в расчет часового ФОТ на данную услугу (стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп.) включены следующие расходы: надбавка за вредность (4% к тарифной ставке). Согласно п.3.4.1 «Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО «Череповецгаз» (приложение №7 к письму Общества от 28.01.2013 г. №150) доплата за работу во вредных условиях труда устанавливается работникам, непосредственно занятым во вредных условиях труда не менее 50% своего рабочего времени.

В соответствии с п.6 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. №342н,  аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Как следует из материалов дела, аттестацию рабочих мест и условий труда Общества, проводила аттестующая организация ООО «Центр экспертизы условий труда» на основании Аттестата аккредитации испытательной лаборатории №РОСС RU0001. 21 ЭП38 от 14.07.2016. Согласно Протоколу заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации мест по условиям труда от 12.12.2012 г. №1, указанная комиссия состоит из работников и должностных лиц ОАО «Череповецгаз». Кроме того, данные обстоятельства подтверждались представителями Общества на рассмотрении дела.

Таким образом, проведение ООО «Центр экспертизы условий труда» аттестации рабочих мест ОАО «Череповецгаз» не соответствует действующему законодательству, следовательно, включение надбавки за вредность (4% к тарифной ставке) является необоснованной.

В расчете калькуляции «Расчет стоимости услуг по ТО ВКГО в МКД на 2013 г. Т/О газовой плиты»,заложена рентабельность 12% (на основании п.11 «Методических рекомендаций по формированию тарифов и цен на услуги газораспределительных организаций по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования» - стандарты по организации и управлению производством, утвержденных ОАО «Газпром газораспределение» от 31.05.2011 г. №269).

Вместе с тем, ранее этой даты, ВДГО и ВКГО получили правовое разделение, согласно п.2, п.128 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, данные Методические рекомендации ОАО «Газпром газораспределение» должны были учесть это разделение и сформировать отдельно показатель уровня рентабельности для работ по ТО ВКГО. Данных изменений внесено не было. В этих условиях Общество применило для расчетов услуги по ТО ВКГО в МКД на 2013 г. показатель уровня рентабельности – 12% (установленный для иной услуги, т.е. для ТО ВДГО).

Согласно разделу 3 аудиторского заключения ООО «Анлен», уровень рентабельности для работ по ТО ВКГО должен составлять 5%.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило уровень рентабельности, тем самым превысило прибыль, необходимую для реализации услуг по ТО ВКГО в 2013 г.

Согласно заключению финансового Управления мэрии г. Череповца, при расчете косвенных расходов на ТО ВКГО на 2013 г. (21 948 467 руб. 17 коп.), ОАО «Череповецгаз» применило фактические косвенные расходы на ТО ВДГО за 2012 г. (15 865 332 руб. 54 коп.), увеличив их на планируемые дополнительные косвенные расходы на 2013 г. (6 255 698 руб. 36 коп.).

Проверка финансовым Управлением мэрии г. Череповца оборотно-сальдовых ведомостей по счету 20.01 и счету 26 за 2012 г. выявила, что сумма косвенных расходов (15 865 332 руб. 54 коп.) относится целиком на услуги по ВДГО за 2012 г., а не к услугам ВКГО.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило расходы (косвенные расходы на ТО ВКГО на 2013 г.), необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г.

Рост стоимости услуг ОАО «Череповецгаз» по ТО ВКГО в МКД (ТО газовой плиты) составил 283% (с 152 руб. 80 коп. с НДС в 2012 г. до 432 руб. с НДС в 2013 г.).

Вместе с тем, индексы инфляции на услуги в РФ составили следующие значения:

- индекс потребительских цен в РФ на услуги в 2013 г. (к декабрю 2012 г.) – 100,6% (основание – справочная информация: «Индекс потребительских цен» (материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Росстата).

- согласно информации Росстата, базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в РФ (январь2013 г./к декабрю 2012 г.)  составил 100,5%.

- согласно информации Росстата, базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в РФ (январь2013 г./к январю 2013 г. г.)  составил 105,74%.

Таким образом, увеличив стоимость услуг по ТО ВКГО в МКД (ТО газовой плиты) в 2013 г. ОАО «Череповецгаз» значительно превысило инфляционные показатели в РФ на величину несоизмеримую с общероссийскими показателями.

Анализ результатов ранее проведенного обследования рынков по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания ВДГО в Вологодской области позволяет сделать вывод об отсутствии конкурентного рынка услуг по ТО ВКГО в регионе. Вологодское УФАС России не располагает информацией о наличии конкурентного рынка услуг по ТО ВКГО в РФ.

Таким образом, на основании вышеизложенного, цены, установленные в 2013 г. ОАО «Череповецгаз» для населения, в том числе заявителя, на услуги по ТО ВКГО являются монопольно высокими.

Кроме того, Комиссией по рассмотрению настоящего дела, установлено следующее.

В соответствии с п.2 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. №410 (Начало действия документа - 01.06.2013), специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

ОАО «Череповецгаз», согласно указанному определению, не является специализированной организацией (отсутствие в настоящее время договора о транспортировке газа). Следовательно, с 01.06.2013 г. Общество не имеет законного основания оказывать услуги  по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Вместе с тем, Общество после 01.06.2013 г. продолжает выставлять извещения на оплату услуг по ТО ВКГО населению, в том числе заявителю (Извещение (июль, 2013 год) ТО ВКГО).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия,

                                                          

 

                                                             РЕШИЛА:

 

 

         1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно-высокой цены на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в географических границах г.Череповца и Череповецкого района.

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

        3. Передать материалы дела в части оказания услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования без наличия статуса специализированной газораспределительной организации в прокуратуру Вологодской области. 

 

 

 

 Председатель Комиссии                                                                          Д.С. Анпилов

 

 Члены Комиссии:                                                                                     А.А. Власов

                                                                                                                                                                                

                                                                                                                А.С. Мухин

 

                                                                                                                Н.Н.Смирнова

 

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

___________№____________

 

 

  

 

 

 

                     ОАО «Череповецгаз»

           162614, Вологодская область,

          г.Череповец, Луначарского пр., д.28

                         

 

       Прокуратура г. Череповца                                                                                          ул. Луначарского, д.11-а,

     г. Череповец, 162600

 

 

Депутат Законодательного Собрания

Вологодской области

Баданина А.П.

ул. Пушкинская, д.25, г.Вологда, 160000

 

 

   Председатель совета МКД Ваганов П.М.

Пр. Победы, д.43-б, кв.42,

г.Череповец, 162622

 

 

РЭК Вологодской области

ул. Сталеваров, 49-б, г.Череповец, 162606

 

 

Мэрия г. Череповца

пр. Строителей, 2, г. Череповец, 162600

 

 

Финансовое управление мэрии г. Череповца

        пр. строителей, 4а, г.Череповец, 162600

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13

 

 

Резолютивная часть оглашена 17 сентября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01 октября 2013 г.                              г. Вологда

 

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Анпилова Д.С. - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

       Власова А.А. – начальника отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

        Мухина А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела  антимонопольного и рекламного контроля;

        Смирновой Н.Н.– специалиста – эксперта отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий,

рассмотрев материалы дела № 172-10АМЗ/13,                                      

                                                

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

     В Управление ФАС по Вологодской области поступили обращения Ваганова П.М., прокуратуры г. Череповца, депутата законодательного собрания Вологодской области Баданиной А.П. о необоснованной высокой стоимости услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО) в г. Череповце и Череповецком районе, установленной ОАО «Череповецгаз» (далее – Общество, ответчик). Согласно заявлениям стоимость услуг по ТО ВКГО на 2013год составила  432 руб. Заявители считают данный тариф завышенный, а также ущемляющий их интересы и интересы жителей г.Череповца и Черповецкого района, просит проверить правильность установления цен ОАО «Череповецгаз», являющимся монополистом на данном товарном рынке.

Прокуратурой г. Череповца представлено Заключение финансового Управления Мэрии г. Череповца от 29.04.2013 г. по проверке обоснованности расчета тарифа ОАО «Череповецгаз» на ТО ВКГО на 2013 год. Согласно данному заключению, тариф на ТО ВКГО, установленный Обществом, является необоснованно завышенным.

     ОАО «Череповецгаз» в обоснование своих доводов пояснило, что оно осуществляет деятельность  по ТО ВКГО на территории г.Череповца и Череповецкого района. Данный вид деятельности не подлежит государственному регулированию, стоимость услуг ТО ВКГО предусматривается договором между Обществом и заказчиками (гражданами). Стоимость услуг по ТО ВКГО в 2013 г. составляет 432 руб. с НДС.

 В своем письме от 05.08.2013 г. исх. №1949 ОАО «Череповецгаз» поясняет, что установленный тариф экономически обоснован и не противоречит требованиям, установленным действующим законодательством.

Кроме того, Обществом представлено экспертное заключение ООО «Аудиторская фирма «Анлен» от 13.03.2013 г. по вопросам экономической обоснованности расчета цены на услуги по ТО ВКГО, оказываемые ОАО «Череповецгаз» на 2013 г. Согласно данному заключению, цена услуги ТО ВКГО, рассчитанная Обществом, полностью подтверждается.   

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии со служебной запиской от 28.06.2013 г., докладной записки № 42 (13) отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий Вологодского УФАС России установлено следующее.

Приказом Вологодского УФАС России от 14.05.2010 г. №111 группа лиц в составе ОАО «Вологдагаз», ОАО «Череповецгаз», ООО «Устюггаз», ОАО «Газпромрегионгаз», ООО «Газпром трансгаз Ухта» была включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования с долей более 50% в географических границах Вологодского, Тарногского, Сокольского, Череповецкого районов Вологодской области.

В настоящее время в данный Реестр включена группа лиц в составе ОАО «Вологдагаз», ОАО «Череповецгаз», ОАО «Газрпром газораспределение», ООО «Газпром трансгаз Ухта» с долей более 50% по вышеназванному товару в вышеназванных географических границах.

Согласно пп.1 п.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если не доказано иное.

Вышеназванная группа лиц (с участием ОАО «Череповецгаз») занимает доминирующее положение с долей более 97% по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования в вышеназванных географических границах, в том числе в географических границах г. Череповца и Череповецкого района.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» в составе вышеуказанной группы лиц занимает доминирующее положение на рынке услуг по ТО ВДГО и ВКГО в вышеназванных географических границах, в том числе в географических границах г.Череповца и Череповецкого района.

 Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

      1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

       а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению монопольно высокой цены товара.

Согласно калькуляции «Расчет стоимости услуг по ТО ВКГО в МКД на 2013 г., Т/О газовой плиты», утвержденной ОАО «Череповецгаз», средняя стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп. Данный показатель в калькуляции на 2012 г. – 96 руб. 62 коп. Рост 2013 г./2012 г. – 30%. ОАО «Череповецгаз» обосновывает этот рост увеличением тарифных ставок исполнителей работ на 10% с 01.01.2013 г.

Согласно таблице «Расчет часового ФОТ» (приложение №3 «Приложение к расчету на ТО ВКГО на 2013 г.» к письму ОАО «Череповецгаз» от 28.01.13 г. №150) в расчет часового ФОТ (125 руб. 87 коп.) заложены 2 рабочие единицы: слесарь 3 разряда (часовая тарифная ставка – 46 руб. 78 коп.) и слесарь 4 разряда (часовая тарифная ставка – 56 руб. 62 коп.).

Согласно таблице «Выписка из прейскуранта работ на услуги 2013 г.» (приложение №11 к письму Общества от 28.01.13 г. №150) при расчете стоимости услуги «ТО плиты четырехгорелочной» учтен уже иной/следующий состав исполнителей: 1 человек (слесарь 4 разряда).

Вместе с тем, при расчете стоимости работ по ТО плиты четырехгорелочной (при трудозатратах – 0,98 чел./час) состав исполнителей определен однозначно- это должен быть слесарь 2 разряда (п.10.1.3. главы 1 раздела 10 «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанным головным научно-исследовательским и проектным институтом «Гипрониигаз», утвержденным и введенным в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35 (далее – Примерный прейскурант)). Часовая тарифная ставка слесаря 2 разряда ОАО «Череповецгаз» - 42 руб. 81 коп. (п.2 раздела 2 аудиторского заключения ООО «Анлен» от 27.02.13 г. стоимости ТО ВКГО на 2013 г.), что значительно меньше, чем у слесаря 4 разряда.

Вышеуказанный объем трудозатрат был расчитан ОАО «Череповецгаз» для обслуживания плиты четырехгорелочной. Вместе с тем, согласно, справке о количестве плит, представленной Обществом, в г. Череповце и Череповецком районе состоят на учете плиты двухконфорочные, трехконфорочные, пятиконфорочные и шестиконфорочные.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» нарушило нормативы (количество и разрядность квалификации исполнителей), рекомендуемые для данных работ, тем самым необоснованно превысило расходы, необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г. (рассчитанные проектным институтом «Гипрониигаз»).

Согласно таблице «Коэффициент к часовым тарифным ставкам на 2013 г. для расчета часового ФОТ для прейскуранта услуг» (приложение №3 к письму Общества от 28.01.13 г. №150) в расчет часового ФОТ на данную услугу (стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп.) включены следующие расходы: единовременные премии к праздникам (в размере двух среднемесячных тарифных ставок в год) и материальная помощь к отпуску (в размере 0,5 среднемесячной тарифной ставки в год). Вместе с тем:

- согласно п.2 раздела 2 заключения ООО «Анлен» затраты на премирование к праздникам не предусмотрены в составе себестоимости (основание – п.2.9. «Методических положений по планированию, учету и кулькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)», утвержденных Минтопэнерго от 30.12.1992 г.).

- согласно заключению финансового Управления мэрии г.Череповца эти расходы должны относиться на прибыль при формировании тарифа (основание – ст.255, пп.23 ст.270 главы 25 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило расходы (часовую тарифную ставку исполнителя работ и как следствие – ФОТ, т.е. прямые расходы и расходы на оплату страховых взносов), необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г.

Согласно таблице «Коэффициент к часовым тарифным ставкам на 2013 г. для расчета часового ФОТ для прейскуранта услуг» (приложение №3 к письму Общества от 28.01.2013 г. №150) в расчет часового ФОТ на данную услугу (стоимость нормо-часа – 125 руб. 87 коп.) включены следующие расходы: надбавка за вредность (4% к тарифной ставке). Согласно п.3.4.1 «Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО «Череповецгаз» (приложение №7 к письму Общества от 28.01.2013 г. №150) доплата за работу во вредных условиях труда устанавливается работникам, непосредственно занятым во вредных условиях труда не менее 50% своего рабочего времени.

В соответствии с п.6 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. №342н,  аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Как следует из материалов дела, аттестацию рабочих мест и условий труда Общества, проводила аттестующая организация ООО «Центр экспертизы условий труда» на основании Аттестата аккредитации испытательной лаборатории №РОСС RU0001. 21 ЭП38 от 14.07.2016. Согласно Протоколу заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации мест по условиям труда от 12.12.2012 г. №1, указанная комиссия состоит из работников и должностных лиц ОАО «Череповецгаз». Кроме того, данные обстоятельства подтверждались представителями Общества на рассмотрении дела.

Таким образом, проведение ООО «Центр экспертизы условий труда» аттестации рабочих мест ОАО «Череповецгаз» не соответствует действующему законодательству, следовательно, включение надбавки за вредность (4% к тарифной ставке) является необоснованной.

В расчете калькуляции «Расчет стоимости услуг по ТО ВКГО в МКД на 2013 г. Т/О газовой плиты»,заложена рентабельность 12% (на основании п.11 «Методических рекомендаций по формированию тарифов и цен на услуги газораспределительных организаций по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования» - стандарты по организации и управлению производством, утвержденных ОАО «Газпром газораспределение» от 31.05.2011 г. №269).

Вместе с тем, ранее этой даты, ВДГО и ВКГО получили правовое разделение, согласно п.2, п.128 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, данные Методические рекомендации ОАО «Газпром газораспределение» должны были учесть это разделение и сформировать отдельно показатель уровня рентабельности для работ по ТО ВКГО. Данных изменений внесено не было. В этих условиях Общество применило для расчетов услуги по ТО ВКГО в МКД на 2013 г. показатель уровня рентабельности – 12% (установленный для иной услуги, т.е. для ТО ВДГО).

Согласно разделу 3 аудиторского заключения ООО «Анлен», уровень рентабельности для работ по ТО ВКГО должен составлять 5%.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило уровень рентабельности, тем самым превысило прибыль, необходимую для реализации услуг по ТО ВКГО в 2013 г.

Согласно заключению финансового Управления мэрии г. Череповца, при расчете косвенных расходов на ТО ВКГО на 2013 г. (21 948 467 руб. 17 коп.), ОАО «Череповецгаз» применило фактические косвенные расходы на ТО ВДГО за 2012 г. (15 865 332 руб. 54 коп.), увеличив их на планируемые дополнительные косвенные расходы на 2013 г. (6 255 698 руб. 36 коп.).

Проверка финансовым Управлением мэрии г. Череповца оборотно-сальдовых ведомостей по счету 20.01 и счету 26 за 2012 г. выявила, что сумма косвенных расходов (15 865 332 руб. 54 коп.) относится целиком на услуги по ВДГО за 2012 г., а не к услугам ВКГО.

Таким образом, ОАО «Череповецгаз» необоснованно превысило расходы (косвенные расходы на ТО ВКГО на 2013 г.), необходимые для реализации услуги по ТО ВКГО в 2013 г.

Рост стоимости услуг ОАО «Череповецгаз» по ТО ВКГО в МКД (ТО газовой плиты) составил 283% (с 152 руб. 80 коп. с НДС в 2012 г. до 432 руб. с НДС в 2013 г.).

Вместе с тем, индексы инфляции на услуги в РФ составили следующие значения:

- индекс потребительских цен в РФ на услуги в 2013 г. (к декабрю 2012 г.) – 100,6% (основание – справочная информация: «Индекс потребительских цен» (материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Росстата).

- согласно информации Росстата, базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в РФ (январь2013 г./к декабрю 2012 г.)  составил 100,5%.

- согласно информации Росстата, базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в РФ (январь2013 г./к январю 2013 г. г.)  составил 105,74%.

Таким образом, увеличив стоимость услуг по ТО ВКГО в МКД (ТО газовой плиты) в 2013 г. ОАО «Череповецгаз» значительно превысило инфляционные показатели в РФ на величину несоизмеримую с общероссийскими показателями.

Анализ результатов ранее проведенного обследования рынков по услугам технического обслуживания, услугам ремонта и услугам круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания ВДГО в Вологодской области позволяет сделать вывод об отсутствии конкурентного рынка услуг по ТО ВКГО в регионе. Вологодское УФАС России не располагает информацией о наличии конкурентного рынка услуг по ТО ВКГО в РФ.

Таким образом, на основании вышеизложенного, цены, установленные в 2013 г. ОАО «Череповецгаз» для населения, в том числе заявителя, на услуги по ТО ВКГО являются монопольно высокими.

Кроме того, Комиссией по рассмотрению настоящего дела, установлено следующее.

В соответствии с п.2 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. №410 (Начало действия документа - 01.06.2013), специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

ОАО «Череповецгаз», согласно указанному определению, не является специализированной организацией (отсутствие в настоящее время договора о транспортировке газа). Следовательно, с 01.06.2013 г. Общество не имеет законного основания оказывать услуги  по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Вместе с тем, Общество после 01.06.2013 г. продолжает выставлять извещения на оплату услуг по ТО ВКГО населению, в том числе заявителю (Извещение (июль, 2013 год) ТО ВКГО).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия,

                                                          

 

                                                             РЕШИЛА:

 

 

         1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно-высокой цены на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в географических границах г.Череповца и Череповецкого района.

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

        3. Передать материалы дела в части оказания услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования без наличия статуса специализированной газораспределительной организации в прокуратуру Вологодской области. 

 

 

 

 Председатель Комиссии                                                                          Д.С. Анпилов

 

 Члены Комиссии:                                                                                     А.А. Власов

                                                                                                                                                                                

                                                                                                                А.С. Мухин

 

                                                                                                                Н.Н.Смирнова

 

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 172-10АМЗ/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-07 09:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-17 09:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1381137916 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )