«22» июля 2013г. № 2917 | Рекламодатель: ИП Лоскутова О.Е. Рекламораспространитель: ИП Кононов А.А. |
РЕШЕНИЕ № 17/2013
г. Вологда
Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено «22» июля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,
Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело
- представитель ИП Лоскутовой О.Е. по доверенности от 09.04.13;
в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения – ИП Кононова А.А., надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, но на заседание не явилось;
рассмотрев 09.07.2013 года дело № 17/2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(далее – Предприниматель) части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
Специалистом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88 …540-885… », распространенная в рекламно - информационном журнале – каталоге товаров и услуг «NEW Череповец новый» в № 4(15) 2012 на стр.9 имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
Суть нарушения заключается в том, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей, нарушает часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.
В силу части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Из названной статьи следует, что потребитель услуг, к числу которых относятся медицинские, должен быть информирован о наличии противопоказаний при использовании таких услуг или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть сообщена потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Реклама, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или о необходимости консультации специалиста, ставит под угрозу здоровье и жизнь людей. Отсутствие в рекламе Предпринимателя соответствующей предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний в применении и использовании предоставляемых Предпринимателем медицинских услуг и ненужности получения консультации специалиста.
Таким образом, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет нарушение прав и законных интересов потребителей на получение полной информации о рекламируемом товаре. Учитывая, что общество является профессиональным участником рынка рекламных услуг оно обязано с должной ответственностью подходить к недопущению нарушений законодательства о рекламе.
В данной рекламе использована фраза «…пилинг…». Такая услуга как пилинг, определена Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура), под кодом А16.01.041- Дерматологический пилинг.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В соответствии с вышеназванной Номенклатурой, пилинг относится к медицинским услугам.
Согласно пункту 8 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статья 2 глава 1 ФЗ № 323-ФЗ).
Таким образом, слово «… пилинг …», использованное в рекламе, является медицинской услугой. А значит, данная реклама должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Отсутствие в рекламе Предпринимателя такой предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний к применению предоставляемых медицинских услуг и о ненужности получения консультации специалиста.
В данном случае реклама направлена на привлечение потребителей медицинских услуг, включая детей (… Пилинг рыбками…хорош как для женщин,...так и для деток….). Оказание медицинских услуг в виде пилинга, иглоукалывания, пульсовой диагностики предполагает отсутствие у потребителя противопоказаний к их применению (например, острого лихорадочного состояния, воспалительных процессов, заболеваний крови, кожных инфекционных заболеваний, опухолевых заболеваний, гипертонической болезни 3-й стадии, беременности и так далее). При этом вид пилинга и область его применения, а также возможность его проведения может определить только специалист.
В данном случае Предпринимателем не принято всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о рекламе. Доказательств обратного, равно как не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия таких мер в силу объективных, не зависящих от него причин.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
в статье 2 п. 4 под медицинской услугой понимают - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение;
в статье 2 п. 5 под медицинским вмешательством понимают - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и ( или) медицинских манипуляций;
в статье 2 п.8 под лечением понимают - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улудшение состояния его здоровья, трудоспособности, качества жизни;
в статье 2 п.9 пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независомо от наличия у него заболевания от его состояния;
в статье 2 п.13 медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовых (должностные обязанности которого вхлдит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредствено осуществлящим медицинскую деятельность;
в статье 2 п.10 медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи и т.д. (см. 323-ФЗ);
в статье 2 п.11 медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного ( уставного ) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, медицинская манипуляция ( ст.2 п.5) по услуге пилинга будет являться медицинской услугой в том случае, если они выполнены медицинским работником, имеющим соответсвующее образование, работающим в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданной в порядке установленном законодательством Российской Федерации, в должностные обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, реклама, размещенная ИП Лоскутовой О.Е. не соответствует части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодатель - ИП Лоскутова О.Е.;
Рекламораспростронитель - ИП Кононов А.А.;
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспростронитель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88 …540-885…» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
2. Выдать Предписание ИП Лоскутовой О.Е., ИП Кононову А.А. о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Председатель Комиссии | _________________: | | В.П. Щепелин |
| _________________: | | О.В.Галанина |
| _________________: | | Ю.В. Турчина |
stdClass Object
(
[vid] => 7335
[uid] => 5
[title] => Решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(рекламно - информационный журнал – каталог товаров и услуг «NEW Череповец новый»)
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7335
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1375188682
[changed] => 1375188682
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1375188682
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
«22» июля 2013г. № 2917 | Рекламодатель: ИП Лоскутова О.Е. Рекламораспространитель: ИП Кононов А.А. |
РЕШЕНИЕ № 17/2013
г. Вологда
Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено «22» июля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,
Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело
- представитель ИП Лоскутовой О.Е. по доверенности от 09.04.13;
в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения – ИП Кононова А.А., надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, но на заседание не явилось;
рассмотрев 09.07.2013 года дело № 17/2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(далее – Предприниматель) части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
Специалистом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88 …540-885… », распространенная в рекламно - информационном журнале – каталоге товаров и услуг «NEW Череповец новый» в № 4(15) 2012 на стр.9 имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
Суть нарушения заключается в том, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей, нарушает часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.
В силу части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Из названной статьи следует, что потребитель услуг, к числу которых относятся медицинские, должен быть информирован о наличии противопоказаний при использовании таких услуг или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть сообщена потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Реклама, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или о необходимости консультации специалиста, ставит под угрозу здоровье и жизнь людей. Отсутствие в рекламе Предпринимателя соответствующей предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний в применении и использовании предоставляемых Предпринимателем медицинских услуг и ненужности получения консультации специалиста.
Таким образом, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет нарушение прав и законных интересов потребителей на получение полной информации о рекламируемом товаре. Учитывая, что общество является профессиональным участником рынка рекламных услуг оно обязано с должной ответственностью подходить к недопущению нарушений законодательства о рекламе.
В данной рекламе использована фраза «…пилинг…». Такая услуга как пилинг, определена Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура), под кодом А16.01.041- Дерматологический пилинг.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В соответствии с вышеназванной Номенклатурой, пилинг относится к медицинским услугам.
Согласно пункту 8 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статья 2 глава 1 ФЗ № 323-ФЗ).
Таким образом, слово «… пилинг …», использованное в рекламе, является медицинской услугой. А значит, данная реклама должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Отсутствие в рекламе Предпринимателя такой предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний к применению предоставляемых медицинских услуг и о ненужности получения консультации специалиста.
В данном случае реклама направлена на привлечение потребителей медицинских услуг, включая детей (… Пилинг рыбками…хорош как для женщин,...так и для деток….). Оказание медицинских услуг в виде пилинга, иглоукалывания, пульсовой диагностики предполагает отсутствие у потребителя противопоказаний к их применению (например, острого лихорадочного состояния, воспалительных процессов, заболеваний крови, кожных инфекционных заболеваний, опухолевых заболеваний, гипертонической болезни 3-й стадии, беременности и так далее). При этом вид пилинга и область его применения, а также возможность его проведения может определить только специалист.
В данном случае Предпринимателем не принято всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о рекламе. Доказательств обратного, равно как не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия таких мер в силу объективных, не зависящих от него причин.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
в статье 2 п. 4 под медицинской услугой понимают - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение;
в статье 2 п. 5 под медицинским вмешательством понимают - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и ( или) медицинских манипуляций;
в статье 2 п.8 под лечением понимают - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улудшение состояния его здоровья, трудоспособности, качества жизни;
в статье 2 п.9 пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независомо от наличия у него заболевания от его состояния;
в статье 2 п.13 медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовых (должностные обязанности которого вхлдит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредствено осуществлящим медицинскую деятельность;
в статье 2 п.10 медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи и т.д. (см. 323-ФЗ);
в статье 2 п.11 медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного ( уставного ) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, медицинская манипуляция ( ст.2 п.5) по услуге пилинга будет являться медицинской услугой в том случае, если они выполнены медицинским работником, имеющим соответсвующее образование, работающим в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданной в порядке установленном законодательством Российской Федерации, в должностные обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, реклама, размещенная ИП Лоскутовой О.Е. не соответствует части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодатель - ИП Лоскутова О.Е.;
Рекламораспростронитель - ИП Кононов А.А.;
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспростронитель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88 …540-885…» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
2. Выдать Предписание ИП Лоскутовой О.Е., ИП Кононову А.А. о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Председатель Комиссии | _________________: | | В.П. Щепелин |
| _________________: | | О.В.Галанина |
| _________________: | | Ю.В. Турчина |
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
«22» июля 2013г. № 2917
|
Рекламодатель:
ИП Лоскутова О.Е.
Рекламораспространитель:
ИП Кононов А.А.
|
РЕШЕНИЕ № 17/2013
г. Вологда
Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено «22» июля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,
Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело
- представитель ИП Лоскутовой О.Е. по доверенности от 09.04.13;
в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения – ИП Кононова А.А., надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, но на заседание не явилось;
рассмотрев 09.07.2013 года дело № 17/2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(далее – Предприниматель) части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
Специалистом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88 …540-885… », распространенная в рекламно - информационном журнале – каталоге товаров и услуг «NEW Череповец новый» в № 4(15) 2012 на стр.9 имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
Суть нарушения заключается в том, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей, нарушает часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.
В силу части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Из названной статьи следует, что потребитель услуг, к числу которых относятся медицинские, должен быть информирован о наличии противопоказаний при использовании таких услуг или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть сообщена потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Реклама, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или о необходимости консультации специалиста, ставит под угрозу здоровье и жизнь людей. Отсутствие в рекламе Предпринимателя соответствующей предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний в применении и использовании предоставляемых Предпринимателем медицинских услуг и ненужности получения консультации специалиста.
Таким образом, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет нарушение прав и законных интересов потребителей на получение полной информации о рекламируемом товаре. Учитывая, что общество является профессиональным участником рынка рекламных услуг оно обязано с должной ответственностью подходить к недопущению нарушений законодательства о рекламе.
В данной рекламе использована фраза «…пилинг…». Такая услуга как пилинг, определена Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура), под кодом А16.01.041- Дерматологический пилинг.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В соответствии с вышеназванной Номенклатурой, пилинг относится к медицинским услугам.
Согласно пункту 8 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статья 2 глава 1 ФЗ № 323-ФЗ).
Таким образом, слово «… пилинг …», использованное в рекламе, является медицинской услугой. А значит, данная реклама должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Отсутствие в рекламе Предпринимателя такой предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний к применению предоставляемых медицинских услуг и о ненужности получения консультации специалиста.
В данном случае реклама направлена на привлечение потребителей медицинских услуг, включая детей (… Пилинг рыбками…хорош как для женщин,...так и для деток….). Оказание медицинских услуг в виде пилинга, иглоукалывания, пульсовой диагностики предполагает отсутствие у потребителя противопоказаний к их применению (например, острого лихорадочного состояния, воспалительных процессов, заболеваний крови, кожных инфекционных заболеваний, опухолевых заболеваний, гипертонической болезни 3-й стадии, беременности и так далее). При этом вид пилинга и область его применения, а также возможность его проведения может определить только специалист.
В данном случае Предпринимателем не принято всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о рекламе. Доказательств обратного, равно как не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия таких мер в силу объективных, не зависящих от него причин.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
в статье 2 п. 4 под медицинской услугой понимают - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение;
в статье 2 п. 5 под медицинским вмешательством понимают - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и ( или) медицинских манипуляций;
в статье 2 п.8 под лечением понимают - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улудшение состояния его здоровья, трудоспособности, качества жизни;
в статье 2 п.9 пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независомо от наличия у него заболевания от его состояния;
в статье 2 п.13 медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовых (должностные обязанности которого вхлдит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредствено осуществлящим медицинскую деятельность;
в статье 2 п.10 медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи и т.д. (см. 323-ФЗ);
в статье 2 п.11 медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного ( уставного ) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, медицинская манипуляция ( ст.2 п.5) по услуге пилинга будет являться медицинской услугой в том случае, если они выполнены медицинским работником, имеющим соответсвующее образование, работающим в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданной в порядке установленном законодательством Российской Федерации, в должностные обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, реклама, размещенная ИП Лоскутовой О.Е. не соответствует части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодатель - ИП Лоскутова О.Е.;
Рекламораспростронитель - ИП Кононов А.А.;
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспростронитель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88 …540-885…» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
2. Выдать Предписание ИП Лоскутовой О.Е., ИП Кононову А.А. о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Председатель Комиссии
|
_________________:
|
|
В.П. Щепелин
|
|
_________________:
|
|
О.В.Галанина
|
|
_________________:
|
|
Ю.В. Турчина
|
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => РЕШЕНИЕ № 17/2013
[format] =>
[safe_value] => РЕШЕНИЕ № 17/2013
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-07-30 12:46:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-07-30 12:46:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1375188682
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Вологодское УФАС России
)