Решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(рекламно - информационный журнал – каталог товаров и услуг «NEW Череповец новый»)

Номер дела: РЕШЕНИЕ № 17/2013
Дата публикации: 30 июля 2013, 16:46

 

 

«22» июля 2013г. № 2917

 

 

Рекламодатель:

ИП Лоскутова О.Е.

 

Рекламораспространитель:

ИП Кононов А.А.

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 17/2013

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» июля 2013 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,

при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело

 - представитель  ИП Лоскутовой О.Е. по доверенности от 09.04.13;

в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения – ИП Кононова А.А., надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, но на заседание не явилось;

рассмотрев 09.07.2013 года дело № 17/2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(далее – Предприниматель)  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Специалистом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ  НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88  …540-885… »,  распространенная в рекламно - информационном журнале – каталоге товаров и услуг  «NEW Череповец новый»  в № 4(15) 2012 на стр.9 имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Суть нарушения заключается в том, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей,  нарушает часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

В силу части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Из названной статьи следует, что потребитель услуг, к числу которых относятся медицинские, должен быть информирован о наличии противопоказаний при использовании таких услуг или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть сообщена потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Реклама, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или о необходимости консультации специалиста, ставит под угрозу здоровье и жизнь людей. Отсутствие в рекламе Предпринимателя соответствующей предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний в применении и использовании предоставляемых Предпринимателем медицинских услуг и ненужности получения консультации специалиста.

Таким образом, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем  законодательства о рекламе влечет нарушение прав и законных интересов потребителей на получение полной информации о рекламируемом товаре. Учитывая, что общество является профессиональным участником рынка рекламных услуг оно обязано с должной ответственностью подходить к недопущению нарушений законодательства о рекламе.

 

В данной рекламе использована фраза «…пилинг…». Такая услуга как пилинг, определена  Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура), под кодом  А16.01.041- Дерматологический пилинг.
     В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
     Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

В соответствии с вышеназванной Номенклатурой,  пилинг относится к медицинским услугам.

Согласно пункту 8 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статья 2 глава 1 ФЗ № 323-ФЗ).

Таким образом, слово «… пилинг …», использованное в рекламе, является медицинской услугой. А значит, данная реклама должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Отсутствие в рекламе Предпринимателя такой предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний к применению предоставляемых медицинских услуг и о ненужности получения консультации специалиста.

 В данном случае реклама направлена на привлечение потребителей медицинских услуг, включая детей (… Пилинг рыбками…хорош как для женщин,...так и для деток….). Оказание медицинских услуг в виде пилинга, иглоукалывания, пульсовой диагностики предполагает отсутствие у потребителя противопоказаний к их применению (например, острого лихорадочного состояния, воспалительных процессов, заболеваний крови, кожных инфекционных заболеваний, опухолевых заболеваний, гипертонической болезни 3-й стадии, беременности и так далее). При этом вид пилинга и область его применения, а также возможность его проведения может определить только специалист.

 В данном случае Предпринимателем не принято всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о рекламе. Доказательств обратного, равно как не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия таких мер в силу объективных, не зависящих от него причин.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

в статье 2 п. 4 под медицинской услугой понимают - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение;

в статье 2 п. 5 под медицинским вмешательством понимают - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и ( или) медицинских манипуляций;

в статье 2 п.8 под лечением понимают - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улудшение состояния его здоровья, трудоспособности, качества жизни;

в статье 2 п.9 пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независомо от наличия у него заболевания от его состояния;

в статье 2 п.13 медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовых (должностные обязанности которого вхлдит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредствено осуществлящим медицинскую деятельность;

в статье 2 п.10 медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи и т.д. (см. 323-ФЗ);

в статье 2 п.11 медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного ( уставного ) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, медицинская манипуляция ( ст.2 п.5) по услуге пилинга будет являться медицинской услугой в том случае, если они выполнены медицинским работником, имеющим соответсвующее образование, работающим в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданной в порядке установленном законодательством Российской Федерации, в  должностные обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.   

Таким образом, реклама, размещенная ИП Лоскутовой О.Е. не соответствует части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель -  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодатель -  ИП Лоскутова О.Е.;

Рекламораспростронитель -  ИП Кононов А.А.;

В соответствии с частью  6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона

В соответствии с частью  7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспростронитель  несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания:   «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ  НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88  …540-885…» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

2. Выдать Предписание ИП Лоскутовой О.Е., ИП Кононову А.А.  о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

_________________:

 

О.В.Галанина

 

_________________:

 

Ю.В. Турчина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7335 [uid] => 5 [title] => Решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(рекламно - информационный журнал – каталог товаров и услуг «NEW Череповец новый») [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7335 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375188682 [changed] => 1375188682 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375188682 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

«22» июля 2013г. № 2917

 

 

Рекламодатель:

ИП Лоскутова О.Е.

 

Рекламораспространитель:

ИП Кононов А.А.

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 17/2013

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» июля 2013 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,

при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело

 - представитель  ИП Лоскутовой О.Е. по доверенности от 09.04.13;

в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения – ИП Кононова А.А., надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, но на заседание не явилось;

рассмотрев 09.07.2013 года дело № 17/2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(далее – Предприниматель)  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Специалистом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ  НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88  …540-885… »,  распространенная в рекламно - информационном журнале – каталоге товаров и услуг  «NEW Череповец новый»  в № 4(15) 2012 на стр.9 имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Суть нарушения заключается в том, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей,  нарушает часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

В силу части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Из названной статьи следует, что потребитель услуг, к числу которых относятся медицинские, должен быть информирован о наличии противопоказаний при использовании таких услуг или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть сообщена потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Реклама, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или о необходимости консультации специалиста, ставит под угрозу здоровье и жизнь людей. Отсутствие в рекламе Предпринимателя соответствующей предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний в применении и использовании предоставляемых Предпринимателем медицинских услуг и ненужности получения консультации специалиста.

Таким образом, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем  законодательства о рекламе влечет нарушение прав и законных интересов потребителей на получение полной информации о рекламируемом товаре. Учитывая, что общество является профессиональным участником рынка рекламных услуг оно обязано с должной ответственностью подходить к недопущению нарушений законодательства о рекламе.

 

В данной рекламе использована фраза «…пилинг…». Такая услуга как пилинг, определена  Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура), под кодом  А16.01.041- Дерматологический пилинг.
     В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
     Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

В соответствии с вышеназванной Номенклатурой,  пилинг относится к медицинским услугам.

Согласно пункту 8 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статья 2 глава 1 ФЗ № 323-ФЗ).

Таким образом, слово «… пилинг …», использованное в рекламе, является медицинской услугой. А значит, данная реклама должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Отсутствие в рекламе Предпринимателя такой предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний к применению предоставляемых медицинских услуг и о ненужности получения консультации специалиста.

 В данном случае реклама направлена на привлечение потребителей медицинских услуг, включая детей (… Пилинг рыбками…хорош как для женщин,...так и для деток….). Оказание медицинских услуг в виде пилинга, иглоукалывания, пульсовой диагностики предполагает отсутствие у потребителя противопоказаний к их применению (например, острого лихорадочного состояния, воспалительных процессов, заболеваний крови, кожных инфекционных заболеваний, опухолевых заболеваний, гипертонической болезни 3-й стадии, беременности и так далее). При этом вид пилинга и область его применения, а также возможность его проведения может определить только специалист.

 В данном случае Предпринимателем не принято всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о рекламе. Доказательств обратного, равно как не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия таких мер в силу объективных, не зависящих от него причин.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

в статье 2 п. 4 под медицинской услугой понимают - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение;

в статье 2 п. 5 под медицинским вмешательством понимают - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и ( или) медицинских манипуляций;

в статье 2 п.8 под лечением понимают - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улудшение состояния его здоровья, трудоспособности, качества жизни;

в статье 2 п.9 пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независомо от наличия у него заболевания от его состояния;

в статье 2 п.13 медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовых (должностные обязанности которого вхлдит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредствено осуществлящим медицинскую деятельность;

в статье 2 п.10 медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи и т.д. (см. 323-ФЗ);

в статье 2 п.11 медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного ( уставного ) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, медицинская манипуляция ( ст.2 п.5) по услуге пилинга будет являться медицинской услугой в том случае, если они выполнены медицинским работником, имеющим соответсвующее образование, работающим в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданной в порядке установленном законодательством Российской Федерации, в  должностные обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.   

Таким образом, реклама, размещенная ИП Лоскутовой О.Е. не соответствует части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель -  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодатель -  ИП Лоскутова О.Е.;

Рекламораспростронитель -  ИП Кононов А.А.;

В соответствии с частью  6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона

В соответствии с частью  7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспростронитель  несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания:   «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ  НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88  …540-885…» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

2. Выдать Предписание ИП Лоскутовой О.Е., ИП Кононову А.А.  о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

_________________:

 

О.В.Галанина

 

_________________:

 

Ю.В. Турчина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

«22» июля 2013г. № 2917

 

 

Рекламодатель:

ИП Лоскутова О.Е.

 

Рекламораспространитель:

ИП Кононов А.А.

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 17/2013

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» июля 2013 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Щепелин В.П. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

Галанина О.В. – член комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля,

Турчина Ю.В. – член комиссии, специалист 1 разряда отдела антимонопольного и рекламного контроля,

при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело

 - представитель  ИП Лоскутовой О.Е. по доверенности от 09.04.13;

в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения – ИП Кононова А.А., надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, но на заседание не явилось;

рассмотрев 09.07.2013 года дело № 17/2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в рекламе ИП Лоскутовой О.Е.(далее – Предприниматель)  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Специалистом отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что реклама: «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ  НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88  …540-885… »,  распространенная в рекламно - информационном журнале – каталоге товаров и услуг  «NEW Череповец новый»  в № 4(15) 2012 на стр.9 имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение  части 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Суть нарушения заключается в том, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей,  нарушает часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

В силу части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Из названной статьи следует, что потребитель услуг, к числу которых относятся медицинские, должен быть информирован о наличии противопоказаний при использовании таких услуг или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть сообщена потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Реклама, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или о необходимости консультации специалиста, ставит под угрозу здоровье и жизнь людей. Отсутствие в рекламе Предпринимателя соответствующей предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний в применении и использовании предоставляемых Предпринимателем медицинских услуг и ненужности получения консультации специалиста.

Таким образом, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем  законодательства о рекламе влечет нарушение прав и законных интересов потребителей на получение полной информации о рекламируемом товаре. Учитывая, что общество является профессиональным участником рынка рекламных услуг оно обязано с должной ответственностью подходить к недопущению нарушений законодательства о рекламе.

 

В данной рекламе использована фраза «…пилинг…». Такая услуга как пилинг, определена  Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура), под кодом  А16.01.041- Дерматологический пилинг.
     В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
     Класс «A» Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

В соответствии с вышеназванной Номенклатурой,  пилинг относится к медицинским услугам.

Согласно пункту 8 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 главы 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статья 2 глава 1 ФЗ № 323-ФЗ).

Таким образом, слово «… пилинг …», использованное в рекламе, является медицинской услугой. А значит, данная реклама должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Отсутствие в рекламе Предпринимателя такой предупредительной информации могло создать у потребителя рекламы впечатление об отсутствии противопоказаний к применению предоставляемых медицинских услуг и о ненужности получения консультации специалиста.

 В данном случае реклама направлена на привлечение потребителей медицинских услуг, включая детей (… Пилинг рыбками…хорош как для женщин,...так и для деток….). Оказание медицинских услуг в виде пилинга, иглоукалывания, пульсовой диагностики предполагает отсутствие у потребителя противопоказаний к их применению (например, острого лихорадочного состояния, воспалительных процессов, заболеваний крови, кожных инфекционных заболеваний, опухолевых заболеваний, гипертонической болезни 3-й стадии, беременности и так далее). При этом вид пилинга и область его применения, а также возможность его проведения может определить только специалист.

 В данном случае Предпринимателем не принято всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о рекламе. Доказательств обратного, равно как не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия таких мер в силу объективных, не зависящих от него причин.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

в статье 2 п. 4 под медицинской услугой понимают - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение;

в статье 2 п. 5 под медицинским вмешательством понимают - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и ( или) медицинских манипуляций;

в статье 2 п.8 под лечением понимают - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улудшение состояния его здоровья, трудоспособности, качества жизни;

в статье 2 п.9 пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независомо от наличия у него заболевания от его состояния;

в статье 2 п.13 медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовых (должностные обязанности которого вхлдит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредствено осуществлящим медицинскую деятельность;

в статье 2 п.10 медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи и т.д. (см. 323-ФЗ);

в статье 2 п.11 медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного ( уставного ) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, медицинская манипуляция ( ст.2 п.5) по услуге пилинга будет являться медицинской услугой в том случае, если они выполнены медицинским работником, имеющим соответсвующее образование, работающим в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданной в порядке установленном законодательством Российской Федерации, в  должностные обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.   

Таким образом, реклама, размещенная ИП Лоскутовой О.Е. не соответствует части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель -  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодатель -  ИП Лоскутова О.Е.;

Рекламораспростронитель -  ИП Кононов А.А.;

В соответствии с частью  6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона

В соответствии с частью  7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламораспростронитель  несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания:   «СПА ФИШ САЛОН ПРЕДЛАГАЕТ  НОВУЮ ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА ПРОЦЕДУРУ ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РЫБОК ГАРРА РУФА ул.Ленина, 88  …540-885…» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

2. Выдать Предписание ИП Лоскутовой О.Е., ИП Кононову А.А.  о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

_________________:

 

В.П. Щепелин

 

_________________:

 

О.В.Галанина

 

_________________:

 

Ю.В. Турчина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 17/2013 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 17/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-30 12:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-30 12:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375188682 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )