РЕШЕНИЕ № 12-15/12

Номер дела: 12-15/12
Дата публикации: 28 апреля 2012, 11:12

 

РЕШЕНИЕ № 12-15/12

                                                                                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Тихомирова Т.Б. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Анпилов Д.С. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Виноградова Н.О. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                                                        

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение запроса Управления Федеральной антимонопольной службы по  Вологодской области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление)  от

 

09.02.2012 г. исх. № 413 администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области представлена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 (далее – Программа).

В результате анализа данной Программы было установлено, что Программа не содержит перечня документов, необходимых для получения субъектами малого и среднего предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (п. 2.1 ч. 2 Приложения к Программе) и получения муниципальных гарантий (п. 2.2 ч. 2 Приложения к Программе), а также не содержит порядка и сроков рассмотрения данных документов, критериев отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания данных видов поддержки, основания  отказа в оказании поддержки.

30 марта 2012 года приказом УФАС по Вологодской области № 78 возбуждено дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На заседании комиссии представителем администрации Вологодского муниципального района представлено постановление администрации Вологодского муниципального района от 24.04.2012 № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 г. № 968).

Комиссия, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 утверждена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы» (далее – Программа).

Одним из основных мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы в числе прочих, являлось мероприятие по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования, в том числе в виде предоставления на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (пункт 2.1. раздела 2 Приложения к Программе); предоставления муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 2.2. раздела 2 Приложения к Программе).

Вместе с тем, в Программе отсутствовали указания на то, какие документы, необходимо представить  субъектам малого и среднего предпринимательства для получения вышеуказанных видов поддержки, порядок и сроки рассмотрения документов, критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, а также основания  отказа в оказании поддержки.

 

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства,  в том числе отдельных категорий  субъектов  малого и среднего

предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) – деятельность  органов  государственной  власти  Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Статья 6 Закона № 209-ФЗ определяет одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 4 части 3).

         Статьей 14 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); равный доступ субъектов малого и среднего пред-

принимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, регио-нальными  программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

  Исходя из части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

  В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органа власти, в том числе органа местного самоуправления, которая должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом данная поддержка должна оказываться путем обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах,  открытости процедур оказания поддержки и с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.

         Среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072,   не содержала условий и порядка оказания поддержки, в том числе перечень документов, которые должны представить субъекты малого и среднего предпринимательства, желающие получить поддержку в виде предоставления компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях, либо предоставления муниципальных гарантий.

   При таких обстоятельствах субъекты малого и среднего предпринимательства не располагали информацией о порядке и условиях предоставления поддержки, в связи с чем, не обеспечивалась открытость процедур оказания поддержки.

   Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

   Вместе с тем, администрацией Вологодского муниципального района постановлением от 10 апреля 2012  № 968 были внесены изменения в среднесрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», в частности из Программы исключено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях; пункт 2.2  «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства» изложен в новой редакции «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» (пункт 2.1.).

   24 апреля 2012 года постановлением администрации Вологодского муниципального района № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 № 968)» пункт 2.1. «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» исключен из основных мероприятий Программы.

   Таким образом, администрация Вологодского муниципального района устранила нарушения антимонопольного законодательства.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:                                           

 1. Признать администрацию Вологодского муниципального района Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело в отношении администрации Вологодского муниципального района прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

_________________

 

         Т.Б. Тихомирова

Члены Комиссии:

_________________

 

              Д.С. Анпилов

 

                           _________________

 

            В.И. Гасымова

 

_________________

 

            В.А. Лукичева

 

_________________

 

      Н.О. Виноградова

 

stdClass Object ( [vid] => 6299 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 12-15/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6299 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336032790 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 12-15/12

                                                                                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Тихомирова Т.Б. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Анпилов Д.С. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Виноградова Н.О. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                                                        

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение запроса Управления Федеральной антимонопольной службы по  Вологодской области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление)  от

 

09.02.2012 г. исх. № 413 администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области представлена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 (далее – Программа).

В результате анализа данной Программы было установлено, что Программа не содержит перечня документов, необходимых для получения субъектами малого и среднего предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (п. 2.1 ч. 2 Приложения к Программе) и получения муниципальных гарантий (п. 2.2 ч. 2 Приложения к Программе), а также не содержит порядка и сроков рассмотрения данных документов, критериев отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания данных видов поддержки, основания  отказа в оказании поддержки.

30 марта 2012 года приказом УФАС по Вологодской области № 78 возбуждено дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На заседании комиссии представителем администрации Вологодского муниципального района представлено постановление администрации Вологодского муниципального района от 24.04.2012 № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 г. № 968).

Комиссия, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 утверждена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы» (далее – Программа).

Одним из основных мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы в числе прочих, являлось мероприятие по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования, в том числе в виде предоставления на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (пункт 2.1. раздела 2 Приложения к Программе); предоставления муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 2.2. раздела 2 Приложения к Программе).

Вместе с тем, в Программе отсутствовали указания на то, какие документы, необходимо представить  субъектам малого и среднего предпринимательства для получения вышеуказанных видов поддержки, порядок и сроки рассмотрения документов, критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, а также основания  отказа в оказании поддержки.

 

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства,  в том числе отдельных категорий  субъектов  малого и среднего

предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) – деятельность  органов  государственной  власти  Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Статья 6 Закона № 209-ФЗ определяет одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 4 части 3).

         Статьей 14 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); равный доступ субъектов малого и среднего пред-

принимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, регио-нальными  программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

  Исходя из части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

  В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органа власти, в том числе органа местного самоуправления, которая должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом данная поддержка должна оказываться путем обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах,  открытости процедур оказания поддержки и с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.

         Среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072,   не содержала условий и порядка оказания поддержки, в том числе перечень документов, которые должны представить субъекты малого и среднего предпринимательства, желающие получить поддержку в виде предоставления компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях, либо предоставления муниципальных гарантий.

   При таких обстоятельствах субъекты малого и среднего предпринимательства не располагали информацией о порядке и условиях предоставления поддержки, в связи с чем, не обеспечивалась открытость процедур оказания поддержки.

   Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

   Вместе с тем, администрацией Вологодского муниципального района постановлением от 10 апреля 2012  № 968 были внесены изменения в среднесрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», в частности из Программы исключено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях; пункт 2.2  «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства» изложен в новой редакции «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» (пункт 2.1.).

   24 апреля 2012 года постановлением администрации Вологодского муниципального района № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 № 968)» пункт 2.1. «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» исключен из основных мероприятий Программы.

   Таким образом, администрация Вологодского муниципального района устранила нарушения антимонопольного законодательства.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:                                           

 1. Признать администрацию Вологодского муниципального района Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело в отношении администрации Вологодского муниципального района прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

_________________

 

         Т.Б. Тихомирова

Члены Комиссии:

_________________

 

              Д.С. Анпилов

 

                           _________________

 

            В.И. Гасымова

 

_________________

 

            В.А. Лукичева

 

_________________

 

      Н.О. Виноградова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 12-15/12

                                                                                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Тихомирова Т.Б. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Анпилов Д.С. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Виноградова Н.О. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                                                        

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение запроса Управления Федеральной антимонопольной службы по  Вологодской области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление)  от

 

09.02.2012 г. исх. № 413 администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области представлена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 (далее – Программа).

В результате анализа данной Программы было установлено, что Программа не содержит перечня документов, необходимых для получения субъектами малого и среднего предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (п. 2.1 ч. 2 Приложения к Программе) и получения муниципальных гарантий (п. 2.2 ч. 2 Приложения к Программе), а также не содержит порядка и сроков рассмотрения данных документов, критериев отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания данных видов поддержки, основания  отказа в оказании поддержки.

30 марта 2012 года приказом УФАС по Вологодской области № 78 возбуждено дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На заседании комиссии представителем администрации Вологодского муниципального района представлено постановление администрации Вологодского муниципального района от 24.04.2012 № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 г. № 968).

Комиссия, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 утверждена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы» (далее – Программа).

Одним из основных мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы в числе прочих, являлось мероприятие по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования, в том числе в виде предоставления на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (пункт 2.1. раздела 2 Приложения к Программе); предоставления муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 2.2. раздела 2 Приложения к Программе).

Вместе с тем, в Программе отсутствовали указания на то, какие документы, необходимо представить  субъектам малого и среднего предпринимательства для получения вышеуказанных видов поддержки, порядок и сроки рассмотрения документов, критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, а также основания  отказа в оказании поддержки.

 

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства,  в том числе отдельных категорий  субъектов  малого и среднего

предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) – деятельность  органов  государственной  власти  Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Статья 6 Закона № 209-ФЗ определяет одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 4 части 3).

         Статьей 14 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); равный доступ субъектов малого и среднего пред-

принимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, регио-нальными  программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

  Исходя из части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

  В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органа власти, в том числе органа местного самоуправления, которая должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом данная поддержка должна оказываться путем обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах,  открытости процедур оказания поддержки и с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.

         Среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072,   не содержала условий и порядка оказания поддержки, в том числе перечень документов, которые должны представить субъекты малого и среднего предпринимательства, желающие получить поддержку в виде предоставления компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях, либо предоставления муниципальных гарантий.

   При таких обстоятельствах субъекты малого и среднего предпринимательства не располагали информацией о порядке и условиях предоставления поддержки, в связи с чем, не обеспечивалась открытость процедур оказания поддержки.

   Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

   Вместе с тем, администрацией Вологодского муниципального района постановлением от 10 апреля 2012  № 968 были внесены изменения в среднесрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», в частности из Программы исключено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях; пункт 2.2  «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства» изложен в новой редакции «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» (пункт 2.1.).

   24 апреля 2012 года постановлением администрации Вологодского муниципального района № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 № 968)» пункт 2.1. «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» исключен из основных мероприятий Программы.

   Таким образом, администрация Вологодского муниципального района устранила нарушения антимонопольного законодательства.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:                                           

 1. Признать администрацию Вологодского муниципального района Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело в отношении администрации Вологодского муниципального района прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

_________________

 

         Т.Б. Тихомирова

Члены Комиссии:

_________________

 

              Д.С. Анпилов

 

                           _________________

 

            В.И. Гасымова

 

_________________

 

            В.А. Лукичева

 

_________________

 

      Н.О. Виноградова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 12-15/12 [format] => [safe_value] => 12-15/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Администрация Вологодского муниципального района

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Администрация Вологодского муниципального района

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-28 07:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-28 07:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336032790 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )