РЕШЕНИЕ № 13-15/12

Номер дела: 13-15/12
Дата публикации: 19 апреля 2012, 11:05

 

РЕШЕНИЕ № 13-15/12

                                                                                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Тихомирова Т.Б. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Анпилов Д.С. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Виноградова Н.О. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 13-15/12 по признакам нарушения администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение запроса Управления Федеральной антимонопольной службы по  Вологодской области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление)  от

08.02.2012 г. исх. № 404 администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области представлена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением администрации Грязовецкого муниципального района от 10.11.2011 г. № 574.

В результате анализа данной Программы было установлено, что в Программе по таким мероприятиям поддержки, как «Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях» (п. 2.1 раздела II Приложения 1 к Программе) и «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» (п. 3.3 раздела III Приложения 1 к Программе) отсутствуют сроки и порядок рассмотрения заявлений об оказании поддержки, критерии отбора субъектов для оказания поддержки, основания отказа в оказании поддержки, что может привести к ограничению конкуренции.

02 апреля 2012 года приказом УФАС по Вологодской области № 82 возбуждено дело № 13-15/12 по признакам нарушения администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На заседании Комиссии представители Администрации представили постановление администрации Грязовецкого муниципального района от 10.04.2012 № 134 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы». Согласно данному постановлению Программа изложена в новой редакции, в частности из Приложения 1 к Программе исключено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях. Пункт 3.3. раздела III «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» изложен в новой редакции «Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района в соответствии с Положением (Приложение 4)».

Приложение 4 к Программе содержит Положение об оказании субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района, не включенного в перечень имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Комиссия, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 10.11.2011 г. № 574 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы».

Согласно Приложению 1 к Программе одними из основных мероприятий поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы являются: 1) расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организация (пункт 2.2. раздела II); 2) совершенствование механизмов использования муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе предоставление  муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот (пункт 3.3. раздела III).

 

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства,  в том числе отдельных категорий  субъектов  малого и среднего

предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) – деятельность  органов  государственной  власти  Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Статья 6 Закона № 209-ФЗ определяет одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 4 части 3).

         Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 14 Закона № 209-ФЗ являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); равный доступ субъектов малого и среднего пред-

принимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, регио-нальными  программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

  Исходя из части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

  В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органа власти, в том числе органа местного самоуправления, которая должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом данная поддержка должна оказываться путем обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах,  открытости процедур оказания поддержки и с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.

В долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Грязовецкого муниципального района от 10.11.2011 г. № 574,  по таким мероприятиям поддержки, как «Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях» (п. 2.1 раздела II Приложения 1 к Программе) и «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» (п. 3.3 раздела III Приложения 1 к Программе) отсутствовали сроки и порядок рассмотрения заявлений об оказании поддержки, критерии отбора субъектов для оказания поддержки, основания отказа в оказании поддержки.

    При таких обстоятельствах, у органов местного самоуправления имелась возможность по своему усмотрению необоснованно отказывать в поддержке, предоставляя преимущество определенным хозяйствующим субъектам, нарушая тем самым принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, открытость процедур оказания поддержки, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в  Программе. Такая ситуация может привести к ограничению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.   

   Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

   Вместе с тем, администрация Грязовецкого муниципального района, приняв постановление от 10.04.2012 № 134 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы» и изложив Программу в новой редакции, устранила нарушения антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:                                            

 1. Признать администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело в отношении администрации Грязовецкого муниципального района прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

_________________

 

         Т.Б. Тихомирова

Члены Комиссии:

_________________

 

              Д.С. Анпилов

 

_________________

 

            В.И. Гасымова

 

   _________________

 

            В.А. Лукичева

 

_________________

 

      Н.О. Виноградова

 

stdClass Object ( [vid] => 6298 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 13-15/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6298 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336029095 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 13-15/12

                                                                                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Тихомирова Т.Б. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Анпилов Д.С. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Виноградова Н.О. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 13-15/12 по признакам нарушения администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение запроса Управления Федеральной антимонопольной службы по  Вологодской области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление)  от

08.02.2012 г. исх. № 404 администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области представлена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением администрации Грязовецкого муниципального района от 10.11.2011 г. № 574.

В результате анализа данной Программы было установлено, что в Программе по таким мероприятиям поддержки, как «Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях» (п. 2.1 раздела II Приложения 1 к Программе) и «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» (п. 3.3 раздела III Приложения 1 к Программе) отсутствуют сроки и порядок рассмотрения заявлений об оказании поддержки, критерии отбора субъектов для оказания поддержки, основания отказа в оказании поддержки, что может привести к ограничению конкуренции.

02 апреля 2012 года приказом УФАС по Вологодской области № 82 возбуждено дело № 13-15/12 по признакам нарушения администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На заседании Комиссии представители Администрации представили постановление администрации Грязовецкого муниципального района от 10.04.2012 № 134 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы». Согласно данному постановлению Программа изложена в новой редакции, в частности из Приложения 1 к Программе исключено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях. Пункт 3.3. раздела III «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» изложен в новой редакции «Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района в соответствии с Положением (Приложение 4)».

Приложение 4 к Программе содержит Положение об оказании субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района, не включенного в перечень имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Комиссия, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 10.11.2011 г. № 574 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы».

Согласно Приложению 1 к Программе одними из основных мероприятий поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы являются: 1) расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организация (пункт 2.2. раздела II); 2) совершенствование механизмов использования муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе предоставление  муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот (пункт 3.3. раздела III).

 

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства,  в том числе отдельных категорий  субъектов  малого и среднего

предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) – деятельность  органов  государственной  власти  Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Статья 6 Закона № 209-ФЗ определяет одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 4 части 3).

         Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 14 Закона № 209-ФЗ являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); равный доступ субъектов малого и среднего пред-

принимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, регио-нальными  программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

  Исходя из части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

  В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органа власти, в том числе органа местного самоуправления, которая должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом данная поддержка должна оказываться путем обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах,  открытости процедур оказания поддержки и с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.

В долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Грязовецкого муниципального района от 10.11.2011 г. № 574,  по таким мероприятиям поддержки, как «Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях» (п. 2.1 раздела II Приложения 1 к Программе) и «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» (п. 3.3 раздела III Приложения 1 к Программе) отсутствовали сроки и порядок рассмотрения заявлений об оказании поддержки, критерии отбора субъектов для оказания поддержки, основания отказа в оказании поддержки.

    При таких обстоятельствах, у органов местного самоуправления имелась возможность по своему усмотрению необоснованно отказывать в поддержке, предоставляя преимущество определенным хозяйствующим субъектам, нарушая тем самым принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, открытость процедур оказания поддержки, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в  Программе. Такая ситуация может привести к ограничению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.   

   Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

   Вместе с тем, администрация Грязовецкого муниципального района, приняв постановление от 10.04.2012 № 134 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы» и изложив Программу в новой редакции, устранила нарушения антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:                                            

 1. Признать администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело в отношении администрации Грязовецкого муниципального района прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

_________________

 

         Т.Б. Тихомирова

Члены Комиссии:

_________________

 

              Д.С. Анпилов

 

_________________

 

            В.И. Гасымова

 

   _________________

 

            В.А. Лукичева

 

_________________

 

      Н.О. Виноградова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 13-15/12

                                                                                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Тихомирова Т.Б. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Анпилов Д.С. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Виноградова Н.О. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 13-15/12 по признакам нарушения администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение запроса Управления Федеральной антимонопольной службы по  Вологодской области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление)  от

08.02.2012 г. исх. № 404 администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области представлена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением администрации Грязовецкого муниципального района от 10.11.2011 г. № 574.

В результате анализа данной Программы было установлено, что в Программе по таким мероприятиям поддержки, как «Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях» (п. 2.1 раздела II Приложения 1 к Программе) и «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» (п. 3.3 раздела III Приложения 1 к Программе) отсутствуют сроки и порядок рассмотрения заявлений об оказании поддержки, критерии отбора субъектов для оказания поддержки, основания отказа в оказании поддержки, что может привести к ограничению конкуренции.

02 апреля 2012 года приказом УФАС по Вологодской области № 82 возбуждено дело № 13-15/12 по признакам нарушения администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На заседании Комиссии представители Администрации представили постановление администрации Грязовецкого муниципального района от 10.04.2012 № 134 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы». Согласно данному постановлению Программа изложена в новой редакции, в частности из Приложения 1 к Программе исключено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях. Пункт 3.3. раздела III «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» изложен в новой редакции «Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района в соответствии с Положением (Приложение 4)».

Приложение 4 к Программе содержит Положение об оказании субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района, не включенного в перечень имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Комиссия, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 10.11.2011 г. № 574 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы».

Согласно Приложению 1 к Программе одними из основных мероприятий поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы являются: 1) расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организация (пункт 2.2. раздела II); 2) совершенствование механизмов использования муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе предоставление  муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот (пункт 3.3. раздела III).

 

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства,  в том числе отдельных категорий  субъектов  малого и среднего

предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) – деятельность  органов  государственной  власти  Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Статья 6 Закона № 209-ФЗ определяет одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 4 части 3).

         Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 14 Закона № 209-ФЗ являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); равный доступ субъектов малого и среднего пред-

принимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, регио-нальными  программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

  Исходя из части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

  В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органа власти, в том числе органа местного самоуправления, которая должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом данная поддержка должна оказываться путем обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах,  открытости процедур оказания поддержки и с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.

В долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Грязовецкого муниципального района от 10.11.2011 г. № 574,  по таким мероприятиям поддержки, как «Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях» (п. 2.1 раздела II Приложения 1 к Программе) и «Предоставление муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества либо предоставления имущественных льгот» (п. 3.3 раздела III Приложения 1 к Программе) отсутствовали сроки и порядок рассмотрения заявлений об оказании поддержки, критерии отбора субъектов для оказания поддержки, основания отказа в оказании поддержки.

    При таких обстоятельствах, у органов местного самоуправления имелась возможность по своему усмотрению необоснованно отказывать в поддержке, предоставляя преимущество определенным хозяйствующим субъектам, нарушая тем самым принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, открытость процедур оказания поддержки, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в  Программе. Такая ситуация может привести к ограничению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.   

   Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

   Вместе с тем, администрация Грязовецкого муниципального района, приняв постановление от 10.04.2012 № 134 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2012-2015 годы» и изложив Программу в новой редакции, устранила нарушения антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:                                            

 1. Признать администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело в отношении администрации Грязовецкого муниципального района прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

_________________

 

         Т.Б. Тихомирова

Члены Комиссии:

_________________

 

              Д.С. Анпилов

 

_________________

 

            В.И. Гасымова

 

   _________________

 

            В.А. Лукичева

 

_________________

 

      Н.О. Виноградова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 13-15/12 [format] => [safe_value] => 13-15/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-19 07:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-19 07:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336029095 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )