Решение № 93-10АМЗ/11

Дата публикации: 2 сентября 2011, 14:08

 РЕШЕНИЕ № 93-10АМЗ/11  

31 августа 2011 г.                                                                                            г. Вологда

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

        Щепелина В.П., - председателя Комиссии, И.о. руководителя Управления;

       Докшина М.И. – старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

        Скребкова Н.В. – главного специалиста – эксперта отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий,

        рассмотрев дело № 93-10АМЗ/11 по заявления филиала Люшина Ю.М. о нарушении ОАО «Череповецгаз» п.1  ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,        

УСТАНОВИЛА:

     В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление Люшина Ю.М. о необоснованной высокой стоимости установки газового счетчика в его квартире по адресу г. Череповец, ул. Ветеранов, д.4 кв.53. Согласно договору между гр. Люшиным Ю.М. и ОАО «Череповецгаз» стоимость работ по установке газового счетчика от мая 2010года составила  6591, 51 коп. Заявитель считает данную стоимость работ по монтажу прибора учета завышенной, которая  ущемляет его интересы, просит проверить правильность установления цен ОАО «Череповецгаз», являющимся монополистом на данном товарном рынке.

     ОАО «Череповецгаз» в обоснование своих доводов пояснило, что работы по установке бытового газового счетчика выполнялись на основании заявления Люшина Ю.М. от 05.05.2010. ОАО «Череповецгаз» полагает, что цены на услуги по выполненным работам являются обоснованными, рассчитанными в соответствии с калькуляцией № 2/и утвержденной генеральным директором Общества 01.01.09. Мастер службы внутридомового газового оборудования ОАО «Череповецгаз» непосредственно принимает участие в процессе выполнения работ по установке газовых счетчиков: выезжает на место проведения работ, оформляет документацию, при отключении газа работает с потребителями, проводит инструктаж по пуску газа. В связи с ростом спроса населения на услуги по установке газовых счетчиков со 2 квартала 2010 года ОАО «Череповецгаз» были снижены цены на выполнение работ по монтажу газовых счетчиков, а с января 2011 года при установке газовых счетчиков используется фотография рабочего дня. При расчетах калькуляций на данный вид работ используется фактически установленная норма  времени, поэтому цены на данный вид услуг были значительно снижены.   

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии со служебной запиской № 29, аналитическим отчётом № 50 (11) отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий Вологодского УФАС России установлено следующее.

  ОАО «Череповецгаз»   приказом Управления от 10.05.2010 было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в  отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товару  «услуги по техническому обслуживанию, услуги по ремонту, услуги по круглосуточному аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования» с долей более 50% в географических границах Вологодского, Великоустюгского, Тарногского, Сокольского, Череповецкого районов Вологодской области. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Таким образом, ОАО «Череповецгаз» занимает доминирующее положение на вышеуказанных товарных рынках.

 

В соответствии с Правилами учета газа утвержденными Минтопэнерго РФ 14.10.1996 «приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов»

В соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» «внутридомовое газовое оборудование» - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа».

Учитывая вышеизложенное, приборы учета газа относятся к внутридомовому газовому оборудованию.

Таким образом, работы по установке приборов учета газа являются составной частью рынков услуг по техническому обслуживанию, услуг по ремонту внутридомового газового оборудования.

            Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

      1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

       а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

 

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению монопольно высокой цены товара.

Цена на услуги по установке бытового газового счетчика является нерегулируемой, тариф на данную услугу зависит от объема и состава выполненных работ, количества исполнителей и устанавливается на основе договора между заказчиком и исполнителем. В данном случае имеется договор от мая 2010года. Предметом договора являются работы по переносу ВДГО с установкой газового счетчика. Стоимость работ по договору составляет 6591, 51 руб., включая НДС.

За методическую основу при расчете ОАО «Череповецгаз» цены работ использовался «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанный институтом «ГипроНИИгаз» и утвержденный Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г. № 35. (далее Прейскурант).

Проанализировав представленную ОАО «Череповецгаз» калькуляцию № 2/и «Монтаж бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа» утвержденную генеральным директором ОАО «Череповецгаз» 01.01.2009 установлено, что в калькуляцию включены виды работ в соответствии с прейскурантом, часовые тарифные ставки исполнителей соответствуют указанным и индексированы на уровень инфляции, нормы времени на работы соответствуют Прейскуранту, дополнительные коэффициенты применены в соответствии с Методическими указаниями по использованию Прейскуранта.

Однако, кроме того установлено, что в соответствии с прейскурантом (п.2.2.3, 2.1.9. и 2.4.12) исполнителями работ являются 2 человека: электрогазосварщик 4-5р. с фондом оплаты труда 627,94 руб. и слесарь 4р. с фондом оплаты труда 395,75 руб.

Вместе с тем,  в состав исполнителей работ ОАО «Череповецгаз» включен мастер, с фондом оплаты труда 551,44 руб., не являющийся непосредственным исполнителем.

ОАО «Череповецгаз» пояснило, что в соответствии с п.10.2. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003г. № 9 газоопасные работы должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее двух человек под руководством специалиста. Монтаж бытового счетчика в данном случае осуществляется со сваркой, работы являются газоопасными.

Однако, проанализировав представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что работа мастера, не являющегося непосредственным исполнителем работ и выполняющим контрольные функции должна учитываться в статье накладные расходы к фонду оплаты труда, которые составляют в соответствии с Методическими указаниями по использованию Прейскуранта 196, 2 % от фонда оплаты труда или 3090, 39руб. В соответствии с п.1.2.2.Методических указаний по использованию Прейскуранта к накладным расходам относятся в числе прочих общехозяйственные расходы.

В соответствии с требованиями бухгалтерского учета в составе общехозяйственных расходов учитываются и административно-управленческие расходы, к которым относится  и работа мастера.

Таким образом, включив в состав бригады мастера, общество необоснованно  завысило при расчете цены договора  значение фонда оплаты труда, что в дальнейшем привело в целом к увеличению стоимости работ по калькуляции № 2/и.

В случае исключения мастера из состава бригады фонда оплаты труда составит 1023, 69 руб., с необходимыми начислениями, накладными расходами, рентабельностью и НДС, а  конечная стоимость работ составит 4283, 88 руб. Данная сумма меньше суммы, рассчитанной в калькуляции № 2/и на 2307,63 руб.

Т.о. цена, установленная ОАО «Череповецгаз» в калькуляции № 2/ на работу по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, была необоснованно завышена на сумму 2307, 63 руб. за счет включения в состав бригады мастера и  превышает сумму необходимых для производства данной работы расходов и прибыли.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Череповецгаз» была представлена калькуляция на работы по монтажу бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (с применением сварки). Цена за данные работы с 01.01.2011 согласно калькуляции составляет 2145, 25 рублей для населения. Согласно данной калькуляции из состава исполнителей исключен «мастер», снижены нормы времени на данные работы. В итоге снижение цены на услугу (по сравнению с ценой услуги оказанной Люшину Ю.М.) составляет 68% или в 3,1 раза.   

Анализ ситуации, проведенный Вологодским УФАС России  на рынках   услуг по техническому обслуживанию и услуг по ремонту внутридомового газового оборудования»  в 26 географических границах  Вологодской области, а также других регионах Российской Федерации  показывает, что конкурентные сопоставимые рынки, подобные тому, на котором установлено доминирующее положения ОАО «Череповецгаз»,  отсутствуют.

Таким цена, установленная ОАО «Череповецгаз» в договоре от мая 2010 года  на работу по переносу внутридомового газового оборудования с установкой газового счетчика заключенному с Люшиным Ю.М. является монопольно высокой ценой и ущемляет интересы заявителя.

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                             РЕШИЛА:

         1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ущемлению интересов заказчиков работ, связанных с установкой газовых счетчиков и нарушению антимонопольного законодательства.

 Председатель Комиссии                                                            В.П. Щепелин

 Члены Комиссии:                                                                        М.И. Докшин        

                                                                                                    Н.В. Скребков

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 5366 [uid] => 1 [title] => Решение № 93-10АМЗ/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5366 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ № 93-10АМЗ/11  

31 августа 2011 г.                                                                                            г. Вологда

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

        Щепелина В.П., - председателя Комиссии, И.о. руководителя Управления;

       Докшина М.И. – старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

        Скребкова Н.В. – главного специалиста – эксперта отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий,

        рассмотрев дело № 93-10АМЗ/11 по заявления филиала Люшина Ю.М. о нарушении ОАО «Череповецгаз» п.1  ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,        

УСТАНОВИЛА:

     В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление Люшина Ю.М. о необоснованной высокой стоимости установки газового счетчика в его квартире по адресу г. Череповец, ул. Ветеранов, д.4 кв.53. Согласно договору между гр. Люшиным Ю.М. и ОАО «Череповецгаз» стоимость работ по установке газового счетчика от мая 2010года составила  6591, 51 коп. Заявитель считает данную стоимость работ по монтажу прибора учета завышенной, которая  ущемляет его интересы, просит проверить правильность установления цен ОАО «Череповецгаз», являющимся монополистом на данном товарном рынке.

     ОАО «Череповецгаз» в обоснование своих доводов пояснило, что работы по установке бытового газового счетчика выполнялись на основании заявления Люшина Ю.М. от 05.05.2010. ОАО «Череповецгаз» полагает, что цены на услуги по выполненным работам являются обоснованными, рассчитанными в соответствии с калькуляцией № 2/и утвержденной генеральным директором Общества 01.01.09. Мастер службы внутридомового газового оборудования ОАО «Череповецгаз» непосредственно принимает участие в процессе выполнения работ по установке газовых счетчиков: выезжает на место проведения работ, оформляет документацию, при отключении газа работает с потребителями, проводит инструктаж по пуску газа. В связи с ростом спроса населения на услуги по установке газовых счетчиков со 2 квартала 2010 года ОАО «Череповецгаз» были снижены цены на выполнение работ по монтажу газовых счетчиков, а с января 2011 года при установке газовых счетчиков используется фотография рабочего дня. При расчетах калькуляций на данный вид работ используется фактически установленная норма  времени, поэтому цены на данный вид услуг были значительно снижены.   

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии со служебной запиской № 29, аналитическим отчётом № 50 (11) отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий Вологодского УФАС России установлено следующее.

  ОАО «Череповецгаз»   приказом Управления от 10.05.2010 было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в  отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товару  «услуги по техническому обслуживанию, услуги по ремонту, услуги по круглосуточному аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования» с долей более 50% в географических границах Вологодского, Великоустюгского, Тарногского, Сокольского, Череповецкого районов Вологодской области. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Таким образом, ОАО «Череповецгаз» занимает доминирующее положение на вышеуказанных товарных рынках.

 

В соответствии с Правилами учета газа утвержденными Минтопэнерго РФ 14.10.1996 «приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов»

В соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» «внутридомовое газовое оборудование» - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа».

Учитывая вышеизложенное, приборы учета газа относятся к внутридомовому газовому оборудованию.

Таким образом, работы по установке приборов учета газа являются составной частью рынков услуг по техническому обслуживанию, услуг по ремонту внутридомового газового оборудования.

            Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

      1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

       а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

 

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению монопольно высокой цены товара.

Цена на услуги по установке бытового газового счетчика является нерегулируемой, тариф на данную услугу зависит от объема и состава выполненных работ, количества исполнителей и устанавливается на основе договора между заказчиком и исполнителем. В данном случае имеется договор от мая 2010года. Предметом договора являются работы по переносу ВДГО с установкой газового счетчика. Стоимость работ по договору составляет 6591, 51 руб., включая НДС.

За методическую основу при расчете ОАО «Череповецгаз» цены работ использовался «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанный институтом «ГипроНИИгаз» и утвержденный Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г. № 35. (далее Прейскурант).

Проанализировав представленную ОАО «Череповецгаз» калькуляцию № 2/и «Монтаж бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа» утвержденную генеральным директором ОАО «Череповецгаз» 01.01.2009 установлено, что в калькуляцию включены виды работ в соответствии с прейскурантом, часовые тарифные ставки исполнителей соответствуют указанным и индексированы на уровень инфляции, нормы времени на работы соответствуют Прейскуранту, дополнительные коэффициенты применены в соответствии с Методическими указаниями по использованию Прейскуранта.

Однако, кроме того установлено, что в соответствии с прейскурантом (п.2.2.3, 2.1.9. и 2.4.12) исполнителями работ являются 2 человека: электрогазосварщик 4-5р. с фондом оплаты труда 627,94 руб. и слесарь 4р. с фондом оплаты труда 395,75 руб.

Вместе с тем,  в состав исполнителей работ ОАО «Череповецгаз» включен мастер, с фондом оплаты труда 551,44 руб., не являющийся непосредственным исполнителем.

ОАО «Череповецгаз» пояснило, что в соответствии с п.10.2. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003г. № 9 газоопасные работы должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее двух человек под руководством специалиста. Монтаж бытового счетчика в данном случае осуществляется со сваркой, работы являются газоопасными.

Однако, проанализировав представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что работа мастера, не являющегося непосредственным исполнителем работ и выполняющим контрольные функции должна учитываться в статье накладные расходы к фонду оплаты труда, которые составляют в соответствии с Методическими указаниями по использованию Прейскуранта 196, 2 % от фонда оплаты труда или 3090, 39руб. В соответствии с п.1.2.2.Методических указаний по использованию Прейскуранта к накладным расходам относятся в числе прочих общехозяйственные расходы.

В соответствии с требованиями бухгалтерского учета в составе общехозяйственных расходов учитываются и административно-управленческие расходы, к которым относится  и работа мастера.

Таким образом, включив в состав бригады мастера, общество необоснованно  завысило при расчете цены договора  значение фонда оплаты труда, что в дальнейшем привело в целом к увеличению стоимости работ по калькуляции № 2/и.

В случае исключения мастера из состава бригады фонда оплаты труда составит 1023, 69 руб., с необходимыми начислениями, накладными расходами, рентабельностью и НДС, а  конечная стоимость работ составит 4283, 88 руб. Данная сумма меньше суммы, рассчитанной в калькуляции № 2/и на 2307,63 руб.

Т.о. цена, установленная ОАО «Череповецгаз» в калькуляции № 2/ на работу по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, была необоснованно завышена на сумму 2307, 63 руб. за счет включения в состав бригады мастера и  превышает сумму необходимых для производства данной работы расходов и прибыли.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Череповецгаз» была представлена калькуляция на работы по монтажу бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (с применением сварки). Цена за данные работы с 01.01.2011 согласно калькуляции составляет 2145, 25 рублей для населения. Согласно данной калькуляции из состава исполнителей исключен «мастер», снижены нормы времени на данные работы. В итоге снижение цены на услугу (по сравнению с ценой услуги оказанной Люшину Ю.М.) составляет 68% или в 3,1 раза.   

Анализ ситуации, проведенный Вологодским УФАС России  на рынках   услуг по техническому обслуживанию и услуг по ремонту внутридомового газового оборудования»  в 26 географических границах  Вологодской области, а также других регионах Российской Федерации  показывает, что конкурентные сопоставимые рынки, подобные тому, на котором установлено доминирующее положения ОАО «Череповецгаз»,  отсутствуют.

Таким цена, установленная ОАО «Череповецгаз» в договоре от мая 2010 года  на работу по переносу внутридомового газового оборудования с установкой газового счетчика заключенному с Люшиным Ю.М. является монопольно высокой ценой и ущемляет интересы заявителя.

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                             РЕШИЛА:

         1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ущемлению интересов заказчиков работ, связанных с установкой газовых счетчиков и нарушению антимонопольного законодательства.

 Председатель Комиссии                                                            В.П. Щепелин

 Члены Комиссии:                                                                        М.И. Докшин        

                                                                                                    Н.В. Скребков

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ № 93-10АМЗ/11 

 

31 августа 2011 г.                                                                                            г. Вологда

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

        Щепелина В.П., - председателя Комиссии, И.о. руководителя Управления;

       Докшина М.И. – старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

        Скребкова Н.В. – главного специалиста – эксперта отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий,

        рассмотрев дело № 93-10АМЗ/11 по заявления филиала Люшина Ю.М. о нарушении ОАО «Череповецгаз» п.1  ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,        

УСТАНОВИЛА:

     В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление Люшина Ю.М. о необоснованной высокой стоимости установки газового счетчика в его квартире по адресу г. Череповец, ул. Ветеранов, д.4 кв.53. Согласно договору между гр. Люшиным Ю.М. и ОАО «Череповецгаз» стоимость работ по установке газового счетчика от мая 2010года составила  6591, 51 коп. Заявитель считает данную стоимость работ по монтажу прибора учета завышенной, которая  ущемляет его интересы, просит проверить правильность установления цен ОАО «Череповецгаз», являющимся монополистом на данном товарном рынке.

     ОАО «Череповецгаз» в обоснование своих доводов пояснило, что работы по установке бытового газового счетчика выполнялись на основании заявления Люшина Ю.М. от 05.05.2010. ОАО «Череповецгаз» полагает, что цены на услуги по выполненным работам являются обоснованными, рассчитанными в соответствии с калькуляцией № 2/и утвержденной генеральным директором Общества 01.01.09. Мастер службы внутридомового газового оборудования ОАО «Череповецгаз» непосредственно принимает участие в процессе выполнения работ по установке газовых счетчиков: выезжает на место проведения работ, оформляет документацию, при отключении газа работает с потребителями, проводит инструктаж по пуску газа. В связи с ростом спроса населения на услуги по установке газовых счетчиков со 2 квартала 2010 года ОАО «Череповецгаз» были снижены цены на выполнение работ по монтажу газовых счетчиков, а с января 2011 года при установке газовых счетчиков используется фотография рабочего дня. При расчетах калькуляций на данный вид работ используется фактически установленная норма  времени, поэтому цены на данный вид услуг были значительно снижены.   

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ОАО «Череповецгаз» нарушившим п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии со служебной запиской № 29, аналитическим отчётом № 50 (11) отдела по анализу конкуренции  и контролю естественных монополий Вологодского УФАС России установлено следующее.

  ОАО «Череповецгаз»   приказом Управления от 10.05.2010 было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в  отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товару  «услуги по техническому обслуживанию, услуги по ремонту, услуги по круглосуточному аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования» с долей более 50% в географических границах Вологодского, Великоустюгского, Тарногского, Сокольского, Череповецкого районов Вологодской области. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Таким образом, ОАО «Череповецгаз» занимает доминирующее положение на вышеуказанных товарных рынках.

 

В соответствии с Правилами учета газа утвержденными Минтопэнерго РФ 14.10.1996 «приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов»

В соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» «внутридомовое газовое оборудование» - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа».

Учитывая вышеизложенное, приборы учета газа относятся к внутридомовому газовому оборудованию.

Таким образом, работы по установке приборов учета газа являются составной частью рынков услуг по техническому обслуживанию, услуг по ремонту внутридомового газового оборудования.

            Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

      1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

       а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

 

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению монопольно высокой цены товара.

Цена на услуги по установке бытового газового счетчика является нерегулируемой, тариф на данную услугу зависит от объема и состава выполненных работ, количества исполнителей и устанавливается на основе договора между заказчиком и исполнителем. В данном случае имеется договор от мая 2010года. Предметом договора являются работы по переносу ВДГО с установкой газового счетчика. Стоимость работ по договору составляет 6591, 51 руб., включая НДС.

За методическую основу при расчете ОАО «Череповецгаз» цены работ использовался «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанный институтом «ГипроНИИгаз» и утвержденный Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г. № 35. (далее Прейскурант).

Проанализировав представленную ОАО «Череповецгаз» калькуляцию № 2/и «Монтаж бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа» утвержденную генеральным директором ОАО «Череповецгаз» 01.01.2009 установлено, что в калькуляцию включены виды работ в соответствии с прейскурантом, часовые тарифные ставки исполнителей соответствуют указанным и индексированы на уровень инфляции, нормы времени на работы соответствуют Прейскуранту, дополнительные коэффициенты применены в соответствии с Методическими указаниями по использованию Прейскуранта.

Однако, кроме того установлено, что в соответствии с прейскурантом (п.2.2.3, 2.1.9. и 2.4.12) исполнителями работ являются 2 человека: электрогазосварщик 4-5р. с фондом оплаты труда 627,94 руб. и слесарь 4р. с фондом оплаты труда 395,75 руб.

Вместе с тем,  в состав исполнителей работ ОАО «Череповецгаз» включен мастер, с фондом оплаты труда 551,44 руб., не являющийся непосредственным исполнителем.

ОАО «Череповецгаз» пояснило, что в соответствии с п.10.2. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003г. № 9 газоопасные работы должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее двух человек под руководством специалиста. Монтаж бытового счетчика в данном случае осуществляется со сваркой, работы являются газоопасными.

Однако, проанализировав представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что работа мастера, не являющегося непосредственным исполнителем работ и выполняющим контрольные функции должна учитываться в статье накладные расходы к фонду оплаты труда, которые составляют в соответствии с Методическими указаниями по использованию Прейскуранта 196, 2 % от фонда оплаты труда или 3090, 39руб. В соответствии с п.1.2.2.Методических указаний по использованию Прейскуранта к накладным расходам относятся в числе прочих общехозяйственные расходы.

В соответствии с требованиями бухгалтерского учета в составе общехозяйственных расходов учитываются и административно-управленческие расходы, к которым относится  и работа мастера.

Таким образом, включив в состав бригады мастера, общество необоснованно  завысило при расчете цены договора  значение фонда оплаты труда, что в дальнейшем привело в целом к увеличению стоимости работ по калькуляции № 2/и.

В случае исключения мастера из состава бригады фонда оплаты труда составит 1023, 69 руб., с необходимыми начислениями, накладными расходами, рентабельностью и НДС, а  конечная стоимость работ составит 4283, 88 руб. Данная сумма меньше суммы, рассчитанной в калькуляции № 2/и на 2307,63 руб.

Т.о. цена, установленная ОАО «Череповецгаз» в калькуляции № 2/ на работу по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, была необоснованно завышена на сумму 2307, 63 руб. за счет включения в состав бригады мастера и  превышает сумму необходимых для производства данной работы расходов и прибыли.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Череповецгаз» была представлена калькуляция на работы по монтажу бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (с применением сварки). Цена за данные работы с 01.01.2011 согласно калькуляции составляет 2145, 25 рублей для населения. Согласно данной калькуляции из состава исполнителей исключен «мастер», снижены нормы времени на данные работы. В итоге снижение цены на услугу (по сравнению с ценой услуги оказанной Люшину Ю.М.) составляет 68% или в 3,1 раза.   

Анализ ситуации, проведенный Вологодским УФАС России  на рынках   услуг по техническому обслуживанию и услуг по ремонту внутридомового газового оборудования»  в 26 географических границах  Вологодской области, а также других регионах Российской Федерации  показывает, что конкурентные сопоставимые рынки, подобные тому, на котором установлено доминирующее положения ОАО «Череповецгаз»,  отсутствуют.

Таким цена, установленная ОАО «Череповецгаз» в договоре от мая 2010 года  на работу по переносу внутридомового газового оборудования с установкой газового счетчика заключенному с Люшиным Ю.М. является монопольно высокой ценой и ущемляет интересы заявителя.

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                             РЕШИЛА:

         1. Признать ОАО «Череповецгаз»  нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать ОАО «Череповецгаз» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ущемлению интересов заказчиков работ, связанных с установкой газовых счетчиков и нарушению антимонопольного законодательства.

 Председатель Комиссии                                                            В.П. Щепелин

 Члены Комиссии:                                                                        М.И. Докшин        

                                                                                                    Н.В. Скребков

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Люшину Ю.М.

ОАО «Череповецгаз»

ОАО «Вологдагаз»

[format] => full_html [safe_value] =>

Люшину Ю.М.

ОАО «Череповецгаз»

ОАО «Вологдагаз»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-02 10:08:28 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-02 10:08:28 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )