Решение № 42-15/11

Дата публикации: 30 июня 2011, 14:34

 РЕШЕНИЕ № 42-15/11  

                                                                   г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 30 июня  2011 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Хлевчук Вячеслав Тихонович – зам. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Лукичева Виктория Андреевна –  специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело №  42-15/11 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: 160000, г. Вологда, ул.  Каменный мост, д. 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

                В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление индивидуальных предпринимателей Вишняковой Е.И. и Шевелева А.Ю. (далее также предприниматели, заявители) на действия администрации г. Вологды (далее также администрация, ответчики), в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности по оказанию услуг детских аттракционов в детском парке на площади Революции г. Вологды.

         Заявители считают, что  администрация, выдав разрешение на размещение детских аттракционов в детском парке на площади Революции на апрель 2011 г., не обеспечила места для установки аттракционов.  Разрешения на размещение аттракционов выдавались департаментом экономического развития  администрации, согласно разработанной департаментом градостроительства администрации схеме. Фактически имея разрешения на размещение аттракционов, предприниматели не смогли их установить и осуществлять данную предпринимательскую деятельность, так как места, выделенные  в соответствии со схемой, были заняты аттракционами ИП Айдинян Р.Р. (Московский передвижной «Луна-Парк»). В результате неоднократных обращений заявителей в администрацию по сложившейся ситуации, ответа они так и не получили. Мер по содействию в размещении аттракционов администрацией  принято не было, при том, что на протяжении 9 предыдущих лет заявители оказывали услуги детских аттракционов на площади Революции г. Вологды.  Указанные действия (бездействие) администрации г. Вологды  препятствуют предпринимательской деятельности заявителей, могут привести к уходу  с рынка  предоставления услуг детских аттракционов.

Ответчики  пояснили, что основанием для размещения аттракционов  на территории муниципального образования «Город Вологда» является решение  Вологодской городской Думы от 24.04.2006г. № 48 «О порядке размещения и организации работы объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов на территории города Вологды».

В Уставе муниципального образования «Город Вологда» полномочий по контролю за предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли и услуг, не имеется.

Пояснения по факту несоблюдения предпринимателями схемы размещения аттракционов на площади Революции у администрации, в соответствии с письмом от 13.052011г. №8/8-0711736 департамента экономического развития администрации г. Вологды отсутствуют.

В процессе рассмотрения дела дважды объявлялся перерыв 16.06.2011 до 13 час. 30 мин. и 16.06.2011г. до 13 час. 30 мин. 17.06.2011г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

            Индивидуальными предпринимателями Вишняковой Е.И. и Шевелевым А.Ю. в департаменте экономического развития администрации г. Вологды были получены разрешения №141 и №146 на апрель 2011 года на размещение детских аттракционов на площади Революции согласно схеме, разработанной департаментом градостроительства администрации г. Вологды. Несмотря, на полученные разрешения  и внесенную оплату в размере 6000 рублей, разместить аттракционы индивидуальные предприниматели Вишнякова Е.И. и Шевелев А.Ю. не смогли из-за отсутствия места на площади Революции. Места, отведенные для размещения аттракционов, указанных предпринимателей согласно схеме оказались заняты аттракционами ИП Айдинян Р.Р.

         В соответствии с п. 2.6. Положения о департаменте экономического развития администрации г. Вологды, утвержденного постановлением Главы г. Вологды от 28.12.2009г. № 7081 (далее Положение) к задачам департамента относится, в том числе содействие  развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Вологда».

         Индивидуальными предпринимателями Вишняковой Е.И. и Шевелевым А.Ю. были направлены обращения в адрес Главы города Вологды Шулепова Е.Б. и начальника департамента экономического развития Фомичевой Л.Д. о невозможности осуществления своей предпринимательской деятельности, но тем не менее,  разместить аттракционы они так и не смогли.

            Обратившись в администрацию г. Вологды за разрешением на размещение на площади Революции аттракционов на май 2011 года ИП Вишнякова Е.Ю. получила отказ департамента экономического развития администрации г. Вологды, в связи с отсутствием места на площади Революции. Одновременно  администрация предложила разместить аттракционы на других территориях города Вологды (например: сквер ул. Московская – Текстильщиков, пл. Чайковского). По поводу размещения аттракционов на другой территории ИП Вишнякова Е.Ю. пояснила, что у нее был опыт работы на площади Чайковского, но  деятельность в  спальном районе города оказалась не рентабельной, в сквере по ул. Московская – Текстильщиков отсутствует возможность подключения к электроэнергии. К тому же размещение в предложенных местах города ставит  ИП Вишнякову Е.Ю. по условиям ведения деятельности по сравнению с хозяйствующими субъектами,  оказывающими аналогичные услуги, такими как ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р.  в неравное положение. 

Согласно пояснениям администрации, основанием для размещения аттракционов  на территории муниципального образования «Город Вологда» является решение  Вологодской городской Думы от 24.04.2006г. № 48 «О порядке размещения и организации работы объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов на территории города Вологды». Однако данный правовой акт не содержит нормы о праве и порядке выдачи администрацией в лице департамента экономического развития г. Вологды разрешений на размещение аттракционов. Действующим законодательством Российской Федерации также не предусмотрена выдача подобных разрешений.

В соответствии с п. 3.4.5. Положения департамент экономического развития администрации г. Вологды осуществляет контроль за поступлением в бюджет города Вологды платы за использованием городской территории при размещении на договорной основе временных объектов.

Индивидуальному предпринимателю Айдинян Р.Р. администрацией в лице департамента экономического развития г. Вологды было выдано разрешения на размещение детских аттракционов на площади Революции, согласно схеме, на май 2011года при отсутствии оплаты за апрель, март, февраль 2011г. Оплата за указанные  месяцы поступила только 16 мая 2011г. Документов подтверждающих принятие мер по взысканию платы за апрель, март, февраль 2011 г. с ИП Айдинян Р.Р. администрацией г. Вологды не представлено.

 В соответствии с представлением прокуратуры в адрес Главы города Вологды Шулепова Е.Б.  (со слов ответчиков) департаментом экономического развития администрации прекращена выдача разрешений на размещение аттракционов в черте города Вологды. Тем не менее, ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р.  на момент рассмотрения дела продолжают осуществлять деятельность по предоставлению услуг детских аттракционов на площади Революции, и получать прибыль, не имея правоустанавливающих документов на использование земельных участков и права вести торговую деятельность на территории муниципального образования «Города Вологда». Мер по пресечению незаконного нахождения указанных хозяйствующих субъектов на площади Революции администрацией г. Вологды не принималось.

         В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В соответствии с п. 3 ст. 10 того же Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

         На территории города Вологды схема размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления  не разработана и не утверждена. Схема размещения аттракционов на площади Революции, разработанная департаментом градостроительства администрации, согласно которой выдавались разрешения на их установку, Главой города Вологды Е.Б. Шулеповым не утверждена.

         Комиссия, рассмотрев представленные документы, выслушав пояснения представителей, пришла к следующим выводам.

         В соответствии со ст. 4  Закона защите конкуренции:

         - конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

         - дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

            В соответствии с частью 1 ст. 15  Закона защите конкуренции  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         Администрация г. Вологды, в том числе в лице структурных подразделений администрации своими действиями (бездействием), по неправомерной выдаче разрешений, отсутствием контроля за соблюдением условий выданных разрешений, отсутствием контроля за поступлением в бюджет города Вологды платы за использование городской территории при размещении на договорной основе временных объектов, непринятием мер по пресечению незаконного нахождения  ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р. на площади Революции, отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов необоснованно препятствовала осуществлению деятельности индивидуальных предпринимателей Вишняковой Е.И. и Шевелева А.Ю., создав им дискриминационные условия доступа на товарный рынок по сравнению с ИП Айдинян Р.Р. и ООО «Аттракцион». Также администрации своими действиями (бездействием) создала условия  для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на рынке предоставления услуг детских аттракционов на территории муниципального образования «Город Вологда.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Вологды нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать  администрации города Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе:

- обеспечить условия равного доступа на рынок предоставления услуг детских аттракционов на территории муниципального образования «Город Вологда»;

- принять меры по пресечению незаконного  нахождения аттракционов индивидуального предпринимателя Айдинян Р.Р. и ООО «Аттракцион» на площади Революции г. Вологды.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

Председатель Комиссии

_________________

 

В.Т. Хлевчук

Члены Комиссии:

_________________

 

Т.Б. Тихомирова

 

 

_________________

 

 

Д.С. Анпилов

 

 

_________________

 

С.Л. Анфимова

 

 

отсутствует

 

 

В.А. Лукичева

stdClass Object ( [vid] => 5359 [uid] => 1 [title] => Решение № 42-15/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5359 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ № 42-15/11  

                                                                   г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 30 июня  2011 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Хлевчук Вячеслав Тихонович – зам. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Лукичева Виктория Андреевна –  специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело №  42-15/11 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: 160000, г. Вологда, ул.  Каменный мост, д. 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

                В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление индивидуальных предпринимателей Вишняковой Е.И. и Шевелева А.Ю. (далее также предприниматели, заявители) на действия администрации г. Вологды (далее также администрация, ответчики), в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности по оказанию услуг детских аттракционов в детском парке на площади Революции г. Вологды.

         Заявители считают, что  администрация, выдав разрешение на размещение детских аттракционов в детском парке на площади Революции на апрель 2011 г., не обеспечила места для установки аттракционов.  Разрешения на размещение аттракционов выдавались департаментом экономического развития  администрации, согласно разработанной департаментом градостроительства администрации схеме. Фактически имея разрешения на размещение аттракционов, предприниматели не смогли их установить и осуществлять данную предпринимательскую деятельность, так как места, выделенные  в соответствии со схемой, были заняты аттракционами ИП Айдинян Р.Р. (Московский передвижной «Луна-Парк»). В результате неоднократных обращений заявителей в администрацию по сложившейся ситуации, ответа они так и не получили. Мер по содействию в размещении аттракционов администрацией  принято не было, при том, что на протяжении 9 предыдущих лет заявители оказывали услуги детских аттракционов на площади Революции г. Вологды.  Указанные действия (бездействие) администрации г. Вологды  препятствуют предпринимательской деятельности заявителей, могут привести к уходу  с рынка  предоставления услуг детских аттракционов.

Ответчики  пояснили, что основанием для размещения аттракционов  на территории муниципального образования «Город Вологда» является решение  Вологодской городской Думы от 24.04.2006г. № 48 «О порядке размещения и организации работы объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов на территории города Вологды».

В Уставе муниципального образования «Город Вологда» полномочий по контролю за предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли и услуг, не имеется.

Пояснения по факту несоблюдения предпринимателями схемы размещения аттракционов на площади Революции у администрации, в соответствии с письмом от 13.052011г. №8/8-0711736 департамента экономического развития администрации г. Вологды отсутствуют.

В процессе рассмотрения дела дважды объявлялся перерыв 16.06.2011 до 13 час. 30 мин. и 16.06.2011г. до 13 час. 30 мин. 17.06.2011г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

            Индивидуальными предпринимателями Вишняковой Е.И. и Шевелевым А.Ю. в департаменте экономического развития администрации г. Вологды были получены разрешения №141 и №146 на апрель 2011 года на размещение детских аттракционов на площади Революции согласно схеме, разработанной департаментом градостроительства администрации г. Вологды. Несмотря, на полученные разрешения  и внесенную оплату в размере 6000 рублей, разместить аттракционы индивидуальные предприниматели Вишнякова Е.И. и Шевелев А.Ю. не смогли из-за отсутствия места на площади Революции. Места, отведенные для размещения аттракционов, указанных предпринимателей согласно схеме оказались заняты аттракционами ИП Айдинян Р.Р.

         В соответствии с п. 2.6. Положения о департаменте экономического развития администрации г. Вологды, утвержденного постановлением Главы г. Вологды от 28.12.2009г. № 7081 (далее Положение) к задачам департамента относится, в том числе содействие  развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Вологда».

         Индивидуальными предпринимателями Вишняковой Е.И. и Шевелевым А.Ю. были направлены обращения в адрес Главы города Вологды Шулепова Е.Б. и начальника департамента экономического развития Фомичевой Л.Д. о невозможности осуществления своей предпринимательской деятельности, но тем не менее,  разместить аттракционы они так и не смогли.

            Обратившись в администрацию г. Вологды за разрешением на размещение на площади Революции аттракционов на май 2011 года ИП Вишнякова Е.Ю. получила отказ департамента экономического развития администрации г. Вологды, в связи с отсутствием места на площади Революции. Одновременно  администрация предложила разместить аттракционы на других территориях города Вологды (например: сквер ул. Московская – Текстильщиков, пл. Чайковского). По поводу размещения аттракционов на другой территории ИП Вишнякова Е.Ю. пояснила, что у нее был опыт работы на площади Чайковского, но  деятельность в  спальном районе города оказалась не рентабельной, в сквере по ул. Московская – Текстильщиков отсутствует возможность подключения к электроэнергии. К тому же размещение в предложенных местах города ставит  ИП Вишнякову Е.Ю. по условиям ведения деятельности по сравнению с хозяйствующими субъектами,  оказывающими аналогичные услуги, такими как ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р.  в неравное положение. 

Согласно пояснениям администрации, основанием для размещения аттракционов  на территории муниципального образования «Город Вологда» является решение  Вологодской городской Думы от 24.04.2006г. № 48 «О порядке размещения и организации работы объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов на территории города Вологды». Однако данный правовой акт не содержит нормы о праве и порядке выдачи администрацией в лице департамента экономического развития г. Вологды разрешений на размещение аттракционов. Действующим законодательством Российской Федерации также не предусмотрена выдача подобных разрешений.

В соответствии с п. 3.4.5. Положения департамент экономического развития администрации г. Вологды осуществляет контроль за поступлением в бюджет города Вологды платы за использованием городской территории при размещении на договорной основе временных объектов.

Индивидуальному предпринимателю Айдинян Р.Р. администрацией в лице департамента экономического развития г. Вологды было выдано разрешения на размещение детских аттракционов на площади Революции, согласно схеме, на май 2011года при отсутствии оплаты за апрель, март, февраль 2011г. Оплата за указанные  месяцы поступила только 16 мая 2011г. Документов подтверждающих принятие мер по взысканию платы за апрель, март, февраль 2011 г. с ИП Айдинян Р.Р. администрацией г. Вологды не представлено.

 В соответствии с представлением прокуратуры в адрес Главы города Вологды Шулепова Е.Б.  (со слов ответчиков) департаментом экономического развития администрации прекращена выдача разрешений на размещение аттракционов в черте города Вологды. Тем не менее, ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р.  на момент рассмотрения дела продолжают осуществлять деятельность по предоставлению услуг детских аттракционов на площади Революции, и получать прибыль, не имея правоустанавливающих документов на использование земельных участков и права вести торговую деятельность на территории муниципального образования «Города Вологда». Мер по пресечению незаконного нахождения указанных хозяйствующих субъектов на площади Революции администрацией г. Вологды не принималось.

         В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В соответствии с п. 3 ст. 10 того же Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

         На территории города Вологды схема размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления  не разработана и не утверждена. Схема размещения аттракционов на площади Революции, разработанная департаментом градостроительства администрации, согласно которой выдавались разрешения на их установку, Главой города Вологды Е.Б. Шулеповым не утверждена.

         Комиссия, рассмотрев представленные документы, выслушав пояснения представителей, пришла к следующим выводам.

         В соответствии со ст. 4  Закона защите конкуренции:

         - конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

         - дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

            В соответствии с частью 1 ст. 15  Закона защите конкуренции  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         Администрация г. Вологды, в том числе в лице структурных подразделений администрации своими действиями (бездействием), по неправомерной выдаче разрешений, отсутствием контроля за соблюдением условий выданных разрешений, отсутствием контроля за поступлением в бюджет города Вологды платы за использование городской территории при размещении на договорной основе временных объектов, непринятием мер по пресечению незаконного нахождения  ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р. на площади Революции, отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов необоснованно препятствовала осуществлению деятельности индивидуальных предпринимателей Вишняковой Е.И. и Шевелева А.Ю., создав им дискриминационные условия доступа на товарный рынок по сравнению с ИП Айдинян Р.Р. и ООО «Аттракцион». Также администрации своими действиями (бездействием) создала условия  для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на рынке предоставления услуг детских аттракционов на территории муниципального образования «Город Вологда.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Вологды нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать  администрации города Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе:

- обеспечить условия равного доступа на рынок предоставления услуг детских аттракционов на территории муниципального образования «Город Вологда»;

- принять меры по пресечению незаконного  нахождения аттракционов индивидуального предпринимателя Айдинян Р.Р. и ООО «Аттракцион» на площади Революции г. Вологды.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

Председатель Комиссии

_________________

 

В.Т. Хлевчук

Члены Комиссии:

_________________

 

Т.Б. Тихомирова

 

 

_________________

 

 

Д.С. Анпилов

 

 

_________________

 

С.Л. Анфимова

 

 

отсутствует

 

 

В.А. Лукичева

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ № 42-15/11

 

                                                                   г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 30 июня  2011 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Хлевчук Вячеслав Тихонович – зам. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Лукичева Виктория Андреевна –  специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело №  42-15/11 по признакам нарушения администрацией г. Вологды, расположенной по адресу: 160000, г. Вологда, ул.  Каменный мост, д. 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

                В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление индивидуальных предпринимателей Вишняковой Е.И. и Шевелева А.Ю. (далее также предприниматели, заявители) на действия администрации г. Вологды (далее также администрация, ответчики), в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности по оказанию услуг детских аттракционов в детском парке на площади Революции г. Вологды.

         Заявители считают, что  администрация, выдав разрешение на размещение детских аттракционов в детском парке на площади Революции на апрель 2011 г., не обеспечила места для установки аттракционов.  Разрешения на размещение аттракционов выдавались департаментом экономического развития  администрации, согласно разработанной департаментом градостроительства администрации схеме. Фактически имея разрешения на размещение аттракционов, предприниматели не смогли их установить и осуществлять данную предпринимательскую деятельность, так как места, выделенные  в соответствии со схемой, были заняты аттракционами ИП Айдинян Р.Р. (Московский передвижной «Луна-Парк»). В результате неоднократных обращений заявителей в администрацию по сложившейся ситуации, ответа они так и не получили. Мер по содействию в размещении аттракционов администрацией  принято не было, при том, что на протяжении 9 предыдущих лет заявители оказывали услуги детских аттракционов на площади Революции г. Вологды.  Указанные действия (бездействие) администрации г. Вологды  препятствуют предпринимательской деятельности заявителей, могут привести к уходу  с рынка  предоставления услуг детских аттракционов.

Ответчики  пояснили, что основанием для размещения аттракционов  на территории муниципального образования «Город Вологда» является решение  Вологодской городской Думы от 24.04.2006г. № 48 «О порядке размещения и организации работы объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов на территории города Вологды».

В Уставе муниципального образования «Город Вологда» полномочий по контролю за предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли и услуг, не имеется.

Пояснения по факту несоблюдения предпринимателями схемы размещения аттракционов на площади Революции у администрации, в соответствии с письмом от 13.052011г. №8/8-0711736 департамента экономического развития администрации г. Вологды отсутствуют.

В процессе рассмотрения дела дважды объявлялся перерыв 16.06.2011 до 13 час. 30 мин. и 16.06.2011г. до 13 час. 30 мин. 17.06.2011г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

            Индивидуальными предпринимателями Вишняковой Е.И. и Шевелевым А.Ю. в департаменте экономического развития администрации г. Вологды были получены разрешения №141 и №146 на апрель 2011 года на размещение детских аттракционов на площади Революции согласно схеме, разработанной департаментом градостроительства администрации г. Вологды. Несмотря, на полученные разрешения  и внесенную оплату в размере 6000 рублей, разместить аттракционы индивидуальные предприниматели Вишнякова Е.И. и Шевелев А.Ю. не смогли из-за отсутствия места на площади Революции. Места, отведенные для размещения аттракционов, указанных предпринимателей согласно схеме оказались заняты аттракционами ИП Айдинян Р.Р.

         В соответствии с п. 2.6. Положения о департаменте экономического развития администрации г. Вологды, утвержденного постановлением Главы г. Вологды от 28.12.2009г. № 7081 (далее Положение) к задачам департамента относится, в том числе содействие  развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Вологда».

         Индивидуальными предпринимателями Вишняковой Е.И. и Шевелевым А.Ю. были направлены обращения в адрес Главы города Вологды Шулепова Е.Б. и начальника департамента экономического развития Фомичевой Л.Д. о невозможности осуществления своей предпринимательской деятельности, но тем не менее,  разместить аттракционы они так и не смогли.

            Обратившись в администрацию г. Вологды за разрешением на размещение на площади Революции аттракционов на май 2011 года ИП Вишнякова Е.Ю. получила отказ департамента экономического развития администрации г. Вологды, в связи с отсутствием места на площади Революции. Одновременно  администрация предложила разместить аттракционы на других территориях города Вологды (например: сквер ул. Московская – Текстильщиков, пл. Чайковского). По поводу размещения аттракционов на другой территории ИП Вишнякова Е.Ю. пояснила, что у нее был опыт работы на площади Чайковского, но  деятельность в  спальном районе города оказалась не рентабельной, в сквере по ул. Московская – Текстильщиков отсутствует возможность подключения к электроэнергии. К тому же размещение в предложенных местах города ставит  ИП Вишнякову Е.Ю. по условиям ведения деятельности по сравнению с хозяйствующими субъектами,  оказывающими аналогичные услуги, такими как ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р.  в неравное положение. 

Согласно пояснениям администрации, основанием для размещения аттракционов  на территории муниципального образования «Город Вологда» является решение  Вологодской городской Думы от 24.04.2006г. № 48 «О порядке размещения и организации работы объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов на территории города Вологды». Однако данный правовой акт не содержит нормы о праве и порядке выдачи администрацией в лице департамента экономического развития г. Вологды разрешений на размещение аттракционов. Действующим законодательством Российской Федерации также не предусмотрена выдача подобных разрешений.

В соответствии с п. 3.4.5. Положения департамент экономического развития администрации г. Вологды осуществляет контроль за поступлением в бюджет города Вологды платы за использованием городской территории при размещении на договорной основе временных объектов.

Индивидуальному предпринимателю Айдинян Р.Р. администрацией в лице департамента экономического развития г. Вологды было выдано разрешения на размещение детских аттракционов на площади Революции, согласно схеме, на май 2011года при отсутствии оплаты за апрель, март, февраль 2011г. Оплата за указанные  месяцы поступила только 16 мая 2011г. Документов подтверждающих принятие мер по взысканию платы за апрель, март, февраль 2011 г. с ИП Айдинян Р.Р. администрацией г. Вологды не представлено.

 В соответствии с представлением прокуратуры в адрес Главы города Вологды Шулепова Е.Б.  (со слов ответчиков) департаментом экономического развития администрации прекращена выдача разрешений на размещение аттракционов в черте города Вологды. Тем не менее, ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р.  на момент рассмотрения дела продолжают осуществлять деятельность по предоставлению услуг детских аттракционов на площади Революции, и получать прибыль, не имея правоустанавливающих документов на использование земельных участков и права вести торговую деятельность на территории муниципального образования «Города Вологда». Мер по пресечению незаконного нахождения указанных хозяйствующих субъектов на площади Революции администрацией г. Вологды не принималось.

         В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В соответствии с п. 3 ст. 10 того же Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

         На территории города Вологды схема размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления  не разработана и не утверждена. Схема размещения аттракционов на площади Революции, разработанная департаментом градостроительства администрации, согласно которой выдавались разрешения на их установку, Главой города Вологды Е.Б. Шулеповым не утверждена.

         Комиссия, рассмотрев представленные документы, выслушав пояснения представителей, пришла к следующим выводам.

         В соответствии со ст. 4  Закона защите конкуренции:

         - конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

         - дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

            В соответствии с частью 1 ст. 15  Закона защите конкуренции  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         Администрация г. Вологды, в том числе в лице структурных подразделений администрации своими действиями (бездействием), по неправомерной выдаче разрешений, отсутствием контроля за соблюдением условий выданных разрешений, отсутствием контроля за поступлением в бюджет города Вологды платы за использование городской территории при размещении на договорной основе временных объектов, непринятием мер по пресечению незаконного нахождения  ООО «Аттракцион» и ИП Айдинян Р.Р. на площади Революции, отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов необоснованно препятствовала осуществлению деятельности индивидуальных предпринимателей Вишняковой Е.И. и Шевелева А.Ю., создав им дискриминационные условия доступа на товарный рынок по сравнению с ИП Айдинян Р.Р. и ООО «Аттракцион». Также администрации своими действиями (бездействием) создала условия  для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на рынке предоставления услуг детских аттракционов на территории муниципального образования «Город Вологда.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Вологды нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать  администрации города Вологды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе:

- обеспечить условия равного доступа на рынок предоставления услуг детских аттракционов на территории муниципального образования «Город Вологда»;

- принять меры по пресечению незаконного  нахождения аттракционов индивидуального предпринимателя Айдинян Р.Р. и ООО «Аттракцион» на площади Революции г. Вологды.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 


Председатель Комиссии

_________________

 

В.Т. Хлевчук

Члены Комиссии:

_________________

 

Т.Б. Тихомирова

 

 

_________________

 

 

Д.С. Анпилов

 

 

_________________

 

С.Л. Анфимова

 

 

отсутствует

 

 

В.А. Лукичева

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Администрация г. Вологды

ИП Вишнякова Е.И.

ИП Шевелев А.Ю.

[format] => full_html [safe_value] =>

Администрация г. Вологды

ИП Вишнякова Е.И.

ИП Шевелев А.Ю.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-30 10:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-30 10:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )