Решение № 82-10АМЗ/11

Дата публикации: 1 апреля 2011, 13:24

 РЕШЕНИЕ № 82-10АМЗ/11

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 82-10АМЗ/11  в отношении ОАО «Вологодская сбытовая компания» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии:

Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления;

Смышляева И.А. – ведущий специалист-эксперт Управления,

Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт Управления,

рассмотрев материалы дела № 82-10АМЗ/11,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от ТСЖ «Гледенская 45» (далее также –  заявитель, товарищество) на действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее – ответчик, компания) по злоупотреблению доминирующим положением, выразившиеся в незаконном введении в отношении заявителя ограничения режима потребления электрической энергии.

В заявлении, поступившем в антимонопольный орган, указано, что между товариществом и компанией был заключён договор № 5929 от 15.007.2010 г. на поставку электрической энергии сроком действия до 30.11.2010 г. С 01.12.2010 компания прекратила подачу электроэнергии в места общего пользования, не уведомив надлежащим образом абонента об одностороннем отказе от исполнения договора, без соответствующего предупреждения или уведомления о введении ограничения. При этом, со стороны товарищества не было каких-либо нарушений обязательств по оплате энергии, и стороны до окончания срока действия договора не вносили предложения о заключении нового договора и не заявляли друг другу о его прекращении либо расторжении.

 

В соответствии с приказом Управления № 55 от 10.02.2011 г.  было возбуждено дело № 82-10АМЗ/11 в отношении ОАО «Вологдаэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  Для участия в рассматриваемом деле в качестве третьего  лица привлечено ООО «Электротеплосеть».

В период рассмотрения дела, в Управление поступило обращение депутата Государственной Думы ФС РФ Шевцова Г.Е. о необоснованном отказе компании от поставки электроэнергии товариществу, которое приобщено к материалам данного дела.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действует в рамках законодательства. Компания пояснила, что причиной введения ограничения режима потребления электроэнергии товариществу явилось истечение срока действия договора, пролонгация которого сторонами не предусмотрена. ; кроме того, потребитель должен был направить в адрес поставщика заявку с помесячной разбивкой объемов потребления на желаемый период действия договора, что не было им сделано.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 г.  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетики розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетики установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе:

необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии;

злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Одним из уставных видов деятельности компании, согласно пункту 3.2 Устава, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Компания является доминирующим хозяйствующим субъектом на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области.

Приказом Вологодского УФАС России от 24.12.2007 № 195 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Согласно приложению № 1 к указанному приказу, доля компании на рынке электрической энергии (код по ОКП 01 1000 (электроэнергия) составляет более 65 процентов в географических границах Вологодской области.

В соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.01.2007 № 9-э. Рег. № 35/01 Компания включена в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории Вологодской области.

В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» до определения победителя первого конкурса Компания является гарантирующим поставщиком в административных границах Вологодской области.

Таким образом, действия ОАО «ВСК» - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии Вологодской области, являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

Между товариществом и компанией заключён договор на поставку электрической энергии для потребителя приравненного к категории «граждане-потребители» № 5929 от 15.007.2010 г., в соответствии с предметом которого компания (поставщик) обязуется осуществлять поставку электрической энергии товариществу (покупателя) через электрические сети территориальной сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства покупателя, а последний – принимать и оплачивать электроэнергию. Согласно акту № 2055 о разграничении балансовой принадлежности и эксплутационной ответственности сторон (приложение № 5 к договору) электроснабжение потребителя (объект электроснабжения – жилой дом по адресу: г. Великий Устюг, ул. Гледенская, 45) осуществляется от электросети ООО «Электротеплосеть» (далее – ТСО) на рабочем напряжении 0,4 кВ.

Разделом 10 договора предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с 01 июля 2010 г. и действует по 30 ноября 2010 г. включительно. Сторона, намеревающаяся внести изменения в действующий договор (заключить новый), обязана направить предложения в адрес другой стороны за один месяц до предполагаемой даты внесения изменений (заключения нового договора). Покупатель, намеренный расторгнуть договор, уведомляет о своем намерении поставщика не менее чем за три месяца до предполагаемой даты расторжения договора. Если одной из сторон внесено предложение об изменении действующего или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Компания, посчитав, что обязательства по договору с потребителем прекратились в связи с истечением срока действия договора (условие о пролонгации договора в тексте данного соглашения отсутствует), направило в адрес ТСО соответствующее уведомление от 30.11.2010 № 05/10500 о введении в отношении потребителя полного ограничения режима потребления электроэнергии с 01 декабря 2010 г. По факту прекращения подачи электрической энергии работниками ТСО составлен акт от 01.12.2010 г. № 2715.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. В силу пункта 1 статьи 546 Кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Согласно статье 523 Кодекса односторонний отказ от исполнения договора (полностью и ли частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Компания такого основания для расторжения договора не заявляла. Материалами дела установлено (счета-фактуры, приходные кассовые ордера, акт сверки расчетов за электроэнергию на 01.01.2011 г.), что товарищество не имело задолженности по оплате услуг за поставляемую компанией электрическую энергию.

Согласно пункту 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (пункт 3 статьи 540 Кодекса). Пунктом 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530) установлено, что договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение об изменении или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Комиссией установлено и подтверждается лицами, участвующими в деле, что ни одна из сторон до окончания срока действия договора № 5929 от 15.007.2010 г. не вносила предложения о заключении нового договора и не заявляла о прекращении либо  изменении действующего договора. Нормы, установленные пунктами 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса РФ, пунктом 75 Правил № 530, действуют независимо от того, включены ли они в договор энергоснабжения (поставки электрической энергии), в связи с чем довод компании об отсутствии оснований считать указанный договор пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях является несостоятельным.

В силу вышеуказанных норм Комиссия также не принимает довод ответчика, приведенный им со ссылкой на пункт 62 Правил № 530, о том, что потребитель должен был направить в адрес компании заявку с помесячной разбивкой объемов потребления на желаемый период действия договора.

Сторонами договора согласована договорная величина отпуска электрической энергии на 2010 год 0, 50 тыс. кВт/час, в том числе: июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь – по 0,1 тыс. кВт/час ежемесячно (приложение № 1.1 к договору). Из данного документа следует, что весь пятимесячный период действия договора ежемесячная договорная величина отпуска электроэнергии остаётся неизменной. Исходя из этого, у сторон оставалась возможность пролонгировать договор на тех же условиях и на тот же срок. Кроме того, пункт 62 Правил № 530 относится к порядку и правилам заключения соответствующего договора, а не пролонгации уже заключенного (условия которого уже согласованы).

Таким образом, у ответчика не было правовых оснований считать договор поставки электрической энергии, заключенный с заявителем, прекратившим свое действие и вводить товариществу ограничение режима потребления электрической энергии.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действующим законодательством предусмотрено, что если договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, то он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Ни одна из сторон о прекращении или изменении действующего договора не заявляла. Вместе с тем, ОАО «Вологдаэнергосбыт», посчитав, что обязательство по данному договору у сторон прекратились в связи с истечением срока действия договора, ввело в отношении заявителя ограничение режима (выступило инициатором).

Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом комиссия исходит из следующих установленных ей обстоятельств дела и положений действующих правовых норм.

Частью 4 статьи 37 Закона об электроэнергетики предусмотрено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

 

Закон об электроэнергетики, как указано в его статье 1, устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии. Статьей 2 данного закона установлено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно статье 1 Правил № 530 настоящие Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

Исходя из указанных обстоятельств, Комиссия считает довод ответчика об отсутствии в результате совершённых им действий негативных последствий для конкуренции безосновательным.

 

         В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.          

Исходя из всех указанных выше обстоятельств, Комиссия квалифицирует действия ответчика по незаконному одностороннему отказу от полного исполнения договора не электроснабжение № 212 от 15.12.1998 г., заключённого с ГП ВО «Тотемская ЭТС», как злоупотребление доминирующим положением, в результате которых будет ограничена конкуренция на местном рынке электроэнергии и рынке электроэнергии Вологодской области.

            На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать ОАО «Вологодская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Вологодская сбытовая компания» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                              В.П. Щепелин

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                          А.А. Власов

 

                                                                                                   

           И.А. Смышляева

 

           И.С. Лукова

 

 

 

           С.Р. Бодалев

 

             О.Н. Галанина

stdClass Object ( [vid] => 5354 [uid] => 1 [title] => Решение № 82-10АМЗ/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5354 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ № 82-10АМЗ/11

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 82-10АМЗ/11  в отношении ОАО «Вологодская сбытовая компания» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии:

Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления;

Смышляева И.А. – ведущий специалист-эксперт Управления,

Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт Управления,

рассмотрев материалы дела № 82-10АМЗ/11,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от ТСЖ «Гледенская 45» (далее также –  заявитель, товарищество) на действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее – ответчик, компания) по злоупотреблению доминирующим положением, выразившиеся в незаконном введении в отношении заявителя ограничения режима потребления электрической энергии.

В заявлении, поступившем в антимонопольный орган, указано, что между товариществом и компанией был заключён договор № 5929 от 15.007.2010 г. на поставку электрической энергии сроком действия до 30.11.2010 г. С 01.12.2010 компания прекратила подачу электроэнергии в места общего пользования, не уведомив надлежащим образом абонента об одностороннем отказе от исполнения договора, без соответствующего предупреждения или уведомления о введении ограничения. При этом, со стороны товарищества не было каких-либо нарушений обязательств по оплате энергии, и стороны до окончания срока действия договора не вносили предложения о заключении нового договора и не заявляли друг другу о его прекращении либо расторжении.

 

В соответствии с приказом Управления № 55 от 10.02.2011 г.  было возбуждено дело № 82-10АМЗ/11 в отношении ОАО «Вологдаэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  Для участия в рассматриваемом деле в качестве третьего  лица привлечено ООО «Электротеплосеть».

В период рассмотрения дела, в Управление поступило обращение депутата Государственной Думы ФС РФ Шевцова Г.Е. о необоснованном отказе компании от поставки электроэнергии товариществу, которое приобщено к материалам данного дела.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действует в рамках законодательства. Компания пояснила, что причиной введения ограничения режима потребления электроэнергии товариществу явилось истечение срока действия договора, пролонгация которого сторонами не предусмотрена. ; кроме того, потребитель должен был направить в адрес поставщика заявку с помесячной разбивкой объемов потребления на желаемый период действия договора, что не было им сделано.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 г.  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетики розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетики установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе:

необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии;

злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Одним из уставных видов деятельности компании, согласно пункту 3.2 Устава, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Компания является доминирующим хозяйствующим субъектом на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области.

Приказом Вологодского УФАС России от 24.12.2007 № 195 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Согласно приложению № 1 к указанному приказу, доля компании на рынке электрической энергии (код по ОКП 01 1000 (электроэнергия) составляет более 65 процентов в географических границах Вологодской области.

В соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.01.2007 № 9-э. Рег. № 35/01 Компания включена в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории Вологодской области.

В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» до определения победителя первого конкурса Компания является гарантирующим поставщиком в административных границах Вологодской области.

Таким образом, действия ОАО «ВСК» - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии Вологодской области, являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

Между товариществом и компанией заключён договор на поставку электрической энергии для потребителя приравненного к категории «граждане-потребители» № 5929 от 15.007.2010 г., в соответствии с предметом которого компания (поставщик) обязуется осуществлять поставку электрической энергии товариществу (покупателя) через электрические сети территориальной сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства покупателя, а последний – принимать и оплачивать электроэнергию. Согласно акту № 2055 о разграничении балансовой принадлежности и эксплутационной ответственности сторон (приложение № 5 к договору) электроснабжение потребителя (объект электроснабжения – жилой дом по адресу: г. Великий Устюг, ул. Гледенская, 45) осуществляется от электросети ООО «Электротеплосеть» (далее – ТСО) на рабочем напряжении 0,4 кВ.

Разделом 10 договора предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с 01 июля 2010 г. и действует по 30 ноября 2010 г. включительно. Сторона, намеревающаяся внести изменения в действующий договор (заключить новый), обязана направить предложения в адрес другой стороны за один месяц до предполагаемой даты внесения изменений (заключения нового договора). Покупатель, намеренный расторгнуть договор, уведомляет о своем намерении поставщика не менее чем за три месяца до предполагаемой даты расторжения договора. Если одной из сторон внесено предложение об изменении действующего или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Компания, посчитав, что обязательства по договору с потребителем прекратились в связи с истечением срока действия договора (условие о пролонгации договора в тексте данного соглашения отсутствует), направило в адрес ТСО соответствующее уведомление от 30.11.2010 № 05/10500 о введении в отношении потребителя полного ограничения режима потребления электроэнергии с 01 декабря 2010 г. По факту прекращения подачи электрической энергии работниками ТСО составлен акт от 01.12.2010 г. № 2715.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. В силу пункта 1 статьи 546 Кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Согласно статье 523 Кодекса односторонний отказ от исполнения договора (полностью и ли частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Компания такого основания для расторжения договора не заявляла. Материалами дела установлено (счета-фактуры, приходные кассовые ордера, акт сверки расчетов за электроэнергию на 01.01.2011 г.), что товарищество не имело задолженности по оплате услуг за поставляемую компанией электрическую энергию.

Согласно пункту 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (пункт 3 статьи 540 Кодекса). Пунктом 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530) установлено, что договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение об изменении или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Комиссией установлено и подтверждается лицами, участвующими в деле, что ни одна из сторон до окончания срока действия договора № 5929 от 15.007.2010 г. не вносила предложения о заключении нового договора и не заявляла о прекращении либо  изменении действующего договора. Нормы, установленные пунктами 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса РФ, пунктом 75 Правил № 530, действуют независимо от того, включены ли они в договор энергоснабжения (поставки электрической энергии), в связи с чем довод компании об отсутствии оснований считать указанный договор пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях является несостоятельным.

В силу вышеуказанных норм Комиссия также не принимает довод ответчика, приведенный им со ссылкой на пункт 62 Правил № 530, о том, что потребитель должен был направить в адрес компании заявку с помесячной разбивкой объемов потребления на желаемый период действия договора.

Сторонами договора согласована договорная величина отпуска электрической энергии на 2010 год 0, 50 тыс. кВт/час, в том числе: июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь – по 0,1 тыс. кВт/час ежемесячно (приложение № 1.1 к договору). Из данного документа следует, что весь пятимесячный период действия договора ежемесячная договорная величина отпуска электроэнергии остаётся неизменной. Исходя из этого, у сторон оставалась возможность пролонгировать договор на тех же условиях и на тот же срок. Кроме того, пункт 62 Правил № 530 относится к порядку и правилам заключения соответствующего договора, а не пролонгации уже заключенного (условия которого уже согласованы).

Таким образом, у ответчика не было правовых оснований считать договор поставки электрической энергии, заключенный с заявителем, прекратившим свое действие и вводить товариществу ограничение режима потребления электрической энергии.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действующим законодательством предусмотрено, что если договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, то он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Ни одна из сторон о прекращении или изменении действующего договора не заявляла. Вместе с тем, ОАО «Вологдаэнергосбыт», посчитав, что обязательство по данному договору у сторон прекратились в связи с истечением срока действия договора, ввело в отношении заявителя ограничение режима (выступило инициатором).

Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом комиссия исходит из следующих установленных ей обстоятельств дела и положений действующих правовых норм.

Частью 4 статьи 37 Закона об электроэнергетики предусмотрено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

 

Закон об электроэнергетики, как указано в его статье 1, устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии. Статьей 2 данного закона установлено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно статье 1 Правил № 530 настоящие Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

Исходя из указанных обстоятельств, Комиссия считает довод ответчика об отсутствии в результате совершённых им действий негативных последствий для конкуренции безосновательным.

 

         В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.          

Исходя из всех указанных выше обстоятельств, Комиссия квалифицирует действия ответчика по незаконному одностороннему отказу от полного исполнения договора не электроснабжение № 212 от 15.12.1998 г., заключённого с ГП ВО «Тотемская ЭТС», как злоупотребление доминирующим положением, в результате которых будет ограничена конкуренция на местном рынке электроэнергии и рынке электроэнергии Вологодской области.

            На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать ОАО «Вологодская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Вологодская сбытовая компания» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                              В.П. Щепелин

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                          А.А. Власов

 

                                                                                                   

           И.А. Смышляева

 

           И.С. Лукова

 

 

 

           С.Р. Бодалев

 

             О.Н. Галанина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ № 82-10АМЗ/11

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 82-10АМЗ/11  в отношении ОАО «Вологодская сбытовая компания» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии:

Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления;

Смышляева И.А. – ведущий специалист-эксперт Управления,

Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт Управления,

рассмотрев материалы дела № 82-10АМЗ/11,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от ТСЖ «Гледенская 45» (далее также –  заявитель, товарищество) на действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее – ответчик, компания) по злоупотреблению доминирующим положением, выразившиеся в незаконном введении в отношении заявителя ограничения режима потребления электрической энергии.

В заявлении, поступившем в антимонопольный орган, указано, что между товариществом и компанией был заключён договор № 5929 от 15.007.2010 г. на поставку электрической энергии сроком действия до 30.11.2010 г. С 01.12.2010 компания прекратила подачу электроэнергии в места общего пользования, не уведомив надлежащим образом абонента об одностороннем отказе от исполнения договора, без соответствующего предупреждения или уведомления о введении ограничения. При этом, со стороны товарищества не было каких-либо нарушений обязательств по оплате энергии, и стороны до окончания срока действия договора не вносили предложения о заключении нового договора и не заявляли друг другу о его прекращении либо расторжении.

 

В соответствии с приказом Управления № 55 от 10.02.2011 г.  было возбуждено дело № 82-10АМЗ/11 в отношении ОАО «Вологдаэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  Для участия в рассматриваемом деле в качестве третьего  лица привлечено ООО «Электротеплосеть».

В период рассмотрения дела, в Управление поступило обращение депутата Государственной Думы ФС РФ Шевцова Г.Е. о необоснованном отказе компании от поставки электроэнергии товариществу, которое приобщено к материалам данного дела.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действует в рамках законодательства. Компания пояснила, что причиной введения ограничения режима потребления электроэнергии товариществу явилось истечение срока действия договора, пролонгация которого сторонами не предусмотрена. ; кроме того, потребитель должен был направить в адрес поставщика заявку с помесячной разбивкой объемов потребления на желаемый период действия договора, что не было им сделано.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 г.  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетики розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетики установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе:

необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии;

злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Одним из уставных видов деятельности компании, согласно пункту 3.2 Устава, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Компания является доминирующим хозяйствующим субъектом на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области.

Приказом Вологодского УФАС России от 24.12.2007 № 195 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Согласно приложению № 1 к указанному приказу, доля компании на рынке электрической энергии (код по ОКП 01 1000 (электроэнергия) составляет более 65 процентов в географических границах Вологодской области.

В соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.01.2007 № 9-э. Рег. № 35/01 Компания включена в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории Вологодской области.

В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» до определения победителя первого конкурса Компания является гарантирующим поставщиком в административных границах Вологодской области.

Таким образом, действия ОАО «ВСК» - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии Вологодской области, являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

Между товариществом и компанией заключён договор на поставку электрической энергии для потребителя приравненного к категории «граждане-потребители» № 5929 от 15.007.2010 г., в соответствии с предметом которого компания (поставщик) обязуется осуществлять поставку электрической энергии товариществу (покупателя) через электрические сети территориальной сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства покупателя, а последний – принимать и оплачивать электроэнергию. Согласно акту № 2055 о разграничении балансовой принадлежности и эксплутационной ответственности сторон (приложение № 5 к договору) электроснабжение потребителя (объект электроснабжения – жилой дом по адресу: г. Великий Устюг, ул. Гледенская, 45) осуществляется от электросети ООО «Электротеплосеть» (далее – ТСО) на рабочем напряжении 0,4 кВ.

Разделом 10 договора предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с 01 июля 2010 г. и действует по 30 ноября 2010 г. включительно. Сторона, намеревающаяся внести изменения в действующий договор (заключить новый), обязана направить предложения в адрес другой стороны за один месяц до предполагаемой даты внесения изменений (заключения нового договора). Покупатель, намеренный расторгнуть договор, уведомляет о своем намерении поставщика не менее чем за три месяца до предполагаемой даты расторжения договора. Если одной из сторон внесено предложение об изменении действующего или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Компания, посчитав, что обязательства по договору с потребителем прекратились в связи с истечением срока действия договора (условие о пролонгации договора в тексте данного соглашения отсутствует), направило в адрес ТСО соответствующее уведомление от 30.11.2010 № 05/10500 о введении в отношении потребителя полного ограничения режима потребления электроэнергии с 01 декабря 2010 г. По факту прекращения подачи электрической энергии работниками ТСО составлен акт от 01.12.2010 г. № 2715.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. В силу пункта 1 статьи 546 Кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Согласно статье 523 Кодекса односторонний отказ от исполнения договора (полностью и ли частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Компания такого основания для расторжения договора не заявляла. Материалами дела установлено (счета-фактуры, приходные кассовые ордера, акт сверки расчетов за электроэнергию на 01.01.2011 г.), что товарищество не имело задолженности по оплате услуг за поставляемую компанией электрическую энергию.

Согласно пункту 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (пункт 3 статьи 540 Кодекса). Пунктом 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530) установлено, что договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение об изменении или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Комиссией установлено и подтверждается лицами, участвующими в деле, что ни одна из сторон до окончания срока действия договора № 5929 от 15.007.2010 г. не вносила предложения о заключении нового договора и не заявляла о прекращении либо  изменении действующего договора. Нормы, установленные пунктами 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса РФ, пунктом 75 Правил № 530, действуют независимо от того, включены ли они в договор энергоснабжения (поставки электрической энергии), в связи с чем довод компании об отсутствии оснований считать указанный договор пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях является несостоятельным.

В силу вышеуказанных норм Комиссия также не принимает довод ответчика, приведенный им со ссылкой на пункт 62 Правил № 530, о том, что потребитель должен был направить в адрес компании заявку с помесячной разбивкой объемов потребления на желаемый период действия договора.

Сторонами договора согласована договорная величина отпуска электрической энергии на 2010 год 0, 50 тыс. кВт/час, в том числе: июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь – по 0,1 тыс. кВт/час ежемесячно (приложение № 1.1 к договору). Из данного документа следует, что весь пятимесячный период действия договора ежемесячная договорная величина отпуска электроэнергии остаётся неизменной. Исходя из этого, у сторон оставалась возможность пролонгировать договор на тех же условиях и на тот же срок. Кроме того, пункт 62 Правил № 530 относится к порядку и правилам заключения соответствующего договора, а не пролонгации уже заключенного (условия которого уже согласованы).

Таким образом, у ответчика не было правовых оснований считать договор поставки электрической энергии, заключенный с заявителем, прекратившим свое действие и вводить товариществу ограничение режима потребления электрической энергии.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действующим законодательством предусмотрено, что если договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, то он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Ни одна из сторон о прекращении или изменении действующего договора не заявляла. Вместе с тем, ОАО «Вологдаэнергосбыт», посчитав, что обязательство по данному договору у сторон прекратились в связи с истечением срока действия договора, ввело в отношении заявителя ограничение режима (выступило инициатором).

Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом комиссия исходит из следующих установленных ей обстоятельств дела и положений действующих правовых норм.

Частью 4 статьи 37 Закона об электроэнергетики предусмотрено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

 

Закон об электроэнергетики, как указано в его статье 1, устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии. Статьей 2 данного закона установлено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно статье 1 Правил № 530 настоящие Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

Исходя из указанных обстоятельств, Комиссия считает довод ответчика об отсутствии в результате совершённых им действий негативных последствий для конкуренции безосновательным.

 

         В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.          

Исходя из всех указанных выше обстоятельств, Комиссия квалифицирует действия ответчика по незаконному одностороннему отказу от полного исполнения договора не электроснабжение № 212 от 15.12.1998 г., заключённого с ГП ВО «Тотемская ЭТС», как злоупотребление доминирующим положением, в результате которых будет ограничена конкуренция на местном рынке электроэнергии и рынке электроэнергии Вологодской области.

            На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать ОАО «Вологодская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Вологодская сбытовая компания» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                              В.П. Щепелин

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                          А.А. Власов

 

                                                                                                   

           И.А. Смышляева

 

           И.С. Лукова

 

 

 

           С.Р. Бодалев

 

             О.Н. Галанина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ОАО «Вологдаэнергосбыт»

Председателю ТСЖ «Гледенская 45» Плотникову М.Н.

ООО «Электротеплосеть»

[format] => full_html [safe_value] =>

ОАО «Вологдаэнергосбыт»

Председателю ТСЖ «Гледенская 45» Плотникову М.Н.

ООО «Электротеплосеть»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-01 09:24:36 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-01 09:24:36 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )