Решение № 83-10АМЗ/11

Дата публикации: 12 апреля 2011, 15:35

 РЕШЕНИЕ № 83-10АМЗ/11  

08 апреля 2011 г.                                                                                            г. Вологда

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

       Хлевчука В.Т., - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

       Докшина М.И. – старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

       Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;

        рассмотрев дело № 83-10АМЗ/11 по заявлению ООО «Аспект-В» о нарушении ООО «Энергостройсервис-ИСО»  п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Аспект-В» на незаконные действия ООО «Энергостройсервис-ИСО» выразившееся в следующем. ООО «Аспект-В» обеспечивает предоставление коммунальной услуги по отоплению жилых домов д. Княгинино Вологодского района путем приобретения теплоэнергии у поставщика ООО «Энергостройсервис-ИСО» по договору теплоснабжения от 21.12.2009, срок действия которого истек 31.12.2010. ООО «Энергостройсервис-ИСО» осуществляет выработку теплоэнергии посредством угольной котельной, расположенной на режимной территории ФБУ «Вологодская воспитательная колония» Управления УФСИН РФ по Вологодской области в соответствии с государственным контрактом № 47 от 28.04.2009, заключенного между ФБУ «Вологодская воспитательная колония» и ООО «Энергостройсервис-ИСО» по результатам конкурса.

        07.12.2010 ООО «Аспект-В» обратилось к ООО «Энергостройсервис-ИСО» с заявкой о заключении договора теплоснабжения жилых домов д. Княгинино на 2011 год. В своем ответе от 07.12.2010 № 262 ООО «Энергостройсервис-ИСО» отказало  ООО «Аспект-В» в заключении нового договора, обосновав отказ вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и отсутствием в государственном контракте № 47 от 28.04.2009 обязанности  ООО «Энергостройсервис-ИСО» как «Исполнителя по снабжению теплом иных потребителей» и предложило обратиться ООО «Аспект-В» с заявкой о заключении договора к ФБУ «Вологодская воспитательная колония». 09.12.2010 ООО «Аспект-В» обратилось с заявкой о заключении договора теплоснабжения жилых домов д. Княгинино на 2011 год к ФБУ «Вологодская воспитательная колония», вместе с тем ООО «Аспект-В» в заключении договора было отказано с мотивировкой необходимости внесения изменений в государственный контракт № 47 от 28.04.2009 предусматривающих заключение прямых договоров теплоснабжения жилого фонда д. Княгинино между ООО «Энергостройсервис-ИСО» и  ООО «Аспект-В».

          ООО  «Энергостройсервис-ИСО»  в обосновании своих доводов по отказу в заключении договора теплоснабжения с ООО «Аспект-В» на 2011 год в письменных объяснениях и на заседании Комиссии пояснило, что согласно действующему контракту между  ФБУ «Вологодская воспитательная колония» и ООО  «Энергостройсервис-ИСО» общество обязуется по заданию ФБУ «Вологодская воспитательная колония» оказывать услуги по теплоснабжению только объектов государственного заказчика, техническому обслуживанию и текущему ремонту угольной котельной. Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» определяется порядок заключения договора поставки тепловой энергии, а именно данное положение Закона касается теплоснабжающих организаций обязанных заключать договоры поставки тепловой энергии, которые владеют на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, тогда как ООО  «Энергостройсервис-ИСО» угольная котельная с оборудованием и сетями в пользование не передана.  Также  ООО  «Энергостройсервис-ИСО» обосновывает свою позицию об отказе в заключении договора тем, что ООО «Аспект-В» не готово к отопительному сезону 2010-2011 г.г., так как по состоянию на 01.01.2011 имеет задолженность перед  ООО  «Энергостройсервис-ИСО» за полученную тепловую энергию за предыдущий отопительный сезон.

        ФБУ «Вологодская воспитательная колония» на заседании Комиссии пояснило, что между Учреждением и ООО  «Энергостройсервис-ИСО» 28.04.2009 года за № 47 на срок 5 лет заключен государственный контракт на оказание услуг по теплоснабжению объектов ФБУ «Вологодская воспитательная колония» УФСИН России по Вологодской области от угольной котельной, техническому обслуживанию угольной котельной, ее оборудования и сетей, текущего ремонта угольной котельной.   В соответствии с п. 3.3.1. Контракта государственный заказчик обязан передать угольную котельную с оборудованием, внутренними сетями ООО  «Энергостройсервис-ИСО» по акту приема-передачи на срок действия контракта. Вместе с тем, акт приема передачи имущества котельной и тепловых сетей в пользование ООО  «Энергостройсервис-ИСО» в Учреждении не имеется, ранее не составлялся.

         РЭК Вологодской области на заседании Комиссии пояснила, что в соответствии с постановлением РЭК Вологодской области от 10.12.2009 № 404 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 тариф на тепловую энергию отпускаемый  ООО «Энергостройсервис - ИСО». Указанный тариф утвержден для  ООО «Энергостройсервис - ИСО», как теплоснабжающей организации на основании заявления директора общества и прилагаемых к заявлению документов, в том числе государственного контракта. Для утверждения тарифа на 2011 год на отпускаемую тепловую энергию  ООО «Энергостройсервис - ИСО» не обращался, в связи, с чем продолжает свое действие тариф, утвержденный  ООО «Энергостройсервис - ИСО» на 2010 год. Также 19.09.2008 года ООО «Энергостройсервис - ИСО» обращалась в адрес РЭК Вологодской области с просьбой о выделении денежных средств на ликвидацию аварийной ситуации в котельной, устранение которой было необходимо для нормального обеспечения тепловой энергией потребителей п. Княгинино. 24.12.2008 года ООО  «Энергостройсервис - ИСО» обратилось в Региональную энергетическую комиссию с просьбой о выделении денежных средств в размере 417 122 -00 руб. на приобретение котлоагрегата «Нева» КВр-0,8 МВт на котельную по адресу д.

Княгинино Вологодского района. Постановлением РЭК Вологодской области от 25.12.2008 г. № 514 указанные денежные средства были выделены ООО  «Энергостройсервис - ИСО», как теплоснабжающей организации.

 

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ООО «Энергостройсервис - ИСО» нарушившим п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии с аналитическим отчетом № 8, составленным Вологодским УФАС России на основании проведенного анализа состояния конкуренции на рынке  тепловой энергии, а также Комиссией установлено, что ООО «Энергостройсервис - ИСО»  занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии (теплоснабжения) в границах расположения системы коммунальной инфраструктуры на территории деревни Княгинино Подлесного сельского поселения Вологодского района, в том числе по отношению  ООО «Аспект-В».

 В соответствии с положениями государственного контракта на оказание услуг по теплоснабжению объектов ФБУ «Вологодская воспитательная колония» УФСИН России по Вологодской области от угольной котельной, техническому обслуживанию угольной котельной, ее оборудования и сетей, текущего ремонта угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония», Учреждение обязалось передать угольную котельную с оборудованием, внутренними сетями ООО  «Энергостройсервис-ИСО» по акту приема-передачи на срок действия Контракта.

На основании поданной заявки ООО «Энергостройсервис - ИСО» на установление тарифа на тепловую энергию на 2010 год, вырабатываемую ООО «Энергостройсервис - ИСО» от угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония» для д. Княгинино Вологодского района (ООО «Аспект-В»), постановлением  РЭК Вологодской области 10.12.2009 № 404 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 тариф на тепловую энергию отпускаемый  ООО «Энергостройсервис - ИСО», как для теплоснабжающей организации.  Кроме того, согласно представленных РЭК Вологодской области документам, в своих заявках о выделении денежных средств на ремонт и покупку котла в котельную  ООО «Энергостройсервис - ИСО» позиционировало себя как теплоснабжающая организация, и денежные средства РЭК Вологодской области были выделены ООО «Энергостройсервис - ИСО» РЭК Вологодской области, как обществу, имеющему такой статус.

Между  ООО «Энергостройсервис - ИСО» и ООО «Аспект-В» 21.12.2009 на период действия до 31.12.2010 был заключен договор теплоснабжения. В соответствии с условиями договора ООО «Энергостройсервис - ИСО» отпускало ООО «Аспект-В» тепловую энергию в горячей воде от угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония». ООО «Аспект-В» оплачивало полученную тепловую энергию по тарифам установленным РЭК Вологодской области для ООО «Энергостройсервис - ИСО» с 01.01.2010 года.

Доводы ООО «Энергостройсервис - ИСО» о неприменении к отношениям общества с ООО «Аспект-В» положений ч.3 ст.15 ФЗ «О теплоснабжении» являются несостоятельными ввиду наличия заключенного между ООО «Энергостройсервис - ИСО» и ФБУ «Вологодская воспитательная колония» государственного контракта на оказание услуг, а также фактической передачи ФБУ «Вологодская воспитательная колония» в эксплуатацию обществу основных средств, следовательно,  ООО «Энергостройсервис - ИСО» имеет статус  теплоснабжающей организации.

На основании ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от предоставления услуги при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.

 Таким образом, действия ООО «Энергостройсервис - ИСО» имеющего статус теплоснабжающей организации и выразившиеся в отказе заключения договора теплоснабжения  с ООО «Аспект-В» на 2011 год, нарушают п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                          

                                                             РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия ООО «Энергостройсервис - ИСО» выразившиеся в отказе заключения договора теплоснабжения  с ООО «Аспект-В» на 2011 год, нарушающими п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

      2.   Выдать предписание ООО «Энергостройсервис - ИСО» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства выразившегося в необоснованном отказе в заключении договора теплоснабжения на 2011 год с ООО «Аспект-В».

 Председатель Комиссии                                                               В.Т. Хлевчук 

 Члены Комиссии:                                                                          М.И. Докшин

                                                                                                                                                                                

                                                                                                      А.Б. Минаев 

                                                                                                      

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 5347 [uid] => 1 [title] => Решение № 83-10АМЗ/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5347 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ № 83-10АМЗ/11  

08 апреля 2011 г.                                                                                            г. Вологда

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

       Хлевчука В.Т., - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

       Докшина М.И. – старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

       Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;

        рассмотрев дело № 83-10АМЗ/11 по заявлению ООО «Аспект-В» о нарушении ООО «Энергостройсервис-ИСО»  п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Аспект-В» на незаконные действия ООО «Энергостройсервис-ИСО» выразившееся в следующем. ООО «Аспект-В» обеспечивает предоставление коммунальной услуги по отоплению жилых домов д. Княгинино Вологодского района путем приобретения теплоэнергии у поставщика ООО «Энергостройсервис-ИСО» по договору теплоснабжения от 21.12.2009, срок действия которого истек 31.12.2010. ООО «Энергостройсервис-ИСО» осуществляет выработку теплоэнергии посредством угольной котельной, расположенной на режимной территории ФБУ «Вологодская воспитательная колония» Управления УФСИН РФ по Вологодской области в соответствии с государственным контрактом № 47 от 28.04.2009, заключенного между ФБУ «Вологодская воспитательная колония» и ООО «Энергостройсервис-ИСО» по результатам конкурса.

        07.12.2010 ООО «Аспект-В» обратилось к ООО «Энергостройсервис-ИСО» с заявкой о заключении договора теплоснабжения жилых домов д. Княгинино на 2011 год. В своем ответе от 07.12.2010 № 262 ООО «Энергостройсервис-ИСО» отказало  ООО «Аспект-В» в заключении нового договора, обосновав отказ вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и отсутствием в государственном контракте № 47 от 28.04.2009 обязанности  ООО «Энергостройсервис-ИСО» как «Исполнителя по снабжению теплом иных потребителей» и предложило обратиться ООО «Аспект-В» с заявкой о заключении договора к ФБУ «Вологодская воспитательная колония». 09.12.2010 ООО «Аспект-В» обратилось с заявкой о заключении договора теплоснабжения жилых домов д. Княгинино на 2011 год к ФБУ «Вологодская воспитательная колония», вместе с тем ООО «Аспект-В» в заключении договора было отказано с мотивировкой необходимости внесения изменений в государственный контракт № 47 от 28.04.2009 предусматривающих заключение прямых договоров теплоснабжения жилого фонда д. Княгинино между ООО «Энергостройсервис-ИСО» и  ООО «Аспект-В».

          ООО  «Энергостройсервис-ИСО»  в обосновании своих доводов по отказу в заключении договора теплоснабжения с ООО «Аспект-В» на 2011 год в письменных объяснениях и на заседании Комиссии пояснило, что согласно действующему контракту между  ФБУ «Вологодская воспитательная колония» и ООО  «Энергостройсервис-ИСО» общество обязуется по заданию ФБУ «Вологодская воспитательная колония» оказывать услуги по теплоснабжению только объектов государственного заказчика, техническому обслуживанию и текущему ремонту угольной котельной. Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» определяется порядок заключения договора поставки тепловой энергии, а именно данное положение Закона касается теплоснабжающих организаций обязанных заключать договоры поставки тепловой энергии, которые владеют на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, тогда как ООО  «Энергостройсервис-ИСО» угольная котельная с оборудованием и сетями в пользование не передана.  Также  ООО  «Энергостройсервис-ИСО» обосновывает свою позицию об отказе в заключении договора тем, что ООО «Аспект-В» не готово к отопительному сезону 2010-2011 г.г., так как по состоянию на 01.01.2011 имеет задолженность перед  ООО  «Энергостройсервис-ИСО» за полученную тепловую энергию за предыдущий отопительный сезон.

        ФБУ «Вологодская воспитательная колония» на заседании Комиссии пояснило, что между Учреждением и ООО  «Энергостройсервис-ИСО» 28.04.2009 года за № 47 на срок 5 лет заключен государственный контракт на оказание услуг по теплоснабжению объектов ФБУ «Вологодская воспитательная колония» УФСИН России по Вологодской области от угольной котельной, техническому обслуживанию угольной котельной, ее оборудования и сетей, текущего ремонта угольной котельной.   В соответствии с п. 3.3.1. Контракта государственный заказчик обязан передать угольную котельную с оборудованием, внутренними сетями ООО  «Энергостройсервис-ИСО» по акту приема-передачи на срок действия контракта. Вместе с тем, акт приема передачи имущества котельной и тепловых сетей в пользование ООО  «Энергостройсервис-ИСО» в Учреждении не имеется, ранее не составлялся.

         РЭК Вологодской области на заседании Комиссии пояснила, что в соответствии с постановлением РЭК Вологодской области от 10.12.2009 № 404 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 тариф на тепловую энергию отпускаемый  ООО «Энергостройсервис - ИСО». Указанный тариф утвержден для  ООО «Энергостройсервис - ИСО», как теплоснабжающей организации на основании заявления директора общества и прилагаемых к заявлению документов, в том числе государственного контракта. Для утверждения тарифа на 2011 год на отпускаемую тепловую энергию  ООО «Энергостройсервис - ИСО» не обращался, в связи, с чем продолжает свое действие тариф, утвержденный  ООО «Энергостройсервис - ИСО» на 2010 год. Также 19.09.2008 года ООО «Энергостройсервис - ИСО» обращалась в адрес РЭК Вологодской области с просьбой о выделении денежных средств на ликвидацию аварийной ситуации в котельной, устранение которой было необходимо для нормального обеспечения тепловой энергией потребителей п. Княгинино. 24.12.2008 года ООО  «Энергостройсервис - ИСО» обратилось в Региональную энергетическую комиссию с просьбой о выделении денежных средств в размере 417 122 -00 руб. на приобретение котлоагрегата «Нева» КВр-0,8 МВт на котельную по адресу д.

Княгинино Вологодского района. Постановлением РЭК Вологодской области от 25.12.2008 г. № 514 указанные денежные средства были выделены ООО  «Энергостройсервис - ИСО», как теплоснабжающей организации.

 

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ООО «Энергостройсервис - ИСО» нарушившим п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии с аналитическим отчетом № 8, составленным Вологодским УФАС России на основании проведенного анализа состояния конкуренции на рынке  тепловой энергии, а также Комиссией установлено, что ООО «Энергостройсервис - ИСО»  занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии (теплоснабжения) в границах расположения системы коммунальной инфраструктуры на территории деревни Княгинино Подлесного сельского поселения Вологодского района, в том числе по отношению  ООО «Аспект-В».

 В соответствии с положениями государственного контракта на оказание услуг по теплоснабжению объектов ФБУ «Вологодская воспитательная колония» УФСИН России по Вологодской области от угольной котельной, техническому обслуживанию угольной котельной, ее оборудования и сетей, текущего ремонта угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония», Учреждение обязалось передать угольную котельную с оборудованием, внутренними сетями ООО  «Энергостройсервис-ИСО» по акту приема-передачи на срок действия Контракта.

На основании поданной заявки ООО «Энергостройсервис - ИСО» на установление тарифа на тепловую энергию на 2010 год, вырабатываемую ООО «Энергостройсервис - ИСО» от угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония» для д. Княгинино Вологодского района (ООО «Аспект-В»), постановлением  РЭК Вологодской области 10.12.2009 № 404 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 тариф на тепловую энергию отпускаемый  ООО «Энергостройсервис - ИСО», как для теплоснабжающей организации.  Кроме того, согласно представленных РЭК Вологодской области документам, в своих заявках о выделении денежных средств на ремонт и покупку котла в котельную  ООО «Энергостройсервис - ИСО» позиционировало себя как теплоснабжающая организация, и денежные средства РЭК Вологодской области были выделены ООО «Энергостройсервис - ИСО» РЭК Вологодской области, как обществу, имеющему такой статус.

Между  ООО «Энергостройсервис - ИСО» и ООО «Аспект-В» 21.12.2009 на период действия до 31.12.2010 был заключен договор теплоснабжения. В соответствии с условиями договора ООО «Энергостройсервис - ИСО» отпускало ООО «Аспект-В» тепловую энергию в горячей воде от угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония». ООО «Аспект-В» оплачивало полученную тепловую энергию по тарифам установленным РЭК Вологодской области для ООО «Энергостройсервис - ИСО» с 01.01.2010 года.

Доводы ООО «Энергостройсервис - ИСО» о неприменении к отношениям общества с ООО «Аспект-В» положений ч.3 ст.15 ФЗ «О теплоснабжении» являются несостоятельными ввиду наличия заключенного между ООО «Энергостройсервис - ИСО» и ФБУ «Вологодская воспитательная колония» государственного контракта на оказание услуг, а также фактической передачи ФБУ «Вологодская воспитательная колония» в эксплуатацию обществу основных средств, следовательно,  ООО «Энергостройсервис - ИСО» имеет статус  теплоснабжающей организации.

На основании ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от предоставления услуги при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.

 Таким образом, действия ООО «Энергостройсервис - ИСО» имеющего статус теплоснабжающей организации и выразившиеся в отказе заключения договора теплоснабжения  с ООО «Аспект-В» на 2011 год, нарушают п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                          

                                                             РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия ООО «Энергостройсервис - ИСО» выразившиеся в отказе заключения договора теплоснабжения  с ООО «Аспект-В» на 2011 год, нарушающими п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

      2.   Выдать предписание ООО «Энергостройсервис - ИСО» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства выразившегося в необоснованном отказе в заключении договора теплоснабжения на 2011 год с ООО «Аспект-В».

 Председатель Комиссии                                                               В.Т. Хлевчук 

 Члены Комиссии:                                                                          М.И. Докшин

                                                                                                                                                                                

                                                                                                      А.Б. Минаев 

                                                                                                      

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ № 83-10АМЗ/11

 

 

08 апреля 2011 г.                                                                                            г. Вологда

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

       Хлевчука В.Т., - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

       Докшина М.И. – старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

       Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;

        рассмотрев дело № 83-10АМЗ/11 по заявлению ООО «Аспект-В» о нарушении ООО «Энергостройсервис-ИСО»  п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ООО «Аспект-В» на незаконные действия ООО «Энергостройсервис-ИСО» выразившееся в следующем. ООО «Аспект-В» обеспечивает предоставление коммунальной услуги по отоплению жилых домов д. Княгинино Вологодского района путем приобретения теплоэнергии у поставщика ООО «Энергостройсервис-ИСО» по договору теплоснабжения от 21.12.2009, срок действия которого истек 31.12.2010. ООО «Энергостройсервис-ИСО» осуществляет выработку теплоэнергии посредством угольной котельной, расположенной на режимной территории ФБУ «Вологодская воспитательная колония» Управления УФСИН РФ по Вологодской области в соответствии с государственным контрактом № 47 от 28.04.2009, заключенного между ФБУ «Вологодская воспитательная колония» и ООО «Энергостройсервис-ИСО» по результатам конкурса.

        07.12.2010 ООО «Аспект-В» обратилось к ООО «Энергостройсервис-ИСО» с заявкой о заключении договора теплоснабжения жилых домов д. Княгинино на 2011 год. В своем ответе от 07.12.2010 № 262 ООО «Энергостройсервис-ИСО» отказало  ООО «Аспект-В» в заключении нового договора, обосновав отказ вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и отсутствием в государственном контракте № 47 от 28.04.2009 обязанности  ООО «Энергостройсервис-ИСО» как «Исполнителя по снабжению теплом иных потребителей» и предложило обратиться ООО «Аспект-В» с заявкой о заключении договора к ФБУ «Вологодская воспитательная колония». 09.12.2010 ООО «Аспект-В» обратилось с заявкой о заключении договора теплоснабжения жилых домов д. Княгинино на 2011 год к ФБУ «Вологодская воспитательная колония», вместе с тем ООО «Аспект-В» в заключении договора было отказано с мотивировкой необходимости внесения изменений в государственный контракт № 47 от 28.04.2009 предусматривающих заключение прямых договоров теплоснабжения жилого фонда д. Княгинино между ООО «Энергостройсервис-ИСО» и  ООО «Аспект-В».

          ООО  «Энергостройсервис-ИСО»  в обосновании своих доводов по отказу в заключении договора теплоснабжения с ООО «Аспект-В» на 2011 год в письменных объяснениях и на заседании Комиссии пояснило, что согласно действующему контракту между  ФБУ «Вологодская воспитательная колония» и ООО  «Энергостройсервис-ИСО» общество обязуется по заданию ФБУ «Вологодская воспитательная колония» оказывать услуги по теплоснабжению только объектов государственного заказчика, техническому обслуживанию и текущему ремонту угольной котельной. Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» определяется порядок заключения договора поставки тепловой энергии, а именно данное положение Закона касается теплоснабжающих организаций обязанных заключать договоры поставки тепловой энергии, которые владеют на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, тогда как ООО  «Энергостройсервис-ИСО» угольная котельная с оборудованием и сетями в пользование не передана.  Также  ООО  «Энергостройсервис-ИСО» обосновывает свою позицию об отказе в заключении договора тем, что ООО «Аспект-В» не готово к отопительному сезону 2010-2011 г.г., так как по состоянию на 01.01.2011 имеет задолженность перед  ООО  «Энергостройсервис-ИСО» за полученную тепловую энергию за предыдущий отопительный сезон.

        ФБУ «Вологодская воспитательная колония» на заседании Комиссии пояснило, что между Учреждением и ООО  «Энергостройсервис-ИСО» 28.04.2009 года за № 47 на срок 5 лет заключен государственный контракт на оказание услуг по теплоснабжению объектов ФБУ «Вологодская воспитательная колония» УФСИН России по Вологодской области от угольной котельной, техническому обслуживанию угольной котельной, ее оборудования и сетей, текущего ремонта угольной котельной.   В соответствии с п. 3.3.1. Контракта государственный заказчик обязан передать угольную котельную с оборудованием, внутренними сетями ООО  «Энергостройсервис-ИСО» по акту приема-передачи на срок действия контракта. Вместе с тем, акт приема передачи имущества котельной и тепловых сетей в пользование ООО  «Энергостройсервис-ИСО» в Учреждении не имеется, ранее не составлялся.

         РЭК Вологодской области на заседании Комиссии пояснила, что в соответствии с постановлением РЭК Вологодской области от 10.12.2009 № 404 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 тариф на тепловую энергию отпускаемый  ООО «Энергостройсервис - ИСО». Указанный тариф утвержден для  ООО «Энергостройсервис - ИСО», как теплоснабжающей организации на основании заявления директора общества и прилагаемых к заявлению документов, в том числе государственного контракта. Для утверждения тарифа на 2011 год на отпускаемую тепловую энергию  ООО «Энергостройсервис - ИСО» не обращался, в связи, с чем продолжает свое действие тариф, утвержденный  ООО «Энергостройсервис - ИСО» на 2010 год. Также 19.09.2008 года ООО «Энергостройсервис - ИСО» обращалась в адрес РЭК Вологодской области с просьбой о выделении денежных средств на ликвидацию аварийной ситуации в котельной, устранение которой было необходимо для нормального обеспечения тепловой энергией потребителей п. Княгинино. 24.12.2008 года ООО  «Энергостройсервис - ИСО» обратилось в Региональную энергетическую комиссию с просьбой о выделении денежных средств в размере 417 122 -00 руб. на приобретение котлоагрегата «Нева» КВр-0,8 МВт на котельную по адресу д.

Княгинино Вологодского района. Постановлением РЭК Вологодской области от 25.12.2008 г. № 514 указанные денежные средства были выделены ООО  «Энергостройсервис - ИСО», как теплоснабжающей организации.

 

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает ООО «Энергостройсервис - ИСО» нарушившим п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 В соответствии с аналитическим отчетом № 8, составленным Вологодским УФАС России на основании проведенного анализа состояния конкуренции на рынке  тепловой энергии, а также Комиссией установлено, что ООО «Энергостройсервис - ИСО»  занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии (теплоснабжения) в границах расположения системы коммунальной инфраструктуры на территории деревни Княгинино Подлесного сельского поселения Вологодского района, в том числе по отношению  ООО «Аспект-В».

 В соответствии с положениями государственного контракта на оказание услуг по теплоснабжению объектов ФБУ «Вологодская воспитательная колония» УФСИН России по Вологодской области от угольной котельной, техническому обслуживанию угольной котельной, ее оборудования и сетей, текущего ремонта угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония», Учреждение обязалось передать угольную котельную с оборудованием, внутренними сетями ООО  «Энергостройсервис-ИСО» по акту приема-передачи на срок действия Контракта.

На основании поданной заявки ООО «Энергостройсервис - ИСО» на установление тарифа на тепловую энергию на 2010 год, вырабатываемую ООО «Энергостройсервис - ИСО» от угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония» для д. Княгинино Вологодского района (ООО «Аспект-В»), постановлением  РЭК Вологодской области 10.12.2009 № 404 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 тариф на тепловую энергию отпускаемый  ООО «Энергостройсервис - ИСО», как для теплоснабжающей организации.  Кроме того, согласно представленных РЭК Вологодской области документам, в своих заявках о выделении денежных средств на ремонт и покупку котла в котельную  ООО «Энергостройсервис - ИСО» позиционировало себя как теплоснабжающая организация, и денежные средства РЭК Вологодской области были выделены ООО «Энергостройсервис - ИСО» РЭК Вологодской области, как обществу, имеющему такой статус.

Между  ООО «Энергостройсервис - ИСО» и ООО «Аспект-В» 21.12.2009 на период действия до 31.12.2010 был заключен договор теплоснабжения. В соответствии с условиями договора ООО «Энергостройсервис - ИСО» отпускало ООО «Аспект-В» тепловую энергию в горячей воде от угольной котельной ФБУ «Вологодская воспитательная колония». ООО «Аспект-В» оплачивало полученную тепловую энергию по тарифам установленным РЭК Вологодской области для ООО «Энергостройсервис - ИСО» с 01.01.2010 года.

Доводы ООО «Энергостройсервис - ИСО» о неприменении к отношениям общества с ООО «Аспект-В» положений ч.3 ст.15 ФЗ «О теплоснабжении» являются несостоятельными ввиду наличия заключенного между ООО «Энергостройсервис - ИСО» и ФБУ «Вологодская воспитательная колония» государственного контракта на оказание услуг, а также фактической передачи ФБУ «Вологодская воспитательная колония» в эксплуатацию обществу основных средств, следовательно,  ООО «Энергостройсервис - ИСО» имеет статус  теплоснабжающей организации.

На основании ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от предоставления услуги при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.

 Таким образом, действия ООО «Энергостройсервис - ИСО» имеющего статус теплоснабжающей организации и выразившиеся в отказе заключения договора теплоснабжения  с ООО «Аспект-В» на 2011 год, нарушают п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                          

                                                             РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия ООО «Энергостройсервис - ИСО» выразившиеся в отказе заключения договора теплоснабжения  с ООО «Аспект-В» на 2011 год, нарушающими п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

      2.   Выдать предписание ООО «Энергостройсервис - ИСО» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства выразившегося в необоснованном отказе в заключении договора теплоснабжения на 2011 год с ООО «Аспект-В».

 Председатель Комиссии                                                               В.Т. Хлевчук 

 Члены Комиссии:                                                                          М.И. Докшин

                                                                                                                                                                                

                                                                                                      А.Б. Минаев 

                                                                                                      

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «Аспект-В»

ООО «Энергостройсервис-ИСО»

ФБУ «Вологодская воспитательная колония»

Управления ФСИН РФ по Вологодской области Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

[format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Аспект-В»

ООО «Энергостройсервис-ИСО»

ФБУ «Вологодская воспитательная колония»

Управления ФСИН РФ по Вологодской области Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-12 11:35:36 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-12 11:35:36 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )