Решение № 22-17/11

Дата публикации: 4 марта 2011, 03:00

 РЕШЕНИЕ № 22-17/11

                                                                                                                                    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2011 года

 

Полный текст решения изготовлен 1 марта 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Хлевчук В.Т. – председатель комиссии, зам. руководителя Управления;

Тихомирова Т.Б. – член комиссии, начальник отдела контроля органов государственной власти;

Осипов С.В. – член комиссии, начальник отдела контроля государственных закупок;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 22-17/11 по признакам нарушения Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                                                      

УСТАНОВИЛА:

В Управление  Федеральной антимонопольной службы  по  Вологодской  области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «МегаАрт» (далее – ООО «МегаАрт», Заявитель) на действия государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» (далее – ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Университет, Заказчик) при размещении заказа  путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования.

ООО «МегаАрт» считает незаконным требование заказчика ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» о предоставлении на все лабораторное оборудование санитарно-эпидемиологических заключений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается на приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 № 776, которым утвержден перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

Кроме того, по мнению ООО «МегаАрт» в один лот объединены товары технологически и функционально не связанные с товарами, поставка которых является предметом торгов, что является нарушением части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представитель ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» признал жалобу частично обоснованной.

На заседании Комиссии представитель Университета пояснил, что на лабораторное оборудование, указанное в разделе III «Техническое задание» наличие санитарно-эпидемиологических заключений не требуется. Вместе с тем, на такое оборудование, как электропечь СНОЛ 6/11-В, твердомер портативный ультразвуковой, психофизиологический анализатор, штангенциркуль, весы аналитические, индикатор рычажный ИРТ, микроскоп «Альтами 136», лаборатория основ машиностроения, лабораторный модуль «Промышленные датчики», характериограф, необходимо в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» наличие декларации о соответствии.

Также представитель Университета указал на то, что в аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования приняли участие три участника размещения заказа: ООО «Образовательные технологии», ООО «УралСтанКонтракт» и ООО «Сантехпром-Череповец». ООО «МегаАрт» свое желание участвовать в аукционе не заявляло.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

На основании части 2 статьи 34 Закона № 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

  Из пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.

ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» опубликовало на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лабораторного оборудования.

Предметом открытого аукциона в электронной форме согласно извещению является поставка лабораторного оборудования.

При этом в разделе III «Техническое задание» документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что все оборудование должно быть сертифицировано, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Частью 2 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке.

В силу положений статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое  заключение  -  документ,  удостоверяющий  соответствие или

несоответствие  санитарным  правилам факторов среды обитания, хозяйственной  и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, ... проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" утвержден перечень видов продукции, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений.

Вместе с тем, 18.06.2010 г. Комиссией Таможенного союза принято решение № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Решение ТС № 299). В рамках данного решения утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее – Единый перечень товаров).

В соответствии с Решением ТС № 299 и дальнейшими разъяснениями Роспотребнадзора (письмо от 02.07.2010 № 01/9848-0-32)  в санитарно-контрольных пунктах не требуется представлять санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельства о государственной регистрации на товары, вошедшие в Раздел 1 Единого перечня товаров, в том числе товары для детей (игры и игрушки), продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения.

Таким образом, требование Заказчика о наличии на все лабораторное оборудование санитарно-эпидемиологических заключений не правомерно, что не оспаривается представителем Университета на заседании комиссии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

  Глава 4 Закона № 184-ФЗ устанавливает формы подтверждения соответствия товара: добровольное подтверждение в форме добровольной сертификации и обязательное подтверждение соответствия в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации, подтвержденной сертификатом соответствия.

Согласно Единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, приборы электроизмерительные (код 4220) подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии.

         В связи с этим Заказчик вправе требовать от участника размещения заказа декларации о соответствии на поставляемую продукцию (лабораторное оборудование), которая входит в группу «Приборы электроизмерительные».

         Данный факт также не оспаривается представителем Университета на заседании комиссии.

  В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

         Таким образом, требование ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» в документации открытого аукциона в электронной форме о необходимости представления на все поставляемое оборудование санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия (декларации о соответствии) приводит к ограничению доступа к участию в торгах потенциальных участников размещения заказа, что является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  В силу положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

         Представитель Университета на заседании комиссии пояснил, что все лабораторное оборудование (всего 18 наименований), перечисленное в разделе III «Техническое задание» необходимо для проведения лабораторно-практических занятий по учебным дисциплинам.

         Довод Заявителя о том, что в один лот включена продукция (учебные пособия, учебные модели, лабораторное оборудование, приборы для измерений) технологически и функционально не связанная с товарами поставка которых является предметом торгов, не нашел своего подтверждения на заседании комиссии.

         При таких обстоятельствах, Комиссия приняла решение о прекращении в отношении ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»  производства по делу по части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         На момент заседания комиссии государственный контракт с победителем аукциона в электронной форме на поставку лабораторного оборудования не заключен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

РЕШИЛА:               

 

                                   1.     Признать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе аннулировать торги на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования.

 

Председатель Комиссии

_________________

 

        В.Т. Хлевчук

 

Члены Комиссии:

 

_________________

 

 

 

        Т.Б. Тихомирова

 

отсутствует

 

        С.В. Осипов

 

 

_________________

 

 

        В.А. Лукичева  

 

 

_________________

 

 

        В.И. Гасымова

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

                За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 5336 [uid] => 1 [title] => Решение № 22-17/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5336 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ № 22-17/11

                                                                                                                                    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2011 года

 

Полный текст решения изготовлен 1 марта 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Хлевчук В.Т. – председатель комиссии, зам. руководителя Управления;

Тихомирова Т.Б. – член комиссии, начальник отдела контроля органов государственной власти;

Осипов С.В. – член комиссии, начальник отдела контроля государственных закупок;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 22-17/11 по признакам нарушения Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                                                      

УСТАНОВИЛА:

В Управление  Федеральной антимонопольной службы  по  Вологодской  области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «МегаАрт» (далее – ООО «МегаАрт», Заявитель) на действия государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» (далее – ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Университет, Заказчик) при размещении заказа  путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования.

ООО «МегаАрт» считает незаконным требование заказчика ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» о предоставлении на все лабораторное оборудование санитарно-эпидемиологических заключений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается на приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 № 776, которым утвержден перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

Кроме того, по мнению ООО «МегаАрт» в один лот объединены товары технологически и функционально не связанные с товарами, поставка которых является предметом торгов, что является нарушением части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представитель ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» признал жалобу частично обоснованной.

На заседании Комиссии представитель Университета пояснил, что на лабораторное оборудование, указанное в разделе III «Техническое задание» наличие санитарно-эпидемиологических заключений не требуется. Вместе с тем, на такое оборудование, как электропечь СНОЛ 6/11-В, твердомер портативный ультразвуковой, психофизиологический анализатор, штангенциркуль, весы аналитические, индикатор рычажный ИРТ, микроскоп «Альтами 136», лаборатория основ машиностроения, лабораторный модуль «Промышленные датчики», характериограф, необходимо в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» наличие декларации о соответствии.

Также представитель Университета указал на то, что в аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования приняли участие три участника размещения заказа: ООО «Образовательные технологии», ООО «УралСтанКонтракт» и ООО «Сантехпром-Череповец». ООО «МегаАрт» свое желание участвовать в аукционе не заявляло.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

На основании части 2 статьи 34 Закона № 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

  Из пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.

ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» опубликовало на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лабораторного оборудования.

Предметом открытого аукциона в электронной форме согласно извещению является поставка лабораторного оборудования.

При этом в разделе III «Техническое задание» документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что все оборудование должно быть сертифицировано, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Частью 2 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке.

В силу положений статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое  заключение  -  документ,  удостоверяющий  соответствие или

несоответствие  санитарным  правилам факторов среды обитания, хозяйственной  и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, ... проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" утвержден перечень видов продукции, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений.

Вместе с тем, 18.06.2010 г. Комиссией Таможенного союза принято решение № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Решение ТС № 299). В рамках данного решения утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее – Единый перечень товаров).

В соответствии с Решением ТС № 299 и дальнейшими разъяснениями Роспотребнадзора (письмо от 02.07.2010 № 01/9848-0-32)  в санитарно-контрольных пунктах не требуется представлять санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельства о государственной регистрации на товары, вошедшие в Раздел 1 Единого перечня товаров, в том числе товары для детей (игры и игрушки), продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения.

Таким образом, требование Заказчика о наличии на все лабораторное оборудование санитарно-эпидемиологических заключений не правомерно, что не оспаривается представителем Университета на заседании комиссии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

  Глава 4 Закона № 184-ФЗ устанавливает формы подтверждения соответствия товара: добровольное подтверждение в форме добровольной сертификации и обязательное подтверждение соответствия в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации, подтвержденной сертификатом соответствия.

Согласно Единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, приборы электроизмерительные (код 4220) подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии.

         В связи с этим Заказчик вправе требовать от участника размещения заказа декларации о соответствии на поставляемую продукцию (лабораторное оборудование), которая входит в группу «Приборы электроизмерительные».

         Данный факт также не оспаривается представителем Университета на заседании комиссии.

  В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

         Таким образом, требование ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» в документации открытого аукциона в электронной форме о необходимости представления на все поставляемое оборудование санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия (декларации о соответствии) приводит к ограничению доступа к участию в торгах потенциальных участников размещения заказа, что является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  В силу положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

         Представитель Университета на заседании комиссии пояснил, что все лабораторное оборудование (всего 18 наименований), перечисленное в разделе III «Техническое задание» необходимо для проведения лабораторно-практических занятий по учебным дисциплинам.

         Довод Заявителя о том, что в один лот включена продукция (учебные пособия, учебные модели, лабораторное оборудование, приборы для измерений) технологически и функционально не связанная с товарами поставка которых является предметом торгов, не нашел своего подтверждения на заседании комиссии.

         При таких обстоятельствах, Комиссия приняла решение о прекращении в отношении ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»  производства по делу по части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         На момент заседания комиссии государственный контракт с победителем аукциона в электронной форме на поставку лабораторного оборудования не заключен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

РЕШИЛА:               

 

                                   1.     Признать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе аннулировать торги на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования.

 

Председатель Комиссии

_________________

 

        В.Т. Хлевчук

 

Члены Комиссии:

 

_________________

 

 

 

        Т.Б. Тихомирова

 

отсутствует

 

        С.В. Осипов

 

 

_________________

 

 

        В.А. Лукичева  

 

 

_________________

 

 

        В.И. Гасымова

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

                За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ № 22-17/11

                                                                                                                                    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2011 года

 

Полный текст решения изготовлен 1 марта 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Хлевчук В.Т. – председатель комиссии, зам. руководителя Управления;

Тихомирова Т.Б. – член комиссии, начальник отдела контроля органов государственной власти;

Осипов С.В. – член комиссии, начальник отдела контроля государственных закупок;

Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела  контроля органов государственной власти;

Гасымова В.И. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело № 22-17/11 по признакам нарушения Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                                                      

УСТАНОВИЛА:

В Управление  Федеральной антимонопольной службы  по  Вологодской  области  (далее – УФАС по Вологодской области, Управление) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «МегаАрт» (далее – ООО «МегаАрт», Заявитель) на действия государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» (далее – ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Университет, Заказчик) при размещении заказа  путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования.

ООО «МегаАрт» считает незаконным требование заказчика ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» о предоставлении на все лабораторное оборудование санитарно-эпидемиологических заключений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается на приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 № 776, которым утвержден перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

Кроме того, по мнению ООО «МегаАрт» в один лот объединены товары технологически и функционально не связанные с товарами, поставка которых является предметом торгов, что является нарушением части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представитель ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» признал жалобу частично обоснованной.

На заседании Комиссии представитель Университета пояснил, что на лабораторное оборудование, указанное в разделе III «Техническое задание» наличие санитарно-эпидемиологических заключений не требуется. Вместе с тем, на такое оборудование, как электропечь СНОЛ 6/11-В, твердомер портативный ультразвуковой, психофизиологический анализатор, штангенциркуль, весы аналитические, индикатор рычажный ИРТ, микроскоп «Альтами 136», лаборатория основ машиностроения, лабораторный модуль «Промышленные датчики», характериограф, необходимо в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» наличие декларации о соответствии.

Также представитель Университета указал на то, что в аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования приняли участие три участника размещения заказа: ООО «Образовательные технологии», ООО «УралСтанКонтракт» и ООО «Сантехпром-Череповец». ООО «МегаАрт» свое желание участвовать в аукционе не заявляло.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

На основании части 2 статьи 34 Закона № 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

  Из пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.

ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» опубликовало на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лабораторного оборудования.

Предметом открытого аукциона в электронной форме согласно извещению является поставка лабораторного оборудования.

При этом в разделе III «Техническое задание» документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что все оборудование должно быть сертифицировано, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Частью 2 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке.

В силу положений статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое  заключение  -  документ,  удостоверяющий  соответствие или

несоответствие  санитарным  правилам факторов среды обитания, хозяйственной  и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, ... проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" утвержден перечень видов продукции, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений.

Вместе с тем, 18.06.2010 г. Комиссией Таможенного союза принято решение № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Решение ТС № 299). В рамках данного решения утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее – Единый перечень товаров).

В соответствии с Решением ТС № 299 и дальнейшими разъяснениями Роспотребнадзора (письмо от 02.07.2010 № 01/9848-0-32)  в санитарно-контрольных пунктах не требуется представлять санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельства о государственной регистрации на товары, вошедшие в Раздел 1 Единого перечня товаров, в том числе товары для детей (игры и игрушки), продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения.

Таким образом, требование Заказчика о наличии на все лабораторное оборудование санитарно-эпидемиологических заключений не правомерно, что не оспаривается представителем Университета на заседании комиссии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

  Глава 4 Закона № 184-ФЗ устанавливает формы подтверждения соответствия товара: добровольное подтверждение в форме добровольной сертификации и обязательное подтверждение соответствия в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации, подтвержденной сертификатом соответствия.

Согласно Единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, приборы электроизмерительные (код 4220) подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии.

         В связи с этим Заказчик вправе требовать от участника размещения заказа декларации о соответствии на поставляемую продукцию (лабораторное оборудование), которая входит в группу «Приборы электроизмерительные».

         Данный факт также не оспаривается представителем Университета на заседании комиссии.

  В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

         Таким образом, требование ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» в документации открытого аукциона в электронной форме о необходимости представления на все поставляемое оборудование санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия (декларации о соответствии) приводит к ограничению доступа к участию в торгах потенциальных участников размещения заказа, что является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  В силу положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

         Представитель Университета на заседании комиссии пояснил, что все лабораторное оборудование (всего 18 наименований), перечисленное в разделе III «Техническое задание» необходимо для проведения лабораторно-практических занятий по учебным дисциплинам.

         Довод Заявителя о том, что в один лот включена продукция (учебные пособия, учебные модели, лабораторное оборудование, приборы для измерений) технологически и функционально не связанная с товарами поставка которых является предметом торгов, не нашел своего подтверждения на заседании комиссии.

         При таких обстоятельствах, Комиссия приняла решение о прекращении в отношении ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»  производства по делу по части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         На момент заседания комиссии государственный контракт с победителем аукциона в электронной форме на поставку лабораторного оборудования не заключен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

РЕШИЛА:               

 

                                   1.     Признать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. 

Выдать Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе аннулировать торги на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования.

 


Председатель Комиссии

_________________

 

        В.Т. Хлевчук

 

Члены Комиссии:

 

_________________

 

 

 

        Т.Б. Тихомирова

 

отсутствует

 

        С.В. Осипов

 

 

_________________

 

 

        В.А. Лукичева  

 

 

_________________

 

 

        В.И. Гасымова

 


 



 


 



 


 



 


 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

                За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «МегаАрт»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»

[format] => full_html [safe_value] =>

ООО «МегаАрт»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )