Решение № 729

Дата публикации: 13 ноября 2008, 03:00
ОАО «Северо-Западный Телеком»
 191186, г. Санкт-Петербург,
                                                                           ул. Гороховая, д.14/26
ЗАО  «Банк «Вологжанин»
160001, г. Вологда, ул.Батюшкова, 11
                                                          
 
 «     » ____________ 2008г.№_______                                   
                             
РЕШЕНИЕ № 729
   26 сентября 2008 г.                                                                                             г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сазонов А.И. – руководитель Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А.  – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля  – член Комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля - член Комиссии;
Скребков Н.В. – главный специалист – эксперт отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
Манойлова Н.Н. – специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
рассмотрев дело № 729по признакам нарушения ОАО «Северо-Западный Телеком» части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ЗАО «Банк «Вологжанин» (далее – Банк) на неправомерные действия ОАО «Северо-Западный Телеком» (далее ОАО «СЗТ»), выразившиеся в отказе заключать агентский договор с ЗАО «Банк «Вологжанин» на прием платежей от физических лиц за услуги связи на возмездной основе за счет вознаграждения банку от ОАО «Северо-Западный Телеком», что ставит Банк в неравные конкурентные условия по сравнению с другими Банками, оказывающими подобные услуги на территории Вологодской области.
На заседании Комиссии представитель Банка поддержала доводы, изложенные в заявлении и пояснила, что одним из видов деятельности Банка является деятельность, связанная с перечислением платежей от физических лиц за коммунальные услуги, и другие виды услуг, по договорам с соответствующими организациями. С 2004 года Банк неоднократно обращался в Вологодский филиал ОАО «СЗТ» о заключении агентского договора по приему платежей от физических лиц за услуги связи, но Банку на протяжении данного периода времени ОАО «СЗТ» необоснованно отказывал, несмотря на то, что такие договоры ОАО «СЗТ» были заключены с другими банками. С 2004 года Банк принимает платежи от физических лиц за услуги связи ОАО «СЗТ» без агентского договора с последним, но в таких случаях, обмен информацией между организациями не производится. Квитанции Банк в ОАО «СЗТ» не направляет, а хуже от этого становится только абоненту, т.к. свой счет ОАО «СЗТ» по поступлению денежных средств не отслеживает. В июле 2008 года ОАО «СЗТ» согласилось на заключение агентского договора с Банком при условии, что Банк будет оказывать услуги по сбору и перечислению платежей населения за услуги связи бесплатно. При этом ОАО «СЗТ» предложил Банку плату за проведение платежей получать с граждан, осуществляющих платежи, т.е. за комиссию. Банк с данными условиями не согласен. В том случае, если Банк заключит договор на условиях ОАО «СЗТ», то будут ущемлены интересы Банка, что приведет к неконкурентоспособности Банка, т.к. произойдет отток клиентов, в следствии чего, Банк понесет убытки и от других видов платежей, поступающих от населения. На сегодняшний день вопрос с ОАО «СЗТ» не урегулирован, и Банк продолжает проводить платежи от населения за услуги связи на счет ОАО «СЗТ» бесплатно, без договора. С начала 2008 года Банком принято платежей за услуги связи ОАО «СЗТ» от населения в сумме
3 156 268,96 руб. Все денежные средства были перечислены на счет ОАО «СЗТ». При расчете вознаграждения за данные услуги, составлявшим 2% как у Сбербанка по договору с ОАО «СЗТ», Банк рассчитал косвенные убытки в сумме 63 125,38 руб., причиненные действиями ОАО «СЗТ». В случае, если Банк во избежание убытков вынужден будет принимать платежи от абонентов ОАО «СЗТ» с уплатой комиссионного вознаграждения, то Банк окажется неконкурентоспособным по отношению к тем кредитным организациям, которые не взимают плату за проведение платежа с абонентов. Эту услугу данным кредитным организациям оплачивает ОАО «СЗТ». Таким образом, клиенты будут уплачивать услуги связи в других банках, следовательно, снизится 
объем иных платежей за коммунальные услуги, т.к. гораздо удобнее оплачивать все счета в одном месте. ОАО «СЗТ» на территории Вологодской области занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг связи и своими действиями влияет на финансовый рынок.
 
Представитель ОАО «СЗТ» на заседании комиссии пояснила, что не согласна с доводами представителя Банка, т.к. ОАО «СЗТ» не является
субъектом естественной монополии, и спорный договор между ОАО «СЗТ» и Банком не является публичным, соответственно его условия не обязательно должны быть одинаковыми для разных контрагентов. По агентскому договору величина вознаграждения, выплачиваемого Агенту Принципалом, не подлежит государственному регулированию. Таким образом, в данном случае действует принцип свободы договора, и его условия определяются по усмотрению сторон. Так, у ОАО «СЗТ» заключены агентские договоры на прием платежей от физических лиц за услуги связи с тремя банками на следующих условиях вознаграждения:
- ОАО «Промышленно-строительный банк» - 2% от суммы принятых платежей;
- ОАО «Севергазбанк» - 1% от суммы принятых платежей;
- ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» - 2% от суммы принятых платежей.
Данные агентские договоры заключены ОАО «СЗТ» в соответствии с гражданским законодательством, Приказом генерального директора ОАО «Северо-Западный Телеком» от 31.07.2006 № 312 –пр «Об утверждении и введении в действие Положения о заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи Региональными директорами – директорами филиалов ОАО «СЗТ» (далее – Положение), а также Письмом генерального директора ОАО «СЗТ» от 19.12.2007, где рекомендовано заключать агентские договора на прием платежей от абонентов в пользу ОАО «СЗТ» при обязательном условии взимания комиссионного вознаграждения агента за счет физического лица - абонента ОАО «СЗТ». Таким образом, агентский договор между банком и ОАО «СЗТ» считается возмездным, т.к. банк сможет получать вознаграждение с физических лиц. С нарушениями ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не согласна.
В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС был осуществлен правовой анализ представленных сторонами документов, заслушаны пояснения сторон и сделан соответствующий вывод:
Вологодский филиал ОАО «СЗТ» является обособленным подразделением юридического лица ОАО «СЗТ» (191186, г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая,14/26).
Основной деятельностью ОАО «СЗТ» является оказание услуг телефонной связи. Приказом Вологодского УФАС России от 16.07.2003 г. № 66 ОАО «СЗТ» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по услугам телефонной связи и сети проводного вещания с долей более 65 процентов в границах Вологодской области.
Анализ определения доминирующего положения ОАО «СЗТ» определяется Вологодским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». В соответствии с данным приказом определены:
- продуктовые границы товарного рынка –  агентские услуги, оказываемые Банком для ОАО «СЗТ», по приему денежных средств от физических лиц за услуги связи и перечислению их на расчетный счет ОАО «СЗТ»;
- субъекты рынка агентских услуг по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи: Банк, ОАО «Сбербанк», ОАО «Промстройбанк», ОАО «Севергазбанк», выступающие в качестве продавца товара, и ОАО «СЗТ», выступающий в качестве покупателя товара;
- географические границы рынка агентских услуг по приему и перечислению денежных средств лиц за услуги связи – территория Вологодской области;
- доминирующее положение ОАО «СЗТ» по отношению к Банку в качестве покупателя агентских услуг по приему и перечислению денежных средств физических лиц за услуги связи.
                При заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи ОАО «СЗТ» в своей деятельности руководствуется Приказом ОАО «СЗТ» от 31.07.2006 № 312пр «Об утверждении и введение в действие Положения о заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи Региональными директорами – директорами филиалов ОАО «СЗТ» (далее – Положение), Письмом генерального директора ОАО «СЗТ» «О порядке взимания комиссий при приеме платежей» от 19.12.2007 № 01-17/5757 (далее – Письмо), и гражданским законодательством.
                Во втором абзаце п.3.1.1. Положения установлено, что для коммерческих банков и иных кредитных организаций, коммерческих не кредитных организаций, некоммерческих организаций, осуществляющих прием платежей в наличной форме размер ставки агентского вознаграждения за прием платежей от физических лиц за услуги связи, оказываемые ОАО «СЗТ» (за исключением договоров с АК Сберегательный банк РФ, ФГУП «Почта России») составляет не более 1% от суммы принятых платежей. Согласно данному пункту Положения ОАО «СЗТ» должен заключать агентские договора на прием денежных средств от физических лиц за услуги связи с названными организациями, кроме ОАО «Сбербанка России» и ФГУП «Почта России» на возмездной основе, на условиях агентского вознаграждения, выплачиваемого ОАО «СЗТ» агенту в размере 1% от суммы принятых платежей.
                В Письме генеральный директор информирует директоров филиалов ОАО «СЗТ» о том, что с 01.11.2007 года все новые агентские договоры на прием платежей от абонентов – физических лиц в пользу ОАО «СЗТ» должны заключаться только на обязательных условиях взимания комиссии агента за счет плательщиков, т.е. абонентов ОАО «СЗТ». При этом, соответствующие изменения в Положение не внесены, а в Письме нет ссылки на основании какого документа сделаны соответствующие выводы.
                ОАО «СЗТ» на территории Вологодской области заключены три агентских договора с банками на прием платежей от физических лиц за услуги связи, где прослеживаются разные условия договора, касающиеся агентского вознаграждения:
- ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» - 2%;
- ОАО «Промышленно-строительный банк» - 2%;
- ОАО «Севергазбанк» - 1%.
                Таким образом, ОАО «СЗТ» занимает по отношению к Банку доминирующее положение в качестве покупателя агентских услуг по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи. Данный случай именуется монопсонией. В Современном экономическом словаре под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. монопсония – это монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов.
                В период с начала 2008 года и по настоящий момент Банк осуществляет прием платежей от физических лиц за услуги связи и перечисление их на расчетный счет ОАО «СЗТ» без агентского договора с ОАО «СЗТ» на соответствующий вид услуги. Так, за данный период времени Банком было принято от населения за услуги связи, оказываемые ОАО «СЗТ», и перечислено на расчетный счет ОАО «СЗТ» 3 156 268,96 руб. Размер вознаграждения, выплачиваемого ОАО «СЗТ» по договору для Банка мог бы составить 63 125,38 руб., из расчета 2% от суммы принятых платежей. Следовательно, действиями ОАО «СЗТ» с начала 2008 г. и по настоящий момент Банку были причинены косвенные убытки в сумме 63 125,38 руб.
Предложение ОАО «СЗТ» заключить с Банком агентский договор на прием платежей от физических лиц за услуги связи на условиях ОАО «СЗТ», по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке агентских услуг по приему и перечислению денежных средств за услуги связи, оказываемыми ОАО «СЗТ», создает для Банка дискриминационные условия, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
                Кроме того, действия ОАО «СЗТ», в части заключения агентского договора с Банком на условиях безвозмездности, могут создать препятствия для Банка для выхода на рынок агентских услуг по приему и перечислению денежных средств за услуги связи, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
                В соответствии со ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия), а именно:
-создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, ч. 1ст. 49 Федерального закона “О защите  конкуренции”, 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «Северо-Западный Телеком» нарушившим п.п 8, 9 части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Северо-Западный Телеком» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи, и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Провести административное расследование по факту нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Северо-Западный Телеком».
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                            А.И. Сазонов
Члены Комиссии:                                                                       А.А. Власов
                                                                                      М.И.Докшин  
                                                                                      Н.В.Скребков     
                                                                                      Н.Н. Манойлова
stdClass Object ( [vid] => 5253 [uid] => 1 [title] => Решение № 729 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5253 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320748616 [changed] => 1368703304 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703304 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
ОАО «Северо-Западный Телеком»
 191186, г. Санкт-Петербург,
                                                                           ул. Гороховая, д.14/26
ЗАО  «Банк «Вологжанин»
160001, г. Вологда, ул.Батюшкова, 11
                                                          
 
 «     » ____________ 2008г.№_______                                   
                             
РЕШЕНИЕ № 729
   26 сентября 2008 г.                                                                                             г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сазонов А.И. – руководитель Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А.  – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля  – член Комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля - член Комиссии;
Скребков Н.В. – главный специалист – эксперт отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
Манойлова Н.Н. – специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
рассмотрев дело № 729по признакам нарушения ОАО «Северо-Западный Телеком» части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ЗАО «Банк «Вологжанин» (далее – Банк) на неправомерные действия ОАО «Северо-Западный Телеком» (далее ОАО «СЗТ»), выразившиеся в отказе заключать агентский договор с ЗАО «Банк «Вологжанин» на прием платежей от физических лиц за услуги связи на возмездной основе за счет вознаграждения банку от ОАО «Северо-Западный Телеком», что ставит Банк в неравные конкурентные условия по сравнению с другими Банками, оказывающими подобные услуги на территории Вологодской области.
На заседании Комиссии представитель Банка поддержала доводы, изложенные в заявлении и пояснила, что одним из видов деятельности Банка является деятельность, связанная с перечислением платежей от физических лиц за коммунальные услуги, и другие виды услуг, по договорам с соответствующими организациями. С 2004 года Банк неоднократно обращался в Вологодский филиал ОАО «СЗТ» о заключении агентского договора по приему платежей от физических лиц за услуги связи, но Банку на протяжении данного периода времени ОАО «СЗТ» необоснованно отказывал, несмотря на то, что такие договоры ОАО «СЗТ» были заключены с другими банками. С 2004 года Банк принимает платежи от физических лиц за услуги связи ОАО «СЗТ» без агентского договора с последним, но в таких случаях, обмен информацией между организациями не производится. Квитанции Банк в ОАО «СЗТ» не направляет, а хуже от этого становится только абоненту, т.к. свой счет ОАО «СЗТ» по поступлению денежных средств не отслеживает. В июле 2008 года ОАО «СЗТ» согласилось на заключение агентского договора с Банком при условии, что Банк будет оказывать услуги по сбору и перечислению платежей населения за услуги связи бесплатно. При этом ОАО «СЗТ» предложил Банку плату за проведение платежей получать с граждан, осуществляющих платежи, т.е. за комиссию. Банк с данными условиями не согласен. В том случае, если Банк заключит договор на условиях ОАО «СЗТ», то будут ущемлены интересы Банка, что приведет к неконкурентоспособности Банка, т.к. произойдет отток клиентов, в следствии чего, Банк понесет убытки и от других видов платежей, поступающих от населения. На сегодняшний день вопрос с ОАО «СЗТ» не урегулирован, и Банк продолжает проводить платежи от населения за услуги связи на счет ОАО «СЗТ» бесплатно, без договора. С начала 2008 года Банком принято платежей за услуги связи ОАО «СЗТ» от населения в сумме
3 156 268,96 руб. Все денежные средства были перечислены на счет ОАО «СЗТ». При расчете вознаграждения за данные услуги, составлявшим 2% как у Сбербанка по договору с ОАО «СЗТ», Банк рассчитал косвенные убытки в сумме 63 125,38 руб., причиненные действиями ОАО «СЗТ». В случае, если Банк во избежание убытков вынужден будет принимать платежи от абонентов ОАО «СЗТ» с уплатой комиссионного вознаграждения, то Банк окажется неконкурентоспособным по отношению к тем кредитным организациям, которые не взимают плату за проведение платежа с абонентов. Эту услугу данным кредитным организациям оплачивает ОАО «СЗТ». Таким образом, клиенты будут уплачивать услуги связи в других банках, следовательно, снизится 
объем иных платежей за коммунальные услуги, т.к. гораздо удобнее оплачивать все счета в одном месте. ОАО «СЗТ» на территории Вологодской области занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг связи и своими действиями влияет на финансовый рынок.
 
Представитель ОАО «СЗТ» на заседании комиссии пояснила, что не согласна с доводами представителя Банка, т.к. ОАО «СЗТ» не является
субъектом естественной монополии, и спорный договор между ОАО «СЗТ» и Банком не является публичным, соответственно его условия не обязательно должны быть одинаковыми для разных контрагентов. По агентскому договору величина вознаграждения, выплачиваемого Агенту Принципалом, не подлежит государственному регулированию. Таким образом, в данном случае действует принцип свободы договора, и его условия определяются по усмотрению сторон. Так, у ОАО «СЗТ» заключены агентские договоры на прием платежей от физических лиц за услуги связи с тремя банками на следующих условиях вознаграждения:
- ОАО «Промышленно-строительный банк» - 2% от суммы принятых платежей;
- ОАО «Севергазбанк» - 1% от суммы принятых платежей;
- ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» - 2% от суммы принятых платежей.
Данные агентские договоры заключены ОАО «СЗТ» в соответствии с гражданским законодательством, Приказом генерального директора ОАО «Северо-Западный Телеком» от 31.07.2006 № 312 –пр «Об утверждении и введении в действие Положения о заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи Региональными директорами – директорами филиалов ОАО «СЗТ» (далее – Положение), а также Письмом генерального директора ОАО «СЗТ» от 19.12.2007, где рекомендовано заключать агентские договора на прием платежей от абонентов в пользу ОАО «СЗТ» при обязательном условии взимания комиссионного вознаграждения агента за счет физического лица - абонента ОАО «СЗТ». Таким образом, агентский договор между банком и ОАО «СЗТ» считается возмездным, т.к. банк сможет получать вознаграждение с физических лиц. С нарушениями ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не согласна.
В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС был осуществлен правовой анализ представленных сторонами документов, заслушаны пояснения сторон и сделан соответствующий вывод:
Вологодский филиал ОАО «СЗТ» является обособленным подразделением юридического лица ОАО «СЗТ» (191186, г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая,14/26).
Основной деятельностью ОАО «СЗТ» является оказание услуг телефонной связи. Приказом Вологодского УФАС России от 16.07.2003 г. № 66 ОАО «СЗТ» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по услугам телефонной связи и сети проводного вещания с долей более 65 процентов в границах Вологодской области.
Анализ определения доминирующего положения ОАО «СЗТ» определяется Вологодским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». В соответствии с данным приказом определены:
- продуктовые границы товарного рынка –  агентские услуги, оказываемые Банком для ОАО «СЗТ», по приему денежных средств от физических лиц за услуги связи и перечислению их на расчетный счет ОАО «СЗТ»;
- субъекты рынка агентских услуг по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи: Банк, ОАО «Сбербанк», ОАО «Промстройбанк», ОАО «Севергазбанк», выступающие в качестве продавца товара, и ОАО «СЗТ», выступающий в качестве покупателя товара;
- географические границы рынка агентских услуг по приему и перечислению денежных средств лиц за услуги связи – территория Вологодской области;
- доминирующее положение ОАО «СЗТ» по отношению к Банку в качестве покупателя агентских услуг по приему и перечислению денежных средств физических лиц за услуги связи.
                При заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи ОАО «СЗТ» в своей деятельности руководствуется Приказом ОАО «СЗТ» от 31.07.2006 № 312пр «Об утверждении и введение в действие Положения о заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи Региональными директорами – директорами филиалов ОАО «СЗТ» (далее – Положение), Письмом генерального директора ОАО «СЗТ» «О порядке взимания комиссий при приеме платежей» от 19.12.2007 № 01-17/5757 (далее – Письмо), и гражданским законодательством.
                Во втором абзаце п.3.1.1. Положения установлено, что для коммерческих банков и иных кредитных организаций, коммерческих не кредитных организаций, некоммерческих организаций, осуществляющих прием платежей в наличной форме размер ставки агентского вознаграждения за прием платежей от физических лиц за услуги связи, оказываемые ОАО «СЗТ» (за исключением договоров с АК Сберегательный банк РФ, ФГУП «Почта России») составляет не более 1% от суммы принятых платежей. Согласно данному пункту Положения ОАО «СЗТ» должен заключать агентские договора на прием денежных средств от физических лиц за услуги связи с названными организациями, кроме ОАО «Сбербанка России» и ФГУП «Почта России» на возмездной основе, на условиях агентского вознаграждения, выплачиваемого ОАО «СЗТ» агенту в размере 1% от суммы принятых платежей.
                В Письме генеральный директор информирует директоров филиалов ОАО «СЗТ» о том, что с 01.11.2007 года все новые агентские договоры на прием платежей от абонентов – физических лиц в пользу ОАО «СЗТ» должны заключаться только на обязательных условиях взимания комиссии агента за счет плательщиков, т.е. абонентов ОАО «СЗТ». При этом, соответствующие изменения в Положение не внесены, а в Письме нет ссылки на основании какого документа сделаны соответствующие выводы.
                ОАО «СЗТ» на территории Вологодской области заключены три агентских договора с банками на прием платежей от физических лиц за услуги связи, где прослеживаются разные условия договора, касающиеся агентского вознаграждения:
- ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» - 2%;
- ОАО «Промышленно-строительный банк» - 2%;
- ОАО «Севергазбанк» - 1%.
                Таким образом, ОАО «СЗТ» занимает по отношению к Банку доминирующее положение в качестве покупателя агентских услуг по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи. Данный случай именуется монопсонией. В Современном экономическом словаре под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. монопсония – это монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов.
                В период с начала 2008 года и по настоящий момент Банк осуществляет прием платежей от физических лиц за услуги связи и перечисление их на расчетный счет ОАО «СЗТ» без агентского договора с ОАО «СЗТ» на соответствующий вид услуги. Так, за данный период времени Банком было принято от населения за услуги связи, оказываемые ОАО «СЗТ», и перечислено на расчетный счет ОАО «СЗТ» 3 156 268,96 руб. Размер вознаграждения, выплачиваемого ОАО «СЗТ» по договору для Банка мог бы составить 63 125,38 руб., из расчета 2% от суммы принятых платежей. Следовательно, действиями ОАО «СЗТ» с начала 2008 г. и по настоящий момент Банку были причинены косвенные убытки в сумме 63 125,38 руб.
Предложение ОАО «СЗТ» заключить с Банком агентский договор на прием платежей от физических лиц за услуги связи на условиях ОАО «СЗТ», по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке агентских услуг по приему и перечислению денежных средств за услуги связи, оказываемыми ОАО «СЗТ», создает для Банка дискриминационные условия, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
                Кроме того, действия ОАО «СЗТ», в части заключения агентского договора с Банком на условиях безвозмездности, могут создать препятствия для Банка для выхода на рынок агентских услуг по приему и перечислению денежных средств за услуги связи, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
                В соответствии со ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия), а именно:
-создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, ч. 1ст. 49 Федерального закона “О защите  конкуренции”, 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «Северо-Западный Телеком» нарушившим п.п 8, 9 части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Северо-Западный Телеком» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи, и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Провести административное расследование по факту нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Северо-Западный Телеком».
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                            А.И. Сазонов
Члены Комиссии:                                                                       А.А. Власов
                                                                                      М.И.Докшин  
                                                                                      Н.В.Скребков     
                                                                                      Н.Н. Манойлова
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
ОАО «Северо-Западный Телеком»
 191186, г. Санкт-Петербург,
                                                                           ул. Гороховая, д.14/26
ЗАО  «Банк «Вологжанин»
160001, г. Вологда, ул.Батюшкова, 11
                                                          
 
 «     » ____________ 2008г.№_______                                   
                             
РЕШЕНИЕ № 729
   26 сентября 2008 г.                                                                                             г. Вологда
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сазонов А.И. – руководитель Управления - председатель Комиссии;
Власов А.А.  – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля  – член Комиссии;
Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля - член Комиссии;
Скребков Н.В. – главный специалист – эксперт отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий - член Комиссии;
Манойлова Н.Н. – специалист - эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля – член Комиссии;
рассмотрев дело № 729по признакам нарушения ОАО «Северо-Западный Телеком» части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ЗАО «Банк «Вологжанин» (далее – Банк) на неправомерные действия ОАО «Северо-Западный Телеком» (далее ОАО «СЗТ»), выразившиеся в отказе заключать агентский договор с ЗАО «Банк «Вологжанин» на прием платежей от физических лиц за услуги связи на возмездной основе за счет вознаграждения банку от ОАО «Северо-Западный Телеком», что ставит Банк в неравные конкурентные условия по сравнению с другими Банками, оказывающими подобные услуги на территории Вологодской области.
На заседании Комиссии представитель Банка поддержала доводы, изложенные в заявлении и пояснила, что одним из видов деятельности Банка является деятельность, связанная с перечислением платежей от физических лиц за коммунальные услуги, и другие виды услуг, по договорам с соответствующими организациями. С 2004 года Банк неоднократно обращался в Вологодский филиал ОАО «СЗТ» о заключении агентского договора по приему платежей от физических лиц за услуги связи, но Банку на протяжении данного периода времени ОАО «СЗТ» необоснованно отказывал, несмотря на то, что такие договоры ОАО «СЗТ» были заключены с другими банками. С 2004 года Банк принимает платежи от физических лиц за услуги связи ОАО «СЗТ» без агентского договора с последним, но в таких случаях, обмен информацией между организациями не производится. Квитанции Банк в ОАО «СЗТ» не направляет, а хуже от этого становится только абоненту, т.к. свой счет ОАО «СЗТ» по поступлению денежных средств не отслеживает. В июле 2008 года ОАО «СЗТ» согласилось на заключение агентского договора с Банком при условии, что Банк будет оказывать услуги по сбору и перечислению платежей населения за услуги связи бесплатно. При этом ОАО «СЗТ» предложил Банку плату за проведение платежей получать с граждан, осуществляющих платежи, т.е. за комиссию. Банк с данными условиями не согласен. В том случае, если Банк заключит договор на условиях ОАО «СЗТ», то будут ущемлены интересы Банка, что приведет к неконкурентоспособности Банка, т.к. произойдет отток клиентов, в следствии чего, Банк понесет убытки и от других видов платежей, поступающих от населения. На сегодняшний день вопрос с ОАО «СЗТ» не урегулирован, и Банк продолжает проводить платежи от населения за услуги связи на счет ОАО «СЗТ» бесплатно, без договора. С начала 2008 года Банком принято платежей за услуги связи ОАО «СЗТ» от населения в сумме
3 156 268,96 руб. Все денежные средства были перечислены на счет ОАО «СЗТ». При расчете вознаграждения за данные услуги, составлявшим 2% как у Сбербанка по договору с ОАО «СЗТ», Банк рассчитал косвенные убытки в сумме 63 125,38 руб., причиненные действиями ОАО «СЗТ». В случае, если Банк во избежание убытков вынужден будет принимать платежи от абонентов ОАО «СЗТ» с уплатой комиссионного вознаграждения, то Банк окажется неконкурентоспособным по отношению к тем кредитным организациям, которые не взимают плату за проведение платежа с абонентов. Эту услугу данным кредитным организациям оплачивает ОАО «СЗТ». Таким образом, клиенты будут уплачивать услуги связи в других банках, следовательно, снизится 
объем иных платежей за коммунальные услуги, т.к. гораздо удобнее оплачивать все счета в одном месте. ОАО «СЗТ» на территории Вологодской области занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг связи и своими действиями влияет на финансовый рынок.
 
Представитель ОАО «СЗТ» на заседании комиссии пояснила, что не согласна с доводами представителя Банка, т.к. ОАО «СЗТ» не является
субъектом естественной монополии, и спорный договор между ОАО «СЗТ» и Банком не является публичным, соответственно его условия не обязательно должны быть одинаковыми для разных контрагентов. По агентскому договору величина вознаграждения, выплачиваемого Агенту Принципалом, не подлежит государственному регулированию. Таким образом, в данном случае действует принцип свободы договора, и его условия определяются по усмотрению сторон. Так, у ОАО «СЗТ» заключены агентские договоры на прием платежей от физических лиц за услуги связи с тремя банками на следующих условиях вознаграждения:
- ОАО «Промышленно-строительный банк» - 2% от суммы принятых платежей;
- ОАО «Севергазбанк» - 1% от суммы принятых платежей;
- ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» - 2% от суммы принятых платежей.
Данные агентские договоры заключены ОАО «СЗТ» в соответствии с гражданским законодательством, Приказом генерального директора ОАО «Северо-Западный Телеком» от 31.07.2006 № 312 –пр «Об утверждении и введении в действие Положения о заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи Региональными директорами – директорами филиалов ОАО «СЗТ» (далее – Положение), а также Письмом генерального директора ОАО «СЗТ» от 19.12.2007, где рекомендовано заключать агентские договора на прием платежей от абонентов в пользу ОАО «СЗТ» при обязательном условии взимания комиссионного вознаграждения агента за счет физического лица - абонента ОАО «СЗТ». Таким образом, агентский договор между банком и ОАО «СЗТ» считается возмездным, т.к. банк сможет получать вознаграждение с физических лиц. С нарушениями ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не согласна.
В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС был осуществлен правовой анализ представленных сторонами документов, заслушаны пояснения сторон и сделан соответствующий вывод:
Вологодский филиал ОАО «СЗТ» является обособленным подразделением юридического лица ОАО «СЗТ» (191186, г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая,14/26).
Основной деятельностью ОАО «СЗТ» является оказание услуг телефонной связи. Приказом Вологодского УФАС России от 16.07.2003 г. № 66 ОАО «СЗТ» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по услугам телефонной связи и сети проводного вещания с долей более 65 процентов в границах Вологодской области.
Анализ определения доминирующего положения ОАО «СЗТ» определяется Вологодским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». В соответствии с данным приказом определены:
- продуктовые границы товарного рынка –  агентские услуги, оказываемые Банком для ОАО «СЗТ», по приему денежных средств от физических лиц за услуги связи и перечислению их на расчетный счет ОАО «СЗТ»;
- субъекты рынка агентских услуг по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи: Банк, ОАО «Сбербанк», ОАО «Промстройбанк», ОАО «Севергазбанк», выступающие в качестве продавца товара, и ОАО «СЗТ», выступающий в качестве покупателя товара;
- географические границы рынка агентских услуг по приему и перечислению денежных средств лиц за услуги связи – территория Вологодской области;
- доминирующее положение ОАО «СЗТ» по отношению к Банку в качестве покупателя агентских услуг по приему и перечислению денежных средств физических лиц за услуги связи.
                При заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи ОАО «СЗТ» в своей деятельности руководствуется Приказом ОАО «СЗТ» от 31.07.2006 № 312пр «Об утверждении и введение в действие Положения о заключении агентских договоров на прием платежей от физических лиц за услуги связи Региональными директорами – директорами филиалов ОАО «СЗТ» (далее – Положение), Письмом генерального директора ОАО «СЗТ» «О порядке взимания комиссий при приеме платежей» от 19.12.2007 № 01-17/5757 (далее – Письмо), и гражданским законодательством.
                Во втором абзаце п.3.1.1. Положения установлено, что для коммерческих банков и иных кредитных организаций, коммерческих не кредитных организаций, некоммерческих организаций, осуществляющих прием платежей в наличной форме размер ставки агентского вознаграждения за прием платежей от физических лиц за услуги связи, оказываемые ОАО «СЗТ» (за исключением договоров с АК Сберегательный банк РФ, ФГУП «Почта России») составляет не более 1% от суммы принятых платежей. Согласно данному пункту Положения ОАО «СЗТ» должен заключать агентские договора на прием денежных средств от физических лиц за услуги связи с названными организациями, кроме ОАО «Сбербанка России» и ФГУП «Почта России» на возмездной основе, на условиях агентского вознаграждения, выплачиваемого ОАО «СЗТ» агенту в размере 1% от суммы принятых платежей.
                В Письме генеральный директор информирует директоров филиалов ОАО «СЗТ» о том, что с 01.11.2007 года все новые агентские договоры на прием платежей от абонентов – физических лиц в пользу ОАО «СЗТ» должны заключаться только на обязательных условиях взимания комиссии агента за счет плательщиков, т.е. абонентов ОАО «СЗТ». При этом, соответствующие изменения в Положение не внесены, а в Письме нет ссылки на основании какого документа сделаны соответствующие выводы.
                ОАО «СЗТ» на территории Вологодской области заключены три агентских договора с банками на прием платежей от физических лиц за услуги связи, где прослеживаются разные условия договора, касающиеся агентского вознаграждения:
- ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» - 2%;
- ОАО «Промышленно-строительный банк» - 2%;
- ОАО «Севергазбанк» - 1%.
                Таким образом, ОАО «СЗТ» занимает по отношению к Банку доминирующее положение в качестве покупателя агентских услуг по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи. Данный случай именуется монопсонией. В Современном экономическом словаре под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. монопсония – это монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов.
                В период с начала 2008 года и по настоящий момент Банк осуществляет прием платежей от физических лиц за услуги связи и перечисление их на расчетный счет ОАО «СЗТ» без агентского договора с ОАО «СЗТ» на соответствующий вид услуги. Так, за данный период времени Банком было принято от населения за услуги связи, оказываемые ОАО «СЗТ», и перечислено на расчетный счет ОАО «СЗТ» 3 156 268,96 руб. Размер вознаграждения, выплачиваемого ОАО «СЗТ» по договору для Банка мог бы составить 63 125,38 руб., из расчета 2% от суммы принятых платежей. Следовательно, действиями ОАО «СЗТ» с начала 2008 г. и по настоящий момент Банку были причинены косвенные убытки в сумме 63 125,38 руб.
Предложение ОАО «СЗТ» заключить с Банком агентский договор на прием платежей от физических лиц за услуги связи на условиях ОАО «СЗТ», по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке агентских услуг по приему и перечислению денежных средств за услуги связи, оказываемыми ОАО «СЗТ», создает для Банка дискриминационные условия, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
                Кроме того, действия ОАО «СЗТ», в части заключения агентского договора с Банком на условиях безвозмездности, могут создать препятствия для Банка для выхода на рынок агентских услуг по приему и перечислению денежных средств за услуги связи, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
                В соответствии со ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия), а именно:
-создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, ч. 1ст. 49 Федерального закона “О защите  конкуренции”, 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «Северо-Западный Телеком» нарушившим п.п 8, 9 части первой ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Северо-Западный Телеком» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке по приему и перечислению денежных средств от физических лиц за услуги связи, и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Провести административное расследование по факту нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Северо-Западный Телеком».
 
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в установленный законом срок.
 
Председатель Комиссии                                                            А.И. Сазонов
Члены Комиссии:                                                                       А.А. Власов
                                                                                      М.И.Докшин  
                                                                                      Н.В.Скребков     
                                                                                      Н.Н. Манойлова
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ЗАО «Банк «Вологжанин» против ОАО «Северо-западный Телеком».

[format] => full_html [safe_value] =>

ЗАО «Банк «Вологжанин» против ОАО «Северо-западный Телеком».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-11-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-11-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320748616 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )