РЕШЕНИЕ № 5-2/306-16

Сфера деятельности: Контроль торгов
Номер дела: 5-2/306-16
Дата публикации: 26 декабря 2016, 19:18

22.12.2016 г. № 5219

 

Заказчик:

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Балтика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва)

162560, Вологодская обл, Шекснинский р-н, с/п Никольское, ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва, стр. 1

Почт. адрес: 162560, Вологодская обл, п. Шексна, а/я 43

тел. 8 (81751) 47720

факс 8 (81751) 47728

e-mail: baltzakup@mail.ru

 

Единая комиссия

 

Участник закупки:

Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области»

160025, г. Вологда, Московское шоссе, 40

тел./факс 8 (8172) 743230, 741911

e-mail: vologdaSpas@yandex.ru

 

РЕШЕНИЕ № 5-2/306-16

 

20 декабря 2016 г.                                                                                                      г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Осипов С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – начальник отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок, в котором Заказчик – ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва, в присутствии представителей:

от Заказчика – Салтыков А.Ю. по доверенности № 2/2016 от 19.12.2016, Смирнов А.В. по доверенности № 3/2016 от 19.12.2016;

от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» - Токанов А.В. по доверенности от 20.12.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» (далее – Заявитель) на действия единой комиссии при проведении запроса котировок № 0330100002316000020 на оказание услуг по обслуживанию профессиональными аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в котором Заказчик - ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва.

Жалоба Заявителя в части обжалования действий единой комиссии подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует решение об отклонении заявки БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области». Считает, что Заказчик включил незаконное требование о наличии свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с указанием вида аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные работы, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1). По мнению Заявителя, в виду того, что участник закупки не являются аварийно-спасательными формированиями (службами) Заказчика, участник запроса котировок может быть аттестован любой аттестационной комиссией, определенной приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102.

Представители Заказчика пояснили, что при формировании протокола рассмотрения заявок на участие в запросе котировок функционал ЕИС предусматривает отстранение участника закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе. В процессе формирования протокола была указана в соответствующих окнах ЕИС информация о соответствии заявок обоих участников запроса котировок, далее напротив заявки участника БУ Защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» была проставлена «галочка» о несоответствии участника. После формирования протокола функционал ЕИС автоматически отклонил заявку участника несоответствующего требованиям законодательства РФ с причиной «Не соответствие участника требованиям извещения/документации», стоит отметить что если при формировании протокола в ЕИС указывается в соответствующих окнах ЕИС информация о несоответствии заявки, то функционал ЕИС отклоняет заявку участника с причиной «Не соответствие заявки требованиям извещения/документации». Единая комиссия отклонила именно участника закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе при том, что БУ Защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» в составе заявки задекларировало соответствие требованиям ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, поднадзорно Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ). В соответствии с абз. 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

На сегодняшний день в отношении организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, по нарушению норм промышленной безопасности складывается определенная судебная практика. Суды приходят к выводу о том, что в действиях данных организаций усматривается нарушение требований пункта 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ в том случае, если заключены договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными аттестационной комиссией не федеральных органов исполнительной власти, а аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2015 года по делу № А56-38961/2015).

Порядок аттестации аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований определен постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя». Аварийно-спасательная служба (формирование), которая будет осуществлять обслуживание объектов заказчика, должна быть аттестована согласно п. 7 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091: Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102, определяет полномочия, права и обязанности постоянно действующих комиссий, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований). В соответствии с п. 6.1, п. 7.1 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций относится проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации или их представительства и филиалы, осуществляющие один или несколько видов деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие в указанных организациях собственных аварийно-спасательных служб (формирований) - в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации.

Аттестационная комиссия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеет полномочий по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) предусмотренных п. 6.1, п. 7.1 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации и пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации.

Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области» прошло аттестацию в аттестационной комиссии Правительства Вологодской области, которая является аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия комиссии определены п. 8  приказа МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102:

а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты*(3)), и органами местного самоуправления;

б) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ на территориях субъектов Российской Федерации;

в) аварийно-спасательных формирований, созданных общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении на территории субъектов Российской Федерации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), перечисленных в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта, а также спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до «спасатель первого класса» включительно.

Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не являются отдельным видом аварийно-спасательных работ, но входят в состав газоспасательных работ, который определен п. 1.3 методических рекомендаций по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ.

К основным газоспасательным работам относятся:

- поиск и спасение людей, оказание им помощи в непригодной для дыхания атмосфере;

- выполнение мероприятий по переводу оборудования в безопасный режим работы, остановка производственного процесса на опасном производственном объекте в условиях загазованной среды или концентрации кислорода менее 18 % объемных с применением ИСИЗ;

- выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварии и чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду химически опасных и взрывопожароопасных веществ;

- локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов;

- ведение химической разведки обстановки в зоне аварии;

- проведение дегазации зоны химического заражения.

Один и тот же по наименованию вид аварийно-спасательных работ в различных условиях может потребовать применения специфичных средств защиты, обладать специфичной технологией проведения, и даже отличным временем реагирования при аварии.

Таким образом, по утверждению Заказчика, АСС, АСФ, аттестованные, на газоспасательные работы на одном объекте, могут не обладать достаточными средствами защиты, структурой, численностью, оснащенностью, квалификацией спасателей для работы в условиях другого объекта, не обеспечивать установленное время прибытия на аварию. При этом никакой разницы между такими АСС, АСФ в свидетельстве об аттестации и аттестационном реестре нет.

Такой упрощенный подход к определению и указанию вида аварийно-спасательных работ может привести, в числе прочего, к тяжелым последствиям (травмированию и гибели спасателей) в случае привлечения АСС, АСФ к ликвидации аварий в условиях, отличных от заявленных при аттестации. При этом, имея аттестацию на общий для всех типов объектов вид аварийно-спасательных работ, АСС, АСФ могут предлагать услуги по обслуживанию опасных производственных объектов, эффективную защиту которых данное спасательное формирование на деле обеспечить не может.

Для решения данной проблемы целым рядом аттестационных комиссий сохранена, по мнению Заказчика, вполне обоснована существовавшая ранее практика уточнения вида аварийно-спасательных работ путем расшифровки того, в какой части эти работы могут выполняться. Тем самым, аттестационная комиссия документально ограничивает сферу деятельности АСС, АСФ только теми аварийно-спасательными работами, которые с учетом имеющихся возможностей и специфики спасатели могут реально выполнить.

Разлив нефти и нефтепродуктов является чрезвычайной ситуацией, соответственно, аварийно-спасательное формирование (служба) должно иметь лицензию и (или) быть аттестовано в установленном порядке на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Аттестовано должно быть аварийно-спасательное формирование (служба), а не отдельные спасатели (специалисты).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»): ЧС федерального значения - розлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов. В п. 1.5 Устава Заявителя может обеспечивать защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального значения (уровня), что не соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Заявитель вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, указанным в подпункте 2.4.1 пункта 2.4 Устава учреждения, а именно: поисково-спасательные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Оказывать услуги по проведению газоспасательных работ, работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, обслуживанию опасных производственных объектов Заявитель, по мнению Заказчика, не может в соответствии с Уставом учреждения.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, Заявитель не имеет соответствующей аттестации  на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в чрезвычайной ситуации, не имеет свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ выданного аттестационной комиссией федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных организаций), следовательно, не может обслуживать объекты, эксплуатируемые комбинатом.

Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика и Заявителя, пришла к следующему выводу.

05.12.2016 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0330100002316000020.

Способ определения исполнителя: запрос котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта: 215 334, 00 рублей.

Наименование объекта закупки: оказание услуг по обслуживанию профессиональными аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.12.2016 участник не соответствует требованиям извещения\документации. В обосновании причины отклонения указано «Не соответствует п. 4.1.1. технического задания на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях не в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1)».

В извещении о проведении запроса котировок установлено: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе указано: «К заявке прилагаются следующие документы:» «2. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные работы, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

В п. 4.1.1 раздела 4 «Требования к аварийно-спасательному формированию, привлекаемому для оказания услуг по обслуживанию потенциально опасных объектов», в том числе указано: «Наличие разрешительных документов:

- Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1). Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок, в том числе требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным, в том числе части 1 настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Заказчику и котировочной комиссии Заказчика на момент рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок стало известно о несоответствии Заявителя требованиям, указанным, в том числе п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Дата и время окончания подачи котировочных заявок 12.12.2016 11:00.

Жалоба Заявителя поступила в УФАС 14.12.2016 вход. № 6540.

На основании изложенного, жалоба БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» необоснованна.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» не.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

С.В. Осипов

 

 

А.А. Жирнов

 

Е.Д. Преснова

 

stdClass Object ( [vid] => 11843 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 5-2/306-16 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11843 [type] => solution [language] => ru [created] => 1482769144 [changed] => 1482769144 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1482769144 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

22.12.2016 г. № 5219

 

Заказчик:

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Балтика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва)

162560, Вологодская обл, Шекснинский р-н, с/п Никольское, ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва, стр. 1

Почт. адрес: 162560, Вологодская обл, п. Шексна, а/я 43

тел. 8 (81751) 47720

факс 8 (81751) 47728

e-mail: baltzakup@mail.ru

 

Единая комиссия

 

Участник закупки:

Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области»

160025, г. Вологда, Московское шоссе, 40

тел./факс 8 (8172) 743230, 741911

e-mail: vologdaSpas@yandex.ru

 

РЕШЕНИЕ № 5-2/306-16

 

20 декабря 2016 г.                                                                                                      г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Осипов С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – начальник отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок, в котором Заказчик – ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва, в присутствии представителей:

от Заказчика – Салтыков А.Ю. по доверенности № 2/2016 от 19.12.2016, Смирнов А.В. по доверенности № 3/2016 от 19.12.2016;

от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» - Токанов А.В. по доверенности от 20.12.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» (далее – Заявитель) на действия единой комиссии при проведении запроса котировок № 0330100002316000020 на оказание услуг по обслуживанию профессиональными аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в котором Заказчик - ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва.

Жалоба Заявителя в части обжалования действий единой комиссии подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует решение об отклонении заявки БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области». Считает, что Заказчик включил незаконное требование о наличии свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с указанием вида аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные работы, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1). По мнению Заявителя, в виду того, что участник закупки не являются аварийно-спасательными формированиями (службами) Заказчика, участник запроса котировок может быть аттестован любой аттестационной комиссией, определенной приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102.

Представители Заказчика пояснили, что при формировании протокола рассмотрения заявок на участие в запросе котировок функционал ЕИС предусматривает отстранение участника закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе. В процессе формирования протокола была указана в соответствующих окнах ЕИС информация о соответствии заявок обоих участников запроса котировок, далее напротив заявки участника БУ Защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» была проставлена «галочка» о несоответствии участника. После формирования протокола функционал ЕИС автоматически отклонил заявку участника несоответствующего требованиям законодательства РФ с причиной «Не соответствие участника требованиям извещения/документации», стоит отметить что если при формировании протокола в ЕИС указывается в соответствующих окнах ЕИС информация о несоответствии заявки, то функционал ЕИС отклоняет заявку участника с причиной «Не соответствие заявки требованиям извещения/документации». Единая комиссия отклонила именно участника закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе при том, что БУ Защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» в составе заявки задекларировало соответствие требованиям ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, поднадзорно Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ). В соответствии с абз. 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

На сегодняшний день в отношении организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, по нарушению норм промышленной безопасности складывается определенная судебная практика. Суды приходят к выводу о том, что в действиях данных организаций усматривается нарушение требований пункта 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ в том случае, если заключены договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными аттестационной комиссией не федеральных органов исполнительной власти, а аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2015 года по делу № А56-38961/2015).

Порядок аттестации аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований определен постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя». Аварийно-спасательная служба (формирование), которая будет осуществлять обслуживание объектов заказчика, должна быть аттестована согласно п. 7 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091: Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102, определяет полномочия, права и обязанности постоянно действующих комиссий, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований). В соответствии с п. 6.1, п. 7.1 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций относится проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации или их представительства и филиалы, осуществляющие один или несколько видов деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие в указанных организациях собственных аварийно-спасательных служб (формирований) - в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации.

Аттестационная комиссия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеет полномочий по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) предусмотренных п. 6.1, п. 7.1 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации и пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации.

Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области» прошло аттестацию в аттестационной комиссии Правительства Вологодской области, которая является аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия комиссии определены п. 8  приказа МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102:

а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты*(3)), и органами местного самоуправления;

б) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ на территориях субъектов Российской Федерации;

в) аварийно-спасательных формирований, созданных общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении на территории субъектов Российской Федерации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), перечисленных в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта, а также спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до «спасатель первого класса» включительно.

Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не являются отдельным видом аварийно-спасательных работ, но входят в состав газоспасательных работ, который определен п. 1.3 методических рекомендаций по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ.

К основным газоспасательным работам относятся:

- поиск и спасение людей, оказание им помощи в непригодной для дыхания атмосфере;

- выполнение мероприятий по переводу оборудования в безопасный режим работы, остановка производственного процесса на опасном производственном объекте в условиях загазованной среды или концентрации кислорода менее 18 % объемных с применением ИСИЗ;

- выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварии и чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду химически опасных и взрывопожароопасных веществ;

- локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов;

- ведение химической разведки обстановки в зоне аварии;

- проведение дегазации зоны химического заражения.

Один и тот же по наименованию вид аварийно-спасательных работ в различных условиях может потребовать применения специфичных средств защиты, обладать специфичной технологией проведения, и даже отличным временем реагирования при аварии.

Таким образом, по утверждению Заказчика, АСС, АСФ, аттестованные, на газоспасательные работы на одном объекте, могут не обладать достаточными средствами защиты, структурой, численностью, оснащенностью, квалификацией спасателей для работы в условиях другого объекта, не обеспечивать установленное время прибытия на аварию. При этом никакой разницы между такими АСС, АСФ в свидетельстве об аттестации и аттестационном реестре нет.

Такой упрощенный подход к определению и указанию вида аварийно-спасательных работ может привести, в числе прочего, к тяжелым последствиям (травмированию и гибели спасателей) в случае привлечения АСС, АСФ к ликвидации аварий в условиях, отличных от заявленных при аттестации. При этом, имея аттестацию на общий для всех типов объектов вид аварийно-спасательных работ, АСС, АСФ могут предлагать услуги по обслуживанию опасных производственных объектов, эффективную защиту которых данное спасательное формирование на деле обеспечить не может.

Для решения данной проблемы целым рядом аттестационных комиссий сохранена, по мнению Заказчика, вполне обоснована существовавшая ранее практика уточнения вида аварийно-спасательных работ путем расшифровки того, в какой части эти работы могут выполняться. Тем самым, аттестационная комиссия документально ограничивает сферу деятельности АСС, АСФ только теми аварийно-спасательными работами, которые с учетом имеющихся возможностей и специфики спасатели могут реально выполнить.

Разлив нефти и нефтепродуктов является чрезвычайной ситуацией, соответственно, аварийно-спасательное формирование (служба) должно иметь лицензию и (или) быть аттестовано в установленном порядке на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Аттестовано должно быть аварийно-спасательное формирование (служба), а не отдельные спасатели (специалисты).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»): ЧС федерального значения - розлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов. В п. 1.5 Устава Заявителя может обеспечивать защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального значения (уровня), что не соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Заявитель вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, указанным в подпункте 2.4.1 пункта 2.4 Устава учреждения, а именно: поисково-спасательные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Оказывать услуги по проведению газоспасательных работ, работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, обслуживанию опасных производственных объектов Заявитель, по мнению Заказчика, не может в соответствии с Уставом учреждения.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, Заявитель не имеет соответствующей аттестации  на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в чрезвычайной ситуации, не имеет свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ выданного аттестационной комиссией федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных организаций), следовательно, не может обслуживать объекты, эксплуатируемые комбинатом.

Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика и Заявителя, пришла к следующему выводу.

05.12.2016 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0330100002316000020.

Способ определения исполнителя: запрос котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта: 215 334, 00 рублей.

Наименование объекта закупки: оказание услуг по обслуживанию профессиональными аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.12.2016 участник не соответствует требованиям извещения\документации. В обосновании причины отклонения указано «Не соответствует п. 4.1.1. технического задания на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях не в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1)».

В извещении о проведении запроса котировок установлено: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе указано: «К заявке прилагаются следующие документы:» «2. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные работы, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

В п. 4.1.1 раздела 4 «Требования к аварийно-спасательному формированию, привлекаемому для оказания услуг по обслуживанию потенциально опасных объектов», в том числе указано: «Наличие разрешительных документов:

- Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1). Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок, в том числе требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным, в том числе части 1 настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Заказчику и котировочной комиссии Заказчика на момент рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок стало известно о несоответствии Заявителя требованиям, указанным, в том числе п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Дата и время окончания подачи котировочных заявок 12.12.2016 11:00.

Жалоба Заявителя поступила в УФАС 14.12.2016 вход. № 6540.

На основании изложенного, жалоба БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» необоснованна.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» не.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

С.В. Осипов

 

 

А.А. Жирнов

 

Е.Д. Преснова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

22.12.2016 г. № 5219

 

Заказчик:

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Балтика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва)

162560, Вологодская обл, Шекснинский р-н, с/п Никольское, ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва, стр. 1

Почт. адрес: 162560, Вологодская обл, п. Шексна, а/я 43

тел. 8 (81751) 47720

факс 8 (81751) 47728

e-mail: baltzakup@mail.ru

 

Единая комиссия

 

Участник закупки:

Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области»

160025, г. Вологда, Московское шоссе, 40

тел./факс 8 (8172) 743230, 741911

e-mail: vologdaSpas@yandex.ru

 

РЕШЕНИЕ № 5-2/306-16

 

20 декабря 2016 г.                                                                                                      г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Осипов С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – начальник отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок, в котором Заказчик – ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва, в присутствии представителей:

от Заказчика – Салтыков А.Ю. по доверенности № 2/2016 от 19.12.2016, Смирнов А.В. по доверенности № 3/2016 от 19.12.2016;

от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» - Токанов А.В. по доверенности от 20.12.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» (далее – Заявитель) на действия единой комиссии при проведении запроса котировок № 0330100002316000020 на оказание услуг по обслуживанию профессиональными аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в котором Заказчик - ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва.

Жалоба Заявителя в части обжалования действий единой комиссии подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует решение об отклонении заявки БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области». Считает, что Заказчик включил незаконное требование о наличии свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с указанием вида аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные работы, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1). По мнению Заявителя, в виду того, что участник закупки не являются аварийно-спасательными формированиями (службами) Заказчика, участник запроса котировок может быть аттестован любой аттестационной комиссией, определенной приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102.

Представители Заказчика пояснили, что при формировании протокола рассмотрения заявок на участие в запросе котировок функционал ЕИС предусматривает отстранение участника закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе. В процессе формирования протокола была указана в соответствующих окнах ЕИС информация о соответствии заявок обоих участников запроса котировок, далее напротив заявки участника БУ Защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» была проставлена «галочка» о несоответствии участника. После формирования протокола функционал ЕИС автоматически отклонил заявку участника несоответствующего требованиям законодательства РФ с причиной «Не соответствие участника требованиям извещения/документации», стоит отметить что если при формировании протокола в ЕИС указывается в соответствующих окнах ЕИС информация о несоответствии заявки, то функционал ЕИС отклоняет заявку участника с причиной «Не соответствие заявки требованиям извещения/документации». Единая комиссия отклонила именно участника закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе при том, что БУ Защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» в составе заявки задекларировало соответствие требованиям ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, поднадзорно Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ). В соответствии с абз. 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

На сегодняшний день в отношении организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, по нарушению норм промышленной безопасности складывается определенная судебная практика. Суды приходят к выводу о том, что в действиях данных организаций усматривается нарушение требований пункта 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ в том случае, если заключены договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными аттестационной комиссией не федеральных органов исполнительной власти, а аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2015 года по делу № А56-38961/2015).

Порядок аттестации аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований определен постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя». Аварийно-спасательная служба (формирование), которая будет осуществлять обслуживание объектов заказчика, должна быть аттестована согласно п. 7 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091: Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102, определяет полномочия, права и обязанности постоянно действующих комиссий, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований). В соответствии с п. 6.1, п. 7.1 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций относится проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации или их представительства и филиалы, осуществляющие один или несколько видов деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие в указанных организациях собственных аварийно-спасательных служб (формирований) - в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации.

Аттестационная комиссия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеет полномочий по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) предусмотренных п. 6.1, п. 7.1 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации и пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации.

Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области» прошло аттестацию в аттестационной комиссии Правительства Вологодской области, которая является аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия комиссии определены п. 8  приказа МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102:

а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты*(3)), и органами местного самоуправления;

б) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ на территориях субъектов Российской Федерации;

в) аварийно-спасательных формирований, созданных общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении на территории субъектов Российской Федерации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), перечисленных в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта, а также спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до «спасатель первого класса» включительно.

Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не являются отдельным видом аварийно-спасательных работ, но входят в состав газоспасательных работ, который определен п. 1.3 методических рекомендаций по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ.

К основным газоспасательным работам относятся:

- поиск и спасение людей, оказание им помощи в непригодной для дыхания атмосфере;

- выполнение мероприятий по переводу оборудования в безопасный режим работы, остановка производственного процесса на опасном производственном объекте в условиях загазованной среды или концентрации кислорода менее 18 % объемных с применением ИСИЗ;

- выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварии и чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду химически опасных и взрывопожароопасных веществ;

- локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов;

- ведение химической разведки обстановки в зоне аварии;

- проведение дегазации зоны химического заражения.

Один и тот же по наименованию вид аварийно-спасательных работ в различных условиях может потребовать применения специфичных средств защиты, обладать специфичной технологией проведения, и даже отличным временем реагирования при аварии.

Таким образом, по утверждению Заказчика, АСС, АСФ, аттестованные, на газоспасательные работы на одном объекте, могут не обладать достаточными средствами защиты, структурой, численностью, оснащенностью, квалификацией спасателей для работы в условиях другого объекта, не обеспечивать установленное время прибытия на аварию. При этом никакой разницы между такими АСС, АСФ в свидетельстве об аттестации и аттестационном реестре нет.

Такой упрощенный подход к определению и указанию вида аварийно-спасательных работ может привести, в числе прочего, к тяжелым последствиям (травмированию и гибели спасателей) в случае привлечения АСС, АСФ к ликвидации аварий в условиях, отличных от заявленных при аттестации. При этом, имея аттестацию на общий для всех типов объектов вид аварийно-спасательных работ, АСС, АСФ могут предлагать услуги по обслуживанию опасных производственных объектов, эффективную защиту которых данное спасательное формирование на деле обеспечить не может.

Для решения данной проблемы целым рядом аттестационных комиссий сохранена, по мнению Заказчика, вполне обоснована существовавшая ранее практика уточнения вида аварийно-спасательных работ путем расшифровки того, в какой части эти работы могут выполняться. Тем самым, аттестационная комиссия документально ограничивает сферу деятельности АСС, АСФ только теми аварийно-спасательными работами, которые с учетом имеющихся возможностей и специфики спасатели могут реально выполнить.

Разлив нефти и нефтепродуктов является чрезвычайной ситуацией, соответственно, аварийно-спасательное формирование (служба) должно иметь лицензию и (или) быть аттестовано в установленном порядке на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Аттестовано должно быть аварийно-спасательное формирование (служба), а не отдельные спасатели (специалисты).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»): ЧС федерального значения - розлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов. В п. 1.5 Устава Заявителя может обеспечивать защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального значения (уровня), что не соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Заявитель вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, указанным в подпункте 2.4.1 пункта 2.4 Устава учреждения, а именно: поисково-спасательные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Оказывать услуги по проведению газоспасательных работ, работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, обслуживанию опасных производственных объектов Заявитель, по мнению Заказчика, не может в соответствии с Уставом учреждения.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, Заявитель не имеет соответствующей аттестации  на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в чрезвычайной ситуации, не имеет свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ выданного аттестационной комиссией федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных организаций), следовательно, не может обслуживать объекты, эксплуатируемые комбинатом.

Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика и Заявителя, пришла к следующему выводу.

05.12.2016 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0330100002316000020.

Способ определения исполнителя: запрос котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта: 215 334, 00 рублей.

Наименование объекта закупки: оказание услуг по обслуживанию профессиональными аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.12.2016 участник не соответствует требованиям извещения\документации. В обосновании причины отклонения указано «Не соответствует п. 4.1.1. технического задания на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях не в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1)».

В извещении о проведении запроса котировок установлено: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе указано: «К заявке прилагаются следующие документы:» «2. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные работы, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

В п. 4.1.1 раздела 4 «Требования к аварийно-спасательному формированию, привлекаемому для оказания услуг по обслуживанию потенциально опасных объектов», в том числе указано: «Наличие разрешительных документов:

- Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1). Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок, в том числе требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным, в том числе части 1 настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Заказчику и котировочной комиссии Заказчика на момент рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок стало известно о несоответствии Заявителя требованиям, указанным, в том числе п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Дата и время окончания подачи котировочных заявок 12.12.2016 11:00.

Жалоба Заявителя поступила в УФАС 14.12.2016 вход. № 6540.

На основании изложенного, жалоба БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» необоснованна.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» не.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

С.В. Осипов

 

 

А.А. Жирнов

 

Е.Д. Преснова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5-2/306-16 [format] => [safe_value] => 5-2/306-16 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 38 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 38 [vid] => 6 [name] => Контроль торгов [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-12-26 16:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-12-26 16:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1482769144 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )